СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для студентов 3 курса
Сценарий занятия
Организационный момент.
Добрый день! Кто дежурный в группе? (студент встает и представляется)
Обращаясь к дежурному – «Доложите об отсутствующих и готовность группы к занятию»
(дежурный докладывает о готовности группы к занятию, называет, кто из студентов отсутствует, если таковые имеются) Преподаватель делает отметку в журнале.
Мотивация занятия
Актуальность изучения темы - Актуальность проблемы заключается в чрезвычайно широком распространении воздушно- капельных инфекций, склонность к эпидемиям, широкая распространенность заболеваний вне зависимости от возраста и пола. Кроме того осложнения этих заболеваний нередко вызывают хронические заболевания.
Мотивационная характеристика темы. Знание темы необходимо для изучения воздушно-капельных инфекций, а также в практической работе медицинской сестры для осуществления сестринского процесса.
Демонстрация видеоролика « воздушно-капельные инфекции».
Обсуждение ролика.
Воздушно-капельные инфекции представляют из себя группу острых воспалительных заболеваний с поражением органов дыхания и других органов и тканей, определяющих их особенности.
Имеются следующие общие признаки, позволяющие объединить эти заболевания в одну группу: 1) воздушно-капельный механизм заражения; 2) выраженные местные изменения, сочетающиеся с общими проявлениями; 3) склонность к эпидемиям; 4) широкая распространенность заболеваний вне зависимости от возраста и пола 5) входными воротами являются верхние дыхательные пути, в которых локализуются местные изменения;
6) наблюдается выраженный токсикоз как проявление токсемии;
7) болеют чаще дети, хотя возможно развитие заболеваний и у взрослых;
8) отмечается сезонность в возникновении заболеваний, которые чаще встречаются в осенне-зимний период.
Среди данных заболеваний особенно актуальными являются острые респираторные вирусные инфекции (грипп, парагрипп, аденовирусная и другие инфекции) и бактериальные инфекции (дифтерия, менингококковая инфекция и другие).
Итак, мы с вами подошли к вопросу какими компетенциями должен обладать медицинский работник при уходе за пациентом с воздушно-капельными инфекциями:
1.Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. |
2. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода. |
3. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий. |
4. Соблюдать санитарно-противоэпидемический режим. |
|
А какие личностные качества должны быть у медицинской сестры?
милосердие, чувство ответственности, терпения к пациенту при выполнении манипуляций
чуткость, внимание, умение быстро и квалифицированно оказывать помощь в неотложных ситуациях
бережное отношение к чувствам больных и их родственникам
Давайте попробуем сформулировать цели нашего занятия.
Чему мы сегодня должны научиться, какие качества воспитать, какие качества развить у себя.
(- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
-осуществлять сестринский уход за пациентом с воздушно-капельными инфекциями;
- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
- осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первично-санитарной помощи и в условиях стационара;
- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
-проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
- вести утвержденную документацию).
Запишите себе в тетрадь цели нашего занятия. В конце урока мы к ним вернемся и увидим чего мы достигли на занятии.
Я надеюсь, что наш урок пройдет в дружественной атмосфере, на сегодня у нас запланировано проверка как вы подготовились теоретически к занятию, также проверка домашнего задания, решение ситуационных задач и отработка практических навыков. Итак, начнем.
Я предлагаю вам выполнить небольшое тестовое задание из 15 вопросов. Время на выполнение задания 15 мин, время на обсуждение 5 мин.
Контроль исходного уровня знаний
Тестовое задание
Вариант 1
1.Установите соответствие:
Между формами дифтерии и их клиническими проявлениями
1.Токсическая форма дифтерии ротоглотки | А)Налеты, отек ротоглотки Б)Отек подкожной клетчатки шеи В)Налет на миндалинах, дужках, мягком небе Г)Лимфаденит |
2. Допишите предложения:
1.Карантин при менингококковой инфекции накладывается на … дней.
2.Специфическая профилактика гриппа проводится ….
3.Возбудитель инфекционного мононуклеоза ….
4.Лечебное введение сывороток называется ….
3. ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ СИМПТОМОВ ПРИ ГРИППЕ НАБЛЮДАЕТСЯ:
А) сыпь
Б) гиперемия и зернистость мягкого неба *
В) лимфоаденопатия
Г) увеличение селезенки
Д) диспепсические расстройства
4. УКАЖИТЕ НЕПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ. КЛИНИЧЕСКИМИ СИМПТОМАМИ ГРИППА ЯВЛЯЮТСЯ:
А) лихорадка до 5 дней
Б) острый тонзиллит *
В) выраженный интоксикационный синдром
Г) гиперемия лица
Д) гиперемия и зернистость слизистой ротоглотки
5. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЛИХОРАДКИ ПРИ ГРИППЕ ЧАЩЕ ВСЕГО СОСТАВЛЯЕТ:
А) 1-3 дня
Б) 2-4 дня
В) 3-5 дней *
Г) 1-7 дней
Д) до 10 дней
6. УКАЖИТЕ НЕПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ.
А) грипп начинается с явлений общей интоксикации
Б) лихорадочный период при гриппе не превышает шести дней
В) при продолжительности лихорадки более 5 суток диагноз гриппа вызывает сомнение
Г) грипп часто начинается с катаральных явлений *
Д) двухволновая лихорадки при гриппе часто обусловлена присоединением осложнений
7. НАЛИЧИЕ УКАЗАННОГО СИМПТОМА ПОЗВОЛЯЕТ ИСКЛЮЧИТЬ ДИАГНОЗ ГРИППА:
А) головная боль
Б) головная боль с рвотой
В) менингеальный синдром
Г) дыхательная недостаточность
Д) повторный жидкий стул *
8. ПРИ ГРИППЕ:
А) лечение предпочтительней проводить в условиях стационара
Б) в тяжелых случаях следует назначать антибиотики широкого спектра действия
В) всем больным следует назначать аспирин
Г) антимикробная терапия показана только в осложненных случаях *
Д) с целью профилактики бактериальных осложнений показано применение ремантадина
9. ИЗ ОРВИ НАИБОЛЕЕ МАССОВЫМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ:
А) аденовирусная инфекция
Б) грипп *
В) микоплазменная инфекция
Г) парагрипп
Д) риновирусная инфекция
10. ВЕДУЩИМ СИНДРОМОМ ПОРАЖЕНИЯ ПРИ ПАРАГРИППЕ ЯВЛЯЕТСЯ:
А) фарингит
Б) ринит
В) ларингит *
Г) трахеобронхит
Д) пневмония
11. ДЛЯ АДЕНОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ ХАРАКТЕРНЫМ СИНДРОМОМ ЯВЛЯЕТСЯ:
А) фарингит *
Б) бронхит
В) бронхиолит
Г) ларингит
Д) трахеит
12. БРОНХИ, БРОНХИОЛЫ И ЛЕГКИЕ ПОРАЖАЮТСЯ ЧАЩЕ ПРИ:
А) гриппе
Б) парагриппе
В) аденовирусной инфекции
Г) респираторно-синцитиальной инфекции *
Д) риновирусной инфекции
13.Дайте характеристику дифтерии:
а) возбудитель;
б) путь заражения;
в) местные изменения
г) наиболее частая локализация
ответ
а) дифтеритическая коринебактерия;
б) воздушно-капельный;
в) фибринозные пленки, язвенные дефекты, некроз
г) миндалины, зев
14. Локализованная форма дифтерии – назофарингит.(___)
15. «Визитная карточка» аденовирусной инфекции – конъюнктивит (___).
