МКОУ Черемшанская средняя общеобразовательная школа
Сценарий
районного Слёта волонтеров «Здоровье – образ жизни»
Разработала: Гартман
Маргарита Петровна
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
с. Черемшанка
Пояснительная записка
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
В последние десятилетия для России употребление несовершеннолетними и молодёжью алкоголя, наркотических средств и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьёзную угрозу населению, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и отсутствие вредных привычек. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека почти на 55-65 %. Не менее очевиден и тот факт, что изменить его очень трудно. Но и это можно сделать радостью, а не преодолением каких-либо препятствий.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, точность знаний, вера в свои силы и возможности и духовная жизнь в целом.
Следовательно, бесспорна необходимость и приоритетность проведения мероприятий, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости беречь своё здоровье.
Цель: обучение подростков активным формам работы со сверстниками в области пропаганды здорового образа жизни.
Задачи:
Вызвать интерес к проблемам укрепления своего здоровья.
Дать практические рекомендации по укреплению здоровья.
Создать условия для развития коллективизма, коммуникабельности, инициативы, предприимчивости, организованности.
Данное мероприятие рассчитано на учащихся 7- 9 классов (12-15 лет). Проводится в форме интерактивной игры с применением элементов технологии «Равный обучает равного». Мероприятие может проводится в любом образовательном учреждении, в котором имеются классные комнаты, спортивный и актовый зал.
Оборудование: мультипроектор, музыкальная аппаратура, ватманы, гуашь, маршрутные листы, ключи, таблички с названием станций.
Методические советы на подготовительный период
Что необходимо сделать при подготовке к проведению Слета?
Сообщить участником Слета (школам района) о проведении данного мероприятия, о домашнем задании (Ролик – реклама «Мы за здоровый образ жизни»).
Подготовить с учащимися выступление агитбригады.
Продумать станции и их содержание интерактивной игры.
Выбрать из учащихся школы руководителей данных станций и проработать с ними их содержание.
Подготовить необходимое оборудование.
Сценарный план
Выступление агитбригады, открытие Слета.
Интерактивная игра «Ключи от страны «Здоровье».
Представление роликов – реклам «Мы за здоровый образ жизни»
(домашнее задание).
Закрытие слета.
Сценарий районного слета волонтеров
«Здоровье – это образ жизни»
1. Выступление агитбригады учащихся
Я - Надя, люблю рисовать.
Я – Алеша, люблю танцевать.
Я – Анжелика, люблю читать.
Я – Сережа люблю спорт.
Я – Лена, люблю шить.
Я – Оля, люблю петь!
М
ы – за здоровье, мы – за счастье,
Мы – против боли и несчастья! Вместе
За трезвый разум, за ясность мысли,
За детство, юность, за радость жизни!
1 уч. Жизнь - возможность, используйте её,
2 уч. Жизнь - красива, восхищайтесь ею,
3 уч. Жизнь - блаженство, вкушайте его,
4 уч. Жизнь - мечта, осуществляйте её,
5 уч. Жизнь -вызов, примите его,
6уч. Жизнь – игра, сыграйте в неё,
1 уч. Жизнь – богатство, дорожите им,
2 уч. Жизнь – здоровье, берегите его,
3 уч. Жизнь – любовь, наслаждайтесь ею,
4 уч. Жизнь – тайна, познайте её,
5 уч. Жизнь – шанс, воспользуйтесь им,
6 уч. Жизнь – песня, спойте её,
1 уч. Жизнь – прекрасна, не губите её,
2 уч. Жизнь – это жизнь, боритесь за неё.
Вместе Мы – за здоровый образ жизни!
Мы за светлый 21 век!
3 уч. Я выбираю жизнь и этим я горжусь
От алкоголя, табака я откажусь
4 уч. Здоровье, счастье и успех принес я в 21 век
Я выбрал жизнь, я современный человек.
2. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады приветствовать Вас на районном слете волонтеров «Здоровье – это образ жизни». Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботься о своем здоровье, — у нас не будет будущего. Будущие нашей страны — это вы, молодежь, подростки, дети.
Вед.: Слово предоставляется директору школы …(Приветственное слово директора школы)
Вед.: Разрешите районный слет волонтеров считать открытым. (Звучит гимн РФ)
3. Ведущий: Сегодня здесь собрались действительно те, для которых здоровье – это образ жизни. Основной принцип нашей работы – «равный обучает равного», когда информацию, необходимую для сохранения и укрепления здоровья вам же представят ваши сверстники, учащиеся нашей школы.
