Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9 города Димитровграда Ульяновской области»
Пимякова Наталья Геннадьевна,
учитель изобразительного искусства
Сценарий проведения викторины по ИЗО для учащихся 5-х классов
Описание материала: предлагаю вам конспект игры – викторины по ИЗО «Весёлые художники». Мероприятие предназначено для организации внеурочной деятельности в рамках предметной недели по изобразительному искусству «В мире прекрасного». Тематика мероприятия актуальна в свете реализации одного из направлений воспитательной работы в школе - формирования у учащихся представлений об эстетических идеалах и воспитания ценностного отношения к прекрасному.
Общая характеристика мероприятия
Мероприятие представляет собой игру. Данная форма проведения мероприятия выбрана не случайно. Игра - это признанный метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Игра предназначена для учащихся 5-х классов и разработана с учетом их возрастных особенностей. В игре участвуют три команды данной параллели, имеющие капитана, название и девиз. Промежуточные и окончательные итоги подводятся гласно. Вопросы чередуются с творческими конкурсами, командная игра – с игрой со зрителями.
Игра состоит из 12 этапов (конкурсов):
Из них три конкурса – игры со зрителями и болельщиками, которые проводятся во время выполнения командами творческих заданий. Конкурс капитанов и конкурс «Найди отличия» так же проводятся параллельно. Поэтому игра проходит насыщенно, не затянуто, что помогает поддерживать интерес всех её участников.
Цель мероприятия:
Развитие интереса к предмету изобразительное искусство.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Развитие творческих способностей учащихся.
Развитие коммуникативных способностей и навыков групповой работы.
Развитие умений выступления перед аудиторией.
Воспитательные:
Воспитание ценностного отношения к прекрасному
Формирование эстетических идеалов.
Воспитание чувства личной ответственности за общее дело.
Оборудование: выставка детских работ для оформления зала, 3 стола для команд, стол и стулья для жюри.
Средства ИКТ: компьютер, монитор, мультимедиа проектор, экран. Форма использования – проецирование на экран. Смена слайдов осуществляется по щелчку.
Оборудование для конкурсов:
конкурс «Изобразие» - лист формата А4 с овалом и волнистой линией (3 шт.), маркеры (3 шт.);
конкурс «Украшение волшебной птицы» - заготовки птиц, цветная бумага, клей, маркеры. (3шт.);
конкурс Капитанов - карточки-задания с анаграммами(3 шт.);
конкурс «Найдите 7 отличий» - лист формата А4 с изображениями (3 шт.);
конкурс «Вставьте пропущенные слова» - текст с пропущенными словами. (3шт.);
конкурс болельщиков карточка-задание «Дорисуй рисунок»( 3);
конкурс «Мыслитель и я» - три стула.
Форма проведения: командная игра- викторина
Участники: команды учащихся 5-х классов по 5 человек от каждого класса, их болельщики - одноклассники, классные руководители, учитель ИЗО, члены жюри.
Подготовительный этап:
Для учителя: Составить сценарий мероприятия. Сформировать 3 команды из учащихся 5-а, 5-б и 5-в классов. Подготовить: карточки – задания к конкурсам, музыкальное сопровождение, грамоты и призы для победителей, итоговую таблицу для жюри.
Для команд: Выбрать капитана. Придумать название, девиз и эмблему для каждого игрока. Подготовить приветствие. Раздать приглашения болельщикам.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Добрый день друзья! Сегодня мы собрались, чтобы отдохнуть и поиграть вместе с командами на внеклассном мероприятии по изобразительному искусству "Веселые художники".
Смелей, ребята! Выше нос! Места свои займите,
К победе поспешите и всех нас удивите!
Приглашаем команды, занять свои места на сцене. Оценивать ваши выступления сегодня будут члены жюри в составе ... (Объявляется состав жюри.) Начнем игру с приветствия. Узнаем все про вас сейчас: откуда вы, художники, и как зовут всех вас?
1 Конкурс «ПРИВЕТСТВИЕ»
Для первого конкурса проведем жеребьевку. Итак, приветствие команд…
Молодцы! Пока жюри совещается и оценивает приветствия команд, переходим к следующему конкурсу:
2 Конкурс «РАЗМИНКА».
Игра наша продолжается, разминка начинается.
Ответить нужно на вопросы и загадки,
Быстро, правильно назвав разгадки.
За каждый правильный ответ — ждет балл.
Аплодисментами всех вас поддержит зал.
