Сценарий праздника «День птиц»
Цели: использовать знания и умения учащихся по теме «Птицы нашего края» в практической деятельности; развивать навыки анализа, обобщения, сравнения; воспитывать бережное отношение к природе.
Звучит мелодия «Музыка леса» или «Жаворонок».
1 -й чтец.
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов,
Я знаю все, о чем поют щегол и реполов.
Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд.
Ты гнезда разорять не смей!
Не трогай птичьих гнезд!
Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек теплых не бери - зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад -
Птенцы в молоденькой листве тихонько запищат.
2-й чтец.
Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков, ползущих в огород.
Повсюду птицы налетят, они и там, и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров покоя летом нет –
Их пеночка и реполов поймают на обед.
Поют щегол и соловей, малиновка и дрозд.
Ты гнезда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнезд.
И мы не будем разорять!
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят!
Учитель. Ребята, я думаю, вы уже поняли, что разговор пойдет о птицах, обитающих в наших краях. Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые приобрели в течение года на экологической тропе, наблюдая за птицами.
Орнитологи почти 100 лет отмечают 1 апреля День птиц. В 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц .В России праздник « День птиц» появился в 1926 году .Люди давно привечали птиц: строили скворечники, подкармливали. Многие приметы связаны с птицами.
Петух поет 3 раза и загоняет бесовское отродье.
Два раза родился,
Ни разу не крестился,
А черт его боится.
Поэтому в новый дом сперва впускают кошку или петуха.
9 марта птица гнездо завивает. Если птица начинает вить гнезда на солнечной стороне дерева, то жди холодного лета.
17 марта- Герасим- грачевник. Грач- работяга, тот, кто родился в этот день. Считается хорошим работником.
7 апреля -Благовещение Девушки выкупали птиц у ловцов и выпускали их на волю
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
В этот день птица гнезда не вьет.
4 мая из райского сада прилетала птица сирин .Люди сидели под цветущей яблоней, чтобы вернуть здоровье и покой. Только счастливый человек мог услышать сирина.
15 мая- соловьиный день.
Запоет соловушка в этот день- с хлебом будешь. Соловей начинает петь , когда с березового листа воды напьется.
Ласточки улетают 3 раза- в 3 спаса.
28 сентября- Никита- гусепролет.
Гуси на хвосте зиму тащат.
1 октября люди шли на высокое место.
«Колесом дорога»-чтобы журавли вернулись.
12 ноября -Синицын день.
В этот день прилетали синицы, щеглы, сойки, свиристели
Просмотр слайдов с комментариями.
Ласточкины гнезда съедобны, из них варят суп.
Иволга умеет кричать кошкой.
Поползень умее бегать по стволу вверх и вниз.
Соловей занимает 1 место по уничтожению насекомых- вредителей.
У совы голова поворачивается на 180 градусов, она может смотреть назад и глотает мышей целиком.
Кукушонок ,который вылупливается раньше всех выталкивает из гнезда другие яйца. Прожорливая кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц.
А сейчас предлагаю соревнование.
Весь класс разделен на 4 команды.
Учитель. Наши команды представляют разные группы птиц.
Задание 1: Защита названия своей команды.
(Отгадав загадку, дети должны определить место обитания птицы и обосновать свой ответ.)
1. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад - ищет в речке лягушат. (Цапля.)
Ответ: Цапля - это птица водоемов. У нее длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Это дает ей возможность ловить корм, не намокая.
2. Кто в беретке ярко-красной?
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
Ответ: Дятел - это птица леса. Имеет укороченные крылья, цепкие пальцы ног. Клюв тонкий и острый, что позволяет доставать насекомых и их личинок из небольших трещин коры.
3. Угадайте, что за птичка?
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
Ответ: Ласточка - это птица открытых воздушных пространств. У ласточек длинные узкие крылья, раздвоенный хвост- руль. Короткий клюв с широким ртом, которым они ловят на лету насекомых.
4. На два, на три километра
Поднимаюсь и кружу,
С высоты огромной этой
Даже мышь я разгляжу. (Орел.)
Ответ: Орел - хищник. У него крепкий крючковидный клюв и острые загнутые когти. Когтями они схватывают добычу, убивают и удерживают ее, а клювом разрывают ее на части.
Подводятся итоги: чья команда дала правильные и более полные ответы, вручаются жетоны - жаворонки.
Задание 2. Разминка.
Учитель. Я задаю вопросы, отвечает та команда, которая первой подняла руку, за каждый правильный ответ даю жетон.
1. У какой птицы самый длинный язык - 15 см. (Дятел.)
2. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (Синица-ремез.)
3. Самые быстрые птицы? (Сокол - 300 км/ч, стриж - / 70 км/ч).
4. Какая птица не высиживает яйца? (Кукушка.)
5. Самая крупная птица в Европе? (Лебедь.)
6. У какой птицы самое большое гнездо? (Орел.)
7. Птица-рыболов? (Цапля, пеликан, чайка, орлан.)
8. У какой птицы самки зеленые, а самцы желтые? (Иволга.)
9. По чему птицы летают? (По воздуху.)
10. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птиц? (Подождать,
когда она улетит.)
11. Какая птица самая большая в мире? (африканский страус).
12. Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? ( зимородок).
