Родительское собрание №2 во 2Г классе
МАОУ СОШ №58 г. Калининграда
Составила: учитель начальных классов
Горбовенко Т.И.
2022-2023
Тема: «Зачем ученику домашнее задание. Семья – мой помощник в учении». (В технологии деятельностного метода).
Форма: собрание-практикум.
Цель: познакомить с ролью семьи в процессе обучения ребёнка, со способом оказания помощи при затруднении в учебной деятельности.
Задачи:
1) Показать значимость учебного домашнего задания, его роль в развитии самостоятельности учащегося, ответственности, самодисциплины, умении добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
2) Обсудить проблемы подготовки домашнего задания;
3) Предложить родителям рекомендации по контролю выполнения домашних заданий школьником;
4) Дать рекомендации родителям по организации самообразования школьника.
Подготовительная работа:
1. Подготовка приглашений для родителей;
2. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме собрания;
3. Подготовка сценария собрания;
4. Составление памяток для родителей;
5. Специально к родительскому собранию на доске прикрепить высказывания по теме собрания:
«Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями» (Н.Г.Чернышевский).
«Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта» (Д.И.Писарев).
6. Оформить выставку учебных пособий для второклассника, литературы для родителей.
7. Поставить так парты, чтобы организовать групповую работу с родителями.
8. Подготовить бумагу, маркеры и другие необходимые канцелярские принадлежности.
Ход собрания.
1. Мотивация к учебной деятельности. (5 – 7 минут).
Приветствие. Вступительное слово учителя.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо Вам за то, что нашли время и пришли на родительское собрание! Надеюсь, что вместе мы преодолеем все трудности и найдём верное решение.
- Наши дети - второклассники. Главный объект их труда - книга, тетрадь, а главный труд в школе - учение. Необходимо поддерживать их интерес к учению, помочь им почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у них любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (Задание на пробное действие). (5 минут)
- Именно семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.
- Задумывались ли вы над значением этого слова? Как вы понимаете, что значит «помочь?» (Варианты ответов родителей.)
Учитель обращает внимание на тему собрания, записанную на доске: «Зачем ученику домашнее задание. Семья – мой помощник в учении».
- На какой вопрос нам надо найти сегодня ответ? (Зачем ученику домашнее задание. Семья – мой помощник в учении?)
Задание на пробное действие:
- А сейчас я вам предложу необычное задание: поднимите руку те, кто точно может дать ответ, на поставленный вопрос.
- Кто поднял руку, расскажите, что значит, на ваш взгляд, зачем ученику домашнее задание и семья - мой помощник в учении? (Родители называют варианты ответов.)
- У кого другое мнение? У кого нет варианта ответа?
- Видите, у каждого из вас свой ответ или нет ответа. А надо найти один общий на всех ответ, ведь в классе учатся вместе!
- На какой вопрос вы не смогли найти общий ответ? (На вопрос: «Зачем ученику домашнее задание и семья – помощник в учении?»)
3. Выявление причины затруднения. (2 минуты)
- Когда что-то не получается, надо остановиться и подумать. Давайте подумаем вместе, вы знаете точный, согласованный ответ на вопрос: «Зачем ученику домашнее задание и семья – помощник в учении?»
- (Нет, мы не знаем точного ответа на вопрос: «Зачем ученику домашнее задание и семья – помощник в учении?»)
- В чём причина затруднения? ( Родители пока не знают правильного ответа на поставленный вопрос).
4. Построение проекта выхода из затруднения. (3 – 4 минуты)
- Как только мы определили причину затруднения, мы можем причину устранить и преодолеть свое затруднение. Если мы не знаем ответа на вопрос, что нам надо узнать? (Нам надо узнать ответ на вопрос: «Зачем ученику домашнее задание и семья – помощник в учении?»)
-Вы сформулировали цель нашего сегодняшнего собрания. (Учитель фиксирует цель на доске).
-Как узнать правильный ответ на вопрос, чтобы достичь цели? Какие варианты достижения цели вы можете предложить? (Варианты ответов родителей).
- С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить порядок выполнения уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе.
Доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели, рационально распределять своё время, выполнять домашнее задание самостоятельно - всему этому ребенка нужно учить, учить тактично, ненавязчиво, не отбивая интереса к учебному труду.
5. Реализация построенного проекта (5 – 7 минут)
При выполнении детьми домашних заданий очень важно помочь или выработать навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно. Выработке этих навыков у детей и у вас, уважаемые родители, может помочь знание памяток. Вот примеры некоторых из них (выдать памятки родителям).
Общие рекомендации к самоподготовке:
• выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время;
• прежде чем начать заниматься, проветри комнату, выключи телевизор, компьютер, проверь готовность своего рабочего места;
• приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь;
• старайся все затруднения разрешить самостоятельно;
• о задании узнай в своём дневнике или в электронном дневнике ;
• забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;
• начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.
Письменные задания:
• внимательно прочитай задание;
• повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы;
• после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное;
• ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя.
Устные задания:
• посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание;
• прочитай задание по учебнику;
• выдели основные части, главные мысли текста;
• прочитай задание вторично;
• составь план прочитанного;
• расскажи по плану;
• повтори рассказ;
• следи за интонацией, темпом речи;
• не спеши, говори ясно, четко.
