Сценарий праздника «Книжкины именины»
Квест – игра «По следам любимых книжек»
Цель: развитие читательского интереса и мотивации к чтению, воспитание уважения к книге, к народным сказкам; повышение духовной культуры детей посредством художественной литературы
Задачи:
активизировать и расширить знания детей о книгах;
закрепить знание прочитанных произведений;
прививать любовь к книге и чтению;
воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.
Оборудование:
1) мультимедийная аппаратура (компьютер, проектор, экран, музыкальный центр);
2) Презентация «Книжкины именины»
3) «Сказочный конструктор» (пазлы по сказкам);
Игра предназначена для детей 1 - 5 классов. Дети разбиваются на команды и «путешествуют» по станциям квест – игры «По следам любимых книжек», выполняя различные предложенные задания. Маршрутный лист (выполнен в виде сказочной карты с отмеченным на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд.
Станции Квест - игры:
Викторина – разминка «Хорошо ли ты знаешь сказки?»
«Бюро находок»
«Волшебный предмет»
«Угадай-ка»
« Сказка – конструктор».
«Басни»
«Сказки в вопросах и ответах»
«Дополни пословицу»
К маршрутному листу прилагается таблица:
Станция
Кол-во правильных ответов
Станции могут быть расположены в разных уголках образовательного учреждения: в начальной школе, в кабинете литературы, в спортивном зале, в музыкальном классе, в актовом зале.
Возле каждой станции стоит часовой и задает каждой команде загадку. После того, как получен правильный ответ, команда попадает на нужную ей станцию. Правильные ответы фиксируются членами жюри в командном маршрутном листе.
Время нахождения на станциях ограничено - 5 минут.
Загадки часовых:
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут? (Пословицы)
Белое поле, Черное семя,
Кто его сеет -
Тот и радуется. (Письмо)
Новый дом несу в руке,
Дверцы дома - на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)
Короткая фраза, где звуки похожи.
Ее мы частенько промолвить не можем.
Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает.
Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка)
Ход мероприятия
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие друзья! Так уж повелось, что в последнюю неделю марта, в дни весенних каникул, по всей России проходит Неделя детской книги. А замечательный детский писатель Лев Кассиль даже придумал для этого праздника название «Книжкины именины»
А началось все так …
Был хмурый мартовский день 1943 г. Шла война, продукты выдавали по карточкам, в домах было холодно. В этот день московские мальчики и девочки в стареньких платьицах и курточках, в стоптанных башмаках и залатанных валенках заполнили просторный зал Дома союзов. Непривычно щурясь от яркого света люстр, они слушали, что расскажут им хорошо знакомые по книжкам детские писатели и поэты. Так впервые праздновалась Неделя детской книги.
Теперь ежегодно в течение семи дней весенних школьных каникул библиотеки встречают своих юных читателей. Неделя детской книги – праздник всех читающих ребят, праздник детства, праздник для писателей, издателей и библиотекарей. Праздник любознательных детей и взрослых, любящих книгу, праздник веселых приключений, новых литературных открытий, встреч с интересными людьми.
Нам трудно даже представить мир, в котором нет книги. К ней мы привыкли с самого детства, она раскрывала перед нами удивительные тайны жизни и давала полезные советы в трудную минуту, учила нас понимать самих себя. Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации. Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир, где добро побеждает зло, а с вами всегда есть верные друзья.
- Скажите мне, какие книги вы прочитали в последнее время? Какие у вас самые любимые герои? Где начинается жизнь книги? Что помогает читателю быстро найти в книге нужный рассказ?
Ход игры
Этап первый. Представление команд (название, девиз)
Капитанам вручают свитки. Они возвращаются к командам, чтобы прочитать и дать ответ. Команда, давшая ответ первой, получает дополнительное очко и возможность выбрать маршрутный лист.
«Дорогие мои друзья!
Я попал на необитаемый остров и очень нуждаюсь в вашей помощи. Для того чтобы спасти меня, вы должны пройти нелёгкий путь, продемонстрировать смелость и знания истинных ценителей русского слова, великой литературы.