А наша задача с вами собрать как можно больше ключей для того, чтобы мы смогли открыть большой замок, который преграждает нам путь в страну «Здоровье». На каждой станции по пути в страну «Здоровье», вспоминая все правила ЗОЖ мы сможем заработать необходимые нам ключи. Итак, в путь!
Вед.: Сейчас мы разделимся на 7 команд. В течение 5 минут игроки каждой команды должны будут познакомится друг с другом и выбрать капитана. Каждой команде необходимо будет пройти 7 станций, которые будут отмечены в ваших маршрутных листах. Выполняя на каждой станции предложенные задания – вы сможете заработать необходимый вам ключ. Всего для того, чтобы мы смогли попасть в страну «Здоровье», каждой команде нужно получить по 7 ключей. Работа на каждой станции заканчивается по звонку. Переходим на следующую станцию, указанную в маршрутном листе и т.д. После прохождения всех станций, все собираемся в зале. Таблички с названием станций – вы увидите на дверях. Начнем!
Вед.: У каждого из вас на груди есть эмблема – подойдите пожалуйста к большой эмблеме, которая соответствует вашей. (Деление на команды)
Вед.: Мы разделились на команды. В течение 5 минут познакомьтесь и выберите капитана. (Работа в командах)
Вед.: Командиры подойдите за маршрутными листами.
Выдача маршрутных листов (см. Приложение 1)
4. Игра «Ключи от страны «Здоровье».
1 станция «Улыбка и смех – здоровье для всех»
2 станция «Правильный выбор»
3 станция «Отдыхай – ка»
4 станция «Подвижные игры»
5 станция «Художественная»
6 станция «Правильное питание»
(Задания каждой станции см. в Приложении 2)
Вед.: После игры все собираемся в зале.
Вед.: Вы прошли все испытания, которые встретились по пути в страну «Здоровье». И сейчас мы узнаем смогли ли вы заработать необходимые ключи. Капитаны команд подойдите. Посмотрим, сколько ключей получила каждая команда. (подсчет ключей)
Вед.: Мы получили все возможные ключи. Это значит, мы знаем, что необходимо делать, выполнять для того, чтобы никогда не покидать страну «Здоровье».
Вед.: Ну, а если среди нас все же остались единицы тех, кто считает, что вести ЗОЖ не нужно, что все это чепуха – мы попробуем их в этом сейчас переубедить и доказать им, что ЗОЖ – нужно, ЗОЖ – необходимо, ЗОЖ – круто!
Первыми нам докажут – это ребята ___________школы.
По порядку ребята каждой школы представляют свой ролик – рекламу «Мы за здоровый образ жизни», что являлось их домашним заданием.
Вед.: Ребята очень хорошо показали и рассказали нам о том, что дает ЗОЖ. И я думаю, что если у кого – то были хоть маленькие сомнения насчет того, что вести ЗОЖ – просто необходимо, сейчас они полностью развеялись.
Вед.: Только при здоровом образе жизни, который включает в себя:
оптимальный режим труда и отдыха,
правильное питание,
достаточную двигательную активность,
личную гигиену и закаливание,
искоренение вредных привычек,
любовь к близким, позитивное восприятие жизни
Мы сохраним свое здоровье на долгие годы.
Вед.: На этом разрешите районный слет волонтеров считать закрытым. А сейчас я предлагаю спеть всем вместе песню «Счастье – это мир в цветах»
(песня на мотив «Мы желаем счастья вам»)
1. Пусть струится солнца нежный свет,
За рассветом новь придет рассвет,
Ничего прекраснее в этом мире нет.
Пусть сияет чистый небосвод,
Все вокруг рычит, свистит, поет,
Пусть прекрасен будет мир миллионы лет.
ПРИПЕВ:
Счастье – это мир в цветах
И полет орла в облаках.
Ты помни, человек,
Этот мир в твоих руках.
Ты вперед иди смелей,
Сохраняя все на земле.
Мир ты спаси
Добротой души своей.
2.Жизнь она, как хрупкое стекло,
И не надо действовать назло.
Изгони из сердца ты гнев, обиду, зло.
Пусть нас окружает красота.
Мир спасет лишь наша доброта.
Мы должны понять, что нам крупно повезло.
