Осенины на Руси.(обряд «Похороны мух»)
В старину на Руси наши предки справляли Осенины трижды. Первый раз-14 сентября. 14 сентября – начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель.С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома.
В русских деревнях повсеместно существовал обычай "изгонять мух". Как правило, он приурочивался к 14 сентября, ко дню Св. Семена-летопроводца. "Во многих местах с днем Семена-летопроводца связывается "потешный" обычай хоронить мух, тараканов, блох и прочую нечисть, одолевающую крестьянина в избе. Похороны устраивают девушки, для чего вырезывают из репы, брюквы или морковки маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачем и причитаниями) выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы "рукотерником" (полотенцем) и приговаривать: "Муха по мухе, летите мух хоронить" или: "Мухи, вы, мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь".Обычай хоронить мух и тараканов наблюдается по всему северу России, причем даже детали его везде одни и те же, и только кое-где, вместо "рукотерника", советуют изгонять мух штанами, в полной уверенности, что это средство неизмеримо действительнее, так как муха, выгнанная штанами, навсегда теряет охоту возвращаться в избу снова".С изгнанием мух связана и специальная примета: "Убить муху до Семина дня — народится семь мух"; убить после Семина дня — умрет семь мух" .В ряде традиций этот обряд совершался после жатвы. "Богатому крестьянину, который не постоит по окончании жатвы угостить жней водочкой, из последнего снопа снаряжают куклу "Солоху", продевают сквозь него сноп палку, которая изображает руки, и надевают курту, а колосья повязывают платком. Наломав веток из олешника, жнеи несут куклу в дом хозяина, при чем поют какие-нибудь песни. Принесеннная "Солоха" ставится сначала на стол, а потом переносится в кут. Положив серпы к стороне, жнеи отыскивают чипелу или сковородень, садятся на него верхом и скачут по избе, приговаривая: "Чернушки — вон, а белушки — в хату!" Тогда принимаются из хаты принесенными ольховыми ветвями выгонять вон мух со словами: "Святый Семен, гони мух вон!" Эти проделки жней напоминают, что с поля уже убрались, черные мухи скоро исчезнут, а вместо них появятся "белушки" (снег). Повыгнав мух из хаты, жнеи садятся за стол, где хозяин угощает их водкой, а хозяйка — блинами; тем и заканчиваются обжинки...В некоторых местностях Смоленской губернии устраивается обряд изгнания мух, тараканов, пруссов, клопов, блох и проч. после уборки конопли. Когда конопли выберут, выломят три чернобыли, растворят настежь избу и начинают мести от печки."Пруссы, тараканы, клопы, блохи, мухи, убирайтесь все вон: было ваше (право) перелётовать в избе — теперь мы будем зимовать, а вы куда угодно".Тогда чернобылью по хате хлоп, хлоп" ."От клопов существует и другое, более радикальное средство: (когда в дом придет священник и, окропивши святой водой, станет уходить, то нужно вслед ему мести пол, приговаривая: "Куда поп, туда и клоп". После того уже ни одного клопа не останется, так как все они перейдут в тот дом, куда далее направится священник". Обычай хоронить мух, тараканов и клопов практикуется не только на Семин день, но и на Воздвиженье, и на Покров, и на некоторые другие праздники.
Второй раз осенины справляли 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. Рано утром 21 сентября женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили по числу народа и скармливали скотине.
В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась другая работа – заготовка овощей и фруктов на зиму, т.е. их засолка и маринование , и крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное.
27 сентября – третьи ОСЕНИНЫ. Начиналась одна из самых важных работ — рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой), отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься “С БОГОМ!” Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: “Жвакает, будто по снегу рубят”. Ну, а чтобы зимой капусту есть, нужно было летом хорошо потрудиться, чтобы ее вырастить. ..
Все это и еще многое другое узнали ребята с. Новодугино на празднике Осени 17 сентября, который был подготовлен и проведен фольклорным отделением ДШИ (рук. Кислова Т.В. ,концертмейстер Чеблыков А.М.) в тесном сотрудничестве с Новодугинским детским садом. Несмотря на настоящую осеннюю погоду, праздник получился веселый и познавательный. Веселым хороводом, обрядовыми песнями, играми и конкурсами ребята встретили Госпожу Осень!
(составитель сценария праздника и автор статьи- преподаватель фольклорного отделения Новодугинской ДШИ Кислова Т.В.
Источник: http://selskie-zori.com/news/32464/
При использовании текста использование ссылки на сайт http://selskie-zori.com/ является обязательным