СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий праздника «Вместе посидим, про чаёк поговорим»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Праздник, на котором дети совместно с родителями узнают об истории и  пользе чая, поучатся правильно заваривать, поиграют.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника «Вместе посидим, про чаёк поговорим»»

Сценарий праздника «Вместе посидим, про чаёк поговорим»

Цель мероприятия: показать ученикам и родителям, что и в 21 веке можно приятно общаться за чашкой чая.

Задачи:

- познакомить с историей появления на Руси чая;

- рассказать о целебных свойствах чая;

- показать правила заваривания чая;

-научить ребят встречать гостей.

Зал оформляется красочными плакатами с высказываниями писателей, ученых, поговорками о чае и пользе чаепития.

«Под шумок самовара ведется согревающий и сердце, и душу разговор...» (Н.Гоголь)

«Дружба и чай хороши, когда они крепки и не очень сладки» (Ф. Гладков)

Поговорки:

  1. Чай пить - приятно жить.

  2. Выпей чайку - позабудешь тоску.

  3. С чая лиха не бывает.

  4. Устал - пей чай, жарко - пей чай, хочешь согреться - пей чай.

  5. Если чай не пьешь, где силы берешь?

  6. Пей чай, не вдавайся в печаль.

Столы сервируются в русском стиле (самовары, чайная посуда, угощения, вазы для цветов). Столы номеруются.

Оборудование к играм: ложки – 5 штук, музыкальный центр, барабан и табло для игры в «Поле чудес», отрывки из произведения А.С.Пушкина

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий: Дорогие друзья! Спасибо, что дела свои отложили, в зал наш светлый поспешили. Чтоб сладкий, вкусный чай попить, песни спеть, поговорить, пошутить и поиграть, много нового узнать. Сегодняшний праздник мы посвящаем прекрасному полезному напитку, пришедшему к нам из далеких времен – его величеству ЧАЮ!

Русский чай - основа русского гостеприимства.

Чай горячий, ароматный.

И на вкус весьма приятный,

Он недуги исцеляет!

И усталость прогоняет.

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо - эликсир.


Ученик 1. Откуда берется чай? С чайных деревьев и кустов.

Чай, который мы пьём, приготовляется из листьев чайного дерева или кустарника. Вам приходилось видеть — на пачках написано: «Грузинский чай», «Краснодарский чай». Зна­чит, его привезли из Грузии или Краснодарско­го края. А бывает, что на пачках написано: «Ки­тайский чай», «Индийский чай». Значит, его вы­растили и приготовили в этих странах. В Индии растут чайные деревья высотой до 10 – 15 метров, в Китае – чайные кусты. Родина чая – Китай. Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.


Ученик 2. Сначала Китай был единственным произво­дителем чая. Китайцы секрет чая от всех скрывали. Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретным, как и производство шелка, фарфора, бумаги и другие китайские изобретения. Чайные плантации строго охраняли от чужеземцев. А когда продавали чайные семена, то обливали их потихонечку кипятком, чтобы ничего не взошло.


Ученик 3. В Европе чай появился всего лет двести назад. На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок - фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь фунт в мешке, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу. В настоящее время в Англии пьют чай больше, чем в любой другой стране.


Ученик 4. В России первое чаепитие состоялось в 1638 г. Теперь это самый обыкновенный напиток, но тогда выпить чашку чая могли только очень богатые люди. Неудивительно, что он был дорог: его везли 11 тысяч километров на верблюдах, арбах, телегах и санях, переправляли на паромах через реки, Около года караван с чаем добирался до Москвы. С 1870 года стали загружать в трюмы кораблей в китайском порту и переправлять в Одессу.


Ученик 5. Для крестьян чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение « чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Есть такая народная шуточная песня середины 19 века.


Ученик 6.

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправил перцу, луку

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудив его немножко

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он важно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.


Ученик 7. В 18 веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале.
Затем началось массовое производство самоваров, особенно в Туле.

В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, деревянный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как «матрешка», балалайка, хохломская расписная посуда.

Песня «Наш красавец самовар» (сл. М. Пляцковского, муз.Е.Птичкина)

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!


Самовар пыхтит, искрится –

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашку вкусного, крутого,

Самоварного чайку!


Ученик 8. Раньше чай привозили в нашу страну из Ки­тая и других дальних стран. Теперь стали и у нас разводить чайные кус­ты - растения, высотой около метра. Чай — растение южное, ему нужен жаркий и влажный климат. Растёт он в Красно­дарском крае. Хороший напиток, ароматный чай получается только из самых молодых, свежих побегов — трех верхних листиков каждой ветки. Сорвешь их — и жди, пока опять не отрастут. Впрочем, от­растают они быстро.


