СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий открытия недели русского языка и литературы «Сперва аз да буки, потом другие науки»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой информационно - музыкальное мероприятие, предваряющее открытые уроки и внеклассную деятельность в рамках недели русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытия недели русского языка и литературы «Сперва аз да буки, потом другие науки»»

Сценарий открытия недели русского языка и литературы

«Сперва аз да буки, потом другие науки»


Цель:

провести информационно-музыкальное мероприятие, предваряющее открытые уроки и внеклассную деятельность в рамках недели русского языка и литературы






Оборудование:


  1. Стенды «Неделя русского языка и литературы» (тематические газеты и плакаты).

  2. Выставка книг (учебники и учебные пособия по русскому языку и литературе, различные словари, журналы, буклеты и др.)

  3. Воздушные шарики для игры-разминки «Шарики за ролики».

  4. Атрибуты для сцен: книги, глобус, диадема для Принцессы, указка, очки, шапка магистра для Профессора, перо, чернильница, листы с буквами русского алфавита (А-М), трубка и кепи для Шерлока Холмса, цилиндр, тросточка для Ватсона.

  5. Фонограммы (фанфары, песня «Школьная страна», музыка Дашкевича из к/ф. «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона).


































Звучат фанфары

Ведущий:

Здравствуйте, друзья! Мы рады сообщить Вам об открытии в нашей школе недели русского языка и литературы!


Выходят сказочные персонажи Принцесса и Профессор

Принцесса:

Предметная неделя это скучно,

Мы знаем все, ничем не удивить.

Быть может, будет лучше,

Предметную неделю отменить?

Профессор:

Как можно? Вы простите!

Тогда, быть может, жить без языка?

Зачем читать, писать учиться?

Зачем историю, географию нам знать?

Давайте отдыхать и веселиться,

Давайте в облаках летать!

Принцесса:

Нет, нет, постойте, уважаемый Профессор,

Что значит жить, существовать без языка?

Как нам общаться? Так неинтересно.

Я не согласна! Не согласна! Ни-ког-да!

Язык нам нужен и история нужна,

Без языка не будет мир так дружен,

Однако не доступны нам они, пока

Мы мир невежества и лени не разрушим!

Пускай гонцы разносят эту весь!

Мы начинаем праздник, дел не счесть!


Ну что ж, неплохо, всё хорошо идет,

Теперь представьте поскорей газету,

И расскажите нам, что будет? Что пройдет?

Позвольте путешествовать по свету!


Принцесса и Профессор рассматривают газеты и плакаты учащихся и оценивают


Неплохо вы сегодня постарались!

Но этого, поверьте, мало мне,

Хочу, чтоб сильно вы не расслаблялись,

И на неделе потрудились вы вдвойне!

Хочу, чтоб знали больше об истории!


По - ве – ле – ва - ю!


Во вторник всем беседы провести,

Узнать как можно больше о писателях, поэтах,

Перелистать все книги, словари,

И в просвещенье я не потерплю запретов!


А в среду грамотность пускай проверят срочно,

Мы должны знать, кто лучше, кто мудрей,

Определить всех знатоков МОГУЧЕГО,

Помощники пускай помогут поскорей.


Ораторы нужны нам в государстве,

Поэтому в четверг узнаем мы,

Кто лучший чтец в великом царстве,

Кто постоит за честь страны.


Профессор:

Но, но, спокойно! Разошлась ты, матушка!

Не уж-то ты надеешься найти

И умных, и начитанных, и знающих?

Уверен стопроцентно, нет таких!

Принцесса:

И не указывай! Я знаю, что я делаю!

Повелеваю отыскать!

И в пятницу проверку знаний сделаю,

Кто знает то, чего нельзя не знать.

Здесь будут конкурсы, брейн - ринги, викторины,

Здесь будет всё: и слезы радости, и смех.

Прошу вас, взвесьте, рассчитайте силы,

Вас впереди удача ждет, успех!


А дальше праздник ждёт вас и награды,

Вы слышите? Вам постараться надо!

Ждет путешествие в Великую Страну!


Принцесса и Профессор удаляются. Звучит фрагмент песни «Школьная страна».

Все участники выходят на сцену и садятся за школьные парты.

Как только прозвучит фрагмент, учащиеся выстраиваются по порядку на сцене.


Ведущий:

Знание языка, владение устным и письменным словом, конечно, имеет огромное значение в жизни для общества.

Недаром народная мудрость гласит:

1 чтец: Без грамматики не выучить и математики.

2 чтец: Учиться - всегда пригодится.

1 чтец. Что же такое грамота? В переводе с греческого - чтение и письмо. Слово грамотный имеет разные значения. Грамотный человек – человек, умеющий читать и писать. Грамотный специалист – обладающий необходимыми сведениями в определенной области деятельности. Грамотный чертеж – чертеж, выполненный со знанием дела. Грамотное сочинение – сочинение без грамматических и стилистических ошибок.

2 чтец. Народная мудрость гласит: «Сперва аз да буки, а потом другие науки». А что же такое аз, буки? (Это название первых букв славянского алфавита)

3 чтец. А как назывался славянский алфавит? (Кириллица). Кириллица лежит в основе русского и казахского алфавитов.


Чтецы по очереди поднимают буквы русского алфавита и произносят их древнее название


А – аз, т.е. я Б – буки, т.е. буква В – веди, т.е. знаю Г – глаголь, т.е. говори Д – добро

Е – есть Ж – животные З – земля Л – люди М - мыслить…

4 чтец. Ежегодно 24 мая в Болгарии отмечают праздник в честь Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий – древние византийские ученые. Более тысячи лет назад они составили славянский

алфавит.

