СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий «Праздничные традиции и обычаи русского народа от Рождества до Пасхи»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка подводит итоги всех праздников от Рождествад до Пасхи .

Просмотр содержимого документа
«Сценарий «Праздничные традиции и обычаи русского народа от Рождества до Пасхи»»

«Праздничные традиции и обычаи русского народа от Рождества до Пасхи»

Цель:подведение итогов работы и осмысление традиций и обычаев русского народа от Рождества и Пасхи.

Задачи:

- Воспитывать уважение и бережное отношение к традициям; продолжать воспитывать любовь к семейным праздникам на основе эмоционального воздействия народных праздников, воспевающих традиции русских людей.

Ход мероприятия:

Мы сегодня подведем итог нашей работы от Рождества до Пасхи. Мы должны знать историю своей страны, историю и традиции праздников. Они очень интересны! 

Народный обрядовый календарь имел большое значение в жизни русских людей. Он был верным помощником человеку в его нелегком труде, а крестьяне трудились очень много. В разных губерниях России существовали свои годичные календари, которые подсказывали, когда следует работать, а когда – отдыхать, при этом церковные праздники служили как бы вехами, по которым человек узнавал, когда и что ему предстоит сделать. С весны начинались полевые работы, сплав леса. Зимой крестьяне заготавливали лес, уходили в города на заработки, занимались различными промыслами.

Для женщин зима – время прядения. Прялка была постоянным предметом домашнего обихода и желанным подарком.

Чем тяжелее был труд, требовавший от человека полной отдачи сил, тем веселее справлялись праздники. Какие же русские праздники нам известны?

Моими помощниками будут сегодня учащиеся 8-9 классов.

Зимой это были Рождество, Святки, Крещение и Масленица, весной – Сороки, Благовещенье , Вербное Воскресенье и Пасха.

Подробнее остановимся на этих праздниках. Главный зимний праздник – Рождество



Он родился в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных



1. Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. В православии Рождество Христово празднуется 7 января (в отличие от католиков, которые отмечают этот праздник 25 декабря), входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.

Этот великий праздник установлен в воспоминание рождения Иисуса Христа. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы. 

Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2,10-12). 

Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.

Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). 

Но неужели так встречен был родившийся Христос? Святая церковь поет, что все творение Божие встречало Спасителя: ангелы принесли Ему пение, волхвы — дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария.

Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (святая Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. После Рождества наступают святки — святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

Песня « Рождество Христово» (Настя и Маргарита)

2. День памяти святителя Василия Великого 14.01

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии (Малая Азия) в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. 
 
Первоначальное образование Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки — риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. 

В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием. 
 
Исполняя свое служение, святитель Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и большую любовь.
 
Вскоре (370) святитель Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру. В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. В своих книгах святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном.

За свою короткую жизнь святитель Василий оставил потомкам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.
 
Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием у русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Крещение Господне, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника, 18 января, установлен строгий пост.

Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление.
Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом.
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Вода — начало жизни.  Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов.




Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым»
И вот к нему приходит Иисус из Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он — Избранник Божий», — подтверждает Иоанн Креститель («Мессия» по-еврейски — то же, что по-гречески «Христос», то есть «Помазанник Божий»).

Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый окрещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»

Сретение Господа Нашего Иисуса Христа — христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. Русской Православной церковью почитается одним из двунадесятых праздников. Он Христианский праздник установлен в память о знаменательном для христиан событии — встрече (славянск. сретении) в Иерусалимском Храме Младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном. 

Когда воплощенному Слову Божию пришло время явиться на земле, тогда Провидением Божиим уготованы были некоторые избранные из человеков — встретить Его чудесное, всеспасительное явление, и возвестить его миру. Одним из них был исполненный Духа Святого старец Симеон, которому было обещано от Бога, что не покинет он сей мир до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Это сретение Симеоном и празднует святая Православная Церковь ежегодно 15 февраля по новому стилю.