- Для начала, для порядка, загадаю три загадки (вопросы задаются командам по очереди, в случае неверного ответа, ход переходит следующей команде):
1. Мужчину скульптор изваял. Балкону он опорой стал. ( Атлант)
2. Нарисую я войну - дайте мне альбомный лист. Вышла битва - ну и ну! Я художник... (Баталист)
3. Натяну его на раму, нарисую панораму. Он матерчат, плотен, толст. Для картины нужен... (Холст)
- А теперь три вопроса, о простых предметах, необходимых на уроках ИЗО:
1.Как называется книга, где живут рисунки (Альбом).
2.Специальная дощечка, на которой художник смешивает краски? (Палитра)
3.Её делают из древесины, тряпичного сырья, и художнику без неё не обойтись (Бумага)
- А эти три вопроса о жанрах изобразительного искусства:
1. Как называют художника, который рисует животных? (Анималист)
2. Как называется картина, изображающая природу? (Пейзаж)
- Правильно, ребята. (Обращаясь к залу): Если видишь - на картине нарисована река, или ель и белый иней,
Или сад и облака, или снежная равнина, или поле и шалаш –
Обязательно картина называется … пейзаж! (зал хором)
3. Как называется жанр изобразительного искусства, который переводится с французского, как «Мёртвая натура» (Натюрморт)
- Молодцы.
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом кувшине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, значит, это – …натюрморт! (зал хором)
- Теперь на шедевры вы посмотрите, ну и авторов нам назовите
1.Назовите автора картины и скажите, как она называется. (Виктор Михайлович Васнецов, «Богатыри»)
2.А как называется эта картина и кто её автор? («Тройка», Василий Григорьевич Перов)
3.Название и автор картины. (Иван Иванович Шишкин «Рожь»)
- А теперь два общих вопроса командам. Побеждает тот, кто быстрее поднимет руку, при условии правильного ответа, разумеется:
Вот мольберт, а вот треножник – напиши меня художник,
Если вышло не похоже, не печалься, ну и что же.
Красный глаз над синим ухом? Все равно не падай духом!
Значит, поработал мало, начинай свой труд сначала.
Вопрос: В каком жанре работал художник? (Портрет)
- Перед вами рисунок художника (рисунок 1). Какие жанры изобразительного искусства перемешал он в одной картине? (Портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр) А в целом получился бытовой жанр.
Члены жюри подводят итоги второго тура нашей викторины, а мы переходим к следующему заданию.
3 Конкурс «ИЗОБРАЗИЕ»
Один художник решил нарисовать картину. Он провел маркером на листе несколько линий... И тут его отвлекли от работы. Рисунок остался незаконченным. Попробуйте проникнуть в замысел художника и завершите его работу.
На слайде пример выполнения работы (рисунок 2). Здесь овал превратился в мышку. А ваши волшебные маркеры должны превратить его в ёжика, черепаху или свинку.
Дорисуйте рисунок, выбрав себе карточку-задание. В задании написано, что именно должна нарисовать команда. (Капитаны подходят, выбирают карточки, возвращаются к рабочим столам команд и приступают к работе). (Приложение 3).
(Учитель, обращаясь к залу) - У меня осталось еще три карточки. Может быть, кто-то из болельщиков тоже хочет попробовать свои силы в этом конкурсе? Победителя ждет приз зрительских симпатий. (3 добровольца берут карточки и тоже приступают к работе)
А пока ребята рисуют, поиграем с вами, уважаемые зрители.
Игра со зрителями
Вопросы хитрые задам.
Коль отрицательный ответ,
Прошу ответить словом «нет»,
А утвердительный, - тогда
Скажите громко слово «да»
- Оранжевый и красный цвет ГОРЯЧИМИ считают?… (Нет, тёплыми)
- В театр идём смотреть балет, а на скульптуры в БАНЮ?… (Нет, в музей)
- Простым карандашом средней твёрдости можно провести линию длиной 5,5 км. ( Да, а кто не верит, пусть проверит)
- Этот предмет крестьянского быта (рисунок 3), изготовленный из кованого прута – ВЕШАЛКА? (Нет, светец)
- Эти предметы быта (рисунок 4) – СОЛОНИЦЫ? (да)
- Правда ли, что русские избы украшаются ПОЛОТЕНЦАМИ? (да)
А теперь закончите правильно предложение:
- Короли все на портретах нарисованы в… (коронах)
- Картину рисую я акварелью, как папа на даче ствол пилит… ( пилой)
Пока мы играли, ребята справились со своим заданием, и готовы представить свои работы. (Жюри совещается, подводит итоги командного конкурса «ИЗОбразие», а зрители – конкурса болельщиков).
