СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий родительского в 3 класс "Учим детей мыслить"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий родительского в 3 класс "Учим детей мыслить"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №17»












Родительское собрание на тему «Учим детей мыслить»












Подготовила:

Буцанец Алёна Александровна














Г.Новосибирск

2024 г

Цель: оценить значимость развития мышления как механизма решения значимых проблем.

Задачи:

1. Сформировать представления родителей о мышлении как искании и открытии нового, решении проблем.

2. Уяснить возможные стратегии развития мышления младших школьников.

3. Отработать доступные в практике семейного воспитания приёмы развития мышления детей.

Форма проведения: родительский практикум

Вопросы для обсуждения:

• Что такое мышление, какова его роль в перспективе жизни ребенка?

• Чем мышление отличается от думания?

• Каковы стратегии развития мышления ребенка?

• Можно ли заставить мыслить?

• Проблемные ситуации как основа мышления.

• Можно и нужно научить детей правильно организованно мыслить.


Ход собрания:

«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребёнка в школьном возрасте вся принадлежит школе: нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо большее влияние оказывает время, природа и семейная жизнь»

(К.Д. Ушинский) (На слайде)

Сегодня мы поговорим о развитии мышления. Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить! Что значит «меть мыслить»? разве это умение не дано нам от рождения?

Мы рождаемся с разными задатками, в том числе и в мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому человеку (ребёнку), которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал своё мышление сам. Но для этого нужны систематические родительские усилия, а не только школьные занятия?

Итак, целью нашей встречи является оценить значимость процесса развития мышления ребёнка. Совершим мы нашу работу, шагая по «лесенке» познания секретов мышления. (На слайде)

1. Почему это важно?

2. Мышление и «думание»?

3. Стратегии взрослых.

4. Как научить детей мыслить?

1.Почему это важно?

Мы все хотим своему ребёнку только лучшего, поэтому в первую очередь, должны понять, почему мышление – это важно. Представьте себе, что ваш ребёнок вырос уже и в силу обстоятельств попал в неординарную ситуацию, например, профессиональную. К ней нет готового решения, и человек имеет несколько вариантов выбора. Нужно найти тот, который с наименьшими потерями ведёт к результату. Так чего же в этой деятельности больше - воспоминаний о результатах «правильного» обучения или анализа ситуации? (безусловно, второе)

Легче тем, кто на протяжении учения (в школе, дома) и наблюдения явлений жизни постоянно попадал в ситуации выбора, имел опыт разрешения противоречий, «набивал шишки» и ошибался.

Уметь мыслить – значит уметь разрешать проблемы пока учебные, а затем – жизненные и профессиональные, а для этого нужен опыт. Хочу подчеркнуть, что умение мыслить универсально. Если ребёнок овладел им, он будет успешным во всех предметах. Переходя к следующей части, делаем вывод: хорошо развитое мышление не имеет предметных границ и помогает человеку и в освоении наук, и в жизни, и в профессии. И если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был успешным, вам нужно включиться в процесс развития его мышления.

2. Мышление и думанье.

- Итак, мы понимаем мышление как искание и открытие нового, как решение проблем. Часто ли мы решаем проблемы и ищем новые решения? Очень редко. Мышление вообще – очень редкий процесс. Но вы можете возразить мне, утверждая, что мы почти никогда не можем застать себя не думающими. Верно, но «думание» и мышление – разные вещи. Думать включает в себя следующие процессы: воспоминание, представление, воображение. Они текут хаотично, неорганизованно и не дают продукта. Надо признать, что людей с неорганизованным мышлением очень много. Каждый, наверное, бывал в ситуации, когда, задумавшись, уходил мыслью так далеко, что удивлялся и пытался раскрутить ход мыслей назад, и это оказывалось очень нелегко, потому, что он бесценен, хаотичен. Мышление же всегда имеет цель.

Сейчас мы попытаемся с вами заполнить следующую таблицу.