Занимаясь переводом книг Исаии, Симеон достиг пророчества: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7, 14), и усомнился, и, остановясь, рассуждал сам с собою: как девица может родить отроча? Потом взял нож и в своей рукописи хотел изгладить это пророчество... Вдруг Ангел Господень явился ему и, удержав руку, сказал: «Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня». С этого времени Симеон с пламенным желанием ожидал пришествия Христова: жил праведно и непорочно и, не выходя из храма, молился Богу.
Когда же родившийся Спаситель после сорока дней Богоблагодатною Мариею принесен был в храм, тогда святой, познав свыше, что этот Младенец есть обетованный Мессия и что эта Матерь есть Святая Дева, на которой исполнилось пророчество Исаии, с благоговением и радостью принял в объятия свои Господа и воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое» (Лк. 2, 29), и, возблагодарив Бога, давшего утешение Израилю, испустил дух свой, будучи глубоким старцем.

22 марта - Праздник жаворонков .По поверьям в этот день зима и весна меняются местами, а с юга прилетает сорок разных птиц, первой из которых является жаворонок. На жаворонки 22 марта традиционно пекли сдобные булочки в виде маленьких птичек с раскрытыми крылышками, имитируя полет жаворонка, в качестве глазок использовали изюм. Сдобных птичек раздавали детям, те бежали по улицам со звонким смехом закликать весну. В одну из птичек запекали монету, и раздавали всем членам семьи, кто вытаскивал себе булочку с монеткой, тот первым бросал горсть зерна при посеве урожая весной.

День памяти сорока Севастийских мучеников

22 марта

Сорок Севастийских мучеников (фрагмент Новгородской иконы)

22 марта Православная Церковь чтит память сорока Севастийских мучеников — воинов-христиан из города Севастии (территория современной Турции), которые приняли мученическую смерть за веру во Христа. 

В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания, и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое там значительно распространилось. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. 

В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников служил Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые выходили победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако, старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила.

В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.

Эти события происходили зимой, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я - христианин!» - и присоединился к мученикам.

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле.

Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

Благовещение Пресвятой Богородицы — светлый христианский праздник, который православная церковь отмечает 7 апреля (по новому стилю), и в православии он входит в число двунадесятых праздников.

В древности празднику Благовещения давали разные названия: зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии. О том, где и как впервые появился праздник Благовещения, ничего неизвестно. Известно лишь, что в 560 году император Иустиниан указал дату празднования Благовещения — 25 марта (7 апреля по новому стилю).

Название праздника — Благовещение — передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Этот праздник относится к двунадесятым непереходящим праздникам и отмечается каждый год в один и тот же апрельский день.

Главной иконой праздника можно считать шедевр Андрея Рублева: ангел сходит к Деве, чтобы возвестить ей «Благую весть». Архангел Гавриил принес Деве Марии самую большую новость — Сын Божий становится Сыном человеческим. Исполняется пророчество Исаии, Богородица отвечает согласием на весть ангела: «Да будет мне по слову твоему». Без этого добровольного согласия Бог не мог бы стать человеком. Он не мог бы воплотиться, так как Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Человеку дана полная свобода ответить Богу согласием и любовью.

Церковное Предание говорит, что в тот момент, когда Деве Марии явился Архангел Гавриил, она читала книгу пророка Исаии, как раз те слова о рождении Мессии. «Я готова стать последней служанкой у той, которая удостоится родить Мессию», — думала она.

С Благовещением в народе связаны некоторые старинные обычаи. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», то есть всякая работа считается грехом.

Празднование Благовещения не отлагается даже в день Пасхи, если эти праздники совпадают, а если это торжество приходится на дни поста, то пост ослабляется. По церковному Уставу, в этот день благословляется вкушение рыбы и елея..


Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье за неделю до Пасхи.
Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий.
У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (Зах. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными.



Вход Господень в Иерусалим

На Руси этот праздник давно называется Вербным воскресением. Название происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений — вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса в Иерусалиме.

Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В России, где таких деревьев нет, и где первой распускается верба, с давних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением. Но подлинное его название — Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий или Цветоносное воскресение.



