«Путешествие по родовым местам»
«Из народного опыта черпаем знания свои» Л. Лапцуй
«Слово народное – пламень дыхания, слушайте слово с должным вниманием»
Ю. Шесталов «Сначала была сказка»
Цель:
Углубление и расширение знаний о традициях и обычаях, быте, культурном наследии селькупского народа;
Ознакомление детей с годичным хозяйственным циклом;
Воспитание любви к родному краю, народу, материальным и духовным ценностям;
Воспитание доброжелательности, чуткости и уважения к старшему поколению.
Предварительная работа: Самостоятельное чтение и коллективное обсуждение селькупских сказок, легенд, рассказов, повестей С.И. Ирикова, Е.Д. Поркофьевой.
Проведение экскурсий на реку, в лес. Установка чума и его внутреннего убранства, приготовление национальных селькупских блюд. Изучение животного и растительного разнообразия Крайнего Севера. Изготовление национальной одежды. Овладение навыками национальных игр.
Материалы и оборудование:
национальная одежда;
блюда: «Мукай кени», «Роккэ», «Строганина», «Чопсы», «Щёгумый ня»;
плакаты о природе Крайнего Севера;
муляж берёзы;
записи селькупских песен;
муляж чума;
Мультимедийная система;
предметы быта: люлька, стол, берестяная посуда и т.д..
Зал празднично украшен. На стенах изображения северного пейзажа, на сцене стоит чум. Звучит фонограмма национальных песен.
Оформление зала.
Приветствие на селькупском языке.
Заповеди жизни северного народа;
«Годичный цикл». Словарная работа.
Стихи Р. Ругина.
Портреты северных писателей Ямала.
Селькупские народные рецепты.
Зал оформлен согласно ходу мероприятия (по стойбищам)
Ход мероприятия:
Дети заходят в зал. Звучит национальная варганная мелодия. (Презентация слайд №1)
Ведущая (в национальном костюме): (Презентация слайд№2)
Суров наш Ямальский край: бесконечно тянется метельная зима, ненадолго появляется на сером зимнем небе холодное солнце, жестокие морозы сковывают почки, замораживают до дна озёра и реки.
Суров мой Север лишь на первый взгляд, (Презентация слайд№3)
Пусть ветры завывают за стеною.
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотою.
Эти прекрасные слова поэта относятся к людям, живущим всю жизнь в этих краях. Это коренные жители Ямала. Назовите их (селькупы, ненцы, ханты и т.д.) Мы сегодня будем говорить о народах Севера, о его жизни, традициях, обычаях, об искусстве, о духовном мире. (Презентация слайд №4),
(Стук в дверь, приносят телеграмму).
Текст: «Дорогие ребята, желаем вам удачи в вашем путешествии по родовым стойбищам». Толька.
Ребята, эту телеграмму отправили дети интерната соседнего посёлка. Давайте поблагодарим их за добрые пожелания.
Итак, приглашаю вас, дорогие ребята, побывать на стойбищах, полюбоваться природой, восхищаться фольклором и песнями, почувствовать, как горячи сердца северян, удивиться народному богатству. Запрягайте оленей, садитесь на нарты и поехали. (Презентация слайд №5)
Ведущая: Подъезжаем к стойбищу «Народного фольклора». Давайте заглянем в чум. Здесь хозяйка чума поёт свою колыбельную мелодию, успокаивая своего малыша. Давайте послушаем. Ведь народная песня-мелодия, одно из национальных сокровищ. Она неиссякаемый источник лиризма и вековой мудрости. (Звучит колыбельная песня-мелодия селькупов). (Презентация слайд №6)
Ведущая: Не будем мешать, пусть малыш спит спокойно. У нас дорога дальняя, нужно успеть доехать до другого стойбища, пока не стемнело. (Звучит варганная мелодия).
