МОУ ДО ДШИ г. Кирсанова.
Методическая разработка праздника«МАСЛЕНИЦА»
Резванцева Людмила Викторовна
г. Кирсанов
2019 год
Материал разработки будет полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и педагогам-организаторам для проведения воспитательного мероприятия «Масленица» для детей младшего и среднего школьного возраста (с 7 – 12 лет). Данное мероприятие можно проводить во внеурочное время.
Цели:
1) продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками; воспитывать детей на народных традициях;
2) воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию, за русский народ, который славится старинными обычаями, трудолюбием, умением работать от души и веселиться от души.
Оформить помещение для проведения праздника.
Материалы для проведения игр и мастер-класса «Изготовление чучела масленицы»
Блины для угощений и чай
Мультимедийная установка для презентации.
Ход праздника
Ведущий: Есть несколько объяснений появлению названия праздника «Масленица».
Презентация – слайд1
По одному из утверждений в основе появления слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов. Оказывается, традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что люди, как могли, пытались привлечь милость солнышка, уговорить его побольше греть замерзшую землю. Вот и стряпали блины — этакие солнечные малыши-кругляши. Кроме того, в русских деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, — объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии «умасливают» солнце, делают его добрее. Отсюда и название — «Масленица».
По другой версии название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять — вот и пекут блины масленые. По этой праздник же причине Масленицу называют Сырной неделей.
А если верить легендам то, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Вот поэтому в старину Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником.
Ведущий: Отмечается Масленица в конце февраля или начале марта. Празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник -"встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", четверг - "широкий", пятница - "тещины вечерки", суббота - "золовкины посиделки", воскресенье - "прощеный день".
Презентация – слайды 2-3
Ведущий: Понедельник - "встреча". В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая. Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему ласково.
Девочка:
Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная.
Коса длинная, триаршинная,
Платок беленький,
новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные.
Конкурс: делаем чучело Масленицы.
Ведущий: Вторник - "заигрыш". В этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их (показ изображений украшенной лошади и репродукции картины В. Сурикова "Взятие снежного городка" – слайд презентации). А еще смотрели кукольные представления, катались с ледяных горок. Взрослые же катанию с гор придавали особый смысл. В старину, например, существовал обычай «лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, думали, будет самый лучший лен». Развлечения сопровождались озорными частушками и дразнилками.
Дети исполняют частушки.
Девочка:
Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
Мальчик:
Я на Масленку катался,
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
И милашку закатал.
Девочка:
У меня четыре шали,
Пятая пуховая,
Не одна я боевая...
Мальчик и девочка (хором): Все мы здесь бедовые!
Другие дети исполняют дразнилки.
Девочка:
Ах ты, Сашка-таракашка,
На сарай полезай.
Там кошку дерут,
Тебе хвостик дадут!
Мальчик:
А у Машки на носу
Ели кошки колбасу!
Презентация – слайды 4-6
Ведущий: на следующий день начинали печь блины, а для этого необходимо молоко. Сейчас мы с вами подоим корову.
Конкурс «Подои корову»
Ведущий: Среда - "лакомка". С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.
Девочка (в руках на полотенце с вышивкой тарелка с блинами):
Блин добро не один.
Блин брюха не портит.
Блин не клин, брюха не расколет.
Мальчик:
У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!
Конкурс: кто больше блинов напечет. (Нарезать из салфеток и пишем на них свои плохие мысли от которых хотим избавиться)
В широкий четверг начинается масленичный разгул: катание, разные обряды. Принято в масленицу на берегу реки строить городки из снега, укрепленные башнями, с двумя вратами. К этому городку собирается множество детей, которые делятся на «пеших» и «конных». «Пешие» занимают город, «конные» готовятся к нападению. Наконец, «конница», по знаку своего начальника, бросается на приступ и начинается битва. Осажденные храбро защищают город против «конницы», не давая ей ворваться в крепостные ворота, отбивая их метлами и помелами. Однако, «конница» берет верх и победоносно въезжает в ворота городка, а затем вместе с «осажденными» разрушает городок с веселыми песнями и возвращается домой, уничтожив последнее проявление зимы — снег и лед
На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашение бывают почетными, или просто ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а утром присылал нарядных знатных. Чем больше знатных, тем теще более сказывалось почести.
Конкурс: Наряди ряженого.
На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг-девиц: если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и совсем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была дарить своих золовок подарками.
Ведущий: В дни праздника дети обходили избы и выпрашивали блины такими словами...
Дети (хором):
Подайте широкой Масленице!
Мальчик:
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Ведущий: А если хозяйка жадничала, ребята убегали со словами...
Дети (хором):
Паршивые блины по аршину длины.
Ведущий: В воскресенье - "прощеный день" - устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю.
Дети расступаются, показывают имитацию костра, кладут к нему чучело. Костер может быть нарисован или сделан из веток, красной ткани и елочной гирлянды.