Светлое Христово Воскресение — самый большой и светлый христианский праздник. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Этот праздник еще называют Пасхою Христовой, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу. Пасха — самый древний и важный праздник богослужебного года. 

Христос воскрес! — и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса — первая действительная победа жизни над смертью.


Вот как это было:

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами). Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик.


Икона А.Рублева "Воскресение Христово" (1408-1410)

Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был положен Господь; их объял ужас.

Ангел же говорит им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она — торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью. 

В праздник Пасхи начинается разговление после длительного Великого поста, и главными атрибутами праздничного стола являются крашенные яйца, кулич и пасха (сладкое блюдо из творога с изюмом). Крашенное яйцо (раньше — это были только красные яйца) — символ мира, обагренного кровью Иисуса Христа и через это возрождающегося к новой жизни. Кулич (высокий хлеб из сдобного теста) — символ тела Господнего, к которому должны причащаться верующие. Кстати, вся эта пасхальная еда освящается в церкви накануне — в Страстную субботу. 

Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Антипасха, Вознесение и Троица), тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и другие) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.

1.Постановка « Ночь перед Пасхой». ( 8-9кл.)

2.Пасхальная драма «Старьёвщик» (Настя)

Мы вспомнили все праздничные традиции и обычаи русского народа от Рождества до Пасхи. На Пасху народ веселился и играли в разные игры. Мы с вами тоже поиграем.



Игры:

«Бег с яйцом». Нужно взять ложку, положить в неё яйцо, добежать до границы, вернуться на своё место и передать ход другому игроку. Игра проводится с участием двух команд.

2.Участники добегают до стола (удаление 5-6 метров). Им необходимо очистить яйцо, сваренное на пасху и окрашенное, съесть его (поставьте соль, теплый чай, чтоб можно было запить), скорлупу сложить в спичечный коробок, закрыть его и вернуться с ним обратно.



3.Участникам даются ложка и яйцо. Они должны подкатить к "Пасхальному столу" по бумажной дорожке ложкой яйцо.

5.КРУЧЕНИЕ ЯИЦ. В эту игру играть можно как вдвоем, так и большой группой. Все игроки одновременно закручивают свои яйца. Чье яйцо дольше прокрутилось – тот и победитель. Он забирает яйцо проигравшего. 6. СТОЙ, НЕ БЕРИ!

Игра для большой группы – не менее 10 человек. Очень веселая игра, развивающая наблюдательность. Играть можно и с детьми, и со взрослыми.

Как играть:

  1. Нужны яйца, но они должны отличаться у разных игроков (по цвету, рисунку и т.д., чтобы было понятно, где чье яйцо).

  2. Выбирается водящий. Он отворачивается, а игроки загадывают какое-то одно яйцо.

  3. Затем водящий подходит и начинает брать себе яйца по очереди. Когда он дотронется до загаданного яйца, ему все кричат: «Стой, не бери!». Водящий отдает все яйца назад. И выбирается другой водящий. Игра повторяется.

  4. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество яиц до слов «Стой, не бери!».

5.«Платочек». Все участники выстраиваются по кругу, ведущий идет по внешней стороне круга и оставляет платочек около одного из игроков. Все участники игры видят того, кому положили платок, но молчат. Если игрок увидел около себя платок, он становится ведущим.


ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Песня

1.Рождество Христово, Ангел прилетел.

Он летел по небу, Людям песню пел:


"Вы, люди, ликуйте,

Все днесь торжествуйте,

Днесь Христово Рождество!"


2.Пастыри в пещеру Первые пришли,

И Младенца Бога С Матерью нашли.


Стояли, молились,

Христу поклонились,

Днесь Христово Рождество!


3.Все мы согрешили,

Спас, перед Тобой.

Все мы люди грешны,

Ты один святой.


Прости прегрешенья,

Дай нам оставленье,

Днесь Христово Рождество!


2. Постановка «НОЧЬ ПЕРЕД ПАСХОЙ»


Тематика: прощение, служение, покаяние. 

Актеры: автор, бандит, женщина, муж, проповедник. 

Декорации: топор, Библия, тарелки, ложки. 

