«День народного единства»
Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Обучающие: обобщить и систематизировать знания детей о России, активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины;
Развивающие: развивать познавательные интересы; умение правильно строить свой ответ.
Воспитательные: формировать уважительное отношение к государственным символам, воспитывать у детей чувства любви и уважения к народам разных национальностей, их обычаям и традициям.
УЧАСТНИКИ:
- дети старшей группы
-дети подготовительной группы
ведущая – 1: Воспитатель группы
ведущая – 2: Музыкальный руководитель
АТРИБУТЫ:
-ВЫСТАВКА РАБОТ: КНИГА «ЧАСТУШКИ РОССИИ» - дети и родители (законные представители) подготовительной к школе группы;
-оформление: КАРТИНКИ мальчика и девочки в НАЦИОНАЛЬНОМ КОСТЮМЕ;
-ФОНОГРАММА: Гимн, Русская плясовая, Татарская плясовая, Дагестанская Лезгинка,
-Платок с «узелком»;
-Платок;
*ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ
***Песня «Дети мира» - дети заходят в зал
Идут по кругу
Идут через центр зала- расходятся направо – налево
Встают на полукруг
Ведущая: Мы День Единства отмечаем,
России праздник молодой,
И всем и каждому желаем
Стране быть верным всей душой!
Сильна великая держава
Сынами, дочерьми своими.
России не померкнет слава, пока мы вместе и едины!
1 ребёнок: В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах
2 ребёнок: Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей.
3 ребёнок: Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать.
*** «ПЕРЕСТРОЕНИЕ «РОССИЯ! ВПЕРЕД!»
…………………………..садятся на места
Ведущий: Ребята, 4 ноября вся наша страна отмечала День народного единства. И сегодня мы с вами узнаем, что это за праздник. Во все времена русские люди любили свою родину, дружили, помогали друг другу, объединялись, когда Родине грозила беда, и вместе защищали её от врагов. Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи.
4 ребёнок: Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
5 ребёнок: Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
6 ребёнок: Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Ведущая: Сейчас, я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина … Родина у нас какая? (высказывания детей)
Молодцы! Вот какая у нас с вами замечательная Родина… .
Ах, Россия моя, где слова отыскать,
Чтобы в песне моей о тебе рассказать:
О ромашках, озерах, бескрайних лесах,
О полях, о просторах, о светлых мечтах!
И о том, как крепилась, покуда беда,
И о том, как гордилась сынами всегда.
Так звучи, моя песня, звучи же скорей,
О России, о Родине милой моей
***Песня «Что такое Родина?» -старшая группа
………………………….
*** Песня «Нет Родины милей» -подготовительная гр
………………………….
Ведущая: Как и все страны мира, все государства, существующие на земле, Россия имеет свои флаги герб.
Сейчас послушаем стихи про наши символы России
7 ребёнок: Флаг России.
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
8 ребёнок: Герб России
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Ведущая: Ребята, а знаете ли вы о том, что каждое государство имеет не только герб и флаг, но ещё и главную музыку страны?.
А как она называется?. Правильно, - это Гимн России!
Пусть прозвучит сейчас для нас Гимн Великой нашей Державы – России!
***Звучит «Гимн Российской Федерации»
………………………..
Дети и взрослые слушают его стоя. Затем садятся. Ведущая продолжает
Ведущая: Я желаю вам, ребята, успехов и победы, а сейчас отвечайте на вопросы, дружно, будьте единой командой.
- Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
- Как называются граждане, живущие в России? (россияне.)
- Столица России – город… (Москва)
- Кто является главой российского государства – (президент)
- Как зовут президента России… (В.В. Путин)
- Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)
- Что такое государственный гимн? (главная песня страны)
- Из каких цветов состоит флаг нашей страны? (Белого, синего, красного)
- Как называется город, в котором мы живем? (Луза)
-А как называют жителей города Лузы? (Лузяне, Россияне)
- Чем отличаются друг от друга народы, проживающие на территории России?
(языком, обычай и традицией)
- Что такое патриотизм? (Патриотизм, прежде всего, - это уважение прав людей разной национальности. Патриотизм - это умение защитить Родину. Патриотизм - это любовь, верность, преданность своей Родине.).
Ведущий: На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той.
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
Наша родина Россия — настолько огромная страна, что одновременно на севере России, у Белого моря, может идти снег, а на юге России, у моря Чёрного, люди загорают под тёплым солнышком. Природа на юге и севере у нас тоже очень разная, и звери в лесах и степях живут непохожие друг на друга. А знаете ли вы, как называются эти звери?
***Игра «Угадай, где зверь живёт?».
Для игры понадобятся демонстрационно-раздаточные материалы «Природные зоны». Картинки животных.
…………………………….
Ведущий: Вот какая у нас большая страна, много в ней красивых мест, где может побывать любой из живущих в России! На экране идёт показ слайдов с самыми красивыми местами России.
А сейчас поиграем в игры, которые играют разные народы нашей России.