Тестовое задание
Вариант 2
1.Частое осложнение ОРВИ - пневмония.
2. Генерализованная форма менингококковой инфекции – менингоэнцефалит.
3. Установите соответствие:
Между заболеваниями и их клиническими проявлениями
1.Менингококковый назофарингит | А)Фибринозный налет на миндалинах Б)Насморк В)Лающий кашель Г)Першение в горле |
4. Допишите предложения:
1.Карантин при дифтерии накладывается на … дней.
2.Визитная карточка АДВИ ….
3. При инфекционном мононуклеозе в крови появляются атипичные клетки….
4. При менингококкцемии на коже появляется …. сыпь.
5. БРОНХИ, БРОНХИОЛЫ И ЛЕГКИЕ ПОРАЖАЮТСЯ ЧАЩЕ ПРИ:
А) гриппе
Б) парагриппе
В) аденовирусной инфекции
Г) респираторно-синцитиальной инфекции *
Д) риновирусной инфекции
6. УКАЖИТЕ НЕПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ:
А) менингококк является грамотрицательным диплококком
Б) менингококк не устойчив в окружающей среде
В) источником инфекции при менингококковой инфекции являются больные и носители менингококка
Г) заражение менингококковой инфекцией возможно половым путем *
Д) заражение менингококковой инфекцией происходит воздушно-капельным путем
7. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ:
А) заражение менингококковой инфекцией возможно через предметы обихода
Б) максимальная заболеваемость менингококковой инфекцией наблюдается в осенние месяцы
В) менингококк является грамположительным диплококком
Г) менингококковой инфекцией болеют преимущественно дети *
Д) менингококк продуцирует сильный экзотоксин
8. СЕЗОННОСТЬ ПРИ МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИИ:
А) осенне-зимняя
Б) зимне-весенняя *
В) весенне-летняя
Г) летне-осенняя
Д) отсутствует
9. ВЕДУЩЕЕ ЗВЕНО ПАТОГЕНЕЗА ПРИ МЕНИНГОКОККЦЕМИИ:
А) обезвоживание
Б) отек мозга
В) поражение сосудов *
Г) поражение почек
Д) поражение миокарда
10. ПРИ МЕНИНГОКОККЦЕМИИ:
А) наблюдается полиаденопатия
Б) частым осложнением является эндокардит
В) характерно формирование множественных пиемических очагов
Г) наиболее тяжелым осложнением является миокардит
Д) наиболее тяжелым осложнением является инфекционно-токсический шок *
11. НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЙ ПРИЗНАК МЕНИНГОКОККЦЕМИИ:
А) бледность кожных покровов
Б) геморрагическая звездчатая сыпь *
В) менингеальный синдром
Г) полиартрит
Д) гепатолиенальный синдром
12. НАИБОЛЕЕ ЧАСТАЯ ГЕНЕРАЛИЗОВАННАЯ ФОРМА МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИИ:
А) менингококкцемия острая
Б) менингококкцемия хроническая
В) менингит
Г) менингоэнцефалит
Д) смешанная *
13. ПРИ МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИИ:
А) характерна этапность высыпания сыпи (лицо, туловище, конечности)
Б) на 1-2-й день болезни появляется геморрагическая сыпь *
В) сыпь чаще появляется на 3-4-й день болезни
Г) наиболее типична розеолезная и розеолезно-папулезная сыпь
Д) в типичных случаях элементы сыпи имеют правильную форму и возвышаются над поверхностью кожи
14. НАИБОЛЕЕ ШИРОКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ МЕНИНГОКОККОВЫМ МЕНИНГИТОМ ИМЕЕТ:
А) стрептомицин
Б) тетрациклин
В) пенициллин *
Г) левомицетин
Д) рифампицин
15. УКАЖИТЕ НЕПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ О ПАТОГЕНЕЗЕ ДИФТЕРИИ:
А) основная роль в патогенезе болезни принадлежит действию экзотоксина
Б) на слизистой оболочке и кожных покровах в месте внедрения возбудителя образуется фибринозная пленка
В) поражения сердца и нервной системы, обусловленные токсином, определяют тяжесть течения болезни
Г) важным звеном патогенеза является бактериемия *
Д) в результате перенесенной болезни формируется антитоксический иммунитет
Критерии оценивания теста
«5» - все ответы правильные или имеются 2 ошибки
«4» - в ответах имеются 3- 4 ошибки
«3» - в ответах имеются 5-6 ошибок
«2» - в ответах имеются 7 и более ошибок
2. Демонстрация и обсуждение домашнего задания
(Презентации: «Воздушно-капельные инфекции», «Особо-опасные воздушно-капельные инфекции», «Осложнения воздушно-капельных инфекций»).
3. Мозговой штурм.
Студенты делятся на три группы. Каждой группе предлагается ответить на 5 вопросов. При оценке учитывается быстрота и правильность ответов. Из остальных студентов, не участвующих в штурме, выбирается один, считающий на доске баллы 1 правильный ответ – 1 балл
Вопросы:
Для первой группы
Гортань – орган пищеварения.
При гриппе выражен симптом интоксикации.
Менингит – это воспаление ткани головного мозга.
Геморрагическая сыпь исчезает при надавливании.
«Визитная карточка» аденовирусной инфекции – конъюнктивит.
Специфическое лечение дифтерии проводится противодифтерийной вакциной.
Для второй группы
Парагрипп отличается острым началом.
Больных инфекционным мононуклеозом обследуют на ВИЧ-инфекцию.
Локализованная форма дифтерии – назофарингит.
Частое осложнение ОРВИ - пневмония.
Генерализованная форма менингококковой инфекции – менингоэнцефалит.
Инфекционный мононуклеоз может передаваться через поцелуй.
Для третьей группы
Вакцинация при гриппе плановая.
Аденовирусная инфекция относится к зоонозам.
Вакцинация при дифтерии плановая.
Отек шейной клетчатки развивается при распространенной форме дифтерии.
При менингококкцемии сыпь розеолезно-папулезная.
Наиболее часто встречается дифтерия трахеи.
