СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий праздника "Прощание с Азбукой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника "Прощание с Азбукой"»

Урок – праздник «прощай, азбука!»

Цели: вспомнить, чему учились с «Азбукой»; выразительно читать стихотворения о школе и учебе.

В игровой форме повторить и закрепить знания по курсу «Азбука»;

создать у детей ощущение значимости пройденного этапа обучения;

воспитывать умение общаться, помогать друг другу;

создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;

способствовать раскрытию талантов у учащихся; учить детей держаться на сцене.


Оборудование: плакат, компьютер.

Ход урока

Учитель:

Яркий свет в глазах у первоклассников,

Как они нарядны и стройны.

В честь большого радостного праздника

Мы вам многое сказать должны.


Ученики.

Вот, стоим курносы и упрямы,

Открытые любым ветрам страны.

Учитель улыбается, а мамы

Уже сейчас немножечко грустны.


Да, да мы все немного повзрослели,

Ведь ровно 5 с половиной месяцев назад

Читать мы сами сказки не умели

Про Колобка и семеро козлят.


И помогли нам в этом -наш учитель,

Вся - вся моя любимая семья.

И книга первая, что нас

Читать учила.

Конечно «Азбука» - подруженька моя.


И вот сегодня мы вас пригласили

На наш концерт и праздник небольшой.

А праздник называется, конечно

«Прощание с нашей Азбукой родной».



Песенка « Азбука» Островского.

1
Если хочешь много знать, 
Многого добиться, 
Обязательно читать 
Должен научиться.

Припев: 
Азбука, азбука 
Каждому нужна. 
Нам поможет книжки 
Прочитать она!

2
Надо буквы нам писать 
Аккуратно в строчку, 
Надо их запоминать 
Без ошибок, точно.

Припев.

3
Книжки могут рассказать 
Обо всем на свете. 
Очень любят их читать 
Взрослые и дети.

Припев.

Ученики:

Сняли с Азбуки обложки, и закладок нет…

Все взволнованы немножко… в чём секрет?

Дочитали эту книжку школьники вчера,
А сегодня- день прощанья, праздник Букваря.
Почему мы наш учебник Азбукой зовем,
А другие называют книгу Букварем?

Книгу, что знакомит с буквой,
Букварем назвали встарь.
В честь славянских «аз» и «буки»
Назван Азбукой букварь.



Учитель. Мы много узнали о родной Азбуке.

Русская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Она отличается от других алфавитов не только совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: один звук – одна буква. В этой азбуке, и только в ней, есть содержание. И в том вы сейчас убедитесь сами.

Для начала вспомним фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она известна каждому с детства и позволяет легко запомнить последовательность цветов радуги. Это так называемый акрофонический способ запоминания.

Каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета: каждый – красный, охотник – оранжевый…

До реформы языка 1918 года каждая буква азбуки так же имела своё название. Каждая буква стояла на своём месте.

Русская азбука – это не только набор букв, соответствующих звукам, это ещё и целое послание к славянам, расшифрованное впервые нашим автором.


Давайте же прочитаем послание наших предков нам, ныне живущим.

Рассмотрим три первые буквы азбуки – Аз, Буки, Веди.

Азъ – я.

Буки – буквы, письмена.

Веди – познал, совершенное прошедшее время от «ведети» - знать, ведать.


Объединяя акрофонические названия первых трёх букв азбуки, получаем следующую фразу: Азъ буки веде – Я знаю буквы.


Обратите внимание: Азъ – Я – первая буква в азбуке (а не последняя, как в современном алфавите). Потому что именно с меня и начинается мой Мир, моя Вселенная.


Азъ – это основа, начало. Основа всему – знание Бога и предков своих. То есть своих родителей, своих корней.


Глаголь Добро – говори, делай добро. Помните, как у Пушкина: «Глаголом жечь сердца людей». Глагол – это и слово, и дело одновременно. Глаголь – говори. Глаголю – говорю. Говорю – значит делаю. А что нужно делать? Добро.


Добро Есть Живите – делать добро – значит жить в труде, а не прозябать.


Зело – усердно, со рвением.


Земля – планета Земля, её обитатели, земляне. Живите Зело Земля. Живите зело землёю и на земле. Ибо она кормилица-матушка наша. Земля даёт жизнь.


И Како Люди Мыслите – Наш Он Покой. То есть как вы, люди, думаете – таков ваш мир. Вот вам закон отражения. Что посеешь, то и пожнёшь.