Поиграем в русскую народную игру «Сахаринка», в которую играли на Вятке
**ПОКАЗЫВАЮТ НА КАРТЕ ВЯТКУ на фигуры в русском костюме
***Первая игра русская народная «САХАРИНКА» -
Все идут хороводом по кругу. В центре любой ребенок
Сахаринка, сахаринка на полу,
Не ленилась, сахаринку подберу.
Сахар съела, песню спела,
Целовать дружка хотела
Все останавливаются и спрашивают водящего
Дети: «САША» - сердце томиться?
Водящий: томиться!
Дети: А по ком томиться?
Водящий: (называет имя друга)
Друг и водящий в центре встают спина к спине. Все считают: 1-2-3. Друг и водящий поворачивают голову: если в одну сторону – обнимаются, если в разные стороны – здороваются за руки.
………………….2-3 раза
Ведущая: Молодцы, ребята! Хорошо играли. А сейчас познакомимся с татарской народной игрой
**ПОКАЗЫВАЮТ НА КАРТЕ ТАТАРСТАН на фигуры в татарском костюме
***Вторая игра - Татарская народная «УЗЕЛОК».
Звучит веселая татарская плясовая
Играют платком или шарфом, связанным в узел. Дети стоят или сидят в кругу, расстояние между детьми 1,5 — 2 метра.
Водящий находится за кругом.
Игроки перекидывают узелок по кругу, водящий бегает за кругом и пытается его поймать.
Если водящий коснулся узелка на лету или в руках игрока, то этот игрок становится водящим.
………………………2-3 раза
Ведущая: Молодцы, ребята! Весело играли., с татарской игрой справились. А сейчас познакомлю вас с дагестанской народной игрой – «Подними платок»
**ПОКАЗЫВАЮТ НА КАРТЕ ДАГЕСТАН на фигуры в дагестанском костюме
***Третья игра Дагестанская народная игра «Подними платок»
Звучит дагестанская Лезгинка
Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.
……………………..2-3 раза
Ведущая: Молодцы, ребята, и с этой игрой справились. Большая наша Россия. Есть в ней еще народы Севера. Ждет нас игра народов Севера «Рыбалка»
**ПОКАЗЫВАЮТ НА КАРТЕ СЕВЕР на фигуры в северном костюме
*** Четвертая игра - «Игра народов севера «Рыбалка»
Звучит веселая чукотская музыка
дети делятся на две команды, на другой стороне зала на веревочке подвешены рыбки, по сигналу нужно добежать сорвать рыбку, вернуться к команде и положить в ведро. Выигрывает та команда, кто быстрее справится с заданием.
……………………….
Ведущая: Молодцы, ребята, и с этой игрой справились. А сейчас нас ждет якутская народная игра «Ручейки и озера».
**ПОКАЗЫВАЮТ НА КАРТЕ СЕВЕР на фигуры в северном костюме
***Пятая игра «Якутская народная игра «Ручейки и озера»
Звучит веселая якутская музыка
Игроки стоят в пяти – семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки.
На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне).
На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера.
Выигрывают те, дети, которые быстрее построят круг – озеро.
………………………………2-3 раза
Ведущая: Молодцы, дети, вы очень ловкие. Не устали еще?..
Тогда нас ждет еще игра народов Башкирии.
***Шестая игра «Башкирская народная игра»
Звучит веселая башкирская музыка
Дети стоят в две шеренги по краю зала напротив друг друга.
1команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?»
2команда хором отвечает: «Пестрые птицы».
1команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?»
2команда отвечает: «Есть сахар и мед».
1команда просит: «Дайте нам сахар».
2команда спрашивает: «Зачем вам?»
1команда зовет «Белый тополь, синий тополь».
2команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»
Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника.
Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде.
Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.
………………………………….
Ведущая: Очень хорошо играли, эта игра похожа на русскую «Цепи кованные». Ну еще раз поиграем в русскую народную игру «Ляпа»
***Седьмая игра «Русские народные игры» - игра в Кировской области
Звучит веселая русская музыка
Один из играющих - водящий, его называют ляпкой.
Водящий бегает за участниками игры, старается кого- то осалить, приговаривая: - "На тебе ляпку, отдай ее другому!"
Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку.
………………………………………..
Ведущая: Так играли и играют в Кировской области.
Ведущий: Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.
Каждая нация в устном народном творчестве использует много пословиц о дружбе. Я называю начало пословицы, а вы должны её закончить.
*(Чеченская пословица) В недружной семье добра не бывает.
* (Грузинская пословица) Дерево корнями сильно, человек – друзьями.
*(Татарская пословица) Сила птицы в крыльях, сила человека в дружбе.
* (Узбекская пословица) Дружба народов – их богатство.
* (Русская пословица) Дружба заботой да подмогой крепка.
Ведущая: Молодцы дети! Все дружно справились с заданием. К какому бы народу пословица не принадлежала, а все они одинаковое значение имеют.
Давайте праздновать, друзья,
Согласие и дружбу.
Помиримся друг с другом мы –
Нам больше войн не нужно!
Соединяет все наши народы дружба. А у настоящей дружбы, как поется в песне, не бывает выходных.
*** «Песня о дружбе»
**Под песню «Я, ты, он, она» дети входят в зал, делают танцевальные движения или перестроение.