Протокол №2
Педагогического совета от 17 ноября 2019 г.
Тема «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности»
Цель: Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития детской инициативы детей.
Повестка педсовета:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета
2. Деловая игра «Развитие детской инициативы как эффективное средство воспитания и обучения дошкольников»
3. Результаты тематического контроля темы «Эффективность организации образовательного процесса по формированию детской инициативы у дошкольников»
4. Организация работы воспитателя по развитию детской инициативы в разных видах деятельности.
5. Принятие решения педсовета.
Ход педсовета
По 1 вопросу
Слайд 3. Игровое упражнение «Квадрат»
Цель: создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации между педагогами.
Инструкция участникам:
- Встаньте, пожалуйста, в круг и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз вам нужно перестроиться в квадрат.
- Не открывая глаз, ответьте мне на вопрос: «Вы уверены, что стоите в квадрате»? (Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены.)
И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предлагаю педагогам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.
Обсуждение:
- Каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
2. Деловая игра «Развитие детской инициативы как эффективное средство воспитания и обучения дошкольников»
«ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ – НАУЧИТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ НАС»
Эрнест Легуве,
Слайд 4. Как понимаете слова «Мы живём в эпоху перемен настолько стремительных, что не можем с достаточной степенью точности описать будущее. (Рассуждения педагогов)
Слайд 5. Значит мы готовим детей к будущему, которое не можем четко описать.
Слайд 6 . Навыки и компетенции 21 века (перечисляют)
Когда в дошкольной педагогике активно заговорили об инициативе, активности и самостоятельности детей дошкольного возраста?
Слайд 7.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования:
воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Слайд 8. Целевые ориентиры, определенные ФГОС:
— проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
— способен к принятию собственных решений.
Слайд 9. Особое внимание этому вопросу уделил президент РФ Путин В.В. в Послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года.
Слайд 10. Педагоги нашего ДОУ также стараются, чтобы их воспитанники были самостоятельными и инициативными. А вот как обстоят дела на самом деле, познакомимся с результатами тематического контроля по теме «Эффективность организации образовательного процесса по формированию детской инициативы у дошкольников», который проходил с 18 по 25 ноября 2019 г. (справка прилагается)
Задание 1. Вопрос к педагогам: В каких видах детской деятельности проявляется инициативность?
Слайд 11. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.
Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Слайд 12. Задание 2. Упражнение «Светофор».
Цель: систематизировать знания о качествах инициативной личности.
Материал: цветные карточки на каждого участника.
Инструкция участникам: Что же такое детская инициативность?
Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом «Светофор»
У каждого участника находится две карточки – красная и зеленая. Условимся, что красная означает несогласие, зеленая - согласны. Я озвучиваю разные качества ребенка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности.
произвольность поведения;
отсутствие творческого воображения
самостоятельность;
замкнутость
развитая эмоционально волевая сфера;
инициатива в различных видах деятельности;
стремление к самореализации;
общительность;
боязнь порицания, наказания
творческий подход к деятельности;
пассивность
высокий уровень умственных способностей;
ожидание указаний воспитателя
познавательная активность.
Слайд 13. Задание3. Составьте портрет инициативного ребенка. ( с помощью глаголов
Стремится к …..
Умеет найти ….
Включиться в ….
Предложить …)
Слайд 14. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
3. Обмен опытом. Организация работы воспитателя по развитию детской инициативы в разных видах деятельности.
Какие новые педагогические технологии, приемы, формы работы помогают вам в работе над развитием инициативности и самостоятельности у ваших воспитанников..
Выступление Емельяновой М.Г. «Технология группового сбора в условиях ДОУ» (презентация)
Выступление воспитателя Зайцевой М.А.
Слайд 15. 4. Упражнение «УЗОР»
Цель: показать, что каждый человек индивидуален, интересен и неповторим.
Материал: лист А4 на каждого участника.
Инструкция участникам:
Возьмите по листу бумаги, сверните его пополам и оторвите кусочек из центра, ещё раз пополам и оторвите правый угол, ещё раз пополам и оторвите из центра, еще раз пополам и оторвать левый угол. Развернём наш лист и посмотрим на результат работы. У каждого получился свой узор, хотя все выполняли одинаковые команды.
Слайд 16. 5. Рефлексия. Притча "Крылья" Амонашвили Шалвы Александровича.
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки...
Итог: Воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог;
Воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный. А вы какой педагог?
Крылатый – красный кружок
Счастливый – синий кружок
Современный – желтый кружок. Разместить на мольберте.
Слайд 17. Решение педсовета.
1. Планировать время в течение дня для самостоятельной деятельности детей. Создавать условия для проявления детской творческой и познавательной активности. Познакомить детей с вариантами поиска необходимой информации. Предоставлять возможность для творческого самовыражения в различных видах деятельности (постоянно)
2. Во всех возрастных группах продумать и осуществить наполняемость центров по темам недели, детскими продуктами.( Сроки: до 01.04. 2020 г.)
3. Воспитателям всех дошкольных групп систематически вести работу с Доской выбора с фиксацией детских результатов. (сроки: постоянно)
4. Взаимодействовать с родителями воспитанников по поддержке самостоятельности и инициативности ребёнка, через совместные исследовательские проекты. Воспитателям дошкольных групп запланировать и провести совместные исследовательские проекты, акции идр. Мероприятия с родителями, направленные на поддержку детской инициативы и самостоятельности. (срок до 01.04. 2020 г.)
5. Совершенствовать педагогические умения использования современных методов , технологий, направленных на поддержку инициативы у детей дошкольного возраста. (Сроки: постоянно.)