Сценарий познавательно-развлекательного занятия «День толерантности» Подготовили и провели воспитатели: В.1. - Булгакова Е.А., В.2. - Прокопенко Ю.В. Дата проведения – 16 ноября 2020г. Время проведения – 35-40 минут. Место проведения – общешкольная игровая. Участвуют воспитанники 1,5, 6,7, 10,11 кл.
Формы работы - групповые, по парам, коллективные, индивидуальные.
Материал, оборудование - ручки, фломастеры, шарики, заготовка для цветка «Толерантности», доска с фотографиями воспитателей, Бум-бокс для музыкального сопровождения.
Цель: знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности. Формирование толерантности личности через самопознание, взаимодействие.
Задачи: образовательная: ввести и закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения, уточнить представление детей о понятии «толерантность»;
развивающая: развивать толерантное мышление, способствовать осознанию неодинаковости людей, научить принимать различия между людьми как положительный факт; обогащать словарный запас воспитанников;
воспитательная: воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку; желание и умение прощать.
Звучит музыка. Песня «Если добрый ты». В игровой собираются гости, участники занятия.
В.1. - Здравствуйте, Ю.В. В.2. - Добрый день Е.А. Вместе - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости! В.1. - Мы очень рада видеть вас. В.2. - Давайте поприветствуем друг друга необычным способом: поздороваемся локтями, поздороваемся пятками. И улыбнёмся друг другу. В.1. - Здорово, что у нас хорошее настроение. В.2. - Ребята, посмотрите на нас. Скажите, чем мы похожи и какие есть у нас различия? (Ответы детей записываются на доске, где висят фото воспитателей).
В.1.- Молодцы ребята. Нашли много различий и схожестей между нами. В.2. - Сделаем вывод: мы разные, но живём и работаем в одном городе, в одной школе. Мы уважаем и помогаем друг другу. Мы вместе отдыхаем, играем.
В.1. - Давайте играть вместе.
Выбор детей в команды «Я-ТЫ-ОН-ОНА».
Упражнение «Здравствуйте»
Сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония)
Потереться носами (Новая Зеландия)
Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания)
Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
Показать язык (Тибет)
Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
Упражнение “Река Ласки и Доброты”.
Все участники образуют два берега реки – две шеренги, встают лицом друг к другу. Один из участников проходит (проплывает) по реке с закрытыми глазами, а берега дарят ему хорошие и добрые прикосновения. (Каждый из участников должен проплыть по реке)
Сказка «Выбор подруги» .
Жила-была на Земле девочка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому прожившему 100 лет волшебнику: «Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь». Подумал волшебник и сказал: «Приходи, когда роса ещё не просохнет». Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят 5 прекрасных девушек – одна другой краше. «Вот, выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
«Они все прекрасны, - сказала Любовь, - не знаю, кого и выбрать».
«Твоя правда, - сказал волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может и дружить будешь. Но выбрать надо одну из них. Она и будет тебе подругой на всю жизнь».
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Ребята, вы кого бы выбрали? На столе листочки с надписями: Радость, Удача, Красота, Печаль, Доброта, Любовь. (Выбор детьми листочков).
В.2. – Почему сделан такой выбор? (Ответы детей).
В.1. - Вывод. Все мы разные и в подруги выбираем разных спутниц. Но все мы должны жить, соблюдая законы взаимопомощи, дружбы, любви как соблюдаем правила дорожного движения, правила личной гигиены.
Сюрпризный момент – из шкафчика вылетают воздушные шарики и каждый ребёнок выбирает себе шарик, наклеивает выбранный им листочек с надписью.
Историческая информационно-познавательная минутка.
В.2. - На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека связанно понятие "толерантность".
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – УВАЖЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ ЛЮДЕЙ, КАКИМИ БЫ ОТЛИЧНЫМИ ОТ НАС ОНИ НЕ БЫЛИ. Люди разные, это нужно понимать и принимать. Человек имеет право быть ДРУГИМ!!
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Быть толерантным, значит:
Уважать другого.
Любить ближнего своего.
Не злиться.
Быть добрым, терпимым
Сострадать
Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности
В.1. - В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других.
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, в очках и без очков. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. О том же говорит и Библия: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя".
Делать добро другим – не обязанность. Это радость, и эта радость улучшает здоровье и увеличивает счастье.
Тренинг «Корзина – мусорное ведро». Воспитатель ставит на середину ведёрко.
В.2.- Зачем человеку нужно мусорное ведро?
Почему необходимо постоянно освобождать его от мусора? (Рассуждения детей).
Представьте себе жизнь без мусорного ведра, когда мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть.
В.1. - Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи.
В.2. - Я предлагаю вам выбросить ненужные обиду, гнев, страх в «мусорное ведро». Для этого вы на листочках бумаги записываете чувства, от которых хотите освободиться.
Например: «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…».
Затем сворачиваете листочки комочками, выбрасываете в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик.
Музыка. Старшие помогают младшим.
«Сказка о Необычном цветке» (автор Лебедева Елена Николаевна).
В одной стране, где днем светит яркое солнце, а по ночам редки холодные ветра, жили цветы. Они все были разные по характеру, но каждый из них был хорош по-своему. Королевские лилии – всегда стремились во всем быть первыми, любили давать советы и делать замечания другим цветам, дикий шиповник – был слегка застенчив, но всегда доводил начатое дело до конца, а желтые ноготки очень дружелюбны и жизнерадостны, любили веселые приключения. Но в этой чудесной стране жил один необычный цветок – Синецветик, который боялся подружиться с остальными цветами, он считал себя некрасивым и безликим. И от этого он чувствовал себя несчастным, у него всегда было грустное настроение. Однажды древний мудрый цветок, который рос высоко в горах, сказал Синецветику: “Ты очень красивый и необычный цветок! Посмотри, какие у тебя прекрасные лепестки, какой ты добрый и отзывчивый, у тебя все получится и все будет хорошо!” Синецветик, услышав эти слова, расправил свои лепестки и широко улыбнулся всем другим цветам – жителям этой страны. Они тоже улыбнулись ему в ответ. Вскоре цветы подружились, а Синецветик был просто счастлив.
Обсуждение.
В.2. – Что делало Синецветика несчастным в начале сказки? (Ответы детей). – Как вы думаете, что ему помогло стать счастливым? (Ответы детей).
В.1. – Да, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы нуждаемся в чьей-то помощи и поддержке. Пусть она выражается просто в приятных добрых словах, но подчас многое значит для человека. Я хочу открыть вам секрет успеха: каждому человеку требуются любовь, признание, поддержка. Каждый человек вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – самое действенное средство. Но помните, похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации. Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие.
Секрет: Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.
Упражнение «Соберём цветок толерантности».
В.2. – Мальчики и девочки, у меня есть листочки от чудо-цветка. Вам надо написать на них качество толерантного человека, которое близко вам. Мы соберём свой школьный цветок «Толерантности».
Музыка. Старшие помогают младшим.
Игра «Мир без тебя»
В руке цветок: «Мир без тебя был бы неинтересен, потому что ты …..» – передаём цветок.
Песня «Большой хоровод». Игра-танец «Хоровод. Встали по парам, по тройкам, …».
В.1., В.2. - Пожелание. Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.