СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий родительского собрания на тему «Безопасность детей при участии в дорожном движении, использование световозвращающих элементов на одежде»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Увеличение количества транспорта и развитие сети автомобильных дорог породило целый ряд проблем, среди которых и детский дорожно-транспортный травматизм. В связи с этим большое значение приобретает изучение в школе правил дорожного движения и организации взаимодействия учителя и родителей по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного .

Просмотр содержимого документа
«Сценарий родительского собрания на тему «Безопасность детей при участии в дорожном движении, использование световозвращающих элементов на одежде»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №29»










«Безопасность детей

при участии в дорожном движении, использование

световозвращающих элементов

на одежде»


Разработка родительского собрания


Шахрова Вера Ивановна

Учитель начальных классов















г. Ярославль 2021


Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………3

  2. Цель, задачи……………………………………………………………..….4

  3. Вступительное слово……………………………………………………....4

  4. Психологические и физиологические особенности при обучении детей поведению на улице……………………………………………………….5

  5. Определение умений ребенка, чтобы не попасть в опасную ситуацию на дорогах…………………………………………………………………..5

  6. Ситуационная грамотность «Ловушки на дорогах»…………………….6

  7. Световозвращающие элементы …………………………………………11

  8. Рефлексия…………………………………………………………………13

  9. Список информационных источников………………………………….13

  10. Приложения






























Введение

В нашей школе обучаются в классах ОВЗ и кадетских классах. Многие приезжают в школу не только из разных микрорайонов Дзержинского района, но и других районов города. Ученики каждый день неоднократно осуществляют большие переезды на общественном транспорте, переходят множество перекрёстков и дорог без светофорного регулирования. Увеличение количества транспорта и развитие сети автомобильных дорог породило целый ряд проблем, среди которых и детский дорожно-транспортный травматизм. В связи с этим большое значение приобретает изучение в школе правил дорожного движения и организации взаимодействия учителя и родителей по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного .

Ежегодно на дорогах гибнет большое количество людей. Одни происшествия происходят по вине автомобилистов, другие – по вине самих пешеходов, велосипедистов. Но результат один – чья-то унесенная жизнь, нанесение вреда здоровью, трагедия и горе для близких.

Поэтому, знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, необходимо с раннего возраста, так как правила, усвоенные ребенком в детстве, наиболее прочные, а их соблюдение, впоследствии, становится не только нормой поведения, но и осознанной необходимостью.

Сегодня школа стремится обеспечить детям качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры поведения в обществе, в том числе и культуры поведения на дороге. Однако, страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья детей, в результате ДТП на дорогах, ужасает. Поэтому необходимость проведения родительского собрания по правилам дорожного движения продиктована самой жизнью.

В соответствии с информацией УГИБДД УМВД н территории Ярославской области за 2 месяца 2021года зарегистрировано 23 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, что на 4,5 % больше аналогичного периода прошлого года. В данных ДТП 1иребёнок погиб и 25 (+4,2%) получили травмы.

За указанный период зарегистрировано 8 ДТП с участием несовершеннолетних пешеходов, в которых 8 детей получили травмы: 4 ДТП произошли по вине несовершеннолетних пешеходов, где 4 ребёнка были ранены; в двух случаях дети-пешеходы находились без световозвращающих элементов темное время суток.

Наибольший рост с участием несовершеннолетних пешеходов отмечается на территории г. Ярославля (+133,3%).






Цель собрания: организация взаимодействия учителя и родителей по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, повышение культуры участников дорожного движения.

Задачи собрания:

  1. Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.

  2. Обратить внимание на психологический аспект проблемы.

  3. Обратить внимание на проблему использования пешеходами предметов со световозвращающими элементами (световозвращателями), разъяснить родителям способы и правила применения световозвращателей.

  4. Ознакомить родителей с некоторыми умениями, правилами, способствующими наиболее эффективному усвоению ПДД.

План проведения собрания

1.  Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые родители! Что самое главное для человека?

Отгадайте ребус.







Конечно жизнь и здоровье.

Кто из вас не хочет видеть своего ребёнка здоровым и невредимым? И каждый из Вас думает, что уж мой-то умненький и благоразумнеький, рассудительный малыш под колёсами автомобиля не окажется точно. Но избежать дорожно-транспортного происшествия ребёнку порой совсем не легко. Каждый случай по-своему индивидуален. Но их так много в жизни, этих трагедий на дороге.