Тот, кто первый вспомнит моё имя, отправится в это путешествие по самому краткому пути.
(Робинзон Крузо, герой Д.Дефо)
Этап второй. Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи. Ответив правильно на вопросы, они получают дальнейшие указания по маршруту.
Станция №1
Викторина – разминка «Хорошо ли ты знаешь сказки?»
За каждый правильный ответ - один балл
1. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра? (12)
2. Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный.)
3. Как звали трех медведей из сказки Л. Толстого “Три медведя”? (Михаила Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.)
4. Кто из трех поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф.)
5. Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?
(Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
6. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)
7. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)
8. Сколько раз старик бросал в море невод? (3)
9. Скольких разбойников перехитрил Али-Баба? (40)
10. От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя.)
Станция №2
«Бюро находок»
Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.
Полено (папа Карло, А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)
Азбука (Буратино, А.Толстой «Приключения Буратино…»)
Хрустальный башмачок (Золушка, Г.Х.Андерсен «Золушка»)
Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш.Перро)
Цветок («Цветик-семицветик» В.Катаев)
Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, одноименная сказка В.Гауфа)
Лампа (Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)
Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)
Шляпа (Джоан Роллинг. Гарри Поттер)
Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)
За полный правильный ответ (имя героя, название сказки, имя автора) – 1 балл, за неполный ответ – 0,5 баллов
Станция №3
«Волшебный предмет»
Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается с детства. Волшебные, весёлые и даже страшные – сказки всегда интересны. Читаешь, слушаешь – дух захватывает. В сказках добро всегда побеждает зло. А чудо в сказках делают волшебные предметы, они наделены хорошими или плохими чертами, имеют собственный характер, помогают добрым или злым героям. Сейчас вы их и назовете.
Волшебные предметы, исполняющие желания (волшебная палочка, лепесток, кольцо, перо Жар-птицы, волосок ,цветик- семицветик ,зубы дракона, лампа Алладина ).
Предметы, говорящие правду и рассказывающие, что происходит (зеркало, книга, золотое блюдечко и наливное яблочко).
Предметы, выполняющие работу за героя (скатерть-самобранка, меч- саморуб, топор- самосек, чудесные пяльцы ,игла, меч - кладенец, дубинки, волшебный горшочек, гусли – самогуды, вёдра, печь).
Предметы, возвращающие здоровье и молодость (молодильные яблоки, живая и мертвая вода, полынь – «одолень» ,сказочная брызгалка, оживляющая все предметы; волшебные фиги).
Предметы, показывающие дорогу (камень, клубочек, перышко, стрела).
Предметы, помогающие герою преодолеть трудности, расстояние и время (шапка-невидимка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, волшебный перстень, метла и ступа, печка, боб)
Предметы, вызывающие помощников ( кольцо, огниво, волоски, зубы дракона, лампа Алладина
Предметы, способные заставить все вокруг плясать (свисток, гусли - самогуды, рожок, играющие музыку туфли, волшебный свисток королевы Рамоны, волшебная дудочка, которую сделал Нильс)
Предметы, хранящие тайны вредителей (яйцо, сундук, волшебное озеро)
Предметы, способные накормить людей (скатерть – самобранка, волшебный горшок)
Станция №4
«Угадай-ка»
Нужно угадать героя сказки. За правильный ответ команда получает 1 балл
Деревянный шалунишка
Подружиться мог бы с книжкой.
В театр кукол он попал,
Куклам верным другом стал. (Буратино.)
Любит мед, друзей встречает
И ворчалки сочиняет,
А еще - пыхтелки,
кричалки, сопелки... Ух!
Забавный медвежонок... (Пух).
Испекла бабуля деду -
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал. (Колобок.)
В Простоквашино живет.
Все хозяйство там ведет.
Адрес точный я не знаю,
Но фамилия - морская. (Кот Матроскин.)
Той девчонки нет прекрасней,
Той девчонки нет умней.
И Пьеро, ее вздыхатель.
Целый день поет о ней. (Мальвина.)