А теперь давайте немного поиграем в морской бой
морской бой
Распределите предложенные препараты по группам УПАКОВКИ ОТ ПРЕПАРАТОВ РАСПРЕДЕЛИТЬ
Антигистаминные препараты 1. 2. 3. | Гормональные препараты 1. 2. 3. |
Антибактериальные препараты 1. 2. 3. | Спазмолитики 1. 2. 3. |
Противовирусные препараты 1. 2. 3. | Муколитики 1. 2. 3. |
Жаропонижающие препараты 1. 2. 3. | Витамины 1. 2. 3. |
Мочегонные препараты 1. 2. 3. | Дезинтоксикационные средства 1. 2. 3. |
РЕФЛЕКСИЯ
Прием «Смайлик». Суть его заключается в том, что учитель в начале урока раздает ребятам изображение мордашки человека, но без черт лица. Задача студентов нарисовать на лице те эмоции, которые характерны для них в настоящий момент времени. Для упрощения можно применять готовые смайлики, и студенты только выбирают тот, который соответствует их настроению. Такой прием можно использовать и в конце занятия, чтобы оценить эмоциональное состояние ребят на этапе завершения работы.
Лист оценки этапов занятия
Ф.И.О. студента | Активная работа в начале занятия | Тестовое задание | Домашнее задание | Мозговой штурм | Найди ошибку в видеоролике |
|
|
|
|
|
|
5. Ситуационная задача. Студенты делятся на 2 группы. Каждой группе предлагается решить задачу.
Задача № 1.
Пациентка 30 лет доставлена машиной скорой помощи в реанимационное отделение с диагнозом: синдром Лайелла, грипп. Жалобы на высокую температуру, насморк, ломоту во всём теле, головные боли, слабость, болезненные пятна и язвы на теле. Заболела три дня назад, по назначению участкового врача принимала аспирин. На второй день после приёма аспирина на коже появились сначала болезненные красные пятна, затем пузыри, язвы.
Объективно: состояние больной тяжёлое, температура 38,5°С. На коже спины, в подмышечных впадинах, в паховых областях множественные болезненные эритемы, пузыри, эрозии. Поражённая кожа имеет вид ошпаренной кипятком. Слизистая оболочка полости рта резко гиперемирована, местами имеются эрозии. ЧДД 26 вдохов в минуту, АД 110/60, пульс 110 ударов в минуту, ритмичный. Живот мягкий, безболезненный, физиологические отправления в норме.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните пациентке особенности режима питания, личной гигиены, образа жизни на период лечения и после выписки.
3. Продемонстрируйте технику в/в капельного вливания лекарственных веществ.
Эталон ответа
Проблемы пациентки
Настоящие:
- лихорадка;
- нарушение сна;
- болезненные эритемы и эрозии;
- нарушение целостности кожных покровов;
- головная боль;
- жажда;
Потенциальные:
- поражение внутренних органов;
- осложнения, связанные с вторичной инфекцией;
- летальный исход.
Приоритетная: болезненные эритемы, эрозии в очагах поражения.
Долгосрочная цель: восстановление целостности кожных покровов к моменту выписки.
План
Мотивация
1. Соблюдать постельный режим. Обеспечить физический и психический покой
Для уменьшения физической и психической нагрузки
2. Обильное питьё
Для компенсации потери жидкости. Для снятия симптомов обезвоживания
3. Менять постельное и нательное белье 2-3 раза в день
Для профилактики осложнений, связанных с вторичной инфекцией
4. Следить за температурой в палате и регулировать работу бактерицидных ламп
Для профилактики инфицирования
5. Кормить концентрированной жидкой пищей
Для компенсации потери белка и повышения защитных сил организма
6. По назначению врача:
- провести промывание желудка;
Для выведения из организма лекарственных препаратов, вызвавших развитие ОЭН;
- в/в капельное введение жидкости до 2 л в сутки;
для компенсации потери жидкости, белка, поддержания общего состояния;
- местное лечение (орошение, вскрытие пузырей, туширование эрозий.
для профилактики инфицирования и эпителизации эрозий.
Оценка: у пациентки отмечается небольшое улучшение состояния, температура снизилась. Эрозии в стадии эпителизации, болезненность в очагах значительно уменьшилась. Цель достигнута частично.
Студент правильно общается с пациенткой, доступно объясняет особенности режима питания, личной гигиены в период лечения.
Студент демонстрирует на муляже технику внутривенного капельного введения жидкости согласно алгоритму манипуляции.
Задача № 2.
Медсестра осуществляет патронаж к ребенку Вити С. 3 лет с диагнозом корь, типичная форма, средней степени тяжести.
Мать предъявляет жалобы: снижение аппетита, нарушение сна, гнойное отделяемое из глаз, сухой кашель, насморк, высыпания на теле в виде пятен.
Из анамнеза заболевания: ребенок болен шестой день. Посещает детский комбинат, где в группе карантин по кори.
Данные сестринского обследования: общее состояние средней степени тяжести. ребенок вял, плаксив. Беспокоит сухой кашель, температура тела 37.5оС; ЧСС 120 в минуту, ЧД 28 в минуту. Гнойное отделяемое из глаз, светобоязнь, серозное отделяемое из носа, зев гиперемирован, на мягком и твердом небе розово-красные мелкие пятна – энантемы. На кожных покровах лица, туловища пятнисто-папулезная сыпь, расположенная на обычном фоне. Сыпь местами сливается. В легких дыхание везикулярное, со стороны сердца тоны ритмичные. Стул, диурез в норме.
Задания
Определите удовлетворение, каких жизненных потребностей нарушено.
Определите проблемы пациента.
Сформулируйте цели, составьте план сестринского ухода по проблемам с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Продемонстрируйте технику закапывания капель за конъюнктиву глаза.
Задача №3
Студент Е., 20 лет, поступил в стационар на 3-й день болезни с предварительным диагнозом «Менингококковая инфекция, смешанная форма (менингококкемия, менингит)».
Жалобы: озноб, сильная головная боль, повторная рвота, не приносящая облегчения, мышечные боли, сыпь на голенях, бедрах.
Эпидемиологический анамнез: на курсе есть студенты с явлениями ОРВИ.
Объективно: температура тела 39,5С. Ригидность затылочных мышц. На голенях, бёдрах — геморрагическая сыпь.
Пациенту назначено: люмбальная пункция, забор слизи из носоглотки на менингококк.
Задания
1. Назовите проблемы пациента.
2. Объясните пациенту необходимость проведения люмбальной пункции.
3. Составьте план сестринского ухода при спинномозговой пункции.
4. Продемонстрируйте технику забора слизи из носоглотки на менингококк.
Задача № 3.
У пациента сразу после введения противодифтерийной сыворотки внутрикожно, подкожно резко ухудшилось общее состояние: апатия, бледность кожных покровов, аритмичный нитевидный пульс, тоны сердца глухие, одышка. Температура 35,3º С.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода через носовые канюли.