ПРИПЕВ:
Счастье – это мир в цветах
И полет орла в облаках.
Ты помни, человек,
Этот мир в твоих руках.
Ты вперед иди смелей,
Сохраняя все на земле.
Мир ты спаси
Добротой души своей
Методические советы организаторам
1. Первую и заключительную часть сценария (выступление агитбригады, открытие, представление роликов) лучше проводить в актовом зале школы.
2. Для работы станций в игре «Ключи от страны «Здоровья» можно использовать кабинеты и спортивный зал. На каждом кабинете должна быть табличка с названием станции.
3. Для того, чтобы разделить участников на команды, при регистрации каждому из них выдается жетон в форме какой – либо фигуры. При делении на команды каждый подходит к большой эмблеме, которые расположены в зале, соответствующей его жетону.
4. При подборе и составлении заданий станций важно помнить, чтобы были соблюдены три этапа: актуализация знаний игроков, предложение новых знаний, закрепление полученных знаний.
5. Занятие на каждой станции начинается и заканчивается по звонку.
6. После прохождения всех станций капитаны команд подсчитывают ключи и открывают ими символический замок в страну «Здоровье».
7. Важно заранее подготовить программу защиты рекламных роликов, чтобы участники знали порядок и могли подготовиться.
8. В конце мероприятия проводится письменное анкетирование участников: Какое впечатление произвело на вас мероприятие? Была ли для вас какая либо информация новой? Возникли ли какие либо трудности? Ваши пожелания организаторам и т. д.
Список литературы
Дереклеева Н.И. Справочник клссного руководителя (10-11 класс), М.:»ВАКО», 2006.
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», М.:, «ВАКО» 2004.
Диденко Т.И. Сборник классных часов и родительских собраний. Методика работы с учащимися. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии, М.:, «ВАКО» 2004.
«Педсовет» №5, 2004.
«Педсовет» №4, 2007.
Приложение 1
1 команда
3 станция
«Правильный выбор»
4 станция
«Отдыхай-ка»
5 станция
«Правильное питание»
6 станция
«Подвижные игры»
2 станция
«Заряд бодрости»
1 станция
«Улыбка и смех – здоровье для всех»
7 станция
«Художественная»
Приложение 2
Станция «Правильный выбор»
Здравствуйте! Вы попали на станцию «Правильный выбор». Часто в нашей жизни происходят проблемные ситуации, из которых нам нужно найти правильный выход, не навредив своему здоровью. Мы предложим вам несколько таких ситуаций. Если вы справитесь со всеми заданиями, то получите ключ. Итак,
СИТУАЦИЯ 1:
Молодожёны Лиза и Андрей живут отдельно от родителей в небольшой, но уютной квартире. Они стремятся сделать карьеру, поэтому им приходится очень много работать. Чтобы как-то расслабиться, они оба много курят и вечерами иногда выпивают 1-2 бутылки вина.
- Ценят ли молодожёны своё здоровье?
- Как влияет на их здоровье то, что они делают?
СИТУАЦИЯ 2:
В школе Андрей был отличником. Учителя говорили, что у него выдающиеся способности, особенно по математике. Андрей и вправду с детства любил математику и собирался после окончания школы поступить на математический факультет в университет. У Андрея была даже более далекая, чем поступление в институт, цель — стать программистом и создать уникальную программу. Он серьезно готовился к вступительным экзаменам, участвовал во всех математических олимпиадах, его любимым развлечением в свободное время было решение сложных задач и компьютер.
Однажды в компании Андрею предложили попробовать наркотик, и он согласился. Такой уж Андрей был человек. Ему хотелось в жизни попробовать все. Через несколько месяцев, он уже не мог обходиться без наркотиков. Наркотики стали его главной v «ценностью». Теперь все свободное время уходило на поиск наркотиков и денег.
Андрей почти совершенно потерял интерес к математике. Когда ему на глаза попадаются учебники и задачники, он равнодушно отодвигает их в сторону. Прежде любимый компьютер покрылся пылью. Когда Андрей делает над собой усилие и пытается хоть как-то заниматься, ему трудно сосредоточиться, чтобы решить сравнительно простую задачу.
- Как употребление наркотиков изменило поведение Андрея?
- Сможет ли он достичь своей жизненной цели? Почему?
- Что ждёт Андрея, если он будет продолжать употреблять наркотики?
