Сценарий родительского всеобуча «Формирование семейных ценностей» (на примере сказки-притчи А.Экзюпери «Маленький принц»)
*Мероприятия, направленные на пропаганду семейных ценностей, семейного образа жизни, ответственного родительства
Дмитриева А.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №40»
Психологи утверждают, что человеку необходима семья, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, так как именно в ней формируются черты характера ребенка, которые будут в будущем транслироваться в социуме. Каждый член семьи играет большую роль в формировании личности ребенка, который, общаясь, перенимает мировоззренческую модель родителей. По мере взросления человек может сознательно не принимать или даже отвергать модель поведения семьи, в которой он рос, однако бессознательно будет нести в себе манеру общения и ценности, заложенные в него в раннем возрасте.
Вопросы семейного воспитания стали центром внимания еще в древние времена. В России особое внимание этому вопросу стали уделять в эпоху правления Петр I. В XVIII веке в России появляются первые воспитательные общества. В XIX веке осуществляются разнообразные педагогические проекты творческого, свободного воспитания подрастающего поколения. В ХХ веке особый вклад в семейную педагогику внесли такие известные люди, как П. Ф. Каптерев, В. В. Розанов, К. Н. Вентцель, В. М. Бехтерев, М. М. Рубинштейн и другие.
Как мы видим, интерес к вопросу семейного воспитания в ХХI веке только усилился. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Согласно ФЗ РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации» ст. 44 родители «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка...», в то время как «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Таким образом, именно родители являются первыми педагогами для своих детей, и с них не снимается ответственность за формирование личностных качеств ребенка.
Хочу поделиться опытом работы по формированию семейных ценностей через уроки литературы и работу с родителями. Как классный руководитель, я работаю не только с детьми, но и их родителями. Для меня важно, чтобы ценности, которые я формирую на уроках, продолжали формироваться и в семье. Сотрудничество школы и семьи позволяет реализовать цели, поставленные мной.
Родительский всеобуч, который я проводила в 6 классе, был направлен на формирование представлений о ценностях в семье, это и стало его целью.
Задачи:
- объединить родителей и детей;
- создать для родителей ситуации, в которых они могли бы смотреть на мир глазами ребёнка;
- показать особую роль семьи в формировании личности ребенка;
- вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.
Ожидаемые результаты:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- создание условий для совершенствования детско-родительских отношений;
- оказание позитивного влияния на воспитание ребёнка в семье.
Ход всеобуча.
Вступление:
Добрый день, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас в стенах нашей школы. В начале разговора я предлагаю Вам высказать свое мнение о том, что такое семья? Как вы понимаете значение этого слова? С чем оно у Вас ассоциируется?
Предлагаю составить кластер «Семья» (в центре доски появляется слово СЕМЬЯ, вокруг которого белым мелом написаны ассоциации, предложенные родителями).
Посмотрите на доску. Я вижу, что все настроены позитивно. Слова, которые у вас ассоциируются с семьёй, имеют только положительную окраску. Давайте теперь представим, что в каждой семье так или иначе возникают конфликтные ситуации, которые вызывают негативные эмоции.
Какие слова с негативной оценкой у вас ассоциируются с семьёй? (на доске синим мелом учитель пишет слова, предложенные родителями).
Вот теперь, полагаю, мы видим наиболее полную картину семьи. В каждой семье случаются конфликтные ситуации, моменты недопонимания, а когда ребенок приближается к подростковому возрасту, то этого ставится больше. Как в этот момент сохранить доверие ребёнка? Как сохранить его психологическое здоровье? Чем помочь ребенку, когда он, в силу кризисного этапа формирования личности, отрицает все, что принимал раньше? На эти вопросы мы с вами совместно будем искать ответы в ходе сегодняшнего разговора.
Работа по теме:
А кто-нибудь из вас знает, что мы сейчас проходим на уроках литературы? (ответы родителей)
Я рада, что часть из вас знает о том, что мы с ребятами уже несколько уроков подряд говорим о сказке-притче «Маленький принц». Это говорит о том, что вы интересуетесь школьной жизнью ребенка. Психологи утверждают, чтобы быть в курсе того, что происходит у ребенка в школе, необходимо «правильно» задавать вопросы. Дежурная фраза «как у тебя дела?» и сухой ответ «нормально» не являются полноценным разговором с ребенком, в ходе которого он может поделиться удачами и неудачами в школе.
Чтобы ребёнок вам доверял, стоит придерживаться некоторых правил:
- будьте искренними;
- если у вас совсем нет времени на разговор, лучше его перенести на более удобное время, чем быть безучастным при общении с ребёнком;
- старайтесь смотреть ребёнку в глаза, прикасайтесь к нему (можно приобнять, потрепать по голове, поцеловать, взять за руку, положить руку на плечо и т. д.);
- между вами не должно быть компьютеров, телефона, планшета и других «гаджетов», отвлекающих от общения;
- рассказывайте о себе, о своих переживаниях, спрашивайте совета у ребёнка;
- выполняйте все, что обещали. Если не смогли выполнить, найдите слова, чтобы извиниться;
- если ребёнок хочет побыть один ─ это его право. Он имеет права хранить от вас секреты;
- если ребёнок поделился с вами своим секретом (хотя вы его считаете не очень важным), держите его в тайне и не смейтесь над ребёнком.
