Место проведения:
Время проведения:
Участники: воспитанники
Оформление: презентация «Весенние посиделки»
Оборудование: мультимедийное оборудование
Ответственные: ШульгинаЮ.А., Каретникова С.М., Белова Е.А.
Продолжительность: 45 минут
Форма работы с детьми - развлечение, посиделки.
Цели: Расширять знания детей об традиционных праздниках на Руси. Приобщать детей к миру народной культуры, ознакомить их с музыкальным фольклором. Закрепить знания о жизни людей в старину и их занятиях, о гостеприимстве русских людей. Развивать познавательный интерес к народным традициям. Воспитывать любовь к своей родине, к своему народу, традициям р.н.
Действующие лица
Оборудование:
Зал оформлен в стиле русской избы. Посередине зала стоит стол, накрытый старинной скатертью. На столе самовар, пироги. Гости одеты в русские народные костюмы.
Ход праздника:
Под русскую народную мелодию дети входят в зал, рассаживаются.
Вступительное слово ХозяйкаI:
Много праздников мы отмечаем,
Все танцуем, играем, поем.
Вот и опять родной, уютный зал
На праздник всех друзей собрал.
Сегодня у нас большой праздник: Книжкины именины. Наш зал необычный, он похож на русскую избу. Именно в ней мы и проведем наш праздник, и это будут посиделки. А русская изба красна не углами, а пирогами, но чтобы скушать вкусный, горячий пирог нужно постараться. Поэтому сегодня мы будем петь, танцевать и стихи читать.
Итак, мы начинаем наши посиделки.
( Звучит русская народная мелодия. Хозяйки встречают гостей)
Хозяйка I: Здравствуйте гости званные и желанные.
Хозяйка II: Добрый день!
Хозяйка I: Гость на гость – хозяину радость.
Хозяйка II: Просим в избу: красному гостю – красное место.
Хозяйка I: Будьте как дома.
Хозяйка II: Сегодня у нас с вами посиделки. Посидим, поговорим, стихи почитаем, а о чём узнаем, если загадку отгадаем:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Хозяйка I: Да верно ребята. Сегодня у нас весенние посиделки. И в эти дни всё чаще вспоминаются строки из стихотворения Тютчева «Зима недаром злится» в исполнении Цыплаковой Сони из группы «Лилички»:
Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится,
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе,
Уж подняли трезвон.
Хозяйка II: Ребята, по календарю весна длится три месяца. Какой месяц начинает весну?
Хозяйка I: Верно. В народе называли –протальником, потому что в этом месяца много проталин.
Хозяйка II: А ещё русский народ говорил: «Март зиму кончает, весну начинает».
Хозяйка I: Второй весенний месяц называется…?
Хозяйка II: У апреля много названий: Снегогон, Водолей, Березень.
Хозяйка I: Снегогоном его называли, потому что к концу этого месяца солнце красное прогоняет последние остатки снега.
Хозяйка II: Водолеем, потому что куда ни ступишь, куда ни посмотришь – везде вода.
Хозяйка I: А название Березень ему дали за то, что в это время у берёз начинается сокодвижение.
Хозяйка II: Третий весенний месяц называется…?
Хозяйка I: Май, ласково называли — Травень. В этом месяце обновляется вся природа, окружающий нас растительный мир меняется на глазах. На смену подснежникам появляются мать-и- мачеха, одуванчики и лютики, а позднее — фиалки и ландыши. В лесу и, особенно на лугах природа ткет красочный ковер из самых разнообразных цветов.
Хозяйка II: Предлагаем вам послушать песню «Оттепель» в исполнении педагогов нашего детского сада.
(выходят педагоги д/с.)
Хозяйка I: Весна бывает разная – с холодными ветрами и заморозками, с дождичком и мокрым снегом, грустная и веселая, пасмурная и солнечная. Хозяйка II: Мы любим весну за красоту, за солнечные теплые деньки.
Хозяйка I: Вот такой разной, можно сказать – волшебной весне посвящены следующие стихотворения наших ребят из группы «Колокольчики»:
Природа проснулась, всё радостью дышит,
Становятся дни длинней и длинней,
И солнце гуляет по небу все выше,
И веет теплом от оживших полей.
Ждёт земля травы-обновы,
Просит влаги и тепла.
А весна помочь готова,
С добрым сердцем подошла.
Целый день весна хлопочет,
Гонит в реки ручейки,
На деревьях греет почки:
«Раскрывайтесь, узелки!».
Принимает стаи с юга,
Расселяет по лесам,
Слышен гам по всей округе,
Строят гнезда тут и там.
Не спеша, походкой важной
Грач обходит огород,
Черной пашне
Стая галочек снует.
Все старались, все трудились:
Люди, птицы и весна,
И земля преобразилась-
Как красавица она!
Всё в цветах ее наряды,
Зелень - шелковый платок!
Для земли весна - отрада,
Каждый солнечный денёк.
Хозяйка II: Прекрасному времени года весне посвящены не только многочисленные стихи, но и песни.
Хозяйка I: Одна из них прозвучит сейчас в исполнении всех присутствующих ребят: «Начинается весна».