Ведущая: Вот и приехали на стойбище «Мудрых родовых сказок». Давайте посмотрим, что находится внутри чума, расскажите: печка, столик на ножках, чайник на печке, посуда, которая хранится в женской половине, шкуры и т.д. Здесь бабушка рассказывает сказки своим внукам. Давайте послушаем. (Презентация слайд №7, №8)
Селькупская сказка «Звёздная дорога» (Приложение №1)
- Ребята, какую ошибку допустил мальчик?
- Как нужно было поступить?
- А как бы вы поступили?
Ведущая: Чтобы таких трагедий не случалось, нужно слушаться старших, придерживаться их совета. (Презентация слайд №9)
Ведущая обращает внимание детей на красочно оформленный стенд и запись на селькупском языке с переводом на русский.
Ведущая: А что там впереди? Правильно - это стойбище, называется «Годичный календарь народов Севера».
Ребята, мы заходили в гости к бабушке, которая пела колыбельную для своей внучки, ей исполнилось три годика, бабушка говорит, что она родилась в месяц «Орлана». Вы знаете, какой это месяц? (февраль). Раньше говорили, что ребёнок родился в …(обратить внимание на плакат) январь – мэркэ – ирэт (Большой холодный месяц), март – мат – т – ерты – ирэт (Таёжный месяц). В марте завершается последнее рыболовство. На исходе марта начинается линька пушных зверей, и охота на них прекращается. Апрель – щеппи – ирэт (месяц бурундука), т. к. бурундук своим весёлым цоканьем возвещает о приходе весны. Февраль – чанга - ирэт (месяц орлана) или месяц удлиняющихся дней. Орлан белохвост в это время прилетает из более южных территорий, куда улетел во время сильных морозов. Именно в это время, считали селькупы, тёплые духи юга прилетают на Таз на спинах птиц.
- Как вы думаете, июль месяц как раньше называли (месяц комаров). Почему? Ребята, посмотрите, сколько ребят на улице, они играют. Давайте к ним присоединимся.
(Презентация слайд №10)
Игра «Важенка и оленята».
Нам нужно выбрать трёх важенок, оленят и волка.
Считалки:
Прибежала к нам лиса,
Через реки и леса.
Быстрым зайчиком в кусты,
Убегай скорее ты.
Прилетели в тундру утки
Позолоченные грудки
Чтоб утяток выводить
А тебе сейчас водить.
Итак, мы выбрали трёх важенок, а они себе выбирают оленят, волка тоже выбрали.
На площадке три стульчика. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой. На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка, с нею оленята.
Объясняет каждому всё, что не понятно.
Топают по лужам оленята малые,
Терпеливо слушая наставленья мамины.
Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву. На слово «Волк идёт» оленята и важенка убегают в свои домики. Пойманного оленёнка волк уводит с собой. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу.
Ведущая: Продолжаем путешествие: Стойбище «Лесная аптека».
(Презентация слайд №11)
Ребята! В этом чуме что-то случилось. Слышите, ребёнок плачет (изобразить плачь). Давайте поможем. Оказывается у ребёнка высокая температура, лекарств нет. Как быть? Может, кто подскажет? У меня есть клюква, она сбивает температуру. Для этого клюкву нужно положить в стакан, залить кипятком, раздавить ягодки, добавить чуть сахара и можно дать больному пить, (показать наглядно).
А вот здесь у меня написаны разные народные рецепты. (Показ книжки раскладушки – с рецептами). Если лекарства не по карману, вам поможет народные рецепты. Они полезнее и всегда под рукой.
Средство от кашля (Презентация слайд №12)
Принимать по одной столовой ложке медвежьего или песцового жира.
При зубной боли
Взять щучьи челюсти, просушить, растереть до порошка, затем этот порошок засыпать в больной зуб.
Боль в суставах, пояснице
Сжечь собачью шерсть, пеплом натереть больные места.
Средство от фурункул
Заячью шкурку мочить водой, наложить на больное место и крепко привязать.
