СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий радиогазеты, посвященной 80-летию снятия блокады Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие направлено на формирование представления о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне

Просмотр содержимого документа
«Сценарий радиогазеты, посвященной 80-летию снятия блокады Ленинграда»

Сценарий радиогазеты, посвященной 80-летию

снятия блокады Ленинграда


Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой

народ.

Задачи:

- формирование у обучающихся осознания исторического прошлого;

- формирование представления о роли Ленинграда в Великой Отечественной

войне;

- воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к

истории и культуре своей страны;

- воспитание чувства гордости за стойкость своего народа в период блокады

Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.


Приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. 79 лет назад, 9 мая 1945 года, отгремели последние орудийные залпы, и фашистская Германия, принесшая неисчислимые беды советским людям, народам многих стран, капитулировала.

В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности. Они жили под постоянными бомбежками и обстрелами, мерзли, умирали от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая е потеряла бы своих близких. Жизнь ленинградцев во время блокады – каждодневный подвиг.

Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть с лица земли город Петербург. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов.

Вместе с немцами на Ленинград наступали: армия белофиннов, «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии, набранные из фашистских прихвостней. Вражеские войска превосходили наши в несколько раз. В помощь советским войнам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, служащие, студенты. В оккупированных районах Ленинградской области создавались подпольные группы и партизанские отряды, куда шли отважные люди, готовые на любые жертвы во имя родины.

От имени ленинградских матерей поэтесса Вера Инбер призывала:

Сын, тебя я под сердцем носила,

Я тобою гордилась, любя,

И со всей материнскою силой

Я теперь заклинаю тебя:

«Бей врага, чтобы он обессилел,

Чтобы он захлебнулся в крови,

Чтоб удар был твой равен по силе

Всей моей материнской любви!»

Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети.

За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Были разрушены и сожжены 3174 здания, повреждены – 7143. третья часть жилья была уничтожена.

Мы отомстим за все: за горд наш,

Великое творение Петрово,

За жителей, оставшихся без крова,

За мертвый, как гробница, Эрмитаж,

За виселицы в парке над водой,

Где стал поэтом Пушкин молодой.

За гибель петергофского «Самсона»,

За бомбы в Ботаническом саду,

Где тропики дышали полусонно

(Теперь они дрожат на холоду).

За все, что накопил разумный труд,

Что немцы превратили в груды груд.

В итоге жестоких, кровопролитных боев, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось овладеть станицей Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывающую осажденный Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург (ныне Петрокрепость), враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

На Ленинград обхватом с трех сторон

Шел Гитлер силой сорока дивизий,

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье.

И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта – горючим, заводов и фабрик – сырьем и топливом.

Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – всего по 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу. Блокада принесла и другие тяжкие испытания.

Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа, не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах, с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой. Остановились троллейбусы, трамваи, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить пешком по занесенным снегом и не расчищенным улицам. Основной «транспорт» жителей города – детские саночки.

Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Все эти тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили и дети.

Блокада – далеко как это слово

От наших с вами мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных, умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи вмёрзли на пути,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище везти.

Многие знают печальную историю 11-летней Ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим семьям.

  • Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941 г.

  • Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.

  • Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.

  • Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.

  • Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.

  • Мама умерла 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.

  • Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и вскоре она умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани Савичевой был открыт памятник.

Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград выжрет самого себя».

Но фашисты просчитались. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших горожан, их доверие и уважение друг к другу. В документальном сборнике «Стояли со взрослыми рядом» есть воспоминания Ольги Николаевны Поляковой и Зари Александровны Малютиной, бывших в блокадные дни школьницами. «Помню, в булочной мне сделалось плохо, и я потеряла сознание, - рассказывала Ольга Николаевна,- меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул». «А мне запомнилось, - рассказывает Заря Александровна,- как в страшную зиму сорок первого, стояла в уголке булочной, на Социалистической, маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленькие кусочек хлеба – по 5-10 граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы подумали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть, этот хлеб для нее.

«Все для фронта, все для победы!» - боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 героических дней они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4600 полевых орудий, 12000 минометов, станковые и ручные пулеметы, 10 миллионов снарядов и мин. В городе постоянно ощущалась нужда в рабочих руках. На заводы и фабрики пришли досрочно выпущенные из ремесленных училищ мальчики и девочки, бывшие школьники. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Голодные, изможденные подростки-рабочие по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Да, мы не скроем – в эти дни

Мы ели клей, потом ремни,

Но, съев похлебку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

И он точил, пока рука

Могла производить движенья.

А если падал – у станка,

Как падает солдат в сраженье.

Однажды, во время блокады на ленинградский завод «Полиграфмаш», где изготовляли тогда пулеметы, пришел народный художник СССР А.Ф. Пахомов. Он хотел нарисовать на плакате лучшего рабочего. К удивлению художника, его повезли к станку, у которого стоял на подставке…мальчишка. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет три нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения, товарищи по работе называют его по имени и отчеству – Василием Васильевичем. За доблестный труд на заводе во время блокады многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Писатель Александр Фадеев писал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились». В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что мерзли чернила. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Девочка руки потянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла…

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья –

После похорон.

Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. «Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунину,- вспоминает Ольга Николаевна Тюлева,- было ей уже за 60. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном темном платье, белоснежном воротничке и такой же подтянутости требовала от нас, школьников. Я смотрела на нее и думала: «В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу». Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу – в нечеловеческих условиях суметь остаться человеком».

Вся страна помогала Ленинграду. С большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда по Ладожскому озеру была проложена ледовая автомобильная дорога, названная Дорогой Жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 г. По Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в город продукты, а из Ленинграда на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей. Все, кто обслуживал ледовую трассу: водители, дорожники, регулировщики, связисты, зенитчики – работали в необычайно сложных условиях: в цепенеющую стужу, когда лед таял, под непрерывными бомбежками и обстрелами. 22 декабря 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города наградили медалью «За оборону Ленинграда».

В блокадных днях мы так и не узнали:

Меж юностью и детством где черта?..

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом – паспорта.

В январе 1943 войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду! 18 января 1943 года вражеское кольцо блокады было прорвано. Прошло более 60 лет. Но героическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Идут и идут люди на Пискаревское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал жизнь за Родину, за счастье будущих поколений.

Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бредить.

Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы и убедительны слова.

Но даже если это правда, такая правда – не права!

Чтоб снова на земной планете не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы.