Сценарий открытия недели русского языка и литературы
«Сперва аз да буки, потом другие науки»
Цель:
провести информационно-музыкальное мероприятие, предваряющее открытые уроки и внеклассную деятельность в рамках недели русского языка и литературы
Оборудование:
Стенды «Неделя русского языка и литературы» (тематические газеты и плакаты).
Выставка книг (учебники и учебные пособия по русскому языку и литературе, различные словари, журналы, буклеты и др.)
Воздушные шарики для игры-разминки «Шарики за ролики».
Атрибуты для сцен: книги, глобус, диадема для Принцессы, указка, очки, шапка магистра для Профессора, перо, чернильница, листы с буквами русского алфавита (А-М), трубка и кепи для Шерлока Холмса, цилиндр, тросточка для Ватсона.
Фонограммы (фанфары, песня «Школьная страна», музыка Дашкевича из к/ф. «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона).
Звучат фанфары
Ведущий:
Здравствуйте, друзья! Мы рады сообщить Вам об открытии в нашей школе недели русского языка и литературы!
Выходят сказочные персонажи Принцесса и Профессор
Принцесса:
Предметная неделя это скучно,
Мы знаем все, ничем не удивить.
Быть может, будет лучше,
Предметную неделю отменить?
Профессор:
Как можно? Вы простите!
Тогда, быть может, жить без языка?
Зачем читать, писать учиться?
Зачем историю, географию нам знать?
Давайте отдыхать и веселиться,
Давайте в облаках летать!
Принцесса:
Нет, нет, постойте, уважаемый Профессор,
Что значит жить, существовать без языка?
Как нам общаться? Так неинтересно.
Я не согласна! Не согласна! Ни-ког-да!
Язык нам нужен и история нужна,
Без языка не будет мир так дружен,
Однако не доступны нам они, пока
Мы мир невежества и лени не разрушим!
Пускай гонцы разносят эту весь!
Мы начинаем праздник, дел не счесть!
Ну что ж, неплохо, всё хорошо идет,
Теперь представьте поскорей газету,
И расскажите нам, что будет? Что пройдет?
Позвольте путешествовать по свету!
Принцесса и Профессор рассматривают газеты и плакаты учащихся и оценивают
Неплохо вы сегодня постарались!
Но этого, поверьте, мало мне,
Хочу, чтоб сильно вы не расслаблялись,
И на неделе потрудились вы вдвойне!
Хочу, чтоб знали больше об истории!
По - ве – ле – ва - ю!
Во вторник всем беседы провести,
Узнать как можно больше о писателях, поэтах,
Перелистать все книги, словари,
И в просвещенье я не потерплю запретов!
А в среду грамотность пускай проверят срочно,
Мы должны знать, кто лучше, кто мудрей,
Определить всех знатоков МОГУЧЕГО,
Помощники пускай помогут поскорей.
Ораторы нужны нам в государстве,
Поэтому в четверг узнаем мы,
Кто лучший чтец в великом царстве,
Кто постоит за честь страны.
Профессор:
Но, но, спокойно! Разошлась ты, матушка!
Не уж-то ты надеешься найти
И умных, и начитанных, и знающих?
Уверен стопроцентно, нет таких!
Принцесса:
И не указывай! Я знаю, что я делаю!
Повелеваю отыскать!
И в пятницу проверку знаний сделаю,
Кто знает то, чего нельзя не знать.
Здесь будут конкурсы, брейн - ринги, викторины,
Здесь будет всё: и слезы радости, и смех.
Прошу вас, взвесьте, рассчитайте силы,
Вас впереди удача ждет, успех!
А дальше праздник ждёт вас и награды,
Вы слышите? Вам постараться надо!
Ждет путешествие в Великую Страну!
Принцесса и Профессор удаляются. Звучит фрагмент песни «Школьная страна».
Все участники выходят на сцену и садятся за школьные парты.
Как только прозвучит фрагмент, учащиеся выстраиваются по порядку на сцене.
Ведущий:
Знание языка, владение устным и письменным словом, конечно, имеет огромное значение в жизни для общества.
Недаром народная мудрость гласит:
1 чтец: Без грамматики не выучить и математики.
2 чтец: Учиться - всегда пригодится.
1 чтец. Что же такое грамота? В переводе с греческого - чтение и письмо. Слово грамотный имеет разные значения. Грамотный человек – человек, умеющий читать и писать. Грамотный специалист – обладающий необходимыми сведениями в определенной области деятельности. Грамотный чертеж – чертеж, выполненный со знанием дела. Грамотное сочинение – сочинение без грамматических и стилистических ошибок.
2 чтец. Народная мудрость гласит: «Сперва аз да буки, а потом другие науки». А что же такое аз, буки? (Это название первых букв славянского алфавита)
3 чтец. А как назывался славянский алфавит? (Кириллица). Кириллица лежит в основе русского и казахского алфавитов.
Чтецы по очереди поднимают буквы русского алфавита и произносят их древнее название
А – аз, т.е. я Б – буки, т.е. буква В – веди, т.е. знаю Г – глаголь, т.е. говори Д – добро
Е – есть Ж – животные З – земля Л – люди М - мыслить…
4 чтец. Ежегодно 24 мая в Болгарии отмечают праздник в честь Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий – древние византийские ученые. Более тысячи лет назад они составили славянский
алфавит.
5 чтец. Славянский алфавит за все время своего существования претерпевал изменения.