Задача № 4
На стационарном лечении находится ребенок 6 лет, Наташа Р. с диагнозом скарлатина средней степени тяжести. Ребенок посещает детский комбинат, подготовительную группу.
Из анамнеза заболевания: заболела остро, появился озноб, однократная рвота, температура повысилась до 39ºС.
Жалобы: боль в горле, головная боль, недомогание, слабость, повышение температуры до 39оС, на боковых отделах туловища, сгибательных поверхностях конечностей сыпь мелкоточечная, ярко розовая на гиперемированном фоне.
Данные сестринского обследования: общее состояние средней степени тяжести. Правильного телосложения, удовлетворительного питания. На гиперемированном фоне кожных покровов мелкоточечная сыпь с преимущественной локализацией на сгибательных поверхностях конечностей и в естественных складках. В области носогубного треугольника сыпи нет. Зев ярко гиперемирован, миндалины отечные, рыхлые с гнойным налетом. Язык обложен густым белым налетом. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены, безболезненные при пальпации. Пульс 120 ударов в 1 мин., тоны сердца приглушены. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет Стул, диурез в норме.
Задания
Определите удовлетворение, каких жизненных потребностей нарушено.
Определите проблемы пациента.
Сформулируйте цели, составьте план сестринского ухода по проблемам с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Продемонстрируйте внутримышечное введение лекарств.
Ответы на задачи (для самоконтроля)
Эталоны ответа к задаче № 1
Проблемы пациентки
Настоящие:
- лихорадка;
- нарушение сна;
- болезненные эритемы и эрозии;
- нарушение целостности кожных покровов;
- головная боль;
- жажда;
Потенциальные:
- поражение внутренних органов;
- осложнения, связанные с вторичной инфекцией;
- летальный исход.
Приоритетная: болезненные эритемы, эрозии в очагах поражения.
Долгосрочная цель: восстановление целостности кожных покровов к моменту выписки.
План
Мотивация
1. Соблюдать постельный режим. Обеспечить физический и психический покой
Для уменьшения физической и психической нагрузки
2. Обильное питьё
Для компенсации потери жидкости. Для снятия симптомов обезвоживания
3. Менять постельное и нательное белье 2-3 раза в день
Для профилактики осложнений, связанных с вторичной инфекцией
4. Следить за температурой в палате и регулировать работу бактерицидных ламп
Для профилактики инфицирования
5. Кормить концентрированной жидкой пищей
Для компенсации потери белка и повышения защитных сил организма
6. По назначению врача:
- провести промывание желудка;
Для выведения из организма лекарственных препаратов, вызвавших развитие ОЭН;
- в/в капельное введение жидкости до 2 л в сутки;
для компенсации потери жидкости, белка, поддержания общего состояния;
- местное лечение (орошение, вскрытие пузырей, туширование эрозий.
для профилактики инфицирования и эпителизации эрозий.
Оценка: у пациентки отмечается небольшое улучшение состояния, температура снизилась. Эрозии в стадии эпителизации, болезненность в очагах значительно уменьшилась. Цель достигнута частично.
Студент правильно общается с пациенткой, доступно объясняет особенности режима питания, личной гигиены в период лечения.
Студент демонстрирует на муляже технику внутривенного капельного введения жидкости согласно алгоритму манипуляции.
Эталоны ответа к задаче № 2
Нарушено удовлетворение жизненных потребностей: быть чистым, поддерживать температуру тела, дышать, играть, общаться быть здоровым.
Проблемы пациента
Настоящие:
гнойный конъюнктивит
сухой кашель
серозное отделяемое из носа
светобоязнь
пятнисто-папулезная сыпь на коже
тахикардия
Потенциальные:
риск развития пневмонии
блефарита
пиодермии
риск распространения инфекции
Приоритетные проблемы:
риск распространения инфекции,
катаральные проявления.
Краткосрочная цель: лихорадка и катаральные явления у ребенка уменьшатся через 2-3 дня.
Долгосрочная цель: к 10 дню болезни ребёнок будет здоров.
План | Мотивация |
Объяснить матери необходимость изоляции в отдельную комнату на 5-10 дней, объяснит матери необходимость проведения влажной уборки 2-3 раза в день, частое проветривани (свежий воздух), затемнение окон шторами. Обеспечить обильное питье соков, морсов, компотов. Пища должна быть легкоусвояемая в полужидком теплом виде (каши, слизистые супы), овощное пюре. Обучить мать ежедневному туалету кожи, слизистых (подмывание, обтирание, обработка слизистой рта, полоскание отваром трав, промывание глаз раствором фурациллина, отваром ромашки, закапывание капель по назначению врача), обучить мать туалету полости носа. Закапыванию капель в нос по назначению врача. 4. Обеспечить прием отваров отхаркивающих трав (фиалки, мяты, чабреца), по назначению врача. 5. Организовать досуг ребенка (чтение книг, настольные игры). 6. Провести беседу с матерью о профилактике осложнений. 7. Контроль за контактными и наблюдение в течение 21 дня; детям до года – введение противокоревого иммуноглобулина. | 1. Для предотвращения распространения инфекции. Для уменьшения светобоязни. С целью дезинтоксикации. Для удовлетворения потребности быть чистым. Для уменьшения воспаления слизистых и свободного носового дыхания. 4. Для смягчения увлажнения кашля. 5. Для удовлетворения потребности играть, общаться. 6. Для предупреждения возникновения осложнений. 7. Для купирования распространения инфекции. |
Оценка: катаральные явления купируются, сыпь исчезнет, ребенок будет безопасен через 9 дней от начала заболевания. Цель будет достигнута.
Студент демонстрирует технику закапывания капель за конъюнктиву глаза согласно протоколу простых медицинских услуг.
Эталоны ответа к задаче № 3
Проблемы пациента
Настоящие
озноб,
головная боль,
мышечные боли,
рвота.
Приоритетная проблема:
рвота.
Потенциальная проблема:
развитие инфекционно-токсического шока,
отёка головного мозга,
менингоэнцефалита.
Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациентом, способность грамотно, доступно, аргументированно объяснить необходимость проведения люмбальной пункции.
План сестринского ухода:
М/с укладывает больного на правый бок, просит больного согнуть ноги в коленях и подтянуть их к животу, голову больной должен наклонить вперед; левую руку просовывает под бок больного ладонью вниз и захватывает край стола, правой рукой фиксирует ноги пациента. | Для обеспечения максимального сгибания позвоночника. |
Место пункции обрабатывает йодом и спиртом. | Предупреждение инфицирования. |
М/с подает инструменты врачу, подставляет пробирки. | Обеспечение забора ликвора для лабораторного исследования. |
После пункции м/с следит, чтобы больной лежал на животе 2 часа и сутки не вставал с постели. | Профилактика осложнений. |
Студент демонстрирует технику забора слизи из носоглотки согласно алгоритму.