13. Какая птица высиживает птенцов зимой? (клест).
14. Какая птица поет хвостом? ( бекас).
15. У каких птиц крылья не покрыты перьями? ( пингвины).
16. Какие птицы не садятся на землю, на ветки, на воду,но быстрее всех летают?( стрижи).
Задание З. Тройное решето.
По трем подсказкам определить название птиц (задание дается капитанам команд).
а) обитает в лесах;
б) питается насекомыми;
в) выдалбливает домики для других птиц.
(Дятел.)
2.
а) обитает в воде;
б) питается подводными частями растений;
в) нырять не может, погружает в воду лишь голову и длинную тонкую шею.
(Лебедь.)
3.
а) обитает в пойме рек, зарослях;
б) питается насекомыми;
в) свои яйца подбрасывает в гнезда мелких птиц. (Кукушка.)
4.
а) обитает в лесах, гнездится в оврагах, балках;
б) питается насекомыми и грызунами;
в) ведет ночной образ жизни.
(Филин.)
В это время членам команд предлагалось послушать запись «Голоса птиц» и попробовать отгадать, чьи это голоса, тем самым заработав дополнительный жетон команде.
Задание 4. ДОПОЛНЯШКИ.
На чужой сторонушке рад своей…..
Лучше синица в руках, чем …..
Цыплят по осени….
Всяк кулик свое болото….
Одна ласточка весны….
Задание 5. Четвертый лишний.
Учитель зачитывает вопросы, дети выбирают правильный ответ.
1. Какие из перечисленных птиц зимующие, а какие перелетные? (Синица, снегирь, дятел; грач.)
2. Среди этих птиц одна не певчая. (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)
3. Одна из этих птиц не хищная. (Ястреб, стриж, гриф, сокол.)
4. Эта птица не обитает в Волгоградской области. (Дрофа, щегол, скворец, колибри.)
Задание 6 Узнай птицу (по описанию и найди ее изображение).
Это задание для двух участников команд.
1. Птица эта имеет серое оперение туловища, но голова, крылья и хвост у неё черные. Клюв у неё длинный, прямой. Голос грубый и резкий. Она относится к наиболее распространенным птицам нашей области.
Ответ: Ворона.
Спинка у неё голубовато-зеленая, а брюшко рыжее. Величиной с воробья, толстенькая бесхвостая, зато нос длинный и прямой. Отличный рыболов.
Ответ: Зимородок.
2. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке ярко-красное пятно, а на черных крыльях белые пятнышки.
Ответ: Дятел.
Величиной она поменьше воробья, головка и спинка серенькие. На лбу и над глазами - белая полоска. Горлышко ярко-черное, грудка - красноватая. Хвост у неё длинный и совсем рыжий, освещенный солнцем, он вспыхивает, горит, как огонёк.
Ответ: Горихвостка.
3. Величиной она поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей и вся в темных пестринках. Гнёзда не вьет.
Ответ: Кукушка.
Сверху она вся черная, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий и немного раздвоенный, будто рогатинка.
Ответ: Ласточка. «
4. Головка в черной шапочке. На шее и груди длинный черный галстучек. Спинка, крылья и хвост - темные. Грудка ярко-желтая, будто она в желтый жилетик нарядилась.
Ответ: Синица.
Верх головки серенький, грудка и брюшко тоже серенькие. Спинка и крылья темно-коричневые. Под шейкой большое черное пятно.
Ответ: Воробьи.
Пока ребята отгадывают, все остальные члены команд называют приметы связанные с птицами, пословицы и зарабатывают жетоны для своей команды.
Приметы
1. Жаворонок к теплу, а зяблик к стуже.
2. Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает,
3. Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет - это предвещает беду.
4. Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев - к холодному лезу.
5. Воробьи дружно зимой расчирикались к оттепели. Пословицы
1. Соловья баснями не кормят.
2. Воробей под кровлю, а сова на ловлю.
3. Ворон ворону глаз не выклюет.
4. Гуси летят с Руси, а сороки с Запороги.
5. Журавль летит высоко, видит он далеко.
6. Журавль летит с моря - убавит нам горя.
7. Жаворонок к теплу, а зяблик к стуже.
8. Куда сова глядит, туда ей и лететь.
9. За обедом соловей, а после обеда воробей.
10. Одна ласточка весны не делает.
3адание 7. 3 птицы.
(По форме клюва определи, чем питается птица.) Ответы:
1. Длинный клюв помогает извлекать насекомых из трещин и щелей.
2. Короткий и прочный позволяет раскапывать твердые семена и орехи.
3. У хищной птицы клюв крепкий, изогнутый, им удобно отрывать куски мяса.
3адание 8. Разгадай кроссворд.

1. Угадайте, что за птичка?
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
2. Озорной мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей.)
3. Врач лесного царства
Лечит без лекарства. (Дятел.)
4. Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова.)
5. Серое пёрышко –
Золотое горлышко. (Соловей.)
7. Известно с давних нам времён,
Что эта птица, почтальон. (Голубь.)
6. Умывается росой,
Крылья с жёлтой полосой.
Он наряден, а не гол –
Птица певчая... (щегол).
8. Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо.)
9. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока,
А зовут её ... (сорока).
10. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач.)
Подведение итогов.