СИТУАЦИЯ 3:
Во время летних каникул компания друзей пошла в лес. К обеду нашли грибное место. Набрали по корзинке. Кто-то сказал, что если съесть грибы, то будет весело, как от наркотика. Остальные согласились попробовать.
- Предложите смешное продолжение ситуации
- Предложите печальное продолжение ситуации
СИТУАЦИЯ 4:
В молодежном журнале было опубликовано письмо. Девушка писала, что давно встречается с парнем и что у них близкие отношения. Она знает, что раньше он несколько раз пробовал наркотики (кололся), но теперь этого не делает и чувствует себя хорошо. Она считает, что не может заразиться ВИЧ, так как теперь парень не колется.
- Есть ли у девушки риск заражения ВИЧ?
- Почему?
- Что можно посоветовать девушке?
СИТУАЦИЯ 5:
Мы прочитаем вам 10 утверждений о марихуане. Вы должны решить, какие из них – правда, а какие – ложь или миф и почему.
1. Тот, кто курит марихуану, быстрее решает математические задачи. (Ложь - Курение марихуаны притупляет умственную активность, ухудшает способность концентрировать внимание, нарушает память. Курильщики марихуаны начинают хуже учиться. Им требуется значительно больше времени, чтобы решить какую-либо задачу.)
2. Курение марихуаны в четыре раза опаснее для здоровья, чем курение табака. (Правда - Курение марихуаны приводит к поражению головного мозга, сердца, легких. Несмотря на то, что ее курят, она поражает печень.)
3. Курильщик марихуаны хорошо водит машину. (Ложь - Курение марихуаны снижает способность концентрации внимания, повышает время реакции и нарушает координацию движений, необходимых, например, при вождении автомобиля)
4. Покурив марихуану, подростки становятся дружелюбными и веселыми. (Ложь – Курение марихуаны изменяет характер человека. Открытый, радостный человек через какое-то время превращается в подозрительного, раздражительного и нелюдимого. Характерная улыбка на лице курильщика марихуаны - всего лишь
следствие судорог мимической мускулатуры.)
5. Все подростки курят марихуану. (Ложь - По данным – ученых только 15% подростков пробовали курить марихуану; 85% подростков сказали, что они осудили бы своих друзей, если бы узнали, что они курят марихуану.)
6. Марихуана — запрещенное психоактивное вещество. (Правда - Употребление марихуаны запрещено законом.)
7. Курильщики марихуаны часто совершают опасные проступки и преступления. (Правда - Курение марихуаны приводит к изменением в поведении. Человек не может контролировать свои поступки и часто рискует.. Для того чтобы купить марихуану, некоторые наркоманы вынуждены воровать.)
8. Курение марихуаны позволяет подростку казаться старше. (Ложь - Курение марихуаны снижает выработку гормонов роста у молодых людей и замедляет. Курильщики марихуаны начинают отставать в развитии от сверстников.)
9. Покурив марихуану, подросток становится физически сильнее. (Ложь – Курение марихуаны наносит вред физическому здоровью человека, он худеет, становится вялым и слабым.)
10. Если очень захотеть, то бросить курить марихуану легко. (Ложь - Ученые сделали вывод, что марихуана вызывает привыкание.)
Итак, ребята, прежде, чем совершить какой-либо поступок, оцените его положительное и отрицательное влияние на ваше здоровье. И сделайте правильный выбор!
КУРЕНИЕ
О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.
Сердце курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются. А это очень тяжело переносит головной мозг подростка. Вот почему у курящих ребят слабеет память, среди них чаще встречаются неуспевающие в учёбе.
Аммиак, содержащийся в табаке, раздражает слизистую оболочку рта, гортани, трахеи, бронхов. Вот почему у курильщиков не редкость рыхлость дёсен, язвочки во рту, часто воспаляется зев, что приводит к возникновению ангин.
Оказывается, если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь в среднем на 4,6 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет – то на 5,5 года; если выкурено от 20 до 39 сигарет – на 6,2 года!
АЛКОГОЛЬ
В мифах, легендах и сказках древнего мира – всюду фигурирует вино, опьянение, разгул. Основным действующим началом опьянения любого напитка является алкоголь – этиловый, или винный, спирт.
Принятый внутрь, он через 5-10 минут всасывается в кровь и разносится по всему организму. Алкоголь – яд для любой живой клетки. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме. Перерождается ткань печени, почек, сердца, сосудов и др. Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга.