К решению задач:
• прочитай внимательно задание, если не понял содержания, прочитай еще раз, подумай;
• повтори условия задачи и ее вопросы;
• подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
• подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи;
• подумай, по какому плану будешь решать задачу; напиши краткую запись или составь схему, потом начинай решать задачу;
• проверь ход решения, ответ.
К выполнению заданий по русскому языку:
внимательно прочитай задание;
подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении;
если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и еще раз повтори;
выполняя задание, сверяйся с правилами;
проверь работу;
если обнаружил ошибку, аккуратно исправь ее или перепиши работу.
К выполнению заданий по чтению:
• прочитай текст;
• если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших или в словаре);
• если в чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз;
• прочитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его.
Правила списывания:
• прочитай предложение, затем прочитай каждое слово по слогам так, как оно пишется;
• списывай, диктуя себе по слогам;
• проверь списанное так: сначала читай слово в тетради, потом это же слово в книге.
6. Первичное закрепление во внешней речи. (5 – 7 минут)
- Я подготовила специальные задания для этого этапа нашего собрания. (Работа в группах).
- Каждая группа получает задание: используя памятки, проанализируйте предложенные ситуации, ответьте на поставленные вопросы и затем выскажите свою точку зрения на предложенную проблему.
Задание для группы 1. Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.
Запишите ваше мнение в таблицу:
Если родители помогают | Если родители не помогают |
1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. |
Эталон. Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.
Задание для группы 2. Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным (обсуждают и отвечают на месте)?
Эталон. Для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т. п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понятно, что ему надо сделать и как, тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить.
Задание для группы 3. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?
Эталон. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка:
• на строчку, где допущена ошибка;
• на слово с ошибкой;
Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.
Задание для группы 4. Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?
Эталон. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.
Задание для группы 5. Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет - постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям (обсуждаю и отвечают)?
Эталон. До тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой. (5 – 7 минут)
- Вы работали в группах, а сейчас предлагаю поработать самостоятельно. Я подготовила для этого этапа нашего собрания специальное задание.
- Пожалуйста, опираясь на эталон, сформулируйте и запишите ответ на вопрос: «Зачем ученику домашнее задание и семья – помощник в учении?»
- Вы сами узнали ответ на вопрос: « Зачем ученику домашнее задание и семья – помощник в учении?» ( Да, если ребёнок научиться использовать эти памятки, то ему будет легче выполнять не только домашнюю работу, а также и самостоятельную работу в классе. А мы, при проверке домашнего задания должны нацелить своего ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры, а также умел отвечать на вопросы: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?»)
- В семье необходимо создать атмосферу постоянного внимания друг к другу, к успехам каждого члена семьи. Радость родителей по поводу успеха ребенка, его новых знаний воспитывает в нем желание учиться. В этом серьезном труде у школьника могут быть и какие-то неудачи. Хорошо, когда родители стремятся помочь ребенку преодолеть их, не срывают на нем свое раздражение по поводу этих неудач.
8. Включение в систему знаний. (3 минуты)
- Где Вы можете применить свои знания, которые получили сегодня? ( Дома, когда будем проверять домашнее задание у своего ребёнка. А ещё мы решили: 1) Совместно со своим ребенком необходимо выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению; 2) Составить памятку «Садимся за уроки»; 3) Организовать в каждой семье рабочий уголок ребенка; 4) Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.)
9. Рефлексия деятельности на уроке.(5 – 7 минут)
- Удалось ли нам достичь поставленной цели, что не получилось, над чем надо поработать? (Отвечают родители).
- Как вы думаете, пригодится Вам в дальнейшем то, о чём мы сегодня с вами говорили?
- А теперь поработаем с «Лесенкой успеха».
- С помощью этой лесенки мы оценим свои знания и умения, поэтому лесенка разделена на две половины: «знаю» и «умею». Использование «Лесенки успеха» является средством формирования способности к адекватной самооценке.
- Если вы не поняли, что значит зачем ученику домашнее задание и семья – помощник в учении, нарисуйте человечка на нижней ступеньке лесенки. Если вы все поняли и можете рассказать о новом знании, – нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях – на 2-й или 3-й ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам.
- Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на нижней ступеньке?
- Кто из вас может рассказать почему?
- Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на 2-й или 3-й ступеньке?
- Кто из вас может рассказать почему?
- Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на верхней ступеньке?
- Кто из вас может рассказать почему?
- Если Вы, уважаемые родители, оценили свою работу на собрании по-разному, это тоже хорошо. Кто-то для себя нашел ответ на очень важный вопрос, а кто-то зафиксировал затруднение, вопрос, что является первым шагам к его успешному разрешению.
10.Подведение итогов собрания. (2 – 3 минут)
- Предлагаю Вам высказать свое мнение по поводу собрания и заполнить анкету обратной связи.
- Подтверждением вывода собрания могут быть слова:
«Если ты дашь человеку рыбу, он поест один раз. Но если ты научишь его ловить рыбу, он будет сыт всегда». (Восточная мудрость)
«Мать и отец, папа и мама – это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое». (Г.А. Медынский)
- Желаем Вам удачи и творческих успехов!
- Мы вместе, значит, у нас все получится!
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/316073-roditelskoe-sobranie-na-temu-zachem-ucheniku-
9