Сценарий
«Путешествие в царство грибов»
Организационный момент:
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи
За работу, в добрый час!
А урок у нас сегодня будет необычный. Сегодня мы совершим путешествие в царство грибов. Давайте прогуляемся по лесу и посмотрим какие грибы бывают.
Презентация:
За грибами в лес идём, что домой мы принесём?
Есть у нас корзинка. Входим на поляну –
Впереди берёзки в белых сарафанах.
Раз, два, три, четыре, пять – мы идём грибы искать.
Шляпка красноватая, с сероватой ножкой.
Это – подосиновик. Срежь, возьми в лукошко.
Ножка очень тонкая, серая панамка.
Это ядовитый гриб – бледная поганка.
Окрашенные ярко шляпки
И ножки беловатым цветом,
С приятным сладковатым вкусом,
Сырыми их едят при этом.
Жуёшь – похожи на орешки.
И их названье – сыроежки.
Шляпка красная в горошек,
Очень он красив на вид,
Но его мы рвать не будем:
Мухомор – он ядовит.
Вон под листья загляни,
Кто там прячется внутри?
Вылезла после дождей целая семья груздей.
Вот грибов семейка. Все на тонких ножках.
Но на них нет юбочек – не возьмём в лукошко.
Оставляем вас, ребята, вы ведь ложные опята.
Ну а дальше перед нами всё усыпано грибами.
И похожи как сестрички эти рыжие лисички.
Внешне сатанинский гриб
Должен знать любой грибник.
Шляпка, будто бы подушка,
Серовато-белым цветом,
Ножка с красноватой сеткой
Очень ядовит при этом.
А вот, смотрите, белый гриб,
Такому рад любой грибник
С мясистой шляпкой, вздутой ножкой
Он так и просится в лукошко.
Питателен, “царём” грибов является,
Ещё боровиком он называется.
Вот волнушки там и тут
Под берёзками растут.
Шляпки с вдавленной серединкой,
Все покрытые пушком.
С розоватою окраской,
Очень плотные притом.
Вот и поредел лесок,
Впереди – тропинка,
Мы по ней пойдём домой
С полною корзинкой.
Ну что, запомнили, какие грибы бывают?
Кроссворд:
А давайте проверим, справитесь ли вы с таким заданием? Посмотрите на доску. Здесь представлен кроссворд. Чтобы его решить, вам необходимо разгадать загадки, которые вам буду загадывать. Если вы всё правильно разгадаете, то в закрашенных клетках появится название гриба. Ну что, вы готовы? (Дети отвечают хором)
1. Нет грибов дружней, чем эти -
Знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
2. Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый … (Мухомор)
3. Весело на сердце,
И уходит грусть,
Когда в твою корзинку
попался первый … (Груздь)
4. Этот гриб живёт под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора – … (Боровик)
5. В лесу на радость людям,
Средь молодых сосёнок,
В блестящей тёмной шляпке
Растёт грибок … (Маслёнок)
6. Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (Рыжик)
7. Посмотрите-ка, ребята:
Тут – лисички, там – опята,
Ну, а это на полянке
Ядовитая … (Поганка)
8. Я возьму её за ручку,
Принесу грибов в ней кучку. (Корзинка)
9. Растут на опушке
Рыжие подружки.
Их зовут … (Волнушки)
10. В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются... (Лисички)
11. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай не мешкай!
Это ... (Сыроежки)
Молодцы! Давайте посмотрим, какое же название гриба спрятано было в закрашенных клетках? (Подосиновик)
Правильно!
А как понимаете народную поговорку: "Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут”?
Кто мне скажет, на какие две группы можно разделить грибы? (Съедобные и несъедобные)
Представляете ребята, Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.
Давайте посмотрим на таблицу, где указаны отличительные признаки таких грибов и постараемся их запомнить.
Грибы-двойники
Гриб | Шляпка снизу | Ножка | На срезе мякоть | Съедобность |
1 группа |
Белый гриб | Белая или желтоватая. | Рисунок в виде белой сеточки. | Белая. | Съедобный. |
Желчный гриб | Розовая. | Рисунок в виде черной сеточки. | Розовеет. | Несъедобный, очень горький! |
Сатанинский гриб | Серовато-зеленоватая. Под шляпкой розоватая. | Клубневидная с красным сетчатым рисунком. | Краснеет и синеет. | Ядовитый. |
2 группа |
Опенок | Желтовато-белая с темными пятнышками. | Пленочное кольцо, "воротничок” | Белая с приятным запахом | Съедобный. |
Ложный опенок | Темная, пластинки зеленоватые. | Пленочного кольца нет | Желтоватая с неприятным запахом. | Ядовитый. |
3 группа |
Шампиньон | Пластинки розовые или фиолетовые | Нет мешочка у корня. | | Съедобный. |
Бледная поганка | С зеленоватым оттенком. Пластинки под шляпкой белые. | Пленочное кольцо под шляпкой. "воротничок”. Клубневидное утолщение с мешочком. | С неприятным запахом. | Смертельно ядовитый. |
4 группа |
Лисичка | Неровный край, светло-желтые. | Не крошатся. | | Съедобный. |
Ложная лисичка | Ровный край, красновато-оранжевые. | Полая. | Выделяет белый сок. | Несъедобный |
Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать! Надеюсь, вы запомнили их отличительные признаки и при встречи с ними не сорвёте несъедобного двойника.
А чтобы собирать всегда только хорошие грибы, необходимо знать правила сбора грибов, с которым вас я сейчас и познакомлю.
Правила сбора грибов. (обоснование дают дети)
Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться)
Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)
Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества как губка)
Не собирай старые, перезрелые грибы! (В нем скопились продукты разложения)
Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой.
Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.
Ну что ж, ребята, наше путешествие по царству грибов подходит к концу. Скажите мне, пожалуйста, что же мы сегодня узнали о грибах?
Я сейчас мне хочется удостовериться, что вы всё запомнили, и когда вы пойдёте в лес за грибами, в вашу корзинку не попадут опасные грибы. Давайте разделимся на 4 команды. Каждой команде выдаётся по корзинке и картинки с разными грибами. Если вы считаете, что гриб съедобный вы его кладёте в корзинку, а если вы считаете, что он опасен, то оставляете на столе. А потом проверим, кто же соберёт грибы правильно. Всем всё понятно? Тогда приступаем к собиранию грибов.
Молодцы ребята! Справились с заданием! Теперь я могу быть за вас спокойна!
Вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего понравилось?
Итак, ребята запомните! Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.