При употреблении вина поражаются все органы, но особенно ранима центральная нервная система, резко падает память, нарушается психика, снижается контроль над своими действиями.
ВИЧ
Двадцать лет назад большинство медиков не знало, что такое ВИЧ. Первые сообщения о таинственной смертельной болезни появились в США в 1978 году. В 1983 году ученым удалось выделить возбудителя заболевания, получившего название ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). За двадцать лет в результате СПИДа, конечной стадии заболевания, вызываемого ВИЧ, умерло 16 миллионов человек.
ВИЧ поражает клетки иммунной системы организма, призванные бороться с инфекцией. Задача клеток иммунной системы — атаковать и уничтожать любые болезнетворные микроорганизмы. Постепенно размножаясь и убивая клетки иммунной системы, ВИЧ, в конце концов, разрушает способность организма бороться против каких бы то ни было инфекций.
ВИЧ может попасть в организм человека только тремя путями.
Первый путь — незащищенный половой контакт с инфицированным ВИЧ или больным СПИДом человеком. Большинство случаев передачи ВИЧ-инфекции происходит при половых контактах. Чем с большим количеством людей человек вступает в интимные отношения, тем выше вероятность того, что он окажется партнером носителя ВИЧ. Иногда достаточно одного полового контакта с носителем вируса, чтобы заразиться. Во время полового акта ВИЧ может передаваться от мужчины к женщине, от женщины к мужчине, от мужчины к мужчине и от женщины к женщине.
Второй путь — попадание крови инфицированного ВИЧ или больного СПИДом человека в организм здорового. Этот путь передачи ВИЧ распространен среди лиц, употребляющих наркотики с помощью инъекций. Иногда группа наркоманов имеет общий шприц и иглу, а также используют практику забора наркотических веществ из общей посуды.
Третий путь — инфицированная ВИЧ или больная СПИДом мать ребенка. Заражение может произойти во время беременности (ВИЧ проникает через плаценту к плоду), в процессе родов (во время прохождения ребенка через родовые пути матери ВИЧ вместе с кровью может попасть в организм новорожденного через легко ранимую кожу) и при грудном вскармливании ребенка (ВИЧ из молока матери через микротравмы во рту ребенка попадает ему в кровь).
Марихуана — запрещенный наркотик, поэтому употребляющие ее люди становятся нарушителями закона.
С виду марихуана - это сушеные листья и цветы растения конопли. Наркоманы их курят. Можно услышать и жаргонные названия, такие, как анаша, травка, гашиш, план, дурь. Так марихуану обычно называют наркоманы.
Состав марихуаны очень сложен — это целая природная химическая лаборатория. В дыме одной сигареты содержится более 400 химических соединений, которые при курении преобразуются в 2000. Поэтому до конца все последствия курения марихуаны на здоровье человека еще не изучены.
В момент курения курильщики марихуаны теряют интерес к тому, что происходит рядом с ними. Марихуана изменяет их чувства. Поэтому наркоман видит, слышит и чувствует иначе, чем обычный человек. Его восприятие света, звуков, запахов, вкусовых ощущений и прикосновений болезненно обостряется. Иногда он смеется и болтает без остановки, иногда речь его невнятная, он с трудом выговаривает слова. Сердце наркомана бешено бьется (до 160 ударов в минуту!), пульс лихорадочный, белки глаз становятся красными, во рту сухо, трудно дышать, льется пот. У наркомана может появиться чувство страха, переходящее в панику. В этом состоянии наркоман может совершать рискованные поступки и правонарушения.
Со временем марихуана вызывает привыкание, нарушает работу мозга, легких, сердца и печени, снижает выработку гормонов роста у подростков, отрицательно влияет на репродуктивную систему организма. Человек, курящий марихуану, часто болеет, так как повреждаются белые кровяные тельца, необходимые для иммунного ответа организма.
Все курильщики марихуаны теряют память. Поэтому подростки, курящие марихуану, не в состоянии хорошо учиться. Им трудно концентрировать внимание на учебе. Нарастают изменения характера. Открытый жизнерадостный человек превращается в подозрительного, нелюдимого. Энергичный становится пассивным и равнодушным. Наркоман, испытывающий трудности концентрации внимания и координации движений, эмоционально нестабильный (иногда курильщики испытывают страхи, галлюцинации и даже психозы), за рулем опасен не только для себя, но и для окружающих.