Эталоны ответа к задаче № 4
Нарушено удовлетворение жизненных потребностей: быть здоровым, поддерживать температуру тела, выделять, быть чистым, играть, общаться.
Проблемы пациента
Настоящие:
боль в горле
головная боль
суставные и мышечные боли
лихорадка
рвота
сыпь
гнойный налет на миндалинах
изоляция ребенка
Потенциальные:
риск развития миокардита, нефрита.
Приоритетной является
лихорадка, боли (в горле, суставные, мышечные, головная).
Краткосрочная цель: лихорадка и боли уменьшатся в течение 2 дней, прекратится рвота.
Долгосрочная цель: ребенок будет здоров через 10 дней без осложнений.
План | Мотивация |
Обеспечить изоляцию ребенка в отдельный бокс на 10-12 дней домашнего режима. Подаст экстренное извещение в ЦГСЭН. Обеспечить постельный режим до исчезновения температуры, выраженных симптомов интоксикации. Обеспечить полноценное витаминизированное питание в теплом, жидком, полужидком виде. 4. Обеспечить обильное питье (морс, отвары, минеральная вода) при отсутствии рвоты. Обеспечить полоскание зева раствором антисептика, настоями трав: ромашки, календулы и др. 6. Обеспечить смену нательного, постельного белья, обработку кожи Обеспечить влажную уборку, проветривание обработку посуды больного с использованием дезсредств, мытье игрушек. 8. Обеспечить дачу лекарственных препаратов по листу назначения. 9. Вести учет диуреза, подсчет пульса, ЧДД, сбор анализов мочи Контроль ЭКГ по назначению врача.. 10. Выполнит назначения врача. | Для предотвращения распространения заболевания (по эпидемическим показаниям). 2. Для облегчения состояния ребёнка. 3. Для уменьшения болей при приеме пищи. 4. Для снятия интоксикации. 5. Для уменьшения болей в горле и снятия налетов. 6. Для удовлетворения потребности быть чистым. 7. Для предотвращения распространения заболевания. 8. Для снижения температуры, улучшения сократительной способности миокарда. 9. Для профилактики осложнений. |
Оценка: симптомы интоксикации уменьшаться через 3-4 дня, через 10 дней ребенок будет выписан на домашний режим без осложнений.
Студент демонстрирует внутримышечное введение лекарств согласно протоколу простых медицинских услуг.
6. Отработка практических навыков.
1. Студент демонстрирует на муляже технику внутривенного капельного введения жидкости согласно алгоритму манипуляции.
2. Студент демонстрирует технику закапывания капель за конъюнктиву глаза согласно протоколу простых медицинских услуг.
3. Студент демонстрирует технику забора слизи из носоглотки согласно алгоритму.
4. Студент демонстрирует внутримышечное введение лекарств согласно протоколу простых медицинских услуг.
Из группы студентов выбираются 2 человека - «пациент» и «медицинская сестра», остальные студенты выполняют роль экспертов. Выполняется алгоритм за 2 рабочими столами.
АЛГОРИТМ ВНУТРИВЕННОГО КАПЕЛЬНОГО ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ
Подготовка к процедуре.
Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру введения лекарственного препарата. В случае его отсутствия уточнить дальнейшие действия у врача.
Предложить пациенту опорожнить мочевой пузырь, учитывая длительность процедуры.
Вымыть руки жидким мылом, осушить индивидуальным тканевым полотенцем или одноразовой бумажной салфеткой.
Приготовить лекарственное средство. Убедиться в его соответствии назначению врача, в целостности емкости и отсутствии признаков его негодности. Нестерильным пинцетом вскрыть металлическую крышку флакона.
Приготовить систему для капельного введения растворов. Убедиться в целостности упаковки и отсутствии признаков негодности. Вскрыть упаковку нестерильными ножницами.
Надеть маску.
Тщательно вымыть руки с мылом тёплой проточной водой. Осушить индивидуальным полотенцем, предпочтительно одноразовым. Хорошо протереть руки спиртом или другим кожным антисептиком, обращая особое внимание на обработку кончиков пальцев, кожи вокруг ногтей, между пальцами и выдерживая рекомендуемое время обработки.
Взять со стерильного стола или упаковки со стерильным материалом стерильный лоток и стерильный пинцет, стерильным пинцетом взять из крафт – пакета или бязевой упаковки стерильные марлевые шарики (4 шарика) и стерильную салфетку. Над лотком полить шарики 70° спиртом или другим антисептиком, положить в лоток.
Стерильным влажным шариком протереть резиновую пробку флакона.
Заполнить капельную систему: правой рукой из упаковки достать систему, закрыть зажим. Снять колпачок с капельницы, ввести ее до упора во флакон. Открыть воздуховод. Перевернуть флакон и закрепить его на штативе. Заполнить капельницу, нажав на стенки, на ½ объема. Снять иглу с колпачком, не нарушая стерильность. Открыть зажим. Заполнить систему до полного вытеснения воздуха и появления жидкости из подигольного конуса. Надеть иглу, притереть ее. Проверить проходимость иглы, открыв зажим и выпустив несколько капель жидкости в колпачок. Расположить систему на штатив.
Доставить в палату манипуляционный столик с размещенным на нем необходимым оснащением (пластырь, стерильный лоток с шариками и стерильной салфеткой) и штатив для инфузионных вливаний.
Предложить /помочь пациенту занять удобное положение (выбор положения зависит от состояния пациента и вводимого препарата).
Надеть перчатки.
Выбрать и осмотреть/пропальпировать область предполагаемой венепункции для избегания возможных осложнений. Предложить пациенту максимально разогнуть руку в локтевом суставе, для чего положить под руку клеенчатую подушечку или валик.
Наложить жгут в средней трети плеча (на рубашку или пеленку) так, чтобы пальпировался пульс на лучевой артерии. Попросить пациента несколько раз сжать и разжать кулак. Оставить кулак зажатым.
Выполнение процедуры.
Обработать область венепункции марлевым шариком, смоченным антисептиком, или салфеткой движениями в одном направлении, определяя более наполненную вену. Затем другим шариком непосредственно место инъекции. Если рука пациента сильно загрязнена, использовать столько шариков, сколько нужно. Все использованные ватные шарики положить в рабочий лоток или непромокаемый пакет.
Повторно проверить проходимость иглы.
Натянуть кожу в области венепункции, фиксируя вену (кончиками пальцев левой руки оттянуть кожу локтевого сгиба в сторону предплечья примерно на 5 см ниже места инъекции).
Пунктировать вену иглой с подсоединенной к ней системой на слабом токе жидкости. При появлении крови в канюле попросить пациента разжать кулак. Развязать/ослабить жгут.
Открыть винтовой зажим. Отрегулировать скорость поступления раствора (согласно назначению врача).
Закрепить иглу и систему лейкопластырем выше соединительной трубки. Прикрыть иглу стерильной салфеткой.
