Сценарий мероприятия, посвященного
Дню народного единства
(2 – 4 класс)
(Слайд № 1) (Флаг и герб РФ)
Звучит песня о России. Дети заходят в класс и рассаживаются.
Ведущий: - Здравствуйте, ребята.
(Слайд № 2) (4 ноября – День народного единства)
- Все вы знаете, что 4 ноября все граждане Российской Федерации будут праздновать Всероссийский государственный праздник – День народного единства. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об этом празднике. Узнать историю этого праздника.
(Слайд № 3) (Земной шар с выделенной территорией РФ)
- Наша страна – Россия – это крупнейшее государство в мире.
Когда на востоке говорят «Доброе утро!», на западе, люди, желают друг другу «Спокойной ночи!».
(добавление к слайду № 3) (Народы России)
Наша Родина – это и самое многонациональное государство. На её просторах живут более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
(Слайд № 4) («Карта флагов России»)
- 89 федераций: края, республики, области, автономные округа и города федерального значения – объединились в одно целое, и стали единой страной – Российской Федерацией.
(добавление к слайду № 4) (Флаг и герб Сах. обл., Ю.-К. района).
- Среди них и наша Сахалинская область.
Давайте все вместе подумаем, зачем объединились все эти народы в единое большое государство? Послушайте притчу об отце и сыновьях, и тогда я думаю, вам всё станет ясно.
(Слайд № 5) ( Притча «Отец и сыновья).
- У одного отца было три сына, и они постоянно ссорились друг с другом. Однажды отец призвал их к себе и взял веник. Он вытянул по прутику из веника, раздал их сыновьям и приказал: «Сломайте эти прутики!». Братья легко переломали каждый свой прутик. Отец крепко связал веник, и снова приказал сыновьям: «Переломите этот веник!». Сколько не старались братья – не смогли этого сделать. Тогда отец сказал своим сыновьям: «Так-то и вы, если в согласии и одной связке жить будете, никто вас не одолеет; а если ссориться , да всё делать врозь – вас всякий легко погубит!»
- Почему отец наказал сыновьям жить в мире и согласии? (Чтобы их не одолели и не погубили враги).
- Правильно! Совсем как в этой притче: пока народы, населявшие Россию жили порознь, их одолевали враги, грабили и убивали, но как только эти народы объединились и стали дружно, по-братски жить, помогать друг другу, они легко справлялись с врагами.
I блок
Чтец 1: - С Днем народного единства поздравляю,
Пусть над нами светит мир и благодать,
И пусть дружба крепче всех скрепляет,
Гордость мы друг друга сможем отстоять!
Чтец 2: - Не разрушит нашу мощь никто и силу,
Только вместе сможем все преодолеть,
И расскажем всей планете, всему миру,
Наш народ един, его не одолеть!
Чтец 3: - Если забыть о ничтожных обидах,
О разности взглядов на веру и жизнь,
Всем вместе сплотиться враги будут биты!
От мощи единства земля задрожит.
Ведущий: - Когда же началось это великое единение народов России?
Я расскажу вам об истории возникновения этого праздника.
(Слайд №6) (Семибоярщина)
- Четыреста лет тому назад в Государстве Русском умер последний царь из рода Рюриковичей. Умер и не оставил наследников на престол. И тогда знаменитые боярские да дворянские династии захотели посадить на царский престол своих родственников. Пошла между ними распря великая.
(Слайд №7) (Смутное время)
- Вдобавок к этому несколько лет подряд был неурожай , пришёл большой голодомор и началось в России Смутное время. Некоторые бояре да дворяне, вместо того чтобы помочь своему народу, обратились к полякам, шведам и литовцам, что бы те помогли им сесть на царский престол. А враги только и ждали момента, чтобы завоевать богатую землю русскую, погубить как можно больше народа и завладеть богатствами.
(Слайд №8 четыре картинки) (Бесчинства интервентов в России)
- Пришли поляки, шведы, литовцы и стали бесчинствовать в наших землях и творить всякое беззаконие над людьми. Несколько лет изнемогал от их жестокости народ российский.
(Слайд №9) (Портрет К. Минина. Минин призывает к ополчению)
- Но жил в Новгороде великий патриот и гражданин купеческого звания по имени Козьма Минин. Призвал он бедных людей создать ополчение народное и пойти на Москву, чтобы выбить оттуда захватчиков поганых, а богатых людей призвал собрать деньги на это великое дело. И многое множество людей откликнулось на его призыв.
(Слайд №10) (Портрет Пожарского.Пожарский возглавляет народное ополчение).
- Сказал так же Козьма Минин, что есть в Москве полководец разумный по имени Дмитрий Пожарский и сможет он возглавить войско народное для борьбы с иноземцами. Обратились русские люди к князю Дмитрию Пожарскому с просьбой возглавить войско против врагов. Согласился великий патриот. И благословил его на победу великий отшельник Сергий Радонежский.
(Слайд №11 три картинки) (Сражения народного ополчения 1612 года)
- И двинулось ополчение народное на Москву из Новгорода. И в битвах жестоких одержал русский народ победу и изгнал иноземных захватчиков с земли российской.
(Слайд №12) (Портреты К. Минина и Д. Пожарского).
