СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий праздника " День птиц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хочу предложить сценарий праздника, который проводился с учащимися 4 класса и вызвал живой отклик у детей.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника " День птиц"»

Сценарий праздника «День птиц» Цели: использовать знания и умения учащихся по теме «Птицы нашего края» в практической деятельности; развивать навыки анализа, обобщения, сравнения; воспитывать бережное отношение к природе.

Звучит мелодия «Музыка леса» или «Жаворонок».

1 -й чтец.

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,

Я знаю все, о чем поют щегол и реполов.

Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд.

Ты гнезда разорять не смей!

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери - зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад -

Птенцы в молоденькой листве тихонько запищат.

2-й чтец.

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков, ползущих в огород.

Повсюду птицы налетят, они и там, и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров покоя летом нет –

Их пеночка и реполов поймают на обед.

Поют щегол и соловей, малиновка и дрозд.

Ты гнезда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнезд.

И мы не будем разорять!

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят!

Учитель. Ребята, я думаю, вы уже поняли, что разговор пойдет о птицах, обитающих в наших краях. Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые приобрели в течение года на экологической тропе, наблюдая за птицами.

Орнитологи почти 100 лет отмечают 1 апреля День птиц. В 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц .В России праздник « День птиц» появился в 1926 году .Люди давно привечали птиц: строили скворечники, подкармливали. Многие приметы связаны с птицами.

Петух поет 3 раза и загоняет бесовское отродье.

Два раза родился,

Ни разу не крестился,

А черт его боится.

Поэтому в новый дом сперва впускают кошку или петуха.

9 марта птица гнездо завивает. Если птица начинает вить гнезда на солнечной стороне дерева, то жди холодного лета.

17 марта- Герасим- грачевник. Грач- работяга, тот, кто родился в этот день. Считается хорошим работником.

7 апреля -Благовещение Девушки выкупали птиц у ловцов и выпускали их на волю

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

В этот день птица гнезда не вьет.

4 мая из райского сада прилетала птица сирин .Люди сидели под цветущей яблоней, чтобы вернуть здоровье и покой. Только счастливый человек мог услышать сирина.

15 мая- соловьиный день.

Запоет соловушка в этот день- с хлебом будешь. Соловей начинает петь , когда с березового листа воды напьется.

Ласточки улетают 3 раза- в 3 спаса.

28 сентября- Никита- гусепролет.

Гуси на хвосте зиму тащат.

1 октября люди шли на высокое место.

«Колесом дорога»-чтобы журавли вернулись.

12 ноября -Синицын день.

В этот день прилетали синицы, щеглы, сойки, свиристели

Просмотр слайдов с комментариями.

Ласточкины гнезда съедобны, из них варят суп.

Иволга умеет кричать кошкой.

Поползень умее бегать по стволу вверх и вниз.

Соловей занимает 1 место по уничтожению насекомых- вредителей.

У совы голова поворачивается на 180 градусов, она может смотреть назад и глотает мышей целиком.

Кукушонок ,который вылупливается раньше всех выталкивает из гнезда другие яйца. Прожорливая кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц.

А сейчас предлагаю соревнование.

Весь класс разделен на 4 команды.

Учитель. Наши команды представляют разные группы птиц.

Задание 1: Защита названия своей команды.

(Отгадав загадку, дети должны определить место обитания птицы и обосновать свой ответ.)

1. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад - ищет в речке лягушат. (Цапля.)

Ответ: Цапля - это птица водоемов. У нее длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Это дает ей возможность ловить корм, не намокая.

2. Кто в беретке ярко-красной?

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.  (Дятел.)

Ответ: Дятел - это птица леса. Имеет укороченные крылья, цепкие пальцы ног. Клюв тонкий и острый, что позволяет доставать насекомых и их личинок из небольших трещин коры.

3. Угадайте, что за птичка?

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.  (Ласточка.)

Ответ: Ласточка - это птица открытых воздушных пространств. У ласточек длинные узкие крылья, раздвоенный хвост- руль. Короткий клюв с широким ртом, которым они ловят на лету насекомых.

4. На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу,

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу.  (Орел.)

Ответ: Орел - хищник. У него крепкий крючковидный клюв и острые загнутые когти. Когтями они схватывают добычу, убивают и удерживают ее, а клювом разрывают ее на части.

Подводятся итоги: чья команда дала правильные и более полные ответы, вручаются жетоны - жаворонки.

Задание 2. Разминка.

Учитель. Я задаю вопросы, отвечает та команда, которая первой подняла руку, за каждый правильный ответ даю жетон.

1. У какой птицы самый длинный язык - 15 см. (Дятел.)

2. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (Синица-ремез.)

3. Самые быстрые птицы? (Сокол - 300 км/ч, стриж - / 70 км/ч).

4. Какая птица не высиживает яйца? (Кукушка.)

5. Самая крупная птица в Европе? (Лебедь.)

6. У какой птицы самое большое гнездо? (Орел.)

7. Птица-рыболов? (Цапля, пеликан, чайка, орлан.)

8. У какой птицы самки зеленые, а самцы желтые? (Иволга.)

9. По чему птицы летают? (По воздуху.)

10. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птиц? (Подождать,

когда она улетит.)

11. Какая птица самая большая в мире? (африканский страус).

12. Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? ( зимородок).

13. Какая птица высиживает птенцов зимой? (клест).

14. Какая птица поет хвостом? ( бекас).

15. У каких птиц крылья не покрыты перьями? ( пингвины).