Ведущая: Надеемся, с малышом всё будет хорошо. Эту раскладушку с рецептами мы подарим вам.
Мы доехали до стойбища «Уроки предков». (Презентация слайд №13)
Чтец: Как много было дедовских примет
Иных из них давно уж нет в помине,
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас, и вот живут поныне.
Ребята вы заметили, сколько мы ехали, нигде не видали замков. Никто ничего на замок не закрывает. Почему как вы думаете? Потому что есть таёжное правило для всех – не бери чужого. Это правило закон жизни. Оттого в тайге не нужны замки. Выполнялись у селькупов и другие правила. Давайте прочтём. (Приложение №2)
- Для вас какое правило самое важное?
- Почему?
Хорошие правила? Например, не смейся над престарелыми. Ведь каждый человек со временем состарится. Если ты сейчас будешь смеяться над стариком, а когда состаришься, над тобой будут смеяться другие дети. Поэтому эти заповеди вы должны запомнить на всю жизнь.
Ведущая: Ребята мы пришли на обед. Посмотрите, вся семья в чуме сидит за столом, едят рыбу, а кости рыб собирают, не выбрасывают. Почему, как вы думаете? Да есть такое поверье: «Не бросай после еды кости рыб: рассердится дух охоты, и рыба в твои сети не попадётся. (Презентация слайд №14)
У каждого народа на протяжении многих веков складывались свои обычаи и традиции. В них проявлялась и отражалась душа народа. У северян много обычаев, связанных с отношением к природе. Они знают, что богатство природы не безгранично, поэтому они, никогда не убивают животных и птиц зря, осторожны с огнём, не рубят деревья и кустарники без надобности. Особое место у селькупов занимают народные поверья: (Приложение №2)
Давайте вспомним несколько примет. Я начинаю, а вы продолжайте. Я начинаю, а вы продолжайте.
- Нельзя убивать медведя;
- Много грибов много белок будет;
- Нельзя ездить на собаках – иначе потеряешь оленей.
Исполнение танца «Оленят»
Ведущая: Давайте загадывать загадки. (Приложение №3)
Ведущий: Молодцы! Понравилось вам наше путешествие по стойбищам? Как вы считаете, нужно ли соблюдать уроки предков, правила и законы жизни народов Севера. (Ответы детей)
Чтец: (отрывок «Страна Селькупская») (Презентация слайд №15)
Здесь колыбель ветров, снегов и вьюг
И где-то рядом сам Полярный круг
Ты каждый день родной земли благослови
Признайся ей в неугасающей любви.
Чтец:
Коль стал своим тебе Селькупский край,
За годом год ему лишь отдавай,
А если будешь где-то в дальней стороне-
Красу таёжную уведешь в каждом сне.
Селькупская сказка
«Кольцо жизни»
Давным-давно, когда мир был ещё молод, на утренней зорьке, когда на смену Иряты-луны пришёл Челы-солнце и первые лучи коснулись макушек могучих елей и кедров, старейшина семейства Каргачёвых Сэры-олы взошёл на высокую Шаман-гору. Вершина Шаман-горы покрыта белоснежным, мягким ягелем, на поверхности !которого то тут, то там рассыпалась ярко красная брусника, а в центре поляны находиться большой камень. Сэры-олы опустился на магический камень и там у него было видение, в котором к нему явился древний Верхний Дух земли в обличье паука. Долго они говорили, пока разговаривали, паук согнул ветку старого тальника в кольцо и, украсив его рыжеватыми перьями и коготками капалухи,
начал плести вокруг кольца паутину. Сэры-олы спросил его:
-Дух земли, зачем ветку изогнул и зачем ткёшь паутину?
Паук сказал:
-Я открою тебе великую тайну, это не просто прут тальника, а прут, символизирующий круг жизни человека: младенец рождается, вырастает, юношей вступает во взрослую жизнь. Потом приходит возраст мудрости, он начинает стареть и берёт на себя заботу о новых младенцах. Жизненный круг замыкается, поэтому
обруч из тальника символизирует путь человека.