Ученик 9.Чайные деревья и кусты — вечнозеленые, они не сбрасывают листву зимой. Но зимой чай не собирают. Свежие побеги срывают с мая по октябрь. И за это время можно раз десять-двенадцать срывать свежие листья с каждого дерева.

Собирают с кустов листики вручную или ма­шинами и отвозят на фабрику. На фабрике не­обыкновенно чисто. Чайные листы обрабатыва­ют в помещении, куда не попадает пыль, не про­никает никакой запах.

У чая особое свойство — впитывать всякий запах. Забудешь недалеко от высушенного чай­ного листа луковицу — и все пропало: когда зава­рят чай, он будет пахнуть луком.


Ученик 10. На фабрике чайные листы продувают горя­чим воздухом, чтобы они завяли и подсохли. По­том их отправляют в машину, в которой они раз­давливаются и скручиваются в трубочки. Чай­ный сок выступает из листьев наружу. На возду­хе сок темнеет. Поэтому скрученные в трубочку чайные листья из зеленых становятся темно-ко­ричневыми. А после этого чай сушат в печи. Из печи он выходит черным. Осталось нарезать чай и запа­ковать его. Из 100 кг зелёных листьев выходит 25 кг чая.


Ученик 11. Учёные установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества: кофеин, минеральные соли, почти все витамины, эфирные масла и т.д. Он укрепляет сосуды мозга, улучшает работу сердца, обмен веществ, повышает умственную и физическую работоспособность человека.

В Бразилии, где любят кофе, футболисты перед матчем всё-таки пьют чай – он полезнее.

Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном. Чай усиливает сопротивляемость простуде, инфекционным болезням, воспалительным процессам. Чай снимает головную боль. В стакане крепкого чая содержится 0,5 граммов кофеина, примерно столько его в таблетке от головной боли.


Ученик 12. При отравлениях даётся настой крепкого чая. Народное средство от зубной боли - мелко нарезанный или давленный чеснок в чайном настое, который держат несколько минут во рту. При засорении глаз, воспалении век, глаза промывают крепким охлажденным раствором черного и зелёного чая, взятых поровну. Китайские и японские учёные установили, что люди, регулярно пьющие чай, реже других заболевают раком желудка. Чай также снимает вредное влияние радиоактивных веществ на организм.


Ученик 13. Чтобы получить от чая истинное удовольствие и максимальную пользу, нужно его правильно хранить, приготовлять и пить.

При длительном хранении чая эфирные масла улетучиваются, и он теряет аромат. Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее».

На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы: душицу, мяту, зверобой, листья смородины, малины… этот чай так и называют – травяной, а ещё есть зелёный, плодовый, чёрный, о котором мы уже много говорили. Вкус чая зависит не только от сорта чая, но и от способа его приготовления.

ДЕМОНСТРАЦИЯ:

Согрев заварочный чайник или ополоснув его кипятком, в него насыпают сухую заварку (чайная ложка на стакан воды плюс одна чайная ложка на чайник). Затем чайник заливают кипятком на 2\3, а сверху прикрывают полотняной салфеткой. Отверстие на крышке и носике чайника должно быть закрыто, чтобы вместе с паром не испарились ароматические вещества. Настаивают черный чай - 5 минут, зелёный - 8 минут. Затем заварной чайник доливают кипятком, оставляя 0,5 - 1 см. до крышки. После этого заварку разливают по чашкам или стаканам.


Ученик 14. Если чай долго настаивать, то его качества ухудшаются. Чайник с заваркой нельзя ставить на огонь, а тем более кипятить. Не надо и укутывать его, ибо от этого чай тоже портится.

Чай нужно заваривать вдали от рыбы, сырого мяса и других продуктов со специфическими запахами.

С чая нельзя снимать пену: именно в поверхностном слое собираются эфирные масла, создающие аромат.

При большом охлаждении чая исчезает его аромат и ухудшается вкус.


Ученик 15. По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мёд, печенье, бублики, пряники. А мы вам предлагаем ещё и «чайные частушки».

ЧАСТУШКИ.

1. На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки,

Так споем же под чаек

Чайные частушки!

2. В пляске не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит письма пишут нам!

3. Самовар блестит, кипя,

Чай в нем пенится!

Погляди-ка на себя -

Ну и отраженице!

4.Подавай мне чашку чаю,

Ведь тебе не жалко, чай?

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

5.Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай – чаёчек,

Чтобы радость приносил

Каждый день- денечек!

6.Только чаю напилась,

Щёки раскраснелися.

Все мальчишки на меня

Сразу засмотрелися.

 7.Любят чай пить и в Китае,

 А уж как в Японии.

 Только вот не заскучай

 в этой церемонии.

8.Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли?

А теперь мы вас попросим.