Как часто в жизненный суете, спешке мы все забываем о том, не задумываемся, что наши ребятки могут оказаться в сложной для них ситуации. Каждую минуту детей дома и на улице могут подстерегать опасности. Как их уберечь? Как не допустить беды и трагедии? Мы же не можем быть рядом с ними постоянно. Давайте посмотрим на нас, взрослых, со стороны… Мы все торопимся, бежим….Улицы города сегодня очень перегружены машинами. На них происходит множество непредвиденных ситуаций, что даже мы, взрослые, порой не можем разобраться в таких ситуациях. А как же быть малышу?

Сегодня мы вместе попытаемся ответить на вопрос: «Отчего зависит жизнь и здоровье, безопасность наших детей на дорогах?» Необходимость этого разговора продиктована жизнью. Мы поговорим о роли родителей в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышении культуры правильного и безопасного поведения ребёнка на дороге.

2. Психологические и физиологические особенности при обучении детей поведению на улице

Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. А иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Да, взрослые пытаются перебежать улицу, не задумываясь о последствиях. И перебегают (правда, не всегда успешно), в чём помогает им умение прикинуть расстояние до машины и ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети? Детский организм находится в процессе становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, ведут себя на улицу и переходят дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только у края дороги или уже находясь на ней. В результате – мозг ребёнка не успевает обработать информацию и дать правильную команду. Дети младшего школьного возраста переносят в реальность из своего «игрушечного» микромира. Они убеждены, что реальные транспортные средства могут остановиться моментально, как и игрушечные машинки.

Рост ребёнка – серьёзное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что двигается на дороге, да и самого ребёнка не видно из-за машин, кустов и других предметов. Ребёнок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала из-за отсутствия у него постоянного внимания. Внимание детей избирательно и концентрируется на те предметы, которые им более интересны, а не опасны. Время восприятия звукового сигнала у детей больше, чем у взрослых. У детей короче шаг и меньше сектор обзора на 15-20%, замедленная реакция на опасность. Оценка движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. При приближении большой машины, даже если он движется с небольшой скоростью, ребёнок реже рискует пересекать дорогу, но не дооценивает опасность небольшой, легковой машины, приближающейся с большой скоростью. Чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее принимает решение.

3. Определение умений ребенка, чтобы не попасть в опасную ситуацию на дорогах

- Уважаемые родители!

- Как вы думаете, чему мы с вами должны научить детей, чтобы они не попали в опасную ситуацию на дороге?

(Родители, по очереди, высказывают своё мнение, отвечая на вопрос учителя. В результате выводятся основные умения).

Итак, чтобы ваш ребёнок не попал в опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь:

•   наблюдать за дорогой;
•   правильно оценивать дорожную обстановку;
•   видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность.

- А как же выработать такие умения?

(Родители отвечают на этот вопрос. Учитель обобщает ответы родителей и знакомит их с правилами по каждому умению).

Наблюдать за дорогой

1. Необходимо учить детей не только соблюдать правила движения, которые может они знают, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться на местности. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения на дороге - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителя, знакомым, родственникам.

2. Необходимо учить ребёнка замечать, видеть машину. Научить его всматриваться вдаль.

3. Необходимо учить ребёнка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять,  какая  едет прямо, а какая готовится к повороту, включен сигнал поворота.

Правильно оценивать дорожную обстановку

1. Нельзя выходить на дорогу, если обзор закрыт стоящими машинами. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание  на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль.

2. Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет.

3. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов - нужно остановиться.  Ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.

  1. Ситуационная грамотность «Ловушки на дорогах»

- Уважаемые родители! Чтобы оценить дорожную обстановку: стоящие машины, стоящий автобус, нужно объяснить детям, о таком понятии, как ситуация-«ловушка».

Ведь 95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникают примерно в 30 повторяющихся дорожных ситуациях-«ловушках». В этих обманчивых ситуациях кажется, что опасности нет – можно переходить дорогу, а через мгновение оказывается, что это опасно. Чаще всего ошибки связаны не с применением, а с прогнозом развития ситуации на дороге.

Согласитесь, что многие дети именно привыкли так себя вести:

  1. Выбегать из-за кустов и других объектов, ограничивающих видимость

Но на дороге кусты, деревья, заборы, дома, стоящие машины могут скрывать за собой движущийся автомобиль.

  1. Когда идут группой – разговаривать, поглядывая друг на друга

При подходе к дороге разговоры следует прекратить, потому что они отвлекают от наблюдения.