мышление думание

мышление

думание

Имеет цель

Хаотично

Это открытие нового

Это воспроизведение уже известного

Помогает ответить на вопросы: «почему?», «как?», «зачем?»

Помогает ответить на вопросы «что?», «где?», «когда?»

Задание родителям: Сформулировать два варианта вопроса ребёнку о миграции птиц, о деревьях осенью, которые на ваш взгляд, развивают мышление ребёнка, а какие предполагают думание.

Поиск ответов на нестандартные вопросы, иначе решение проблемы – это первые шаги в процессе мышления. Мы выяснили, что вопросы: Как? Зачем? Почему?- активизируют мышление. А вопросы: Что? Какой? Когда? Сколько? – это вопросы к памяти (стратегии поведения).

Хотелось бы продемонстрировать уровень мышления и мыслительных операций каждого учащегося. Каждый на партах может посмотреть статистику по своему ребенку.

3. Стратегии взрослых.

Чтобы ответить на вопрос «почему это произошло?» требуется собственное размышление ребёнка или обращение к взрослому. Вот тут взрослый выбирает разные стратегии прерывания размышлений ребёнка:

1) подрастёшь – узнаешь (прерывание размышлений);

2) разжевать и положить в рот (воспитание интеллектуального иждивенчества);

3) а сам как думаешь? (поддержка познавательного интереса).

Сделаем вывод: взрослый должен дать ребёнку не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается.

4. Как научить детей мыслить?

Прежде чем получить ответ на этот вопрос, давайте удивимся тому, что процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребенка и у взрослого, неграмотного и ученого (алгоритм процесса мышления).

Алгоритм процесса мышления

• Усмотрение противоречия (что-то не так, что-то не то), сопровождающееся тревогой, отрицательными эмоциональными состояниями.

• Осознание проблемы и возникновение желания ее разрешить (проблемная ситуация), которые в эмоциональном плане порождают интерес; мотивацию к решению.

• Поиск решения - процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане - азарт и разочарования.

• Момент нахождения решения сопровождается, как правило, яркими положительными эмоциями, радостью, восторгом.

• Проверка решения (у детей необязательна, если найденный ответ, даже неверный, удовлетворяет ребенка, чаще всего он за подтверждением обращается к взрослым); эмоциональное состояние - чувство удовлетворения или досады, если ответ неправильный.

- А теперь попытаемся ответить на вопрос: Что значит учить ребёнка мыслить?

Развивать мышление – значит учить:

1. обобщать и систематизировать

2. выделять главное

3. сравнивать

4. доказывать и опровергать

5. находить аналогии

6. определять понятия

7. классифицировать

8. ставить и разрешать проблемы

Итак, делаем обобщающий вывод: мыслить детей мы учим через создание проблемных ситуаций и решение проблем. Предлагаю вам ряд упражнений, которые можно использовать в практике семейного воспитания.

1. Упражнение «Чем похожи? Чем отличаются?» - развивает умение сравнивать. Перед началом игры подбирается пары предметов так, чтобы между ними можно было установить сходства, так и отличия (стол и стул, ручка и карандаш). В конце игры определяется победитель.

2. Упражнение «Кто назовет больше признаков?» - развивает умение выделять существенные признаки. Ведущий называет один из предметов окружающей обстановки, а игроки по очереди назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету.

3. Упражнение «Формулирование определений» - развивает способность выделять главное, учит четкости и стройности мышления. Называется знакомый всем предмет или явление, например, дырка. Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления.

4. Упражнение «Поиск аналогов» - развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства. Называется предмет, например, вертолет. Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например, могут быть названы птица или бабочка – летают и садятся, автобус или поезд – транспортные средства.

5. Упражнение «Поиск противоположных предметов» - задание на сравнение предметов, поиск свойств предметов. Называется какой-либо предмет, например, дом. Надо назвать как можно больше других предметов противоположных данному.

6. Упражнение «Поиск предметов по заданным признакам» - отработка умения нахоить аналогии между различными явлениями и предметами. Ставится задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два-три предмета.

