СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий педагогического совета "Какое УМК выбрать?"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий педагогического совета "Какое УМК выбрать?"»

Сценарий педагогического совета по теме «Какой выбрать УМК для начальной школы?»

Теория:

Рассматриваемые УМК:

  1. УМК РО “Л.В. Занков ”;


Тема: «Какой выбрать УМК для начальной школы?»

Цель: создание условий для оптимального выбора УМК для начальной школы.

Задачи:

  • проанализировать представленное УМК;

  • на базе проведенного анализа выявить, результативность, плюсы и минусы представленных УМК;

Форма проведения педсовета: дискуссия.

План диагностико-практической деятельности на педсовете:

1. Вступление ведущего (организационный момент: цели и задачи педсовета).

2. Дискуссия модераторов и ведущего (выявление результативности, плюсов и минусов представленных УМК)

3. Проект решения педсовета (выбор УМК, представление).

4. Рефлексия.

Литература:

  1. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16861

  2. https://away.vk.com/away.php

  3. https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fobraz.volgograd.ru%2Ffolder_5%2Ffolder_1%2Ffolder_33%2Ffolder_2%2Ffolder_3%2Ffolder_1%2Ffolder_17%2Ffolder_5%2FUMK_Shkola_Rossii.pdf&cc_key=

  4. https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fschoolguide.ru%2Findex.php%2Fprogs%2 Elkonin Davydov-fgos.html&cc_key=

  5. https://schoolguide.ru/index.php/progs/elkonindavydov-fgos/ucheb.html

  6. https://shkolnaiapora.ru/nachalnaya-shkola/programma-elkonina-davydova.html

Организация:

Составление плана подготовки и проведения педсовета:

  1. вопросы педсовета:

  • Какова актуальность представленного УМК?

  • Какова результативность представленного УМК?

  • Каковы плюсы и минусы представленного УМК?


  1. план проведения:

  2. графики анкетирования:



Ход обсуждения, рефлексия:

В: добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы поговорим об актуальной теме современной школы. Сегодня нам предстоит проанализировать и выбрать УМК для школы.

Итак, рассмотрим УМК Л.В.Занкова его результативность, какие у них плюсы и минусы?

ПРОБЛЕМА

Начнем!

В: предоставляю слово Валерии Васильевне.

М (1):Цель: воспитание школьников как граждан России.

Также новой целью является «обеспечение современного образования младшего школьника».

Задачи. Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

-развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому;

-обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровье сберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности;

-формирование естественной мотивации учения.

Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

Содержание. Учебники для 1-4 классов, выпускаемые издательством «Просвещение». Издательством «Просвещение» д. Комплект охватывает все образовательные области.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе детки..

Считаю, что эта программа нужна, она была, есть и будет всегда. Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе. В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения (математика – автор М.И. Моро, русский язык – автор Т.К. Рамзаева), которые направлены на развитие познавательных способностей ученика.

«В России и для России» — именно так звучит основная миссия создания учебного комплекта для школьников 1-4 классов под руководством кандидата педагогических наук Андрея Плешакова. Как считает автор, «Школа России» может и должна стать опорой духовно-нравственного развития детей, делая образовательные учреждения достойными для российского государства.

Что касается конкретных сильных сторон программы «Школа России».

+Программа включает в себя весь набор по предметам для изучения в начальной школе. В структуре нового Стандарта важное место занимают требования к предметным и метапредметным результатам образования, формированию универсальных учебных действий. Все учебники комплекта «Школа России» нацелены на обеспечение этих требований.

Рассчитана она на детей, которые до школы не умели читать-считать, а таких идёт в первый класс достаточно много. Азбука в начальной школе стартует с нуля, а математика посвящается счету без логических умозаключений.

«Литературное чтение»;

«Окружающий мир»;

«Информатика» для 3 и 4 классов;

«Музыка»;

«Технология»;

«Физкультура»;

«Изобразительное искусство»;

«Основы религиозных культур и светской этики», которые включают в себя изучение православной, исламской, иудейской, буддийской культур по отдельности, мировых религий в целом и основ светской этики. Главная идея комплекта - школа России должна стать школой духовно-нравственного развития, которого сегодня очень не хватает.

+Привитие человеческих ценностей и уважения традиций, чему в последнее время уделяется маловато внимания.

+Нацеленность работы на результат, а не труд исключительно ради хорошей отметки и одобрения родителей.

+Доступность и понятность учебных материалов не только педагогам, а и родителям тоже, чтобы они могли помогать своим детям в освоении дисциплин.

+В результате дети должны стать ответственнее, самостоятельнее, терпимее и добрее.

