Праздник «ПРОЩАНИЕ С БУКВАРЁМ»
Выход учеников под песню «Чему учат в школе»
Песня «Добрый день»
1 уч:
Хороша сегодня школа,
Зал горит огнем,
Мы на праздник наш веселый
В гости всех зовем.
2 уч.
Заходите, проходите!
Путь свободен, освещён.
Приглашаем всех сегодня
Попрощаться с Букварём!
3 уч.
Потрудились мы немало!
Ведь по правде говоря,
Русской грамоте начало
На страницах Букваря!
4 уч.
Если хочешь много знать,
Многого добиться
Обязательно читать
Должен научиться!
5 уч.
Как хорошо уметь читать.
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать!
6 уч.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз-
Наш учитель учит нас!
7 уч.
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребёнка качать.
8 уч.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть
Даже фыркать и скрипеть
Но не хочется им петь.
9 уч.
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог,
А без этого нельзя нам
Провести весь наш урок.
10 уч.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем звуки выделять.
Ну, и конечно, без сомненья,
Мы очень любим все читать!
-Сегодня у нас праздник, на который нас собрал наш друг – Букварь.
-Совсем недавно вы переступили порог нашей гимназии и стали настоящими гимназистами-первоклассниками. Первая книга, которую вы получили, называлась «Букварь».
-Что же это за книга необычная, у которой даже есть свой праздник – «Прощание с букварём»?
Ученик 11 Букварь – это мудрая книга, которая известна всем: и взрослым, и детям.
Посмотрите, как выглядел первый печатный букварь в Москве в 17 веке.
Посмотрите на наш современный букварь.
Похож он на наш букварь? А чем же отличается?
Но и первый букварь, и все последующие буквари меняли обложку, меняли тексты, меняли авторов и иллюстрации, но всегда неизменным было то, что букварь учил читать маленьких граждан нашей страны.
-А теперь давайте вспомним, как мы двигались вперед по страницам букваря, каждый день узнавая что-то новое, и совершим путешествие по нашему букварю. Отправимся в путь, конечно же, с веселой песенкой о дружбе.(Песня в исполнении детей)
Дружба с Букварем.
-Так с чего же всё начиналось?
Дружит гласная с согласной – образует вместе…(слог)
Задание: собери слова из слогов. Слоги напечатаны и даны детям. (Книга, азбука, букварь, тетрадь, парта, пенал, ручка, карандаш, конфета, ластик, буквы, альбом)
Какое слово лишнее? Почему?
-Потом мы стали знакомиться с «работой» букв и все их распределили на группы.
Вспомните, на какие 2 большие части мы разделили все буквы?
Буквы, обозначающие гласные звуки.
Буквы, обозначающие согласные звуки.
Возьмите буквы и разойдитесь каждый в свой домик, к своим друзьям.
Кто же остался без домика?
Почему? Может быть, они совсем нам не нужны? Для чего нужны эти буквы? Какие звуки они обозначают?
-Составьте слова, которые вы увидите на экране (у всех детей в руках буквы):
эхо груша
семя волк
семья лучик
пойдём выучить
подъём хитрец
щетинка лью
арбуз ёжик
филин молодцы
За буквами всегда прячутся звуки. Часто бывало, что трудно услышать какой-то звук, тогда на помощь приходили наши ушки: закрою их и слышу звук, значит, он…..(звонкий), а если не услышу, то, значит……..(он глухой). А для различения твёрдости и мягкости нам помогают губы: если улыбаются, значит, звук…….(мягкий), а если нет улыбки, то это….(твердый звук).
Давайте поиграем: если первый звук мягкий – вы встаете и дружно его произносите, а если твердый – остаетесь на месте и тоже его произносите.
(…. яблоко)
А теперь отгадайте загадки.
Черные, кривые, от рожденья все немые, Стоит только встать им вряд - вот тогда заговорят.(Буквы) | Палочка волшебная есть у меня, друзья. Палочкою этой могу построить я Башню, дом и самолет, И огромный пароход! (Карандаш) |
Открыть свои тайны любому готова, Но ты от нее не услышишь и слова. (Книга) | Стоит дом, Кто в него войдет, Тот ум приобретет. (Школа) |
Кулик – не велик, Целой сотне велит: То сядь да учись, То встань, разойдись. (Школьный звонок) | В каждой книжке И тетрадке Можно встретить Эти грядки. (Строчки) |
На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны.(Глобус) | Тридцать три сестрички Ростом невелички, Если знаешь наш секрет, Мы покажем целый свет. (Алфавит) |
Отгадай, что за вещица, - Острый клювик, а не птица, Этим клювиком она Сеет-сеет семена Не на поле, не на грядке - На листах твоей тетрадки. (Ручка) | Стоит чудесная скамья, За ней уселись ты да я. Скамья ведет обоих нас Из года в год, Из класса в класс. (Парта) |
Это книга не простая: По ней буквы изучаю. (Букварь) | |
-А на какие группы мы научились делить слова? (Предмет, действие, признак, помощник.)
Поиграем. Если я называю слово-предмет – хлопаете, если слово-действие – топаете, если слово-признак – прыгаете, а слово-помощник – приседаете. Кто ошибется – выбывает из игры. Все встали.
Повторите: если предмет… - хлопаю, если действие… - топаю, если признак… - прыгаю, если помощник … - приседаю.
Бегу, красивый, берёза, магазин, артист, голубое, в, яркое, светить, красное, деревянный, под, голова, рубит, пишет, над, с, заяц, стеклянные, школа, гулять, ученик, умный.
-Вы легко справляетесь с составлением слов из букв, а как называется порядок букв в языке? (Алфавит)
Для чего же он нужен?
Вспомним и назовем весь алфавит из «Песенки-азбуки» Бориса Заходера.
Многие поэты придумывали свою азбуку – они сочиняли истории про зверей, названия которых начинаются на каждую букву алфавита. Давайте вспомним такую азбуку.
Мохнатая азбука.
В азбуке этой – увидите сами!-
Буквы живые: с хвостами, с усами,
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать, кусать и хватать…
Буквы - мохнатые, буквы – пернатые,
Стройные буквы и даже горбатые,
Добрые, злые, наземные, водные –
Кто же они? Догадались? (Животные)
Стихи детей о буквах.
«На дворе уже весна.
В школе Праздник Букваря.
Позади нелёгкий труд слогового чтения.
Вам сегодня выдают У-до-сто-ве-ре-ни-я!
В том, что вы Букварь прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Прочтёте вы любые книжки».
Вручение удостоверений и грамот за лучшее оформление книжки – самоделки «Букварёнок»
Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку к мудрости, и я желаю вам не останавливаться на этом, а идти вперед и познавать новые тайны нашего родного языка.
М ы с вами продолжим изучение русского языка, будем путешествовать по Стране слов, там нас ждет много интересного и нового, но в этом нам помогут новые учебники: «Русский язык» и «Литературное чтение».
- Подходит к концу наш праздник. Мы сегодня посвятили его вашей первой книге – Букварю, которая научила вас читать. Я желаю вам, чтобы вы полюбили книги, любили читать, чтобы первая прочитанная книга не стала последней. Ведь мы узнаём из книг много интересного об этом удивительном мире, в котором живём.