Станция «Заряд бодрости»
Цель: воспитание физически грамотной и развитой личности.
Форма: конкурсная программа.
Подготовительный этап. Группа учащихся разрабатывает программу конкурсов, формируются команды, выбираются ведущие. Необходимо подобрать комплекс физических упражнений.
Оборудование, оформление: Для проведения классного часа подбираются:
ритмичная музыка
хорошее настроение
Ход программы
Здравствуйте. Наша станция называется «Заряд бодрости».
Как вы думаете, чем мы тут будем заниматься? (отвечают) Правильно, мы с вами поговорим об утренней зарядке.
Сейчас вы должны ответить на несколько вопросов: 1. Что такое зарядка? 2. Для чего она нужна? 3. В какой последовательности нужно ее выполнять? 4. Какие упражнения нельзя выполнять? (отвечают) Время на подготовку минута.
На основе сказанного составьте комплекс из 4 упражнений, (показывают) Молодцы, справились с заданием! Минута на подготовку
Зарядка - это комплекс физических упражнений направленный на поднятии тонуса, улучшения кровообращения, выработку эндорфина - гормона радости, подавления стресса. Выполнять зарядку нужно в следующем порядке, начинаем с упражнений для головы, затем шеи, рук, туловища и заканчивается зарядка упражнениями для ног. Упражнения нужно выполнять медленно, плавно чтобы не растянуть мышцы и не вызвать неприятные ощущения. В ходе утренней зарядки следует избегать упражнений, сильно перегружающих организм. Они приведут к утомлению организма, а впереди ещё целый рабочий день. Ни в коем случае нельзя выполнять запрокидывание головы
А сейчас получим заряд бодрости, выполнив следующий комплекс упражнений
1 упражнение
И. п. –основная стойка
На раз - хлопните в ладоши перед грудью,
На два - правой рукой возьмитесь за нос, а левой – за правое ухо,
На три - хлопните в ладоши,
На четыре - возьмитесь левой рукой за нос, а правой – за левое ухо.
2 упражнение
Разноименное вращение руками
И.п. ноги на ширине плеч. Правая рука вверху, левая рука внизу.
На четыре счета вращение правой руки вперед, левой назад.
Затем меняем вращение правой руки назад, левой вперед также на четыре счета
3 упражнение
И.п. встаньте по парам, повернитесь друг другу спиной, руками подхватите друг друга под локти .
На раз наклон вперед
На два наклон туловища назад
На три наклон впарво
На четыре влево
4 упражнение
И.п.основная стойка
На раз присесть правая нога вперед
На два исходное положение
На три присесть левая нога вперед
На четыре и.п.
5 упражнение
На раз Положите правую руку себе на голову,
На два погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!"
На три А теперь поожите руку соседу на голову,
На четыре погладьте и скажите: "Ах, какой ты молодец!"
Дополнительный комплекс упражнений
1 упражнение
И.п. основная стойка
На 4 счета вращение головы в правую сторону, затем в левую сторону также на 4 счета.
2 упражнение
И.п. основная стойка
1. Встать на носки, руки через стороны вверх.
2. И.п.
3. Встать на носки, руки через стороны вверх.
4. И.п.
3 упражнение
И.п. основная стойка
1. наклон вправо, руки прижаты к туловищу
2. И.п.
3. наклон влево руки прижаты
4. И.п.
4. упражнение
И.п. основная стойка
1.Руки в стороны - вдох, поднять согнутую ногу. Обхватив руками колено – выдох
2. И.п.
3. Руки в стороны - вдох, поднять согнутую ногу. Обхватив руками колено - выдох.
4. И.п.
5 упражнение
И.п. основная стойка
1. Прыжок "Ноги врозь - руки вверх".
2.Прыжок "Ноги врозь - руки в стороны".
3.Прыжок "Ноги врозь - руки вверх".
4.Прыжок "Ноги врозь - руки в стороны".
6 упражнение на восстановление дыхания Руки вверх вдох, вниз выдох
Станция «Отдыхай-ка»
Цель: Снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
Форма проведения: игровые минутки на уроке.
Деревья в лесу
Звучит "музыка.
Учитель. А теперь - игра. Вы готовы превращаться4? Сейчас мы будем деревьями. Встаньте друг за
другом.
В лесу светило солнышко, и все деревья тянули к нему свои листочки, Высоко-высоко тянутся, чтобы
каждый листочек согрелся. Пальчики-листочки танцуют под солнышком. Подул сильный ветер и стал
раскачивать деревья в разные стороны... Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и
только раскачиваются... Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали первые капли
дождя.