+Изучение иностранных языков происходит по нескольким направлениям

Spotlight — «английский в фокусе» для 1-4 классов;

Starlight – «звёздный английский» для 1-4 классов;

углубленный английский во 2-4 классах;

стандартный английский во 2-4 классах;

немецкий для 2-4 классов;

углублённый «французский в перспективе» для 2-4 классов;

стандартный «твой друг французский» для 2-4 классов;

испанский язык.

+Следует отметить, что преимущество программы «Школа России» заключается и в том, что родители легко разбираются как в содержании, так и в требованиях программы. Важно и то, что программа «Школа России» всегда ориентирована на главный принцип обучения – доступность содержания учебного материала.

+Данный комплект ориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников, развитие у ребенка интереса к познанию, воспитывает любовь к родному краю, к своей Родине.

+Данный УМК формирует прочные знания, умения и навыки учащихся. Учебник математики Моро содержит задания различных видов, хорошо иллюстрирован, интересна подборка материала повышенной трудности, дети с удовольствием работают в тетрадях на печатной основе.

+Учебный материал формирует прочные вычислительные навыки.

+Тексты учебника «Родная речь» («Литературное чтение») Климановой носят познавательную, развивающую и воспитательную направленность, учебник прекрасно иллюстрирован, нацеливает учащихся на работу с дополнительной справочной литературой. Техника чтения учащихся достаточно высокая.

+Особенно интересен учебник А. Плешакова «Мир вокруг нас». Разнообразный материал, представленный в учебнике, расширяет знания детей о природе и общественной жизни, знакомит с ОБЖ, развивает интерес к познанию, учит детей анализировать, сравнивать, делать выводы. Рабочая тетрадь позволяет закрепить полученные на уроке знания, работать ученикам самостоятельно, использовать дополнительную литературу. Математика в равных пропорциях развивает вычислительные навыки, логику и мышление, русский язык подаётся стандартно: сбалансировано развитие устно-письменной речи и навыков грамотного письма. При этом можно особенно выделить изучение «Окружающего мира» по учебникам А. А. Плешакова. Преимущество курса состоит в том, что освоение окружающего мира позиционируется как проект, который ребёнок реализует совместно с родителями.

+Все предметы работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться. В программе учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». +Структура программы предполагает четкое деление на темы, есть привычное выделение правил, которые нужно выучить. Закрепляется этот материал с помощью большого количества однотипных задач и упражнений, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им. Именно эта методика обучения считается минусом УМК и подвергается критике за то, что многие дети в результате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Если текст задачи сформулирован нетипично — ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком. Однако, творчески работающий учитель всегда найдет время на уроке, чтобы включить задание продвинутого уровня, требующее от детей активности и любознательности. Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей. Цель этих заданий — научить ребенка мыслить нестандартно.

+Самое распространенное заблуждение об этой программе обучения — то, что она устарела. Это далеко не так. Программа многократно обновлялась с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

+Методическая система ориентирована на воспитание у учащихся начальной школы стойкого желания самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, формирует интерес к узнаванию, изучению родного языка. Она направляет деятельность учителя на создание на уроке атмосферы открытия и удивления, на выработку навыков учебной самостоятельности, на поэтапное обучение.

В выводе хотелось бы сказать, что УМК «Школа России» позволяет добиться высокого качества знания учащихся. Знания, умения и навыки, полученные в начальной школе, дают возможность для: дальнейшего успешного обучения в среднем звене. Выполняется линия преемственности учебного материала при переходе из класса в класс, задания учебников и упражнения рабочих тетрадей соответствуют психолого-педагогическим особенностям детей данного возраста, развивают логику, творческое нестандартное мышление.

В: что скажет модератор 2? Вам слово, Вероника Васильевна.

Основные принципы программы:

1.Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. При этом он действует в соответствии с особенностями развития своего мозга. 

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип совсем не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.д. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале

3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала. Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. 

5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.  Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии

Особенности программы и УМК

Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика



Плюсы и минусы программы

Система Занкова широко применяется в начальных школах. К достоинствам программы относят:

  • Каждый ребенок является отдельной личностью. Если в традиционной системе большая часть обучения представлена в виде потока информации, который нужно усвоить и воспроизвести детям, то у Занкова упор делается на сотрудничество учителя и ученика.

  • Развивает творческие способности. Очень многое построено на наглядности. Кроме того, формирование эмоциональной и эстетической составляющих является неотъемлемой частью общей системы.