5 чтец. Славянский алфавит за все время своего существования претерпевал изменения.

В начале 18 века Петр Первый провел реформу азбуки и упростил особо трудные по

написанию буквы. В 1918 году была новая реформа, и из алфавита исключили 5 букв.

Ведущий: Издавна говорят:

1 чтец: Азбука – к мудрости ступенька.

2 чтец: Продай кафтан, купи буквицу.

3 чтец: Аз, буки, веди страшат, как медведи.

4 чтец: Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.

5 чтец: Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

6 чтец: А вы знаете, как учили грамоте на Руси? Занятия в древнерусской школе шли от темна до темна. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один зубрил азбуку, второй читал «по складам», третий изучал «Часослов». Каждый свое читал вслух. Отвечал ученик перед учителем на коленях. Не справившиеся с заданием подвергались физическому наказанию.

Ведущий: Быть грамотным, т.е. уметь читать и писать, очень важно.

Перед Вами миниатюра Владимира Гончарова «О грамоте и больной ноге».

Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:

- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…

- Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот.

- Через неделю приходи, авось болезнь пройдет.

- Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.

- Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год.

Но без меня мое письмо никто не разберет.

Ведущий: А эту миниатюру создала современная школьная жизнь.

За столом 2 ученика

1 ученик: Ну почему ты, Мейрлан, учительницу не слушаешь? Сколько раз она тебе говорила: «Работай над почерком. Пиши разборчиво». А ты, как курица, царапаешь. Что ты в слове «дорога» написал – «а» или «о»?

2 ученик: О!

1 ученик: Ну вот! Опять учительница будет говорить, что я безграмотный, потому что у меня из-за твоего почерка еще одна ошибка будет!

Ведущий: Знание языка, владение словом очень влияет на качество нашего общения.

7 чтец: Я с ученицей был знаком:

Выписывая цифры,

Она водила языком,

Как обезьяна в цирке.

Нельзя об этом промолчать,

Ведь это очень грустно!

Нам дан язык, чтоб отвечать

Не письменно,

А устно!

Ведущий: Что значит «водить языком»? (Повторять)

А как называется это и подобное ему выражение? (Фразеологизмы)

Фразеологизмы помогают передать информация ярко, образно.

А сейчас предлагаем зрителям небольшую разминку


«Шарики за ролики»


Закончите фразу, написанную на шарике.

Участники берут заранее приготовленные воздушные шарики, на которых написаны выражения о языке, учении не полностью. Они раздают шарики зрителям в зале и предлагают закончить выражения

Примеры: Язык мой - …. (враг мой) Держать язык за….(зубами) Век живи, век….(учись) Ученье – свет, неученье - ….(тьма) Язык до Киева….(доведет) Учиться – всегда….(пригодится) Прикусить….(язык) Филькина….(грамота) и др.


Участники рассаживаются в зале


Ведущий: Умение владеть словом нужно в разных сферах человеческой деятельности…

И даже в этой…


Звучит музыка Дашкевича из к/ф «Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Из–за кулис выходят знаменитые герои рассказов Конан Дойля


Доктор Ватсон: Холмс, мне пришло странное письмо с предложением посетить пациента (показывает письмо).

Шерлок Холмс: Что же тут странного, Ватсон? Все доктора должны посещать своих пациентов, если они больны.

Доктор Ватсон: Да, но письмо без адреса! К кому ехать и, главное, куда, мне не ясно!

Шерлок Холмс: Что же написано в этом письме? Возможно, его содержание поможет нам узнать, кто нуждается в докторе.

Доктор Ватсон: (читает)

… Красавец в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

С душою прямо геттингенской…

Шерлок Холмс: Боюсь, Ватсон, путь к этому пациенту будет долгим, т.к. живет он не где - нибудь, а в далекой России.

Доктор Ватсон: Да с чего вы взяли?

Шерлок Холмс: Элементарно, Ватсон! У этого человека налицо все признаки заболевания, распространившегося по всей Европе в начале 19 века. Название этого недуга - романтизм, им заболели многие молодые люди по всему миру.

Доктор Ватсон: Да, но почему тогда именно Россия? Не Франция, не Англия, не Бельгия?

Шерлок Холмс: Элементарно, Ватсон! (берет письмо). Мне знаком этот слог. Четырехстопный ямб, смежная, опоясывающая рифма, «онегинская строфа» - все говорит о том, что это рука великого Пушкина. Так что «с душою прямо геттингенской» ваш пациент Владимир Ленский.

Доктор Ватсон: Действительно, элементарно!


Герои удаляются за кулисы под ту же музыку


Ведущий: Дорогие друзья! Неделя русского языка и литературы считается открытой!


Участники возвращаются на сцену


Вас ждут интересные уроки и внеклассные мероприятия наших педагогов. Мы надеемся, они вызовут у вас желание изучать русский язык, читать произведения русской литературы. На протяжении почти всего 20-го столетия русский язык был связующей нитью между многими народами.

И сейчас в нашем родном Казахстане русский язык не утратил своей объединяющий силы, ведь благодаря ему понимают друг друга узбеки и казахи, татары и чуваши, русские и немцы, чеченцы и корейцы, украинцы и молдаване и еще многие и многие, кто живет в нашей прекрасной стране.

1чтец. Стихотворение «Овладей русской речью». (И. Гришашвили)

2чтец. «Мой русский язык». (С. Данилов)

3чтец. «Два языка». (Т. Зумакулова)

4чтец. «Выучи русский язык».(С. Абдулла)