Дотронься своими пальцами до спины впереди стоящего. Пусть движения будут легкими, как будто ласково стучит дождик.
Дождик стал стучать сильнее, э псом еще чуть сильнее... И деревья стали жалеть друг друга. Гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот вновь появилось солнышко, деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.
Помощники
Учитель. А сейчас поиграем в помощников, поработаем немного на даче, поможем бабушке и
дедушке по хозяйству. Приготовились!
Бабушка постирала белье, а отжать его не может. Помоги ей: крепко-крепко держи его в кулачках!
Отжимай сильнее, еще сильнее... А теперь стряхни и повесь на веревку. Если подняться на носки, то
как раз достанешь. Еще немного... Ну вот, с бельем управились!
Поможем и дедушке. Он посыпает дорожку песком... Бери песок в руки и равномерно посыпай землю
вокруг себя. Старайся! А чтобы песок лежал плотно, потопай ножками... Сильнее, еще сильнее!
Ну вот, осталось дрова порубить. Поднимаем топор высоко-высоко, размахнулись и резко опускаем
прямо на бревно.,. Ух, получилось! Еще раз поднимаем... Ух, здорово! Помогай голосом, размахнись,
сильнее!.. Ух, еще раз! Ух... Готово;
А теперь погреемся на солнышке... Почувствовали тепло во всем теле... Отдохнули?! Пора
продолжать урок!
Давайте поздороваемся
Эта игра дает возможность подвижному ребенку почувствовать свое тело и снять мышечное напряжение. Смена партнеров помогает преодолевать отчужденность.
Содержание игры
Дети хаотично двигаются по комнате и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
один хлопок - здороваемся за руку;
два хлопка - здороваемся плечиками;
три хлопка - здороваемся спинками.
Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры.
"Ипподром".
Ведущий: Есть ли у вас ладони? Покажите.
Играющие: показывают свои ладошки.
Ведущий: А колени? Хлопните ладошками по коленям.
Играющие: Хлопают ладонями по коленям.
Ведущий: Отлично. Именно так выходят кони на поле ипподрома. Повторяйте движения за мной.
Играющие: Вместе с ведущим размеренно хлопают по коленям, имитируя топот копыт.
Ведущий: Кони выходят на старт. Трибуны ревут.
Играющие: Имитируют крики и возгласы поддержки.
Ведущий: Внимание! На старт! Марш!
Играющие: Вместе с ведущим постепенно убыстряют "бег".
Ведущий: Барьер!
Играющие: делают один хлопок сразу двумя ладонями.
Ведущий: Двойной барьер!
Играющие: делают два хлопка сразу двумя ладонями.
Ведущий: Бежим по мостовой.
Играющие: вместе с ведущим поочередно ударяют себя кулаками в грудь.
Ведущий: Бежим по траве.
Играющие: трут ладонью о ладонь.
Ведущий: Трибуны пани.
Играющие: Девочки кричат слова поддержки свои коням: "Давай, давай!", "Эгей!" и так далее.
Ведущий: Трибуны фанов.
Играющие: Мальчики кричат слова поддержки свои коням: "Давай, давай!", "Эгей!" и так далее.
Ведущий: Скоро финиш.
Играющие: вместе с ведущим убыстряют удары по коленям.
Ведущий: Финиш! Награждение победителей!
Станция «Подвижные игры»
Что можете сказать о подвижных играх?
Что мы развиваем с помощью подвижных игр?
Покажите фрагмент любой подвижной игры?
«Перестрелка»
Подготовка. Посередине площадки проводится линия. На двух противоположных сторонах площадки параллельно средней линии проводятся линии «плена» на расстоянии 1-1.5м. от стены или от лицевой линии, образуя «коридор плена». От средней линии «коридор плена» находится на расстоянии 6-10м. Вся площадка игры ограничена линиями. Если игра проводится в зале, то лицевой стороной площадки будут стены. Играющие делятся на 2 равные команды и свободно размещаются на своем поле от средней линии плена. Команды выбирают капитанов или их назначает руководитель.