  1. Двигаться бегом

Надо идти только шагом, потому что при беге смотришь прямо перед собой, не поворачиваешь голову – а перед переходом проезжей части надо смотреть, поворачивая вправо влево.

  1. Идти наискосок

Переходить проезжую часть дороги так нельзя, потому что труднее наблюдать. Ведь тот, кто идёт наискосок, поворачивается спиной кк транспортным средствам и дольше находится на проезжей части, так удлиняется путь.

  1. Делать шаг назад, не глядя, отступать, отскакивать, не поглядев, что за спиной

Если оказался на проезжей части дороги, не поглядев вначале, не делай ни одного шага вперёд, тем более назад.

  1. Плохо держать родителей за руку, вырываться от них

Надо переходить дорогу только за руку со взрослыми.

  1. Бросаться за мячом, улетевшей игрушкой, не глядя по сторонам

Сначала надо посмотреть по сторонам и убедиться, что нет опасности.

  1. Оглядываться, когда позовут

При переходе через дорогу нельзя оглядываться – можно смотреть только влево, вправо.

  1. Двигаться непрерывно, не останавливаясь

Перед выходом на дорогу на проезжую часть всегда надо остановиться и посмотреть влево, вправо.

  1. При спешке забывать обо всём на свете

Перед выходом на проезжую часть надо остановиться на тротуаре. Тот, кто спешит, тот не может правильно оценить обстановку.

- Как вы думаете, чему мы должны научить детей, чтобы они не попали в опасную ситуацию на дороге? Помним, что именно родители являются образцом подражании в поведении на дороге.

(Родители, по очереди, высказывают своё мнение, отвечая на вопрос учителя.)

Для дальнейшей работы, я прошу вас разделиться на группы. У каждой группы на столе лежит карточка изображение «дорожной ловушки (ситуации)», в которой может оказаться ребенок. Надо принять правильное решение и объяснить ситуацию.

(Родители работают сначала по группам: читают ситуацию, обсуждают её, а потом озвучивают правильное решение вслух).







1 группа

Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

- Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?

Вывод: Нужно показать подобные ситуации  ребенку, объяснить ему, почему стоящая или медленно приближающаяся машина может скрывать за собой опасность.


Правило № 1.

Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль.


2 группа


Обычно дети, пропустив машину, тут же бегут через дорогу.

- Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Вывод: Проехавший автомобиль нередко закрывает собой встречную машину. Под нее может попасть ребенок, если сразу побежит через дорогу. Показывайте ребенку на дороге, что проехавшая машина закрыла собой идущую в противоположном направлении, и объясняйте ему, как он должен вести себя в подобных обстоятельствах.


Правило № 2.

Можно выходить на проезжую часть только тогда, когда дорогу хорошо видно с двух сторон и машины находятся на безопасном расстоянии.

3 группа

Остановка – место, где дети чаще всего попадают под

машину.

- Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?

Вывод: В зоне остановки попадают под машину в три раза больше детей, 

чем на перекрестке.

Когда ребенок спешит на автобус, он не видит ничего вокруг.

- Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?

Вывод: Научить ребенка быть особенно осторожным в этой ситуации, внимательно смотреть вокруг себя и на дорогу.

Правило № 3

Стоящий автобус, как его ни обходи - спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет.

4 группа

Остановившись на дороге на осевой линии, дети следят только за автомобилями справа, и не думают о машинах, идущих у них за спиной.

-Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?

Вывод: надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.  

Правило № 4

Если уж  пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности. 


«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя.

-Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?

Вывод: перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться и только тогда переходить улицу.


Правило 5

Должно стать  у ребенка привычкой всегда перед выходом на дорогу даже на улице, где автомобили появляются редко, остановиться, оглядеться, прислушаться — и только тогда переходить через проезжую часть.


Я рада, что вы очень хорошо справились со всеми «дорожными ловушками». Мы рассмотрели лишь часть опасных ситуаций.

  1. Световозвращающие элементы

- Уважаемые родители! Хочу вам напомнить, что в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости ДТП со смертельным исходом в 3 раза выше, чем в дневное. Основная причина – это плохая видимость.

Позаботиться же о безопасности детей можно с помощью световозвращателей. Световозвращающие элементы - это элементы, изготовленные из специальных материалов, обладающих способностью отражать луч света обратно к источнику («возвращать свет»).

Фликер – это световозвращатель, который может спасти пешехода или ребенка на дороге. Обеспечивая видимость в условиях недостаточной освещенности, светоотражатель становится практически единственным способом обозначить себя на проезжей части.