В начале 18 века Петр Первый провел реформу азбуки и упростил особо трудные по
написанию буквы. В 1918 году была новая реформа, и из алфавита исключили 5 букв.
Ведущий: Издавна говорят:
1 чтец: Азбука – к мудрости ступенька.
2 чтец: Продай кафтан, купи буквицу.
3 чтец: Аз, буки, веди страшат, как медведи.
4 чтец: Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.
5 чтец: Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
6 чтец: А вы знаете, как учили грамоте на Руси? Занятия в древнерусской школе шли от темна до темна. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один зубрил азбуку, второй читал «по складам», третий изучал «Часослов». Каждый свое читал вслух. Отвечал ученик перед учителем на коленях. Не справившиеся с заданием подвергались физическому наказанию.
Ведущий: Быть грамотным, т.е. уметь читать и писать, очень важно.
Перед Вами миниатюра Владимира Гончарова «О грамоте и больной ноге».
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
- Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот.
- Через неделю приходи, авось болезнь пройдет.
- Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
- Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год.
Но без меня мое письмо никто не разберет.
Ведущий: А эту миниатюру создала современная школьная жизнь.
За столом 2 ученика
1 ученик: Ну почему ты, Мейрлан, учительницу не слушаешь? Сколько раз она тебе говорила: «Работай над почерком. Пиши разборчиво». А ты, как курица, царапаешь. Что ты в слове «дорога» написал – «а» или «о»?
2 ученик: О!
1 ученик: Ну вот! Опять учительница будет говорить, что я безграмотный, потому что у меня из-за твоего почерка еще одна ошибка будет!
Ведущий: Знание языка, владение словом очень влияет на качество нашего общения.
7 чтец: Я с ученицей был знаком:
Выписывая цифры,
Она водила языком,
Как обезьяна в цирке.
Нельзя об этом промолчать,
Ведь это очень грустно!
Нам дан язык, чтоб отвечать
Не письменно,
А устно!
Ведущий: Что значит «водить языком»? (Повторять)
А как называется это и подобное ему выражение? (Фразеологизмы)
Фразеологизмы помогают передать информация ярко, образно.
А сейчас предлагаем зрителям небольшую разминку
«Шарики за ролики»
Закончите фразу, написанную на шарике.
Участники берут заранее приготовленные воздушные шарики, на которых написаны выражения о языке, учении не полностью. Они раздают шарики зрителям в зале и предлагают закончить выражения
Примеры: Язык мой - …. (враг мой) Держать язык за….(зубами) Век живи, век….(учись) Ученье – свет, неученье - ….(тьма) Язык до Киева….(доведет) Учиться – всегда….(пригодится) Прикусить….(язык) Филькина….(грамота) и др.
Участники рассаживаются в зале
Ведущий: Умение владеть словом нужно в разных сферах человеческой деятельности…
И даже в этой…
Звучит музыка Дашкевича из к/ф «Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Из–за кулис выходят знаменитые герои рассказов Конан Дойля
Доктор Ватсон: Холмс, мне пришло странное письмо с предложением посетить пациента (показывает письмо).
Шерлок Холмс: Что же тут странного, Ватсон? Все доктора должны посещать своих пациентов, если они больны.
Доктор Ватсон: Да, но письмо без адреса! К кому ехать и, главное, куда, мне не ясно!
Шерлок Холмс: Что же написано в этом письме? Возможно, его содержание поможет нам узнать, кто нуждается в докторе.
Доктор Ватсон: (читает)
… Красавец в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
С душою прямо геттингенской…
Шерлок Холмс: Боюсь, Ватсон, путь к этому пациенту будет долгим, т.к. живет он не где - нибудь, а в далекой России.
Доктор Ватсон: Да с чего вы взяли?
Шерлок Холмс: Элементарно, Ватсон! У этого человека налицо все признаки заболевания, распространившегося по всей Европе в начале 19 века. Название этого недуга - романтизм, им заболели многие молодые люди по всему миру.
Доктор Ватсон: Да, но почему тогда именно Россия? Не Франция, не Англия, не Бельгия?
Шерлок Холмс: Элементарно, Ватсон! (берет письмо). Мне знаком этот слог. Четырехстопный ямб, смежная, опоясывающая рифма, «онегинская строфа» - все говорит о том, что это рука великого Пушкина. Так что «с душою прямо геттингенской» ваш пациент Владимир Ленский.
Доктор Ватсон: Действительно, элементарно!
Герои удаляются за кулисы под ту же музыку
Ведущий: Дорогие друзья! Неделя русского языка и литературы считается открытой!
Участники возвращаются на сцену
Вас ждут интересные уроки и внеклассные мероприятия наших педагогов. Мы надеемся, они вызовут у вас желание изучать русский язык, читать произведения русской литературы. На протяжении почти всего 20-го столетия русский язык был связующей нитью между многими народами.
И сейчас в нашем родном Казахстане русский язык не утратил своей объединяющий силы, ведь благодаря ему понимают друг друга узбеки и казахи, татары и чуваши, русские и немцы, чеченцы и корейцы, украинцы и молдаване и еще многие и многие, кто живет в нашей прекрасной стране.
1чтец. Стихотворение «Овладей русской речью». (И. Гришашвили)
2чтец. «Мой русский язык». (С. Данилов)
3чтец. «Два языка». (Т. Зумакулова)
4чтец. «Выучи русский язык».(С. Абдулла)