16. Какие птицы не садятся на землю, на ветки, на воду,но быстрее всех летают?( стрижи).

Задание З. Тройное решето.

По трем подсказкам определить название птиц (задание дается капитанам команд).

   

   

   

   

   

а) обитает в лесах;

б) питается насекомыми;

в) выдалбливает домики для других птиц.

(Дятел.)

2.

   

   

   

   

   

   

а) обитает в воде;

б) питается подводными частями растений;

в) нырять не может, погружает в воду лишь голову и длинную тонкую шею.

(Лебедь.)

3.

   

   

   

   

   

   

   

а) обитает в пойме рек, зарослях;

б) питается насекомыми;

в) свои яйца подбрасывает в гнезда мелких птиц. (Кукушка.)

4.

    

    

    

    

    

а) обитает в лесах, гнездится в оврагах, балках;

б) питается насекомыми и грызунами;

в) ведет ночной образ жизни.

(Филин.)

В это время членам команд предлагалось послушать запись «Голоса птиц» и попробовать отгадать, чьи это голоса, тем самым заработав дополнительный жетон команде.

Задание 4. ДОПОЛНЯШКИ.

На чужой сторонушке рад своей…..

Лучше синица в руках, чем …..

Цыплят по осени….

Всяк кулик свое болото….

Одна ласточка весны….

Задание 5. Четвертый лишний.

Учитель зачитывает вопросы, дети выбирают правильный ответ.

1. Какие из перечисленных птиц зимующие, а какие перелетные? (Синица, снегирь, дятел; грач.)

2. Среди этих птиц одна не певчая. (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)

3. Одна из этих птиц не хищная. (Ястреб, стриж, гриф, сокол.)

4. Эта птица не обитает в Волгоградской области. (Дрофа, щегол, скворец, колибри.)

Задание 6 Узнай птицу (по описанию и найди ее изображение).

Это задание для двух участников команд.

1. Птица эта имеет серое оперение туловища, но голова, крылья и хвост у неё черные. Клюв у неё длинный, прямой. Голос грубый и резкий. Она относится к наиболее распространенным птицам нашей области.

Ответ: Ворона.

Спинка у неё голубовато-зеленая, а брюшко рыжее. Величиной с воробья, толстенькая бесхвостая, зато нос длинный и прямой. Отличный рыболов.

Ответ: Зимородок.

2. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке ярко-красное пятно, а на черных крыльях белые пятнышки.

Ответ: Дятел.

Величиной она поменьше воробья, головка и спинка серенькие. На лбу и над глазами - белая полоска. Горлышко ярко-черное, грудка - красноватая. Хвост у неё длинный и совсем рыжий, освещенный солнцем, он вспыхивает, горит, как огонёк.

Ответ: Горихвостка.

3. Величиной она поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей и вся в темных пестринках. Гнёзда не вьет.

Ответ: Кукушка.

Сверху она вся черная, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий и немного раздвоенный, будто рогатинка.

Ответ: Ласточка. «

4. Головка в черной шапочке. На шее и груди длинный черный галстучек. Спинка, крылья и хвост - темные. Грудка ярко-желтая, будто она в желтый жилетик нарядилась.

Ответ: Синица.

Верх головки серенький, грудка и брюшко тоже серенькие. Спинка и крылья темно-коричневые. Под шейкой большое черное пятно.

Ответ: Воробьи.

Пока ребята отгадывают, все остальные члены команд называют приметы связанные с птицами, пословицы и зарабатывают жетоны для своей команды.

Приметы

1. Жаворонок к теплу, а зяблик к стуже.

2. Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает,

3. Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет - это предвещает беду.

4. Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев - к холодному лезу.

5. Воробьи дружно зимой расчирикались к оттепели. Пословицы

1. Соловья баснями не кормят.

2. Воробей под кровлю, а сова на ловлю.

3. Ворон ворону глаз не выклюет.

4. Гуси летят с Руси, а сороки с Запороги.

5. Журавль летит высоко, видит он далеко.

6. Журавль летит с моря - убавит нам горя.

7. Жаворонок к теплу, а зяблик к стуже.

8. Куда сова глядит, туда ей и лететь.

9. За обедом соловей, а после обеда воробей.

10. Одна ласточка весны не делает.

3адание 7. 3 птицы.

(По форме клюва определи, чем питается птица.) Ответы:

1. Длинный клюв помогает извлекать насекомых из трещин и щелей.

2. Короткий и прочный позволяет раскапывать твердые семена и орехи.

3. У хищной птицы клюв крепкий, изогнутый, им удобно отрывать куски мяса.

3адание 8. Разгадай кроссворд.

1. Угадайте, что за птичка?

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.   (Ласточка.)

 

2. Озорной мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крошки собирает.   (Воробей.)

 

3. Врач лесного царства

Лечит без лекарства.  (Дятел.)

 

4. Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло,

Спать летит в дупло.  (Сова.)

 

5. Серое пёрышко –

Золотое горлышко.  (Соловей.)

 

 

7. Известно с давних нам времён,

Что эта птица, почтальон.  (Голубь.)

 

6. Умывается росой,

Крылья с жёлтой полосой.

Он наряден, а не гол –

Птица певчая... (щегол).

 

8. Без рук, без топорёнка

Построена избёнка.  (Гнездо.)

 

9. Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива.

Стрекотунья, белобока,

А зовут её ... (сорока).

 

10. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.  (Грач.)

Подведение итогов.