II блок
Чтец 4: - Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время Смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Чтец 5: Посрамив врагов коварство,
В страшный для России год
Вместе Минин и Пожарский
В битву повели народ.
Чтец 6: И отряды добровольцев,
Гневом праведным полны,
Злых поляков и литовцев
Прочь прогнали из страны.
(Слайд №12) (Подвиг Иван Сусанина)
- Многие люди в те дни далёкие дни совершали подвиги во имя освобождения родины. Слава одного героя дошла до наших дней. Жил крестьянин по имени Иван Сусанин. Однажды в его деревню пришли поляки и заставили его показать дорогу через лес, чтобы отступить и скрыться от народного ополчения. Крестьянин претворился, что согласен им помочь. Он завёл польское войско в леса с топкими болотами. Поляки догадались, что хитрый Сусанин их погубил. Враги жестоко расправились с ним, но и сами не смогли выбраться: замёрзли или утонули в болотах.
Чтец 7: Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет, и не будет на Русской земли!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит.
- Вот так, забыв все ссоры и обиды, объединившись, весь русский народ в едином порыве, отстоял родину и избавил её от разорения и унижения.
III блок
Чтец 8: Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
Чтец 9: И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Чтец 10: Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
(Слайд №14) (Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади)
- А потом в Москве на Красной площади, на народные деньги, был установлен памятник героям, возглавившим народное ополчение . На нём надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России».
IV блок
Чтец 11: Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Указав рукой литою
На величественный вид
И на племя молодое,
Минин словно говорит:
Чтец 12: «Полюбуйся ныне, княже,
На страны родной дела.
Не могли мы думать даже,
Чтобы Русь такой была!
Подивись-ка их военной
Силе необыкновенной,
И послушай эти песни,
И на лица погляди…
Их дела ещё чудесней
Ожидают впереди!»
- Итак, вы услышали историю возникновения праздника, который сейчас называется «День народного Единства». Давайте устроим викторину «Кто больше запомнил фактов из истории возникновения праздника».
Тестовая часть
(Слайд № 15)
Вопрос 1: Как в истории называется время, о котором мы только, что говорили?
а) Бунтарское время
б) Смутное время
в) Военное время
(Слайд №16)
Вопрос 2: Кто хотел захватить русские земли?
а) немцы
б) монголо-татары
в) поляки, шведы, литовцы
(Слайд №17)
Вопрос 3: Как звали новгородского купца, который призвал бедный люд собраться в ополчение, а богатых людей призвал дать денег на это войско?
а) Козьма Минин
б) Дмитрий Пожарский
в) Иван Сусанин
(Слайд №18)
Вопрос 4: Как звали военачальника, который возглавил народное ополчение?
а) Козьма Минин
б) Дмитрий Пожарский
в) Иван Сусанин
(Слайд №19)
Вопрос 5: Как звали крестьянина, который погубил в лесах целое войско врагов?
а) Козьма Минин
б) Дмитрий Пожарский
в) Иван Сусанин
(Слайд № 20)
Вопрос 6: В каком году происходили все эти события?
а) в 1612 году
б) в 1962 году
в) в 2017 году
Ведущий:
-Молодцы, теперь вы знаете одну страничку истории России и историю
возникновения праздника - Дня народного Единства.
Как здорово понять, что мы — едины!
Что все мы вместе, оттого сильны!
И дружбой нашей мы непобедимы!
Ее крепить и множить мы должны!
Творческая часть «Коллаж»
- Перед вами на партах бумажные ладошки и названия всех субъектов Российской Федерации. Приклейте к каждому пальчику вашей ладошки по одному субъекту, а затем мы приклеим каждую ладошку к плакату с изображением контура границ России и раскрашенного в цвета российского флага.
(Выполняем задание)
- Я предлагаю назвать наш коллаж «Единство», как вы считаете это подходящее название?
(Слайд № 21) (С днём народного Единства)
Чтец 13: - И праздник — День народного единства —
Пусть станет дорог и понятен всем!
Мы призываем всех объединиться,
Забыть про распри и обиды насовсем!
(Флеш-моб с песней «Я, ты, он, она – вместе целая страна…»)
Все: - Я (указывают пальцем на себя)
- Ты (указывают пальцем на третий ряд)
- Он (указывают пальцем на второй ряд)
- Она (указывают пальцем на первый ряд)
1 – й: -Вместе … (выступает вперёд, разводит руки в стороны)
Все: - Целая страна!
2-й:- Вместе…( выступает вперёд, разводит руки в стороны)
Все: - Дружная семья!
3-й: - В слове «мы» …
Все: - Сто тысяч «Я»!
3-й: - Большеглазых…
4-й: - Озорных …
5-й: - Чёрных, рыжих …
6-й: - И льняных …
7-й: - Грустных и весёлых…
Все: - В городах и сёлах!
Все поют первый куплет песни «Родина моя».
- На этом наше мероприятие, посвящённое Дню народного Единства, окончено. Но прежде, чем вы ребята покинете кабинет, я предлагаю познакомиться с подборкой книг об историческом событии, которое дало начало этому празднику, о героях тех времён и о многом другом. Эту выставку организовала для нас центральная библиотека Южно-Курильска.
Спасибо всем за внимание. До свидания.