Содержание игры: Руководитель подбрасывает мяч на средней линии между капитанами. Каждый из них старается отбить мяч своим игрокам. Получив мяч, игрок старается попасть им в противника, не заходя за среднюю черту. Противник увертывается от мяча и, в свою очередь, пытается осалить мячом игрока противоположной команды. Игрок, осаленный мячом, идет за линию плена в противоположную команду и находится там до тех пор, пока его не выручат свои игроки (перебросят ему мяч.) После этого он играет наравне с другими в своей команде.
Играют 10-15мин. После чего подсчитывают пленных в каждой команде. Сколько в команде пленных, столько очков она выиграла. Побеждает команда, набравшая больше очков к концу установленного времени. Можно играть и до тех пор, пока одна команда не пересалят всех противников.
Правила игры: 1. Играющие не имеют права заходить за среднюю линию в поле противника. За нарушение этого правила мяч передается противникам. 2. Салить мячом в голову не разрешается. 3. Игрок, поймавший мяч с воздуха, осаленным не считается. Если же он пытался поймать мяч, но не удержал его, то считается осаленным. 4. Чтобы выручить пленного, надо перебросить ему мяч так, чтобы, он поймал его с воздуха, не выходя за черту плена. 5. Если мяч попал за линию плена, поенные выбрасывают его в сторону своей команды, а если их нет, мяч берет любой игрок из данной команд
Станция «Улыбка и смех здоровье для всех»
Цель: воспитание творческих способностей учащихся, умений и навыков
коллективной творческой деятельности
Форма: конкурсная программа.
Подготовительный этап. Группа учащихся разрабатывает программу конкурсов, формируются команды, выбираются ведущие. Необходимо подобрать реквизит конкурсов.
Рекомендации организаторам:
Конкурсная программа может являться составной частью «Юморины» в школе.
Оборудование, оформление: Для проведения классного часа подбираются:
веселая музыка
известные цитаты, изречения, например, «Юмор – дело серьезное», «Дышите глубже – вы взволнованы», «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Предварительно можно провести конкурс юмористических приглашений на праздник и т. д.
Ход программы
1-й ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
2-й ведущий: Мы начинаем наш веселый конкурс, который называется «Улыбка и смех здоровье для всех»
Конкурс «Разминка» для капитана
1)Без чего не испечь хлеб? (Без корки.)
2)Как можно пронести воду в решете? (Заморозить.)
3)Чего нет ни в сливе, ни в репе, ни в ананасе, но есть в яблоке, помидоре,
огурцах? (Буквы «о»)
4)Чем заканчивается день и ночь? (Мягким знаком.)
Конкурс «Вот это лозунг»
Команде предстоит придумать лозунги к предлагаемым праздникам: День всемирной борьбы с кариесом», «День здоровья».
Конкурс «Люблю я физкультуру»
Три участника от команды по жребию должны придумать и показать комплекс из 5 упражнений, который назывался бы так: «Кухонная зарядка»,
«Зарядка для лентяев», «Морская зарядка».
Конкурс «Танец на стуле»
В конкурсе участвуют 4 человека от команды. По жребию участники должны исполнить танец ( не вставая со стула): брейк, современный танец, цыганочку, ламбаду.
Конкурс «Портрет на память»
На листе ватмана каждая команда должна нарисовать свой коллективный портрет. Условием конкурса является то, что художник рисует фломастером, который держит в зубах.
Ведущий: Завершен наш последний конкурс. Мы получили заряд бодрости и хорошего настроения. А хорошие настроение это залог вашего здоровья!
Станция «Художественная»
Существует большое количество вредных привычек, отнимающих здоровье. Какие из них вы могли бы назвать? (наркомания, алкоголь)
Правильно, сидячий образ жизни, неправильное питание, сон, менее 8 часов, долгое времяпрепровождение в Интернете, за компьютером, компьютерные игры (вредны для психики)
А где в повседневной жизни вам встречалась пропаганда ЗОЖ?
(в больницах и аптеках на буклетах, плакатах, в магазинах на табачно-алкогольной продукции)
А каким образом вы придерживаетесь ЗОЖ, сейчас узнаем из таблицы. Я читаю начало, а вы продолжите по очереди. (работа с таблицей)
Как вы думаете, почему в нашей таблице здоровье характеризует дерево?
Правильно. А сейчас вам необходимо выполнить следующее задание – нарисовать буклет на тему нашего мероприятия «Здоровье – образ жизни». Это может быть, придуманный вами, символ, характеризующий ЗОЖ , лозунги о здоровье, призыв придерживаться ЗОЖ и т. д.