В 5 классе мы изучаем декоративно-прикладное искусство, как один из видов искусства изобразительного. И наш следующий конкурс декоративно-прикладной направленности.
4 Конкурс «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
- Сначала, пусть каждая команда ответит на вопрос.
Снежно белая посуда, расскажи-ка ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
Вопрос 1 команде: О каком промысле идёт речь? (Гжель)
Роспись необычная, композиция – симметричная.
В букеты собраны цветы необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают, оживка белая их оживляет.
Вопрос 2 команде: О какой росписи идет речь? (Городецкая роспись)
Мы игрушки знатные, складные да ладные,
Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся!
Вопрос 3 команде: Как называется игрушка? (Дымковская)
А на этот вопрос будет отвечать та команда, которая быстрее поднимет руку:
Есть на этом вот подносе и букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит, есть поднос, плоды дарящий.
Вопрос: О каких подносах идет речь? (Жостовских).Члены жюри совещаются, а мы переходим к следующему конкурсу.
5 Конкурс "УКРАШЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ ПТИЦЫ"
Когда-то очень давно на Руси было такое поверье, что сказочная птица счастья приносит своему обладателю добро и удачу. Каждый человек старался вырезать из дерева или расписать как можно красивее эту птицу и украсить ею свой дом. Кстати, кто помнит, как на Руси звали птицу с пышным хвостом? (пава)
Сейчас вы будете украшать волшебную птицу разноцветными перьями. И пусть эти птицы принесут вам удачу и хорошее настроение. Время на украшение птицы – 4 минуты. Техника выполнения - свободная. А пока команды работают, мы снова играем с залом.
6. Конкурс болельщиков «РАСШИРЯЕМ КРУГОЗОР» (Баллы прибавляются той команде, чей болельщик оказался более эрудированным)
- Начало- голос птицы, конец - на дне пруда, а целое в музее найдете без труда (Картина)
- На столе лежат краски, палитра, карандаш и резинка. На листе бумаги нужно нарисовать пейзаж. С чего начать? (Достать лист бумаги)
- Какой из трёх цветов: красный, жёлтый, синий является основным? (Все три)
- Как российские школьники запоминают цвета радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан ). А знаете ли вы другие поговорки на эту тему? (Как, однажды Жан звонарь головою сшиб фонарь. Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки)
И еще три шуточных вопроса:
- Что художник вгоняет в краску? (Кисть)
- Что рисует художник с чувством юмора? (Карикатуры и шаржи)
- Как называют врача произведений искусства? (Реставратор)
Работа команд уже близится к завершению. Дадим им еще минутку для нанесения последних штрихов, а вот капитанов я прошу подойти ко мне.
7.Конкурс капитанов «АНАГРАММЫ»
Всем известно, что художники очень хорошо ориентируются как в пространстве, так и на плоскости. Капитаны тоже прекрасно справляются с этой задачей. Поэтому, наш следующий конкурс для вас, капитаны. Вам предстоит переставить буквы в предложенных словах так, чтобы из них получилось новое слово, относящее к сфере искусства. Помните, что исходное и новое слово состоят из одних и тех же букв. Для разминки, кто из капитанов быстрее отгадает, какое слово зашифровано на этом слайде?
- МЮТНРАТРО (Натюрморт)
Капитаны получают задание (Приложение 4)
КАРКАС – К… (краска)
МОЛЬБА – А… (альбом)
ЗАМОК – М… (мазок)
НАНОМЕТР – О… (орнамент)
НАТИРКА – К… (картина)
КАВАЛЕРИСТ – А… (аквалерист)
ТАЛАНТ – А… (атлант)
Время на выполнение задания – 3 минуты. Выполнив задание, передаете его в жюри. Итак, капитаны, вперёд, время не ждёт! (звучит мелодия капитанов) А наши команды, тем временем, готовы представить нам свои работы. (Представление работ залу и передача их в жюри для оценки)
Раз капитаны на ответственном задании, команды играют неполным составом.
8. Конкурс «НАЙТИ 7 ОТЛИЧИЙ»
Найдите 7 отличий и укажите, под каким номером «правильная» картина И.И.Шишкина. На выполнение задания 1 минута. Услышали второй удар гонга – значит время вышло Для удобства команды получают ксерокопию с репродукции картины, на которой отмечают отличия) (Приложение 5).