  • Учит ребенка мыслить логически, рассуждать и искать нестандартные решения. Не дается тема, просто состоящая из определенных фактов, а некоторая часть теории постигается учеником самостоятельно. Происходит это благодаря обучению в форме диалога, при котором объект рассматривается со всех сторон и задается вектор рассуждений, и множеству практических задач.

Недостатки:. 

  • Высокие требования к педагогу. Полноценная работа системы возможна только при особом содействии в классе. Учитель должен, не теряя своей руководящей роли, увидеть в своих учениках не объект, а полноправный субъект обучения

В: выслушав обе стороны, нам нужно прийти к общему решению. Для того, чтобы подробнее познакомиться с обсуждаемыми нами УМК, предлагаю вам осуществить анализ некоторых образцов учебников. Разделитесь на две группы (группа модератора 1 и группа модератора 2). (На каждую группу участников раздаются листы, в которых прописаны вопросы для плана анализа УМК).


План анализа УМК

Анализируемый учебник.

а) название учебника;

б) фамилия первого автора учебника.

Соответствие содержания учебника требованиям Госстандарта по (предмет) для классов данного профиля?

Соответствует ли стиль и доступность изложения материала:

а) возрасту учащихся?

б) профилю класса?

  • Обеспечивает ли учебник возможность для уровневой дифференциации обучения (наличие разноуровневых заданий, материала для обязательного и необязательного усвоения)?

  • Обеспечивает ли учебник возможности для формирования предметных и метапредметных умений и навыков?

  • Образует ли данный учебник и другие элементы УМК единую дидактическую систему?

  • Отличается ли данный учебник новизной (в отборе и подаче материала, дидактических подходах) по сравнению с другими учебниками?

1. Структура учебника.

Состоит из следующих элементов: разделы, соответствующие определенным программой ситуациям общения; англо-русский словарь, список фраз повседневного учебного общения, сборник дополнительных текстов для чтения, оглавление и т.д.

2. Содержание учебника

ориентировано на учащихся младшего (среднего) возраста. Это отражено в тематике, разнообразии видов текстов, наличии/отсутствии опоры на родной язык, использовании оригинальных аутентичных материалов. Присутствуют вопросы и задания проблемного (творческого) характера, лингвострановедческие материалы, способствующие формировании социокультурной компетенции. Материалы учебника несут воспитательную и развивающую нагрузку.

3. Система упражнений.

При составлении системы упражнений учтена закономерность усвоения знаний, формирования навыков и развития умений.

Речь, язык; сообщение новых знаний, формирование и совершенствование навыков, развитие речевых умений; упражнения языковые, условно-речевые, речевые и т.д.

Уровень управления работой учащихся соответствует уровню владения языком (управление жесткое, гибкое, эвристическое).

Учебник предусматривает применение разных режимов работы, различных видов учебных действий. Оптимально определено соотношение классной и домашней работы, организована самостоятельная работа учащихся.

И конечно, упражнения соответствуют возрастным особенностям учащихся.

4. Оформление учебника.

а) отражает коммуникативно-деятельностный подход к обучению предмета (размещение материала, характер иллюстраций);

б) соответствует санитарным нормам (размеры, вес, шрифт и т.д.);

в) соответствует эстетическим и этическим нормам (цветовая гамма, сюжеты рисунков и т.д.)

5. Ваши дополнительные замечания и суждения об учебнике.

  • Отвечает основным требованиям.

  • Анализ подкреплять визуальным материалом.

В: давайте обсудим какие особенности вам удалось выделить в УМК “Школа России”, а какие в УМК “Занкова ”?

В: какие примечания вы отметили в УМК “Школа России”, а какие в УМК “ Занкова ”?

В: уважаемые участники педсовета, кто-то желает высказать свое отношение к рассмотренным УМК?

В: на этой ноте наше обсуждение заканчивается, давайте проведем голосование, в ходе которого мы сможем выбрать УМК для начальной школы.

О: подведем итог. В ходе анализа и голосования представленных УМК нами был сделан вывод, о том, что каждая из существующих образовательных систем и УМК имеет свои особенности. Чтобы сделать выбор, учителя оценивают построение содержания, методологию, анализируют обеспеченность учебной литературой. Это серьезная профессиональная деятельность. Важно, чтобы был соблюден принцип: «Не ребёнок подходит или не подходит под программу, а программа подстраивается под ребёнка».

Главное в начальных классах даже не сама образовательная программа, а тот, кто её доносит до детей. То есть учитель. Поэтому и выбирать в первую очередь надо именно его, если стоит цель выбора. Мудрый учитель сможет научить каждого ученика, учесть его индивидуальные особенности, склонности и способности.

В: всем спасибо за проделанную работу!