СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий педагогического совета школы: «Роль классного руководителя в формировании классного коллектива. Влияние коллектива на гармоничное развитие личности каждого учащегося»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного педсовета  поможет классным руководителям  определить уровень развития своего классного коллектива, ввести в систему воспитательной работы класса основные формы и методы организации коллектива через создание системы самоуправления.  И разработать принципы создания  благоприятного микроклимата в классах.

 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий педагогического совета школы: «Роль классного руководителя в формировании классного коллектива. Влияние коллектива на гармоничное развитие личности каждого учащегося»»

Педагогический совет школы.

Тема: «Роль классного руководителя в формировании классного коллектива. Влияние коллектива на гармоничное развитие личности каждого учащегося».


Эпиграф: мультфильм «Путь к успеху»


1 часть. Вступление.

Цели педсовета:

  • Проанализировать сформированность классных коллективов и влияние их на развитие личности.

  • Изучить этапы формирования классного коллектива и выстроить модель работы с ним.

Задачи:

  • Научить определять уровень развития коллектива.

  • Ввести в систему воспитательной работы класса основные формы и методы организации коллектива через создание системы самоуправления.

  • Разработать принципы создания благоприятного микроклимата в классном коллективе.


«Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь   в трудную минуту».

А.Сухомлинский


Что же такое коллектив? Это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью.

Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива:

  • изучение коллектива;

  • организация перспективы развития коллектива;

  • воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.

  • организация коллективной деятельности;

  • организация самоуправления;

  • организация традиций коллектива.

Рассмотрим этапы развития ученического коллектива:


«Песчаная россыпь»

Сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая сама по себе. Дунет ветер и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет общих интересов, общих дел. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Мягкая глина - материал, который легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В классе, находящимся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята редко приходят на помощь друг другу. Существуют

группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся.

«Мерцающий маяк»

Маяк горит не постоянно, а периодически. В таком коллективе иногда трудятся сообща, помогают друг другу. Но найти во всем общий язык бывает трудно. Активность и инициатива проявляется всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус - это символ движения вперед. В коллективе действует принцип: «Один за всех, и все за одного». Есть группа ребят, к которым обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. Коллектив участвует в школьных делах. Хотя класс и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям.

«Горящий факел»

Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого являются дружба, воля, взаимопонимание, сотрудничество и ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

В этом коллективе бескорыстно приходят на помощь, делают всё, чтобы принести пользу людям.

А теперь представляем итоги изучения сформированности классных коллективов нашей школы (приложение).

Этапы формирования классного коллектива.

1.Изучение класса. Постановка целей и задач воспитательной работы.

2.Организация классного самоуправления и внеклассных мероприятий, создание классных традиций.

3. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.


2 часть. Изучение классного коллектива.

Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи:

 •Изучение личностных качеств учащихся класса.

 •Изучение общих и специальных способностей.

•Изучение уровня взаимоотношений в коллективе.

• Учёт индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации  классных дел.

• Отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.

Отбирая диагностические методики, нужно учитывать:

-  особенности возраста учащихся класса;

  -    степень сформированности детского коллектива;

  -    особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;

-    степень доверия друг другу детей и взрослых.

 Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики:

  • наблюдение

  • опросники

  • анкеты

  • проективные

  • графические

  • рисуночные тесты.

Сегодня мы предлагаем поработать с методикой «Живой дом».

Цель:   диагностика      субъективного     восприятия     ребёнком   психологического пространства   семейных  и межличностных    отношений.

  • Инвентарь:       лист   бумаги    (А 4),  цветные   карандаши,     простой    карандаш, ручка.

  •  Время   работы:15-25   минут.

Возрастные  рамки   применения: от 5 лет.

Задание 1:

  • Напишите   в верхней части листа формата  А4   имена   8  человек   из  числа   ваших родственников, друзей,  знакомых, которые  влияют   на ваше развитие    в данный момент.

Задание 2:

  • На этом же листе  изобразите   простым   карандашом   деревенский   домик,  в   котором   обязательно   есть фундамент, стены, окна,  крыша, чердак, 

труба, двери,   порог или ступеньки.

Задание 3:

Присвойте  каждой  части дома   имя   конкретного   человека из вашего списка.  То есть,   напишите   прямо   на рисунке,  кто   из указанных   вами  людей   может   быть  крышей, кто - окнами,  стенами   и т.д.