Девочка:
Прощай, Масленица-вертушка,
Настает великий пост.
На деревне все приели,
Подают селедки хвост!
Мальчик:
Сидит кошка на окошке,
Вышивает себе хвост.
Широка Масленица проходит.
Настает великий пост.
В Шотландии на Масленицу было принято печь «постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе.
Выпечку блинов шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин…
В одном из городов Англии уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11.45 раздается звон «блинного колокола». Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином. Правила соревнований предписывают, что участницы должны быть не моложе 18 лет; на каждой обязательно — фартук и косынка; во время бега нужно не менее трех раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится чемпионкой блинных гонок на год и получает в награду… поцелуй звонаря.
В школах Дании в эти дни проводятся театральные представления, концерты. Школьники обмениваются знаками дружбы, передают своим друзьям через знакомых шуточные письма без указания обратного адреса. Если мальчик получит такое письмо от девочки и угадает ее имя, то на Пасху она подарит ему шоколад.
Если главными героями русской Масленицы были молодожены, то в Восточной Европе — холостяки. Берегитесь, холостяки, Масленицы. Особенно, если случайно окажетесь в это время в Польше. Гордые полячки, усыпив вашу бдительность оладьями, пончиками, хворостом и водкой, на десерт непременно оттаскают вас за волосы. В последний день Масленицы можно зайти в трактир, где скрипач будет "продавать" незамужних девушек.
А в Чехии в эти веселые дни молодые парни с вымазанными сажей лицами под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок — "клатик". Он вешается каждой девушке на шею или привязывается к руке или ноге. Желаешь откупиться — плати.
В Югославии вас непременно посадят в свиное корыто и поволокут по деревне. А на крыше собственного дома вы можете обнаружить фигуру соломенного деда.
Презентация – слайд8
Дети кланяются по-русски.
Праздничное гулянье постепенно завершается чаепитием с блинами.
Далее - конкурсная программа.
1) "Сделай чучело" (вариант "Нарисуй чучело")
Ведущий: У чучела Масленицы лицо не рисовали. Считалось, что, имея лицо, чучело обретает душу, и тогда его нельзя сжигать.
Для создания чучела нужно 2 пучка соломы или 2 веника. 2 веника делятся на 4 равные части: 2 части - одна вверх, другая вниз - для тельца, 2 другие - руки. Для наряда 3 квадрата ткани: 1 - для платка, 2-е отверстиями в центре для кофты и юбки.
2) "Ряженые"
Ведущий: Чучело Масленицы катали на санях ряженые, чаще всего они были в костюмах цыган, медведя.
Масленица годовая,
Гостья наша дорогая,
Она пешком к нам не ходит,
Все на конях приезжает.
У ней кони вороные,
Слуги молодые.
В команде выбирают одного ряженого. Остальные должны добежать до стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого. Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.
3) "Встреча"
От каждой команды выбирается один участник. Он должен, пользуясь текстом карточки, поприветствовать свое чучело Масленицы.
Карточка N°1
Душа ль ты моя Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Карточка №2
Моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, ты ж моя перепелочка!
Ведущий:
Угощают Машенька и Медведь.
Слушайте да запоминайте!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
Масленица - угощай,
Всем блиночков подавай.
Сценарий праздника можно дополнить подвижными играми. Они вносят оживление и веселье, позволяют вовлечь в участие в празднике максимально большое число детей.
Мы предлагаем вам две русские народные игры - "Петушки" и "Почта".
Петушки
На площадке чертят круг.
В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой.
Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)
Почта
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города...
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант.
Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты оказались у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных.
Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.
Конкурсы:
Испеки блин (из разрезанных на части кругов собрать как пазлы блин, какая команда быстрее.)
Кто больше блинов напечет за короткое время (нарезать кругов)
Подои корову – молоко на блины ((В роли коровы - перчатка, наполненная водой. На пальцах сделать небольшие отверстия. Кто больше надоит?)
Наш первый конкурс - для хороших хозяек: с завязанными глазами надо определить: что находится в блюдечке. (В блюдечке насыпать сахар, соль, пшено, гречку, рис, перловку.)
Заключение.
Применение разнообразных методов помогает педагогу создать различные типы занятий. «Масленица» - занятие-обряд с элементами театральности, где детям предлагается разыграть или исполнить обряд.
Такое разнообразие форм работы позволяет ввести воспитанников в "модель" фольклорной ситуаций, где нет разделения на зрителей и исполнителей, и где все являются непосредственными участниками происходящего. В данном случае фольклор – не просто специфически жанровая система, а средство общения, в процессе которого и происходит освоение изучаемого учебного материала.
Специфика фольклорного материала, метода фольклорного творчества и его связь с культурной традицией дает возможность проведения праздников в форме народных игр, обрядовых действ, посиделок, вечерок и др. Такие формы используются и на итоговых занятиях по той или иной теме.