Рцы Слово Твёрдо. Говори слово твёрдо. Слово твоё должно быть твёрдым. Сказал – сделал.


Оук Ферт Херъ. Укъ – основа знания. Сравните: наука, учить, навык, обычай.


Фертъ – оплодотворяет.


Херъ – божественный, данный свыше. Сравните: немецкое Herr- господин, Бог, греческое – иеро – божественный. Английское – hero – герой, а также русское имя бога – Хорс. Знание – плод Бога, дар Божий.


Цы – точи, проникай, вникай, дерзай.

Цы – энергия жизненно важная, высшая структура. Отсюда значение слова «отцы» - от «Цы» идущие – от Бога идущие.


Червь – тот, кто точит, проникает.


Шта – что в значении «чтобы».


Ъ, Ь (еръ, ерь) – варианты одной буквы, она означала неопределённый краткий гласный, близкий к «э».

Слово «ъръ» означало сущее, вечное, сокровенное. Пространство-время, недоступное человеческому разуму, светоч, Солнце. «Ъръ», по всей вероятности, одно из наиболее древних слов современной цивилизации. Сравните египетское Ра – Солнце, Бог.

Само слово время содержит тот же корень, поскольку начальное «в» развилось именно из придыхания, с которым надо произносить «ъ» в начале слова. Многие исконно русские слова содержат тот же корень, например: утро – от Солнца (корень «ут» - оттуда, там), вечер – векъ Ръ – век Ра, истекающее время Солнца.

В смысле «пространство, Вселенная» от того же корня происходит русское «рама».

Слово «рай» означает: множество Солнц, т.е. обиталище бога Ра. Самоназвание цыган «ром, рома» - свободный, свободная, Бог – во мне, я – Вселенная. Отсюда же индийский Рама. В смысле «свет, светило, источник света»: клич «Ура!» означает «К Солнцу!». Яркий означает подобный солнечному свету, радуга и т.д.


Юсъ малый – свет, старорусское яс. В современном русском языке корень «яс» сохранился, например, в слове «ясный».


Ять (яти) – постичь, иметь. Сравните: изъять, взять и т.д.


Цы, черве, шта Ъра юсъ яти! Что означает: дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь!


Совокупность приведённых выше фраз и составляет азбучное послание:

Азъ буки веде.

Глаголь добро есте.

Живите зело, земля,

И, иже како люди.

Мыслете наш он покой.

Рцы слово твёрдо.

Укъ фертъ херъ.

Цы, черве, шта ъра юсъ яти!


В современном переводе это звучит так:

Я знаю буквы.

Письмо – это достояние.

Трудитесь, усердно, земляне!

Как подобает разумным людям.

Постигайте мироздание.

Несите слово убеждённо!

Знание – дар Божий.

Дерзайте, вникайте…

Чтобы Сущего свет постичь!


Учитель. Родители, не бойтесь! Любые знания запоминаются. Но что еще ждет нас впереди?


Частушки:


Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид:
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.


Мы собрали здесь гостей
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.


Буду очень я стараться,
Все мне, братцы, по плечу.
Только в школу подниматься
Рано утром не хочу!


Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице
И по всюду славятся.


Я, друзья, готов к учебе,
И мой папа говорит:
"Станешь ты, сынок, ученым,
Будешь очень знаменит!"


Папа пишет сочиненье,
Дед решает уравненье,
Все с уроками сидят-
Вот семейный наш подряд.


Мама просит, папа просит:
"Принеси отметку пять”.
Вы скажите по секрету,
Где же столько мне их взять?


Я девчонка боевая,
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока.


Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.




Ученик:

Мы сегодня всех зовём попрощаться с Азбукой!

Ну-ка буквы, встаньте в ряд! Начинаем наш парад!


Буквы- значки, как бойцы на парад

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё – АЛФАВИТ


Песня « Алфавит»

Чтобы смог ты сам читать,
Надо буквы изучать.
Надо буквы, надо буквы,
Надо буквы изучать.
Надо буквы, надо буквы,
Надо буквы изучать.

Сколько их, ты посмотри,
В алфавите – тридцать три
В алфавите, в алфавите
В алфавите – тридцать три
В алфавите, в алфавите
В алфавите – тридцать три.