Наблюдать в течение нескольких минут, не появятся ли вокруг вены припухлость и болезненность. Припухлость тканей, образующаяся вокруг места инъекции, свидетельствует о попадании в них вводимой жидкости. В этом случае следует немедленно прекратить инфузию и начать внутривенное вливание в другую вену, используя новую стерильную иглу.
Снять перчатки, положить их в непромокаемый пакет или рабочий лоток.
Обработать руки антисептиком.
Наблюдать за пациентом на протяжении всей процедуры.
Окончание процедуры.
Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика), надеть перчатки.
Закрыть винтовой зажим. Прижать к месту инъекции стерильный шарик с кожным антисептиком. Извлечь иглу. Руку пациента согнуть в локтевом суставе на несколько минут до полной остановки кровотечения.
Убедиться, что наружного кровотечения в области венепункции нет.
Сложить использованные капельную систему, салфетку, иглы в лоток, затем в емкости для дезинфекции; использованные ватные шарики поместить в ёмкость с дезинфицирующим раствором. Утилизировать использованный материал согласно СанПин.
Снять перчатки, поместить их в емкость для дезинфекции.
Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика).
Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.
Осмотреть место инъекции через 20-25 минут, выяснить состояние пациента.
Техника выполнения простой медицинской услуги
«Подача кислорода через носовые канюли(маску)»
Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
одноразовая носовая канюля с трубкой для подачи О2;
увлажнитель;
емкость со стерильной дистиллированной водой;
источник кислорода с расходомером;
фиксатор канюли.
Подготовка к процедуре.
Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль
Попросить пациента представиться
Сверить ФИО пациента с медицинской документацией
Сообщить пациента о назначении врача
Объяснить ход и цель процедуры
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия (в экстренных ситуациях согласия не требуется).
Подготовить рабочее место и аппаратуру (маска кислородная или носовые катетеры стерильные или одноразовые, источник кислорода с регулятором расхода, кислородный увлажнитель).
Проверить готовность пациента к проведению процедуры.
Обработать руки гигиеническим способом
Надеть перчатки медицинские нестерильные
Выполнение процедуры.
Удостовериться в проходимости носовых ходов (при необходимости – очистить).
Подсоединить источник кислорода к трубке, идущей к увлажнителю.
Включить регулятор подачи кислорода и повернуть его до появления пузырьков воздуха в увлажнителе.
Отрегулировать поток кислорода по назначению.
Надеть кислородную маску поверх носа, рта и подбородка, отрегулировать металлическую полоску на переносице, добившись ее плотного прилегания, затянуть эластичный ремешок вокруг головы.
При использовании носовых канюль ввести вилкообразные канюли в носовые ходы пациента (предварительно очистить носовые ходы от секреций увлажненным шариком).
Закрепить трубки за ушами пациента и под подбородком, соединить с увлажнителем и дозиметром.
Открыть вентиль и начать подачу кислорода.
Во время проведения оксигенотерапии медсестра осуществляет наблюдение:
а) за состоянием канюли (каждые 8 часов);
б) за уровнем жидкости в увлажняющем аппарате;
в) за общим состоянием пациента, за состоянием слизистой носа и кожи в области фиксации трубок;
г) за скоростью подачи О2 (2-3 л/мин), его концентрацией.
Примечание. Кратность наблюдений определяет врач. Данные наблюдения медсестра фиксирует в медицинской документации.
Окончание процедуры.
Перекрыть подачу кислорода.
Извлечь катетер (снять маску), поместить в отходы класса Б.
Снять перчатки медицинские нестерильные и поместить в отходы класса Б.
Вымыть и осушить руки (с использованием мыла и антисептика).
Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.
Примечание.
При проведении оксигенотерапии через носовой катетер:
а) катетер вводится в нижний носовой ход на глубину, равную расстоянию от мочки уха до крыльев носа, и фиксируется лейкопластырем так, чтобы он не выпал из носа и в то же время не причинял неудобств;
б) перед введением катетер обрабатывают дистиллированной водой.
в) при приступе удушья (сердечная астма) в ёмкость с увлажнителем заливают пеногаситель – 96% этиловый спирт или 2% раствор натрия гидрокарбоната.
Технология выполнения простой медицинской услуги
"Внутримышечное введение лекарственных средств"
(с использованием лотка)
Необходимые приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
индивидуальные средства защиты (халат или костюм, шапочка, медицинская одноразовая нестерильная маска, защитные очки или щиток, нестерильные одноразовые перчатки);
столик манипуляционный;
лоток стерильный;
лоток нестерильный для расходуемого материала;
шприц инъекционный однократного применения от 5 до 10 мл;
игла инъекционная длиной 38 - 40 мм;
пилочка (для открытия ампулы);
нестерильные ножницы или пинцет (для открытия флакона);
лекарственные средства;
антисептический раствор для обработки инъекционного поля, шейки ампулы, резиновой пробки флакона;
антисептик для обработки рук;
салфетки марлевые стерильные (салфетки антисептические спиртовые стерильные);
салфетки с дезинфицирующим средством (дезинфицирующее средство для обработки рабочих поверхностей);
емкость-контейнер для сбора острых отходов класса Б с иглосъемником;
емкость-контейнер для сбора медицинских отходов класса Б;
емкость-контейнер для сбора медицинских отходов класса А;
стол, стул или кушетка (для ведения лекарственных препаратов в положение «сидя» или «лежа»).
Перед проведением процедуры необходимо
1. Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль.
2. Попросить пациента представиться. Сверить ФИО пациента с медицинской документацией.
3. Сообщить пациенту о назначении врача, объяснить ход и цель процедуры.
4. Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача. Спросить, нет ли у него аллергии на вводимое лекарственное средство.
5. Предложить пациенту или помочь ему занять удобное положение. Выбор положения зависит от состояния пациента, вводимого препарата.
I. Подготовка к проведению процедуры
Обработать руки гигиеническим способом, осушить одноразовой салфеткой или полотенцем. Использованный материал поместить в емкость для отходов класса «А».
Подготовить шприц. Проверить срок годности, герметичность упаковки. Выложить на манипуляционный стол.
Проверить срок годности и герметичность упаковки иглы для инъекций. Выложить на манипуляционный стол.
Проверить герметичность упаковки и срок годности салфеток с антисептиком (проверить герметичность и контроль стерилизации салфеток в стерильной упаковке). Выложить на манипуляционный стол.
Проверить герметичность и контроль стерилизации стерильного лотка и пинцета в стерильной упаковке. Выложить на манипуляционный стол.
Взять упаковку и проверить пригодность лекарственного препарата (прочитать наименование, дозу, срок годности на упаковке). Сверить назначения врача. Извлечь из упаковки ампулу с лекарственным препаратом, определить внешний вид и наличие маркера на шейке ампулы. При отсутствии маркера надпилить шейку ампулы и выставить на манипуляционный стол. (Прочитать на флаконе название лекарственного препарата, дозировку, срок годности. Отогнуть нестерильными ножницами или пинцетом часть крышки флакона, прикрывающую резиновую пробку.)