(звучит песня «Начинается весна»)
Хозяйка II: Потешали народ в старину не только песнями, стихами, но и сказками.
Хозяйка I:
Сказка по свету идёт,
Всех нас за руку ведёт.
Хозяйка II: Сказка - умница и прелесть-
С нами рядышком живёт.
Хозяйка I: Сказка в гости к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»
Хозяйка II: Сказка «Колобок» в исполнении детей групп «Ромашки» и «Лилички».
Хозяйка I: Интересную сказку мы посмотрели. Спасибо вам.
(Раздается смех за дверью - фонограмма.)
Хозяйка II: Кто это так весело смеется? Пойду, погляжу…
(В зал вбегают девчонки - хохотушки из группы «Колокольчики».)
Девочки:
Мы - веселые подружки.
Мы – подружки - хохотушки!
И на празднике на нашем
«Русскую кадриль» мы спляшем!
Хозяйка I: Танцы мы очень любим.
(Танец «Русская кадриль» - русская народная мелодия.)
Хозяйка II: На Руси не только танцевали, но и играли на русских музыкальных инструментах: ложках, трещотках, дудках, бубенцах. А сейчас выступит оркестр русских народных инструментов с песней «Гуси».
Хозяйка I: Но есть музыка, которую придумал не народ, а композиторы. Композиторы - это люди, которые сочиняют музыку.
Хозяйка II: А исполняют эту музыку на разных музыкальных инструментах: флейте, фортепиано, скрипке, виолончели, флейте.
Хозяйка I: Сейчас мы услышим «Экосез» Бетховена, исполнит Ястребкова Миланья из группы «Землянички» на флейте.
Хозяйка II: Как хорошо пела флейта! Прислушайтесь, а за окном тоже звучит музыка (фонограмма «голоса птиц»). Это пение птиц.
Хозяйка I: А вот дети из группы «Незабудки» покажут сценку «Птицы ждут весну».
Хозяйка II:Молодцы. Интересную сценку показали. Теперь ребята будут знать, что первыми прилетают грачи и приносят на своих крыльях весну.
Хозяйка I: О весне наша следующая песня, которую мы исполним все вместе, а называется она «Весна красна».
(звучит песня «Весна красна»)
Хозяйка II:А наши посиделки продолжаются! А что за посиделки без весёлых частушек!
Хозяйка I: Как известно всем подружки
Мастерицы петь частушки.
Хозяйка II: И вы, парни, не зевайте,
А девчатам помогайте.
(Выходят ребята, исполняющие частушки. Мальчики встают с одной стороны зала, девочки с другой.)
Мальчик: Эй, девчонки, хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте побыстрей,
Чтобы было веселей.
Девочка: Мы частушек много знаем,
Все частушки разные.
Вы хорошие ребята,
А ладошки грязные.
Мальчик: Мы хорошие ребята,
Мы нигде не пропадем.
Если надо мы попляшем,
Если надо мы споем.
Девочка: Ваши ноги косолапы,
В такт они не топают.
Посмотрите-ка на наши,
Как задорно шлепают.
Мальчик: Просим вас не зазнаваться,
Женихи мы хоть куда.
Наши щеки розоваты
И улыбка весела.
Девочка: По деревне мы пошли
Мальчика увидели.
Под кустом сидел и плакал-
Курица обидела.
Мальчик: Мы ребята удалые,
Хоть и ростом небольшие.
Принесли веселье вам.
Так похлопайте вы нам!
Девочка: Говорят, что без частушки
Нет и жизни никакой.
Мы частушки — хохотушки
Пели вам со всей душой.
Хозяйка I: Ой, да молодцы. Повеселили нас.
Хозяйка II: Весной на Руси проходили ярмарки, на которых люди продавали и обменивали товар, пели песни и танцевали. А сейчас в исполнении детей группы «Землянички» вы увидите танец «Красный сарафан».
Хозяйка I: Какой красивый танец.
Хозяйка II: Да, но только песня да плясками сыт не будешь. Пора бы чайку попить, а то пирожки уже остывают.
Хозяйка I: Дорогие гости. Дети из группы «Подсолнушки» вот, что знают о чае:
Чай горячий - наша сила, украшение стола.
«С чая лихо не бывает» - гласит народная молва.
Чай - здоровье, всякий знает.
Пей хоть пять часов подряд!
С молоком чашечку чая –
Будет каждый выпить рад.
Хозяйка II: Ой, ребята, а молока-то у нас нет.
Хозяйка I: Где бы нам его взять?
Девочка из группы «Васильки» - «А я знаю».
(русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько»)
(после окончания песни даёт крынку молока)
Хозяйка I: Спасибо тебе Таня. Вот гости дорогие повеселились мы с вами, много нового узнали.
Хозяйка II: А наши посиделки заканчиваются.
Хозяйка I: Всем вам поклоны и наше почтение!
Хозяйка II: Позвольте поблагодарить вас за посещении.
Хозяйка I: Пожалуйте к нам в другой раз.
Хозяйка II: И мы снова уважим всех вас!
Вместе: А сейчас до свидания!