А-бэ-вэ-гэ-дэ-е-ё-же-зэ,
И, и краткое, ка-эл-эм-эн-о-пэ-эр-эс-тэ
У-эф-ха-цэ-че-ша-ща,
Твердый знак, ы, мягкий знак, э-ю-я
А - автомобиль, альбом
Б - ботинки, борщ, батон
В - велосипед, ведро
Г - газета, гном, гнездо
Д - дракон, дорога, дверь
Е, Ё - ёлка - это ель
Ж - жук, желудь, жаба, жир
З - зуб, зеркало, зефир

Чтобы смог ты сам читать,
Надо буквы изучать.
Надо буквы, надо буквы,
Надо буквы изучать.
Надо буквы, надо буквы,
Надо буквы изучать.
И похоже с кратким Й,
Ты вниманье обрати
И - игрушки, йогург, йод
К - капуста, книги, крот
Л - лимон, лягушка, лак
М - медведь, малина, мак
Н - носки, наседка, нос
О - очки, окно, овес

Чтобы смог ты сам читать,
Надо буквы изучать.
Надо буквы, надо буквы,
Надо буквы изучать.
Надо буквы, надо буквы,
Надо буквы изучать.

П - пирог, петух, парник
Р - ракета, рок, радист
С - собака, свекла, сок

Т - тарелка, теремок
У - укус, удав, урок
Ф - флажок, фонарик, флот
Х - художник, хлеб, хорек
Ц - цыпленок, царь, цветок

Чтобы смог ты сам читать,
Надо буквы изучать.
Надо буквы, надо буквы,
Надо буквы изучать.
Надо буквы, надо буквы,
Надо буквы изучать.

Ч - черника, чемпион
Ш - шашлык, шофер, шпион
Щ - щенок, щетина, щит
Твердый знак, знак мягкий, Ы
Э - экран и экспонат
Ю - юг, юбка и юннат
Я - последняя, мы знаем
Так мы буквы изучаем

А-бэ-вэ-гэ-дэ-е-ё-же-зэ,
И, и краткое, ка-эл-эм-эн-о-пэ-эр-эс-тэ
У-эф-ха-цэ-че-ша-ща,
Твердый знак, ы, мягкий знак, э-ю-я



Сценка про букву я

Рассказчик. Жили в азбуке у нас буквы.

Жили не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится –

Там и дело спорится.

Только раз всё дело встало

Из-за страшного скандала:

Буква «Я»…

В строку не встала.

Взбунтовалась буква «Я»!


Буква «Я». Я, – сказала буква «Я», –

Главная, заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду

Впереди стояла я!

Не хочу стоять в ряду,

Быть желаю на виду!


Буква «Ф». «Фу-ты, ну-ты!» – фыркнул «эф»,

От обиды покраснев.


Буква «С». «Срам!» – сердито «эс» сказало.


Буква «В». «Вэ» кричит: «Воображала!»


Буква «П». Проворчало «пэ»: – Попробуй,

Потолкуй с такой особой!

Рассказчик. «Я» затопала ногами.


Буква «Я». Не хочу водиться с вами!

Буду делать всё сама,

Хватит у меня ума!

Рассказчик. Буквы тут переглянулись,

Все буквально улыбнулись,

И ответил дружный хор:

Буквы (хором). Хорошо! Идём на спор.


Буква «А». Если сможешь в одиночку

Написать хотя бы строчку –

Правда, стало быть, твоя!

Буква «Я». Чтобы я – да не сумела?

Я ж не кто-нибудь, а «Я»!

Рассказчик. Буква «Я» взялась за дело:

Целый час она пыхтела,

И кряхтела, и потела,

Написать она сумела

Только: «Я-я-я-я-я!»


Буква «Х». Как зальётся буква «ха»:

«Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»


Буква «О». «О» от смеха покатилось!


Буква «А». «А» за голову схватилась!

Буква «Б». «Б» схватилась за живот…

Рассказчик. Буква «Я» сперва крепилась,

А потом как заревёт:


Буква «Я». Я, ребята, виновата!

Признаю свою вину!

Я согласна встать, ребята,

Даже после буквы «Ю».

Буква «Ю». Что ж, – решил весь алфавит, –

Если хочет, пусть стоит.

Дело ведь совсем не в месте,

Дело в том, что все мы вместе!



Рассказчик. Буква «Я» всегда была

Всем и каждому мила,

Но советуем, друзья,

Помнить место буквы «Я»!



Я предлагаю поиграть с буквами.

Задание 1:На доске вы видите слово первоклассник”. Какие другие слова можно составить из букв этого слова? Подумайте вместе. У кого получится самой длинное слово? (Киви, класс, кассир, окна, перо, кино, пикник, воск, квас, пони)

Задание 2:

1.Вы должны угадать все буквы.

Ты с этой буквою знаком.