Надеть маску медицинскую одноразовую нестерильную.
Обработать руки кожным антисептиком. Не сушить, дождаться полного высыхания антисептика.
Надеть перчатки медицинские одноразовые нестерильные.
Вскрыть упаковку шприца со стороны поршня. Собрать шприц внутри упаковки, не снимая колпачка с иглы. Оставить собранный шприц в упаковке.
Вскрыть упаковку со стерильным лотком, извлечь лоток из упаковки, не нарушая стерильности, поместить на манипуляционный столик. Упаковку поместить в емкость для отходов класса А.
Вскрыть упаковку со стерильным пинцетом, извлечь пинцет из упаковки, не нарушая стерильности, поместить в стерильный лоток. Упаковку поместить в емкость для отходов класса А.
Вскрыть упаковку со стерильными салфетками, извлечь из упаковки 4 салфетки с помощью стерильного пинцета, не нарушая стерильности, поместить в стерильный лоток. Поочередно смочить салфетки кожным антисептиком для обработки инъекционного поля над рабочим лотком (При использовании одноразовых спиртовых салфеток вскрыть поочередно 4 упаковки и, не извлекая из упаковки, оставить на манипуляционном столе).
Прочитать еще раз на ампуле название препарата и дозировку. Взять ампулу в доминантную руку таким образом, чтобы специально нанесенный цветной маркер был обращен к лицу.
Встряхнуть ампулу, чтобы весь лекарственный препарат оказался в ее широкой части. Обработать шейку ампулы антисептическим раствором (Протереть резиновую пробку ватным шариком или салфеткой, смоченной антисептическим раствором). Обернуть этой же салфеткой головку ампулы. Вскрыть ампулу резким движением пальцев руки "от себя". Поставить вскрытую ампулу с лекарственным препаратом на манипуляционный стол.
Поместить салфетку с антисептиком (внутри которой головка ампулы) в емкость для медицинских отходов класса «А».
Извлечь шприц из упаковки. Снять колпачок. Поместить в емкость для отходов класса «А» колпачок и упаковку от шприца.
Ввести иглу в ампулу, стоящую на столе, и набрать нужное количество препарата, избегая попадания воздуха в цилиндр шприца. Поместить пустую ампулу в емкость для медицинских отходов класса «А».
Снять двумя пальцами одной руки иглу с цилиндра шприца. Поместить иглу в контейнер для сбора острых отходов класса «Б» с иглосъемником.
Выложить шприц с лекарственным препаратом без иглы в стерильный лоток.
Вскрыть упаковку иглы для инъекции со стороны канюли. Присоединить шприц к канюле иглы для инъекции, не извлекая иглу из упаковки. Поместить упаковку от иглы для инъекции в емкость для медицинских отходов класса «А».
Вытеснить воздух из шприца в колпачок до появления первой капли из иглы. Положить собранный шприц с лекарственным препаратом в стерильный лоток.
Выбрать, осмотреть и пропальпировать область предполагаемой инъекции для выявления противопоказаний и избегания возможных осложнений.
II. Выполнение процедуры
Обработать область инъекции не менее чем двумя салфетками с антисептическим раствором круговыми движениями от центра к периферии. Использованные салфетки положить в нестерильный лоток или поместить в емкость для медицинских отходов класса «Б».
Взять шприц, фиксируя указательным пальцем канюлю иглы. Снять защитный колпачок с иглы, поместить в емкость для отходов класса А.
Туго натянуть кожу пациента в месте инъекции большим и указательным пальцами одной руки (у ребенка и старого человека захватить мышцу), что увеличит массу мышцы и облегчит введение иглы.
Ввести иглу быстрым движением под углом 90° на 2/3 ее длины. Аккуратно потянуть поршень на себя, чтобы убедиться, что игла не находится в сосуде.
Нажать на поршень, не меняя положения шприца ввести лекарственный препарат.
Взять в руку салфетку с антисептическим раствором, прижать к месту инъекции.
Извлечь иглу, не отрывая руки с салфеткой от места инъекции, слегка помассировать место введения лекарственного препарата.
III. Завершение процедуры
Отсоединить иглу от шприца с помощью иглосъемника. Шприц в собранном виде поместить в емкость для медицинских отходов класса «Б» (или поместить в неразобранном виде в нестерильный лоток).
Убедиться, что наружного кровотечения в области инъекции нет. Удалить спиртовую салфетку с места инъекции, поместив ее в емкость для медицинских отходов класса Б.
Обработать рабочую поверхность стола салфеткой с дезраствором дважды с интервалом 15 минут. Салфетки поместить в емкость для медицинских отходов класса «Б».
Снять перчатки. Поместить в емкость для сбора медицинских отходов класса «Б».
Снять маску. Поместить в емкость для сбора медицинских отходов класса «Б».
Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
Уточнить у пациента о его самочувствии.
Сделать соответствующую запись о результатах выполнения услуги в медицинскую документацию.
Технология выполнения простой медицинской услуги
"Внутримышечное введение лекарственных средств"
(без использования лотка)
Необходимые приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
индивидуальные средства защиты (халат или костюм, шапочка, медицинская одноразовая нестерильная маска, защитные очки или щиток, нестерильные одноразовые перчатки);
столик манипуляционный;
шприц инъекционный однократного применения от 5 до 10 мл;
игла инъекционная длиной 38 - 40 мм;
пилочка (для открытия ампулы);
нестерильные ножницы или пинцет (для открытия флакона);
лекарственные средства;
антисептический раствор для обработки инъекционного поля, шейки ампулы, резиновой пробки флакона;
антисептик для обработки рук;
салфетки марлевые стерильные (салфетки антисептические спиртовые стерильные);
салфетки с дезинфицирующим средством;
дезинфицирующее средство для обработки рабочих поверхностей;
емкость - контейнер для сбора острых отходов класса «Б» с иглосъемником;
емкость - контейнер для сбора медицинских отходов класса «Б»;
емкость - контейнер для сбора медицинских отходов класса «А»;
самоклеющаяся полупроницаемая повязка для защиты места венепункции;
кушетка (для ведения лекарственных препаратов в положении лежа).
Перед проведением процедуры необходимо
1. Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль.
2. Попросить пациента представиться. Сверить ФИО пациента с медицинской документацией.
3. Сообщить пациенту о назначении врача, объяснить ход и цель процедуры.
4. Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача. Спросить, нет ли у него аллергии на вводимое лекарственное средство.
5. Предложить пациенту или помочь ему занять удобное положение, освободив от одежды ягодичную область. Выбор положения зависит от состояния пациента, вводимого препарата.
I. Подготовка к проведению процедуры
Обработать руки гигиеническим способом, осушить одноразовой салфеткой или полотенцем.