- Вернёмся к конкурсу капитанов. Вот каким было задание и какие слова из области искусства в нем зашифрованы. (Жюри объявляет итоги конкурса капитанов). А в конкурсе «Найди 7 отличий» победила команда…
9. Конкурс «ПРОПАВШИЕ СЛОВА»
Сейчас наши команды ждёт новое испытание. Капитаны получают текст, в котором часть слов утрачена. Попробуйте восстановить текст. Будьте внимательны, ребята. Количество букв в каждом слове равно количеству штрихов, заключённых в скобки. (Приложение 6) А у нас вновь игра со зрителями.
10. Конкурс для болельщиков «ПОДДЕРЖИ КОМАНДУ» За каждый правильный ответ команда получает дополнительное очко.
Известно, что все художники очень наблюдательны. Верю, что и вы с легкостью справитесь с заданиями.
- Задание «Лабиринт» (рисунок 6). Приглашается болельщик-доброволец, который выбрав на слайде инструмент - фломастер, проведет линию от цветка к горшку.
- Задание «Найди тень». Внимательно посмотрите на слайд (рисунок 7)и назовите номер правильной тени (1)
Перед вами рисунок «Мечта рыболова» (рисунок 8). Какую рыбу с картинки рыболову удалось поймать? (Ту, что в ведре)
- На картинке (рисунок 9) художник намеренно допустил ошибку. Найдите её. (цветы вместе с плодами).
- Где допущена ошибка в изображении предметов? Какой рисунок (рисунок 10) правильный и почему? (3, на остальных не учтен объем предметов)
Наше жюри уже подвело итоги конкурса «Пропавшие слова» и сейчас нам объявят его итоги.
10 Конкурс «МЫСЛИТЕЛЬ И Я»
Для этого конкурса нам понадобится три стула и по одному участнику от каждой команды. Всем известно, что скульптура – это один из видов изобразительного искусства. Перед вами исполненная пластической мощи, драматизма и духовного величия статуя французского скульптора Рене Франсуа Oгюста Родена “Мыслитель”, 1888г. Ваша задача, внимательно изучив скульптуру в течение того времени, пока мелькают слайды, по команде принять позу мыслителя. Побеждает тот, кто будет ближе к оригиналу.
Ну и в завершении нашей игры блиц – турнир «Вопрос-ответ» по теме «Древние корни народного искусства», который и выявит победителя:
- Нагрудная короткая распашная одежда, державшаяся на лямках. (Епанечка)
- Основа народного костюма. (Рубаха)
- Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. (Орнамент)
- Резная доска на фасаде избы, идущая по свесу крыши и закрывающая спереди торцы подкровельных слег. (Причелина)
- Праздничный тверской ковш с конскими головами. В народных представлениях он олицетворял собой хозяина дома. (Конюх)
- Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил. (Традиция)
Правильно, ребята. В каждой семье, у каждого народа есть свои традиции. И именно народное творчество помогает нам лучше узнать быт, традиции и уклад жизни русского народа. И я надеюсь, что наши внеурочные встречи тоже станут доброй традицией.
Жюри совещается, подводит итоги конкурса.
- А наша игра «Веселые художники» подошла к концу. Сейчас наше уважаемое жюри объявит её итоги.
Команды награждаются грамотами и призами. Один приз – специальный: «Самому активному болельщику
Спасибо вам, ребята, за игру
Играли вы и весело и дружно.
И если вдруг не победили вы ...
То огорчаться вам совсем не нужно
Победа ваша ждёт вас впереди
До новых встреч,друзья!
АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЯ
Мероприятие разработано с учетом возрастных особенностей учащихся 5 классов, четко определены его цель и задачи.
Структура мероприятия хорошо продумана. В игре участвуют три команды из 5-а, 5-б и 5-в классов, имеющие капитана, название и девиз. Промежуточные и окончательные итоги подводятся гласно. Вопросы чередуются с творческими конкурсами, командная игра – с игрой со зрителями. Учащиеся активны на всем протяжении мероприятия. Время игры используется рационально. Этапы (конкурсы) логически выстроены и завершены. Оборудование мероприятия красочно, соответствует теме, сопровождается презентацией и музыкальными вставками.
Игра способствует закреплению базовых знаний по искусству, развитию творческих способностей, формированию умения групповой работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :
Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству»: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2006
Свиридова О.В. «Изобразительное искусство. Предметная неделя в школе.» - Волгоград: Учитель, 2007
Туманова Е.С., Романова Л.Ю., Старостина Т.В. «Изобразительное искусство 4-8 классы. В мире красок народного творчества. Уроки и внеклассные мероприятия» - Волгоград: учитель, 2009