При движении с ближним светом фар водитель автомобиля способен увидеть пешехода на дороге на расстоянии 25-50 метров. Если же пешеход применяет световозвращатель, то это расстояние увеличивается до 150-200 метров. А при движении автомобиля с дальним светом фар дистанция, на которой пешеход становится виден, с применением световозвращателей увеличивается со 100 метров до 350 метров. Это даёт водителю 15-25 секунд для принятия решения, помогает избежать беды.

В интересах пешехода, переходя проезжую часть даже по пешеходному переходу, необходимо обозначить свое присутствие на дороге, прикрепив световозвращающие приспособления, пусть водители видят вас и вашего ребенка издалека, чтобы у них была возможность вовремя затормозить. Даже если ребенок идет с вами, лучше обезопасить его и себя. Покупайте для малышей одежду, обувь, имеющие световозвращающие нашивки, наклейки, полоски, рисунки. Дайте детям возможность быть вовремя замеченными водителями, и тогда беда и трагедия минует ваш дом.

Научите ребенка постоянно пользоваться световозвращающимися приспособлениями, выходя на улицу. Объясните ему, что световозвращающее приспособление – не игрушка, о которой можно быстро забыть, а защита и безопасность на дороге в темное время суток, в условиях плохой видимости, во время дождя, тумана, метели. родителям быть положительным примером для детей, покупать одежду со световозвращающими элементами или дополнять ее световозвращателями. Главное – начать с себя, своей семьи. Советуют покупать фликеры только белого или лимонного цветов. Именно они имеют наиболее оптимальную световозвращаемость.

Вы скорее всего знаете, световозвращатели бывают съёмные и несъемные.

Среди съёмных световозвращателей можно выделить:

  1. Жилеты

  2. Браслеты

  3. Накладки на спицы

  4. Наклейки

  5. Брелки

  6. Значки



Виды несъёмных световозвращателей: шнурки со световозвращающимися нитями и световозвращающиеся вставки для обуви, отделка световозвращающим кантом верхней одежды и рюкзаков, термотрансферные изображения на футболках и т.д.



Но когда вы используете световозвращатели, вы должны быть уверены, что эти изделия действительно работают, так как от этого зависит жизнь вашего ребёнка.

Существует довольно простой способ «бытового» определения – световозвращающий материал перед вами или нет – сфотографировать световозвращающий элемент мобильным телефоном со встроенной вспышкой, желательно с расстояния 3-5 м

Сегодня на собрании я хотела довести до вас мысль о том, что только совместными усилиями педагогов и родителей можно научить ребёнка безопасному поведению на дороге. Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге. Я хочу, чтобы всё сказанное на этом собрании запомнилось вам. Для этого каждый из родителей получит «Памятку по ПДД». Чаще читайте её и обсуждайте различные дорожные ситуации с вашими детьми.

  1. Рефлексия

Ответьте пожалуйта на вопросы

Была ли полезна полученная информация?

Да Нет Не знаю

Что нового вы узнали?

Ничего

Ваше мнение

Необходимы ли такие родительские собрания?

Да Нет Всё равно

Будете ли вы проводить с детьми профилактические беседы

Да Нет Всё равно

Ваши предложения по поводу следующих родительских собраний

Благодарю всех родителей за посещение родительского собрания. До новых встреч!

  1. Список информационных источников

  1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания [Текст] /Н.И.Дереклеева.

- М.: ВАКО, 2004. – 240 с.

  1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.

  2. Добрая Дорога Детства: Методичка ДДД http://ddd-gazeta.ru

  3. https://vk.com/uid76

Приложение 1

Карточки для родителей


1 группа


Ситуация:







- Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?

Вывод:

Правило № 1.












2 группа



Ситуация:







- Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?

Вывод:

Правило № 2.











3 группа


Ситуация:







- Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?

Вывод:





Правило № 3














4 группа


Ситуация:







- Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?

Вывод:


Правило № 4








Ситуация:







- Что нужно объяснить ребенку в данной ситуации?

Вывод:

Правило 5





Приложение 2

Буклет для родителей




Приложение 3

Рефлексия

Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

Была ли полезна полученная информация?

Да Нет Не знаю

Что нового вы узнали?

Ничего

Ваше мнение______________________________

__________________________________________

Необходимы ли такие родительские собрания?

Да Нет Всё равно

Будете ли вы проводить с детьми профилактические беседы

Да Нет Всё равно

Ваши предложения по поводу следующих родительских собраний

__________________________________________

__________________________________________






Благодарю всех родителей за посещение родительского собрания.

До новых встреч!