Автор:
Ночь перед Пасхой спустилась на землю.
В городе тихо, ждут праздника все.
Скоро торжественный звон колокольни
Миру напомнит о дивном Христе!

После страданий и смерти позорной
В гроб был положен Спаситель людей.
В третий же день Иисус-Победитель
Во славе воскрес при сиянии лучей!

Но не о Боге в ту ночь размышляя,
Шёл человек из притона воров.
Он в эту ночь выполнял порученье-
Сделать налёт на один из домов!

Вот он у цели. Подходит неслышно.
Кнопку нажал, позвонил и стоит.
К двери подходит хозяйка квартиры,
Он притаился, немножко дрожит.

Думая, что свои возвратились,
Дверь открывает хозяйка, но вот,
Видит, пред ней незнакомый мужчина.
Мысленно Бога на помощь зовёт!

Бог ей ответил, - злодей растерялся,
Руку не поднял, за нею вошёл.
Радостный взор её встретился с гостем:

Женщина:
Бог вас сегодня к нам в гости послал!
Знаете, день–то сегодня Великий,
Ведь Иисус, наш Спаситель воскрес!
Грешникам всем избавленье, спасенье,
Он нам принёс с лучезарных небес!
Вы раздевайтесь, сюда проходите.
Скоро и наши должны уж прийти.
Я, вот, готовлю к столу угощенье, -

Автор:
И повернулась на кухню уйти.
Он посмотрел на неё и подумал:

Бандит:
Что же со мной, почему не могу
Руку поднять на неё, чтоб ударить
Сзади, как прежде, я жертву свою?

Женщина:
Вы не стесняйтесь, - мы люди простые,
Веруем в Господа, любим Его!
Это великое счастье для грешных!
Это богатство – дороже всего!

Автор:
Он, изумлённый, стоял у порога,
Думал:

Бандит:
Что делать? Убить или нет?
Женщина эта меня удивляет:
Что за приём, и слова, и привет!

Автор:
Так он стоял, и всё думал и слушал,
Руку под полой держал с топором,
И не решался пройти и раздеться.
Мысли бежали одна за другой.
Вот он прошёл. Отвернулась хозяйка.
Быстро топор под кровать положил,
Снял он пальто, осмотрелся, повесил,
Сел, и на руку главу опустил!

Женщина:
Вы мне скажите, вы верите в Бога? -

Автор:
Тот едва слышно ответил ей:

Бандит:
Нет!

Женщина:
Очень печально, а Он ведь вас любит,
И сохранит среди скорби и бед!

Бандит:
Да, может, правда, что Он меня любит,
Только ведь я не достоин любви!
Очень я низок и грешен пред Богом,
Знает лишь Он, но не знаете вы!

Женщина:
Что вы сказали? Любви не достойны? -

Автор:
Тут она Библию в руки взяла,
И прочитала о том, как разбойник
В час своей смерти поверил в Христа.

Женщина:
Был он прощён за свои преступленья,
Райские двери открылись пред ним.
Так и теперь Бог прощает погибших,
Если мы сердце Ему отдадим.

Автор:
Вот позвонили. Вернулись с собранья
Муж, с ним и дети. Открыла жена.
Поцеловались:

Женщина:
Бог к нам сегодня гостя послал.

Автор:
Муж подошёл, поприветствовал гостя,
С праздником гостя поздравили все.

Муж:
Ну, теперь с нами садитесь, поешьте:
Праздник Великий сегодня везде!

Автор:
Стали рассказывать, как хорошо
Пели в Молитвенном Доме сегодня,
Как прославляли Творца своего
За любовь к нам, крестные страданья.
Гость только слушал, душой умиляясь:

Бандит:
О, если бы был я таким, как они -

Автор:
Думал, и грустно ему становилось,
Что погибает от Бога вдали.

Бандит:
Вы почитайте ещё из той Книги,
Как там написано, - всё хорошо.
Может быть, мне это чтенье поможет?
Как надоело блужданье во тьме!