Да, ребята, в этой книжке
Малыши живут, малышки,
И живет один чудак.
Все он делает не так.
Неумейкой он слывет.
Кто его нам назовет? (Незнайка.)
Озорной весельчак
В окно влетает просто так.
К Малышу попал он в дом
И устроил там погром. (Карлсон)
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое
А ну, подскажите, как звали ее? ( Красная шапочка)
Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей
сквозь очки на всех глядит
добрый доктор…Айболит
Многим долго неизвестный
стал он каждому дружок
всем по сказкам интересной
мальчик луковка знаком.
Очень быстро и недлинно
Он зовется….Чипполлино
Носик – круглым пятачком
им в земле удобно рыться,
хвостик маленький крючком
вместо туфелек - копытца
Трое их и до чего же
братья дружные похожи!
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?( Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф)
Сейчас потолкуем
О книжке другой-
Тут синее море,
Тут берег крутой…
Старик вышел к морю.
Он невод забросил.
Кого он поймает?
И что он попросит? (Золотая рыбка)
Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка. Как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку малышку? (Дюймовочка )
14. Кто- то за кого- то ухватился крепко:
- Ой, никак не вытянуть !
- Ой, засела крепко!
Но еще помощники скоро прибегут…
Победит упрямицу
Дружный общий труд
Кто засел так крепко
Может это …Репка
15. Без хозяйки плохо быть,
А она им обещала
Их не пачкать и не бить…Федора
Станция №5
«Сказка – конструктор»
На время дети должны собрать сказочные пазлы (угадай автора и название книги: Барон Мюнхгаузен (Р.Распе), Остров сокровищ (Р.Л.Стивенсон), Гарри Поттер (Джоан Роллинг).
За полный правильный ответ (сложенная картинка, название книги, автор) – 3 балла.
Станция №6
«Басни»
Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И.А.КРЫЛОВА.
А Васька слушает… (да ест)
А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь).
Беда, коль пироги начнет печи сапожник… (А сапоги тачать пирожник)
Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку)
Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад… (А Щука тянет в воду)
Наделала синица славы… (а моря не зажгла)
Ты всё пела? Это дело… ( Так поди же, попляши!)
Ай, Моська, знать… (она сильна, коль лает на слона)
Недаром говорится… ( что дело мастера боится)
Услужливый дурак… (опаснее врага)
За ответы на все вопросы – 10 баллов (за каждый – 1 балл)
Станция №7
«Сказки в вопросах и ответах»
За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.
1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)
3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей)
5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)
6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)
7. Назовите место рождения Колобка (печь)
8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)
10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)
11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)
13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом»)
14. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка»)
15. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)
16. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (удав)
17. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)
18. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)
19. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок»)
20. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой)
Станция №8
«Дополни пословицу»
Кто много читает, тот … (тот много знает)
Книги не говорят, а … (правду сказывают)
Книги читать - … (скуки не знать)
Не красна книга письмом, а … (красна умом)
Книга в счастье украшает, а … (в несчастье утешает)
Кто знает аз да буки, тому и … (тому и книги в руки)
Этап третий.
Команды сдают жюри маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов.
Проводится награждение.
Награждение победителей - конечная остановка
Послесловие
- Книги! Это действительно надёжные друзья. С любым вопросом можно обратиться к ним. Ведь существует и справочная литература, различные словари, энциклопедии. Они наши незаменимые помощники. Велика роль книг в жизни человека. Без них были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества.
К сожалению, сегодня книга несколько утратила свои позиции. Однако, несмотря на стремительное развитие современных технологий и появление в обиходе различных электронных устройств, имитирующих печатные издания, полностью книгу не сможет заменить ни одно, самое инновационное изобретение. Те, кто по-настоящему любит книгу, никогда не откажутся от наслаждения, которое доставляет запах недавно напечатанных страниц или шелест переворачиваемых страниц. Книга, несмотря ни на что, останется с нами еще многие века. Именно книги хранят в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях. Почаще приходите в храм книг – библиотеку, и там вам вновь откроется прекрасный и восхитительный мир!