Чтобы вы похлопали.


Ведущий: Дорогие друзья! Вот и заварился наш чай. « Хорош чаек!» - говорят русские люди . Давайте же и мы приступим к чаепитию. Наливайте, пожалуйста, чай.

(Звучит музыка. Гости пьют чай.)

Ведущий: Сегодня мы собрались не только пить чай, но и веселиться: петь песни, танцевать, соревноваться в различных конкурсах... Победителей ожидают призы. Наш главный приз - каравай дружбы.


Итак, задание 1: Отгадайте загадки.

1.Был листок зелёным –

Чёрным стал, томлёным,

Был листочек зубчатым –

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине –

Стал он в магазине. (чай)

2.Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал —

Там и пропал. (Сахар)

3.Под одной крышей

Четыре брата стоят. (Стол)

4. Четыре ноги,

Два уха,

Один нос да брюхо. (Самовар)

5. Цветом желт и ароматен,

В чай кладут и чай приятен

Только очень кислый он,

А зовут его …. (Лимон)

6.Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

7.Как начнет

Говорить — разговаривать,

Надо чай

Пocкopee заваривать. (Чайник)

8.Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее.

Bceм на загляденье...

Ну и объеденье! (Бублик)

Задание 2. Повторить три раза скороговорку «Чай, примечай, куда чайки летят».

Задание 3. Чай стимулирует умственную и физическую нагрузку. Так это или нет, давайте проверим. Задания для мам: после чая вполне возможно, что у вас появились способности Юлия Цезаря, который одновременно мог выполнять несколько дел.
Напишите на доске фразу «Нам песня строить и жить помогает». Теперь
сотрем написанную фразу и попытаемся ее воспроизвести при одном
маленьком условии: как только вы возьмете мел, вы начинаете петь одну и ту же фразу: « От улыбки хмурый день светлей».

Задание 4. Хорошо. Проверим благотворное влияние чая на координацию движений… Конкурс «Кому ложка достанется».

(На стул положили 5 ложек. Вызывают 6 игроков. Звучит музыка. Игроки быстро берут ложку для себя. Кому ложка не досталась, тот выбывает из игры. Игра продолжается с меньшим количеством игроков и, соответственно, ложек.)

Задание 5. А как чай влияет на внимание? Давайте проверим. Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечайте «Я», а если не согласны со мной, то просто молчите.

Кто любит кисель?

Кто любит карусель?

Кто не знает скуки?

Кто не моет руки?

Кто любит писать в тетрадке?

Кто любит писать в альбоме?

Кто любит писать на доске?

Кто любит писать на стене?

Кто любит купаться в ванной?

Кто любит купаться в море?

Кто любит купаться в реке?

Кто любит купаться в луже?

Кто любит шоколад?

Кто любит мармелад?

Кто любит груши?

Кто не моет уши?

Задание 6. Игра Поле чудес». Отборочный тур: вопросы, объединены в группу, общим для которых является то, что ответы на них начинаются на букву А.

А) Какой рыбе на зубы лучше не попадаться? (Акуле)

Б) На привязи толстеет зеленый теленок. (Арбуз)

В) Место, где готовят и продают лекарства. (Аптека)

Г) Надпись на посылке, телеграмме, письме, где указывают, куда их

направляют. (Адрес)


Задание для участников игры:

Как называют дегустатора чая? (титестер)


Задание 7. Мы предлагаем вам конкурс «Пойми меня». Сейчас каждая группа по жребию возьмёт задание и при помощи жестов и мими­ки разыграет сцену из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. Все остальные группы должны узнать, о чём идет речь.

Можно использовать следующие отрывки:

…Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук,

Со креста снурок шелковый

Натянул на лук дубовый,

Тонку тросточку сломил,

Стрелкой легкой завострил

И пошёл на край долины

У моря искать дичины...

...Он над ней жужжит, кружится

Прямо на нос к ней садится,

Нос ужалил богатырь:

На носу вскочил волдырь.

И опять пошла тревога:

«Помогите, ради бога!

Караул! Лови, лови,

Да дави его, дави...»

...Мать с младенцем спасена,
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» - молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

...Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки все грызёт...


Ведущий:

Вот и подошёл к концу наш праздник.

Всем спасибо за вниманье,

За игру, стихи и смех.        

Говорим  мы: «До свиданья!»

Снова в гости ждём вас всех.
















Литература:


1. М.А.Бесова. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль, 2001.

2. Журнал «Воспитание школьников», 1998, №4.

3. Журнал «Воспитание школьников», 2001, №4.

4. Журнал «Воспитание школьников», 2001, №5.

5. Журнал «Воспитание школьников», 2006, №5.

6. Журнал «Начальная школа», 2009, №5

13