Автор:
Кончили кушать, убрали посуду.
Библию взял сам хозяин читать,
И объяснил драгоценное Слово,
Чтоб грешник несчастный мог тоже понять.
Дети, жена уж давно почивали,
Только остались двое они,
И о спасении для всех угнетённых
Долго читали в полночной тиши.
Утром пошли на собрание с гостем.
Хор воспевал, как Спаситель воскрес,
И проповедники в Слове Господнем
Людям читали о славе небес.
Вот проповедник сказал:
Проповедник:
Обратитесь
Те, что от Бога блуждают вдали!
Кто ещё мира, любви не имеет,
Богу открой беззаконья свои.
Сам Иисус ныне всех призывает,
Даром прощение Он всем даёт!
Кто же сегодня готов к раскаянью?
Кто ж Ему сердце своё принесёт?
Будем молиться!

Автор:
– сказал проповедник.
Бедный преступник в рыданьях упал.

Бандит:
Боже, помилуй! Боже, помилуй! -

Автор:
Так с восклицаньем он к Богу взывал.
Долго он плакал о всех преступленьях,
Что его враг направлял совершать.
Сердце рвалось на свободу из плена,
День искупленья даёт благодать!
Вот он поднялся, уже не преступник, -
Богом прощённый скиталец земли,
Принят навеки в число искуплённых,
С радостью, с миром в усталой груди.
Было в тот день ликованье на небе:
Грешник нашёл в примиренья покой!
И на земле прославляли Иисуса
Радостной, чистой и дружной хвалой!

3. Пасхальная драма «СТАРЬЕВЩИК»


Я видел странное видение. Мне не даёт покоя эта история, ибо ни мой разум, ни чувства, ни мой язык не могли бы создать ничего подобного этому. Тише, малыш. Не шуми, и я расскажу тебе. 

В пятницу утром, ещё до рассвета, я видел молодого человека, сильного и красивого. Он шёл по улицам города. Перед собой он вез тележку, заполненную новой яркой одеждой, и он кричал ясным, чистым голосом: 

- "Тряпки!" И этот голос был настолько чист и прекрасен, что воздух утра казался слишком мрачным, а рассвет - мутным по сравнению с этой музыкой! 

- "Тряпки! Новые в обмен на старые! Я заберу вашу изношенную одежду и дам вам новую! Тряпки!" 

"Вот это да," - подумал я про себя. Ведь это был высокий, сильный, здоровый богатырь, и глаза его сияли разумом. Неужели нельзя было найти занятие получше, чем работать старьёвщиком в городских трущобах? 

Я пошёл за ним. Меня одолевало любопытство. И я не был разочарован. 

Вскоре Старьёвщик увидел женщину, сидящую на заднем крыльце своего дома. Она плакала, тяжело вздыхая и всхлипывая, уткнувшись в свой носовой платок. Её сердце разрывалось на части, и вся её фигура выражала безмерное горе. 

Старьёвщик остановил тележку. Тихо подошёл к женщине, осторожно ступая по двору среди старых банок, сломанных игрушек и хлама. 

- "Отдай мне свою тряпку", - мягко сказал он ей, - "я дам тебе другую". 

Он вынул носовой платок из её пальцев. Она подняла голову, и он положил на её ладонь лоскут льна, такой чистый и новый, что он сиял на солнце. Женщина в изумлении смотрела то на него, то на подарок. 

И затем, вновь покатив свою тележку, он сделал нечто странное. Он приложил её старый, грязный и мокрый платок к своему лицу и заплакал. Он рыдал так же громко и безутешно, как только что она. Его плечи сотрясались от горя; она же больше не пролила ни слезинки. 

"Вот это да!" - у меня захватило дух, и я шёл за всхлипывающим Старьёвщиком как ребёнок, у которого нет сил отвернуться от чуда. 

- "Тряпки! Тряпки! Новые в обмен на старые!" 

Через некоторое время, когда небо над крышами домов посерело и можно было различить рваные занавески в чёрных окнах, Старьёвщик наткнулся на девочку. Её голова была забинтована, глаза пусты. Сквозь повязку сочилась кровь, и струйка крови стекала по щеке. 