Стоят два колышка рядком,

А между ними – поясок,

Натянутый наискосок. (И)

2. Бывает эта буква

В конце и в середине.

В конце капусты, брюквы

И в середине дыни. (ы)

3. На эту букву посмотри –

Она совсем как цифра 3. (З)

4.В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла. (О)

5. Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква … (А)

6.Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук. (Ж)

7. Поглядите-ка, друзья,

Смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела

Вместо птички – буква … (Я)

Задание 3: Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась -
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Дети, поставьте буквы на свои места.


  • Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это.

  • На остров налетел ураган, Остался на пальме последний баран.

  • У вратаря большой улов, Влетело в сетку пять волов.

  • На виду у детворы крысу красят маляры (крышу)

  • Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке (маки)

  • Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей)

  • Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом (коне)

  • Жучка будку не доела: неохота, надоела. (булку)

  • Сели в ложку и - айда! - по реке туда-сюда. (лодку)

  • На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок. (кочкам)


Задание 4: Узнайте сказку.


1. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

Вы подскажите, как звали её?


2. Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной,

Он сам того не ведая,

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки…


3. Удивляется народ: едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи ест большие калачи!

Чай сам наливается по его хотению,

А сказка называется…


4. Был он тучкой грозовой,

С Пятачком ходил домой.

Для него прогулка праздник,

И на мёд особый нюх,

Это плюшевый проказник,

Медвежонок…


Задание 5: Отгадайте загадки. Разгадайте кроссворд.

к

о

л

о

б

о

к




н

и

т

а

р

у

б

о



и

л

о

б

й

а

т



г

е

н

а



а

ш

к

а

р

у

б

е

ч



1. Не лежалось на окошке –

1.Покатился по дорожке.

Перед волком не дрожал.

От медведя убежал.

Но лисице на зубок

Всё ж попался …


2. У отца был мальчик странный

Необычный – деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой!

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это?


3. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит.

Это доктор…


4. Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Он играет понемножку

Для прохожих на гармошке.


5. Их приглашают с другом Геной

На день рожденья непременно.

И любит каждую букашку

Забавный добрый…



Учитель: Посмотрите, какое слово у нас получилось.


Дети: Книга.


Учитель: Ах! Забыл совсем друзья,

Что представить должна я,

Кто на смену Азбуке придёт,

Дальше вас учить начнёт.

Звучит музыка. На экране появляются учебник

«Русский язык» и «Литературное чтение»


Русский язык: Я люблю учить детей.

С вами жить мне веселей.

Будем крепко мы дружить,

Мои правила учить.

Ничего от вас не скрою,

Все секреты вам открою!


Литературное чтение: Вам моё почтение!

Я – «Литературное чтение».

Полистай мои страницы.

Здесь стихи и небылицы,

сказки, басни, прибаутки, поговорки,

даже шутки.

Ученик: Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и прочитать


Песенка на мотив « Голубой вагон»



1. Вот учебник первый мы закончили

Азбука нам очень дорога.

Нас учила и письму, и грамоте,

И читать учиться помогла.

Припев:

Вот и настал сейчас этот день радостный

Важный, который мы ждали целый год.

Мы говорим тебе: « Спасибо, наша АЗБУКА,

Пусть нас дорога знаний дальше поведёт»

2.Были и удачи, и волнения,

Огорчались и смеялись мы.

АЗБУКА развеяла сомнения,

Не боимся дальше мы идти.

Припев:

Вот и настал сейчас этот день радостный

Важный, который мы ждали целый год.

Мы говорим тебе: « Спасибо, наша АЗБУКА,

Пусть нас дорога знаний дальше поведёт


Ученики:

Как сегодня радуются дети –

Стало больше грамотных на свете!

Скажем Азбуке мы «до свиданья»

И рукой помашем на прощанье.

Трудно было нам с тобой в начале,

Мы полгода буквы изучали!


Но теперь нам совершенно ясно,

Что старанья были не напрасны!

Ничего на свете лучше нету,

Чем прочесть журнал или газету,

Двадцать первого столетья дети,

Мы освоим сайты в Интернете!


До свидания, учебник! А на следующий год

Ты других читать научишь, тех, кто в 1 класс придет.

Позади нелёгкий труд слогового чтения!

Нам сегодня выдают УДОСТОВЕРЕНИЯ!


На сцену приглашаются Завуч ( либо председатель родительского комитета) .

ВЫДАЧА УДОСТОВЕРЕНИЙ .ФАНФАРЫ. Конец.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!