(Данные правила распечатать и раздать родителям)
«Все мы родом из детства», — сказал однажды Антуан де Сент-Экзюпери, автор «Маленького принца», и добавил: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит…». Как вы понимаете эту фразу? (ответы родителей)
Данное произведение написано не столько для детей, сколько для взрослых. Обычно в таком возрасте ребенок еще не размышляет о нравственных ценностях так, как предлагает это делать А.Экзюпери, но с фразой «Странный народ эти взрослые», которую несколько раз произносит герой сказки, каждый второй ученик соглашается. А это говорит о том, что некоторые дети чувствуют себя непонятными взрослыми.
Семья – это то место, в котором тебя любят и принимают таким, каким ты есть. Об этом необходимо помнить каждому из нас.
Когда человек взрослеет, он уже не воспринимает мир так, как воспринимал его, будучи ребёнком. То, что интересует ребенка, часто вызывает у взрослого непонимание, а иногда и страх.
Работа по иллюстрациям А.Экзюпери из сказки «Маленький принц».
Посмотрите на картину. Что вы на ней видите?
(картинки раздать родителям)
(ответы родителей)
Зачитаю вам фрагмент из сказки:
Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.
— Разве шляпа страшная? — возразили мне.
А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Это мой рисунок №2:
Этот эпизод показывает нам колоссальную разницу во взглядах на жизнь взрослого и ребенка. Давайте посмотрим, к чему это привело в дальнейшем.
Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками №1 и №2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.
Какую бы проблему вы здесь могли выделить? (ответы родителей)
Как можно было бы её избежать? (ответы родителей)
Взрослые люди, в особенности родители, должны поддерживать ребенка в его начинаниях, иначе он может потерять веру в себя, а это самое страшное для подростка. Не забывайте об этом!
Истины от «Маленького принца»
Предлагаю разобрать истины от маленького принца. Давайте подумаем, как можно перенести их на воспитание вашего ребенка.
1. «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
Расскажите детям, почему с утра обязательно нужно умываться, чистить зубы и заправлять кровать.
2. «Они думают: если у них есть шипы, их все боятся».
Иногда так полагают и люди: они выпускают «шипы» для того, чтобы отгородиться от мира, скрыть слабость и нерешительность. У детей такой период наступает в подростковом возрасте. Чтобы вашему ребенку не захотелось прятаться в напускной агрессии, принимайте его таким, какой он есть, разговаривайте о его слабостях. Объясните, что прикрывать агрессией свои чувства и отгораживаться от общества — не лучшая стратегия жизни.
3. «Судить себя куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр», — и в этом Король был прав.
Оценивать и судить себя за проступки гораздо сложнее, чем осуждать других людей.
4. «Надо было судить не по словам, а по делам».
Разговаривайте с ребёнком о том, поступки, совершаемые человеком, отражают его внутренний мир.
6. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Учите ребёнка прислушиваться к своим чувствам, а также думать о том, что могут чувствовать другие.
На протяжении долгого времени поднимается вопрос: кто же отвечает в большей степени за формирование нравственного мира ребенка, его личности в целом: семья или школа?
А как считаете вы? (ответы родителей)
Подводя итог нашему разговору, я хочу сказать о том, что только сотрудничество семьи и школы способствует гармоничному формированию личности ребенка. Однако именно в семье закладываются фундамент личности, её нравственные ценности, жизненные ориентиры и убеждения, школа должна продолжить эту нелегкую работу. Важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большого влияния на детей, чем родители. Пример семьи – основа воспитания.
Рефлексия:
В конце нашего разговора предлагаю вспомнить пословицы о семье (ответы родителей).
Я хочу подарить вам такие листочки с пословицами. Не забывайте, что это мудрость, которую народ собирал многие столетия.
Пословицы.
1. Вся семья вместе, и душа на месте.
2. На что и клад, когда в семье лад.
3.Согласную семью и горе не берет.
4. Не будет добра, коли в семье вражда.
5. Семья без детей, что цветок без запаха.
6. В семье разлад, так и дому не рад.
7. Семья в куче – не страшна и туча.
8. Семья крепка, когда над ней крыша одна.
И перечитайте сказку А.Экзюпери «Маленький принц». Она написана для нас, взрослых.
Спасибо, что нашли время и пришли, а также приняли активное участие в нашем разговоре. До свидания.
Использованные источники:
1. А.Экзюпери «Маленький принц», Саратов. Приволжское книжное издательство, 1982 год.
2.https://medaboutme.ru/articles/top_30_voprosov_k_rebenku_o_ego_shkolnom_dne/
3.https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya rabota/2015/11/24/osnovopolozhniki-otechestvennoy-pedagogiki-o-roli-semi
4. Силенова, О. В. Факторы, влияющие на добровольную утрату роли родителя в воспитании несовершеннолетних. / О. В. Силенова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 138-139. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89241/ (дата обращения: 29.04.2024).
4