Подготовить шприц. Проверить срок годности, герметичность упаковки. Выложить на манипуляционный стол.
Проверить срок годности и герметичность упаковки иглы для инъекций. Выложить на манипуляционный стол.
Проверить герметичность упаковки и срок годности салфеток с антисептиком. Выложить на манипуляционный стол.
Взять упаковку и проверить пригодность лекарственного препарата (прочитать наименование, дозу, срок годности на упаковке). Сверить назначения врача. Извлечь из упаковки ампулу с лекарственным препаратом, определить внешний вид и наличие маркера на шейке ампулы. При отсутствии маркера надпилить шейку ампулы и выставить на манипуляционный стол (Прочитать на флаконе название лекарственного препарата, дозировку, срок годности. Отогнуть нестерильными ножницами или пинцетом часть крышки флакона, прикрывающую резиновую пробку).
Надеть маску медицинскую одноразовую нестерильную.
Обработать руки кожным антисептиком. Не сушить, дождаться полного высыхания антисептика.
Надеть перчатки медицинские одноразовые нестерильные.
Вскрыть поочередно 4 одноразовые спиртовые салфетки и, не извлекая из упаковки, оставить на манипуляционном столе.
Прочитать еще раз на ампуле название препарата и дозировку. Взять ампулу в доминантную руку таким образом, чтобы специально нанесенный цветной маркер был обращен к лицу.
Встряхнуть ампулу, чтобы весь лекарственный препарат оказался в ее широкой части. Обработать шейку ампулы антисептическим раствором. Обернуть этой же салфеткой головку ампулы. Вскрыть ампулу резким движением пальцев руки "от себя". Поставить вскрытую ампулу с лекарственным препаратом на манипуляционный стол.
Поместить салфетку с антисептиком (внутри которой головка ампулы) в емкость для медицинских отходов класса «А».
Вскрыть упаковку шприца со стороны поршня. Собрать шприц внутри упаковки, не снимая колпачка с иглы.
Извлечь шприц из упаковки. Снять колпачок, придерживая иглу за канюлю. Колпачок поместить в емкость для отходов класса «А».
Ввести иглу в ампулу, стоящую на столе, и набрать нужное количество препарата, избегая попадания воздуха в цилиндр шприца. Поместить пустую ампулу в емкость для медицинских отходов класса «А».
Снять двумя пальцами одной руки иглу с цилиндра шприца. Поместить иглу в контейнер для сбора острых отходов класса «Б» с иглосъемником.
Выложить шприц с лекарственным препаратом без иглы на стерильную поверхность упаковки от шприца.
Вскрыть стерильную упаковку иглы для инъекции со стороны канюли. Присоединить шприц к канюле иглы для инъекции, не извлекая иглу из упаковки. Поместить упаковку от иглы для инъекции в емкость для медицинских отходов класса «А».
Вытеснить воздух из шприца в колпачок до появления первой капли из иглы. Положить собранный шприц с лекарственным препаратом в упаковку.
Выбрать, осмотреть и пропальпировать область предполагаемой инъекции(верхний наружный квадрант ягодицы) для выявления противопоказаний и избегания возможных осложнений.
II. Выполнение процедуры
Обработать область инъекции не менее чем двумя салфетками с антисептическим раствором круговыми движениями от центра к периферии. Использованные салфетки поместить в емкость для медицинских отходов класса «Б». Упаковки от салфеток поместить в емкость для медицинских отходов класса «А».
Взять шприц, фиксируя указательным пальцем канюлю иглы. Снять защитный колпачок с иглы, поместить в емкость для отходов класса «А».
Туго натянуть кожу пациента в месте инъекции большим и указательным пальцами одной руки (у ребенка и старого человека захватить мышцу), что увеличит массу мышцы и облегчит введение иглы.
Ввести иглу быстрым движением под углом 90° на 2/3 ее длины. Аккуратно потянуть поршень на себя, чтобы убедиться, что игла не находится в сосуде.
Нажать на поршень, не меняя положения шприца, ввести лекарственный препарат.
Взять в руку салфетку с антисептическим раствором, прижать к месту инъекции.
Извлечь иглу, не отрывая руки с салфеткой от места инъекции, слегка помассировать место введения лекарственного препарата.
III. Завершение процедуры
Отсоединить иглу от шприца с помощью иглосъемника. Шприц в собранном виде поместить в емкость для медицинских отходов класса «Б».
Убедиться, что наружного кровотечения в области инъекции нет. Удалить спиртовую салфетку с места инъекции, поместив ее в емкость для медицинских отходов класса «Б».
Упаковку от шприца и упаковку от салфетки поместить в емкость для медицинских отходов класса «А».
Обработать рабочую поверхность стола салфеткой с дезраствором дважды с интервалом 15 минут. Салфетки поместить в емкость для медицинских отходов класса «Б».
Снять перчатки. Поместить в емкость для сбора медицинских отходов класса «Б».
Снять маску. Поместить в емкость для сбора медицинских отходов класса «Б».
Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
Уточнить у пациента о его самочувствии.
Сделать соответствующую запись о результатах выполнения услуги в медицинскую документацию.
После обсуждения ошибок. Проводится рефлексия.
Рефлексия
Преподаватель
Давайте подведем итог работы на уроке. Я предлагаю вам самим оценить свое участие в нашем занятии
«ОЦЕНКА СВОЕЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ»
Каждому студенту выдается набор из 5 карточек со знаками:
«+» « - »
«П» «Н» «О»
И каждому студенту предлагается выбрать себе именно ту карточку, которой он оценивает свою деятельность
«+» - отвечал по своей инициативе, ответы правильные;
«-» - отвечал по своей инициативе, но ответы неправильные;
«П» - ответил по просьбе преподавателя, ответ правильный;
«Н» - ответил по просьбе преподавателя, но ответ неправильный;
«0» - не ответил, не хотел участвовать, не отвечал или не участвовал
Преподаватель:
Хорошо, а теперь давайте подумаем, чему мы научились на сегодняшнем занятии.
Задает вопросы студентам:
Какую цель мы ставили с вами в начале занятия?
Что мы сделали для достижения этой цели?
Чего достигли?
Что нас не устраивает?
Итоги занятия
Преподаватель подводит итог занятия, выставляет оценки за работу на занятии. Дает задание на дом.
Задание на дом.
Каждому из студентов выдается комплект заданий (тестовые задания и задачи), на дополнительную отметку предлагается составить кроссворд на тему « воздушно-капельные инфекции»
Раздаточный материал для домашнего задания
Прочитайте текст учебника
С.А Мухиной, И.И. Тарновской «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»» со стр. 361-367
и выполните задания:
Задание №1
Выполните тестовое задание!
Выберите правильный ответ!
Задание №2
Решите задачу
Тема
Задание №3
Для получения дополнительной оценки
составьте кроссворд на тему «Медикаментозное лечение»
(не менее 20 слов)