Интерпретация:

Фундамент-

значение  «+»:  человек, на кого Вы опираетесь, который отдаёт, ничего не требуя взамен, является опорой, основой;

значение «-»:  человек,  на которого  все  давят, требуя от него что-то;

 стены    -  человек,   который учит любви, заботе, радости, огорчениям. Это человек, который выстраивает эмоциональные отношения в семье или группе, самая сильная часть дома;

окна   -  люди,    от  которых    семья   или коллектив чего-то  ждут и   возлагают надежды  ;

крыша -       человек   в  семье или группе,   который    жалеет    и  оберегает   Вас,   создаёт чувство  безопасности;

чердак   - «+»  человек, с     которым Вы хотели бы иметь более   доверительные   отношения.

«-» человек,   с   которым   у   Вас  отношения   развивались    в   прошлом,   а на данный  момент менее   активны;

труба    - «+» человек,   от  которого  Вы  получаете    или   хотели  бы  получать особую      опеку,    поддержку, тепло.    

«-»   человек,   который     помогает  «выпустить     пар»,   отрегулировать эмоции;

двери   -  человек, который   учил или учит Вас выстраивать  отношения    с миром,  взаимодействовать   с другими   людьми;

Порог или ступеньки -   человек,   с которым   Вы   связываете   возможность коммуникации   в будущем, отношения с которым только начинаются или выходят на новый виток.

Выводы.     

Методика     позволяет   за  достаточно    короткое    время   определить роль    для  человека    каждого   члена   семьи или любой другой группы, выявить связь между ними, определить задачи, которые реализуют члены семьи или класса в представлении автора.


3 часть. Организация классного самоуправления и внеклассных мероприятий, создание классных традиций.

«Только там, где есть общественная жизнь,

есть потребность и возможность самоуправления.

Где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру»

С.И. Гессен

Самоуправление-правильно организованная коллективная деятельность, в которой должны находить свое воплощение запросы общества и удовлетворяться возрастные и индивидуальные потребности учащихся.

Цель: ученического самоуправления:

воспитать успешную, конкурентно способную личность, владеющую демократической культурой.

Задачи:

1. Активизировать творческий потенциал каждого учащегося

2. Сплотить детский коллектив.

3. Развить организаторские навыки подростков

4. Приносить пользу обществу

5. Содействовать профессиональному самоопределению учащихся.

Что дает ученическое самоуправление участникам педагогического процесса?

Учащимся:

1. Развитие навыков работы в группе;

2. Улучшение качества знаний и дисциплины;

3. Учит разрешать конфликтные ситуации;

4. Помогает самоопределению школьников.

Родителям:

1. Организует свободное время детей;

2. Ведет к улучшению учебы;

3. Снижает конфликтность в семье.

Педагогам:

1. Помогает организовать, сплотить детей;

2. Повышает дисциплину в классе;

3. Раскрывает творческие, лидерские способности.

Возникает вопрос: работает ли самоуправление в нашей школе? И на каком уровне?

Что же делать? Необходимо исследовать типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления.

Психологическая игра-метафора « Подъем в горы» (практическая работа в группах)

Цели игры:

1.Определить трудности в работе самоуправления.

2. Создать «рюкзак идей» для решения этих проблем.

Психолог: уважаемые коллеги!

Мы приглашаем вас принять участие в игре - метафоре “Подъем в горы”. Но прежде, чем мы начнем игру, предлагаем послушать притчу.

В одной далекой стране была прекрасная долина. На краю долины стояла красивая Гора. Каждое утро, отправляясь на работу, большинство обитателей городка думало о том, что хорошо было бы им подняться на эту вершину... Но как-нибудь потом. Не сегодня. Были среди них и такие, которые доходили до подножия Горы, говорили: “Потратили целый день - а дошли только до подножия...” - и уходили.

Были те, что проходили одну треть пути и говорили: “Мы проделали такой огромный путь, а вершина как была далеко, так далеко и осталась”.

Были и такие, которые проходили 2/3 пути, останавливались и поворачивали назад потому, что очень устали и потеряли веру в себя.

А как же ко всему этому относилась Гора?

Заботят ли Гору те люди, которые только мечтали ее покорить? Нет.

Горы остаются безучастны.

Может быть, Гору заботят те, кто прошел лишь часть пути?

Горы остаются безучастны.

Заботит ли Гору то, что у вас нет времени, не хватает сил, вы устали…

Увы. Горы остаются безучастными.

Если это нужно вам-то только вас это и должно заботить. Это ваша цель, и только вы сможете ее осуществить!

- А теперь мы предлагаем перейти к игре.

Задание 1.

Классное самоуправление-это та гора, вершину которой, на наш взгляд, не покорил никто. Поэтому, мы предлагаем сейчас каждой группе подумать и решить (написать на камне), почему в классе не работает самоуправление ( в чем причины).

Работа в группах – 5 минут

Представление результатов работы в группах (озвучивание результатов и создание визуального образа горы).