Говоря так, паук сплёл свою шелковистую паутину до конца. На прощание он сказал: «У человека множество дорог, по которым он может идти, - каждый сам выбирает свой путь. Но душой человека всегда владеют страсти. Если они добрые, то направляют его по верному пути, а если злые – человек идёт по кривой дорожке: не уважая стариков, обижая младших, и, в конце концов, становится плохим человеком. Паутина - это идеальный круг, она идёт до самого центра. Когда прилетит Лыпыкын птица – ночь, через небольшие отверстия паутины добрые мысли опустятся к человеку, избавят его от кошмаров, а злые мысли запутаются в ней и исчезнут с рассветом. Помни это, и пусть беды обходят твой чум». С тех пор селькупы этого семейства начали плести символические ловушки из паутины, дарить родным и близким. Старики заметили, что ссоры и гнев покинули их стойбище, наступили мир и покой.
Селькупская сказка «Звёздная дорога»
В давние времена был у Бога сын. Однажды сын говорит:
- Пойду, проверю капканы. Как бы большой зверь не попался в капкан и не унёс его.
Отец Бог говорит:
- Оденься теплее, ты же знаешь, что утром бывает тепло, а к вечеру холодает. Вдруг ветер, пурга, можешь заблудиться, сбиться с дороги.
Сын не желал слушать. Стал на лыжи и ушёл. А тут такая пурга началась. Всё небо потемнело, в нескольких шагах ничего не видно. Плохо было тем, кто был в это время в дороге. Только утром увидел отец – Бог, что сын не вернулся. Пошёл искать его. Недалеко ушел от дома. Видит сын сидит под деревом. Подошёл к нему, а он уже давно замёрз. Тогда Бог сказал: «Я говорил тебе, чтобы оделся теплее, иначе замерзнешь. Вот, что значит не слушаться старших».
И решил Бог оставить след от лыж сына, чтобы все помнили о том, как замёрз сын Бога и не повторяли его ошибки. Теперь в ясную погоду можно увидеть на небе светлую, длинную полосу, осыпанную звёздами – это след сына Бога. По селькупски его называют «Кишкль Мэтты» - Звёздная дорога или млечный путь. Если охотник, пастух или рыбак потеряет дорогу ночью, он может посмотреть на звёздную дорогу и дойти до дома.
Поговорки, приметы народов Севера
Не смейся над престарелыми, сиротами.
Старайся делать добро нуждающимся в помощи.
Обогрей замёрших, накорми голодных, приюти бездомных.
Не смейся над чужой бедой.
Запрещено убивать паука;
Нельзя обращаться к огню с плохими словами, играть с зажженной лучиной;
Нельзя вечером шуметь в чуме;
Нельзя шить на себе ум пришьешь, а если шьешь, то в рот надо брать спичку;
Нельзя брать и давать левой рукой, делать это надо только правой рукой;
Если получил гостинец в посуде, тару нельзя возвращать пустой, клади на дно то, чем ты богат.
Много звёзд на небе - ожидай холода.
Если месяц наклонился назад – жди мороза.
Первую добычу раздели с друзьями, и станешь удачливым охотником.
Не бросай после еды кости рыб, а то рыба в твои сети не попадётся.
Много грибов – будет много белок.
Если в дом придёт чужая, блудная собака – к добру и счастью.
Загадки
В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет
Кто разыщет путь по ветру
Если в тундре бездорожье? (Олень)
Лежит у порога меховое кольцо –
Чужого в дом не пустит. (Собака)
Лес не лес
Туча не туча,
То на одном месте кружиться. (Оленье стадо)
У кого зимой и летом
Нос всегда холодный? (Собака)
Олень от них убегает –
А они от него отстают. (Нарты)