Старьёвщик взглянул на неё с состраданием и достал из своей тележки красивую жёлтую шляпку. 

- "Отдай мне свою тряпку", - сказал он, погладив её по другой щеке, - "я дам тебе другую". 

Ребёнок только смотрел на него в изумлении, когда он разматывал бинт с её головы и повязывал на свою. Шляпку он надел на девочку. И я поразился тому, что увидел: вместе с повязкой ушла и рана! Теперь через его бровь струилась кровь - более тёмная и густая - его кровь! 

- "Тряпки! Тряпки! Забираю старые тряпки", -кричал плачущий, истекающий кровью, сильный, умный Старьёвщик. 

Взошло солнце, и Старьёвщик, казалось, торопился всё больше и больше. 

- "Ты собираешься на работу?" - спросил он у человека, который стоял, прислонившись к столбу. Человек только покачал головой. 

Старьёвщик спросил: 

-"У тебя что, нет работы?" 

- "Ты в своём уме?" - усмехнулся тот. Он отошёл от столба, показывая правый рукав своей куртки. Рукав был пуст, безжизненно засунут в карман. У него не было руки. 

- "Послушай", - сказал Старьёвщик," - "отдай мне свою куртку и возьми мою". 

В его голосе было столько власти и спокойствия! И однорукий человек снял куртку. То же самое сделал и Старьёвщик - и я содрогнулся, увидев, что рука Старьёвщика осталась в рукаве его куртки, и когда человек надел её, у него были две здоровые руки, сильные и могучие. Но у Старьевщика осталась лишь одна. 

- "Иди, работай", сказал он. 

Потом он увидел пьяницу, лежавшего без сознания под армейским одеялом сгорбленный, высохший, больной старик. Он забрал его одеяло и обернул вокруг себя; ему же оставил новую одежду. 

Теперь мне уже приходилось бежать, чтобы успевать за Старьёвщиком. Хотя он и плакал навзрыд, истекал кровью из раны на лбу, толкал тележку одной рукой и спотыкался как пьяный, падая и поднимаясь вновь, измождённый, старый и больной, всё же он двигался очень быстро. Нетвёрдой походкой он шёл по улицам города, милю за милей, пока не подошёл к окраине, затем он направился дальше - за пределы города. 

Я плакал, видя как он изменился. Мне было больно от его горя. И всё же я хотел узнать, куда он так торопится, может быть, даже узнать, зачем. 

Маленький, сгорбленный старик - он шёл на свалку. Он пришёл на городскую помойку. Я хотел подойти и помочь ему, но вместо этого прятался где-то сзади. 

Он взобрался на холм. С немыслимым трудом расчистил себе небольшое место среди мусора. Вздохнул и лёг. Он положил голову на носовой платок и куртку и укрылся армейским одеялом. И умер. 

О, как я плакал, когда понял, что его больше нет! Я бросился в старую машину, я вопил и стонал от безнадёжности, потому что я уже полюбил старьёвщика. Все остальные лица как будто увяли в сравнении с ним, я не мог жить без него; а он умер. Я плакал, пока не заснул. 

Я не знал - откуда мне было знать - что проспал всю ночь пятницы, всю субботу и ещё одну ночь. 

Но в воскресенье утром я внезапно проснулся. Свет чистый, сильный, беспощадный, ударил мне в лицо, и щурясь от этого света, я увидел последнее и самое великое чудо. Я увидел Старьёвщика! Он аккуратно складывал одеяло, у него на лбу был шрам, но он был жив! И более того, совершенно здоров! Не осталось следа ни от старости ни от болезней, и вся старая одежда, которую он собрал тогда, теперь сияла чистотой и свежестью! 
И тогда я склонил голову, и, всё ещё содрогаясь от увиденного, подошёл к Старьёвщику. Со стыдом назвал я своё имя, потому что рядом с ним я представлял жалкое зрелище, затем снял всю свою одежду и сказал ему: 

- "Одень меня". 

Он одел меня. Мой Господь, он дал мне новую одежду, и я сам чудесно изменился рядом с ним. 
Старьёвщик, Старьёвщик, Христос! 









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!