Проблемные ситуации можно создать и на жизненном материале, при решении бытовых или ситуационных задач. Замечательный способ развития мышления – коллекционирование.

Заключение.

Мы убедились, что мышление – процесс сложный. Мыслить нельзя заставить. Родителям, поставив проблему, не надо торопиться, подсказывать решение, а набраться терпения и мудрости и дать мышлению «разогнаться». Я желаю вам успеха на трудном пути восхождения к высотам. Пусть этот путь дети пройдут вместе с вами. И тогда, наверняка, он будет для вас не только трудным, но и счастливым. Я хочу вам предложить буклет, который можно использовать в практике семейного воспитания, которые, надеюсь, упражнения помогут вам в этом очень важном деле.



Анализ родительского собрания в 3 «А» классе от 07.05.2024 г.

На повестке родительского собрания стояла проблема помощи родителей в выполнении домашних заданий их детьми, общая успеваемость класса на конец учебного года, общие положения школы и проблема развития мышления у учащихся начальной школы. В течение всего собрания, родители делились опытом семейного воспитания. Вместе с ним была рассмотрена роль мышления, пути его активизации и развития. Родителям была рекомендована педагогическая литература по изучаемой проблеме, так же были предложены буклеты по теме. Из анализа учителя были выявлены причины недостатков и поставлены задачи. На родительском собрании учитывались возрастные особенности целевой аудитории, были использованы упражнения для развития понятийного мышления. Был организован обмен мнениями. Выступления родителей несли информационный характер. Были сделаны выводы по обследованному вопросу, принято решение. Диалог с родителями был тактичен, соблюдались правила коммуникации, проявлялась активность и уверенность в общении. Помещение было оборудовано для родительского собрания. На собрании присутствовало человек. Анализируя данное родительское собрание можно сказать, что была использована традиционная форма проведения родительских собраний - выступление классного руководителя с последующим обсуждением родителей и выполнением упражнений.

Выводы: собрание содержало полезную информация для родителей, достигло поставленных целей и прошло в доброжелательной обстановке. Тема собрания актуальна для данного школьного возраста и поэтому была интересна для родителей. На собрании использованы разнообразные приемы и формы работы с родителями. Была проведена предварительная подготовка: подбор материала и создание презентации и буклета.






























Протокол родительского собрания


от «07» мая 2024 г.


Тема: «Учим детей мыслить».

Присутствовали:15 человек

Повестка собрания:

  1. Информация общешкольного собрания.

  2. Промежуточные результаты на конец учебного года, поведение учащихся.

  3. Обсуждение нового предмета в 4 классе.

  4. Итоги участия в конкурсах и олимпиадах.

  5. Техника безопасности в летний период.

  6. Тематическая беседа на тему «Учим детей мыслить».

Слушали:

Вопросы общешкольного собрания: дисциплина учащихся в школе и на улице, общешкольные вопросы, уважение к учителям, движение «Орлята России».

Вопросы собрания в классе: дисциплина учащихся, внешний вид, промежуточные результаты учащихся на конец учебного года, итоги участия во всероссийский олимпиадах «Экология России», «Лига эрудитов», обзор на новый предмет в 4 классе, обсуждение техники безопасности в летний период: на водоемах, ПДД, антитеррор, во время погодных условий. Вопросы тематической беседы: что такое мышление, как отличить мышление от думания, методы развития мышления у младших школьников, результаты диагностики «Уровня мышления младших школьников».

Решение:

  1. Провести беседу по технике безопасности в летний период: на водоемах, в парках, ПДД, антитеррор.

  2. Провести с учащимися беседу по правилам поведения в школе, на переменах, в столовой. Запретить использование сотовых телефонов в учебном заведении.

  3. Исправить отметки по контрольным работам, с целью повышения отметки за четверть.

  4. Больше участвовать в олимпиадах, конкурсах, викторинах, которые предлагает классный руководитель.

  5. Применить методы для повышения уровня развития мышления у младших школьников, больше разговаривать и помогать им.







«07» мая 2024 года Подпись классного руководителя___________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!