Причины: у школьников нет опыта работы, нет заинтересованности классных руководителей, пассивность школьников и слабая мотивация, нехватка времени и загруженность лидеров, неготовность школьников брать на себя ответственность, нет обобщения опыта работы.

Задание 2.

А теперь, мы просим Вас выполнить еще одно задание. Мы должны собрать рюкзак идей.

Что, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы самоуправление в классе заработало, чтобы каждый ребенок почувствовал себя причастным к общему делу, стал активным и инициативным.

Представление результатов работы в группах (озвучивание результатов и создание визуального образа рюкзака).

Решение проблем: организовать распределение обязанностей, мотивировать детей на выполнение обязанностей и помогать в их выполнении с начальной школы, удалить авторитарный стиль и консервативное отношение в работе с детьми, равномернее распределение обязанностей и формирование второго эшелона лидеров, обязательный анализ классным руководителем проведенных мероприятий, введение в стимулирующий фонд поощрений классному руководителю за работу по самоуправлению в классе.

Вывод. Наша педагогическая деятельность очень похожа на постоянные покорения различных высот. Сегодня мы попробовали покорить вершину под названием « самоуправление» и понять, что нужно сделать, чтобы оно работало.

Мы ещё раз хотим напомнить, если это нужно нам, то только нас это должно и заботить. Это наша цель и только мы сможем ее осуществить.

3 часть. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе.

Климатические зоны СПК:

1. Социальный климат - насколько в данном коллективе гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

2. Моральный климат - какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

3. Психологический климат - те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Благоприятный социально-психологический климат:

  1. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении;

  2. Справедливое и уважительное отношение ко всем его членам;

  3. Высоко ценят ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие;

  4. Члены класса активны, добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности;

  5. Успехи или неудачи вызывают сопереживание;

  6. Взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Социально-педагогические приемы, для формирования социально-психологического климата в классе:

  • определение неформальной структуры класса, выявление лидера;

  • коррекция формальной и неформальной структуры класса;

  • определение уровня сплоченности класса и его атмосферы;

  • применение игр, направленных на сплочение коллектива;

  • определение причин конфликтов и применение способов их конструктивного разрешения;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • социально-психологическая коррекция взаимоотношений.

Наиболее эффективные способы формирования и поддержания социально-психологического климата в классе:

  1. Поощрять активность, инициативу;

  2. Находить общие интересы;

  3. Формировать традиции класса;

  4. Поощрять к открытости, доброжелательности, не навязывать друг другу свое мнение;

  5. Создавать условия для повышения комфортности самочувствия;

  6. Развивать коммуникативную культуру;

  7. Развивать эмпатийные способности членов группы.

Представление примеров игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе.


Упражнение « Стул» (сплочение коллектива, контактное взаимодействие).

Становимся все в круг. А теперь повернулись направо. Положите руки на плечи стоящего через одного впереди Вас. Смотрите в затылок друг другу. Сейчас то, что вы будете делать, у Вас обязательно получится, если будете уверены, и ничего не будете выдумывать. Внимание! Сейчас просто сядьте друг другу на колени. Готовы? 3-4. Руки вверх и аплодисменты. Молодцы! Встали. И так если это настоящая команда никаких опор не нужно, она самодостаточна. Мы сидели и были абсолютно устойчивы, никакие подставки не нужны. Мы доверяли друг другу, мы уверены друг в друге. Сплочению коллектива и благоприятному психологическому климату способствуют коллективные дела.

Сейчас мы попробуем поучаствовать в коллективном деле и создать « Поле цветов».

Закройте глаза, и представьте себя цветком. А теперь создайте свой цветок из цветной бумаги. Прикрепите его к нашему полю. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок на полотно.

Итог: А теперь мы предлагаем полюбоваться на «прекрасное поле» . Заметьте, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, которое выбрал сам. Все цветы разные, но есть у них и что - то общее. И всем без исключения нужно солнце и внимание. Так же и в коллективе все разные, но когда мы работаем вместе, мы сплачиваемся, становимся дружными, каждый чувствует свою значимость, мы получаем хороший результат.


Проект решение педсовета:

1. Изучить законодательную базу по работе самоуправления (ФГОС, закон «Об образовании», «Устав школы) отв.- ШМО классных руководителей


2. Классным руководителям скорректировать план воспитательной работы, учитывая деятельность органов самоуправления класса

отв. - классные руководители

3. Разработать функциональные обязанности актива класса и школы, выделить четкие полномочия и объем ответственности

отв. – ШМО классных руководителей, завуч по УВР

4. Организовать учебу актива отв.- педагоги - организаторы

5. Создать банк методических материалов по изучению классного коллектива и работе с активом отв. – психолог, социальный педагог