СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий ролевой игры "Суд над Раскольниковым"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий можно использовать как заключительный урок в теме "Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", можно использовать при проведении воспитательного мероприятия. Форма ролевой игры даёт возможность учащимся попробовать себя в роли обвиняемого или обвиняющего; развивает коммуникативную компетенцию школьников; несёт в себе воспитательную функцию.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий ролевой игры "Суд над Раскольниковым"»

Сценарий ролевой игры

«Суд над Родионом Раскольниковым»

Оформление: на доске название «Суд по законам нравственности»

Эпиграф: «И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, с разбоем империалистов, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом населения, тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности, гуманизму»

Ч.Айтматов

Учитель. Уважаемые участники деловой игры. Сегодня вы попробуете определить виновность или невиновность героя психологического романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. В своих выводах и умозаключениях руководствуйтесь заповедями Божьими (участники по одному называют заповедь и приклепляют на доску). Не оставьте без внимания степень вины и других героев романа; определите, какую заповедь каждый из них нарушил.


Заповеди:

1. Да не будет у тебя других Богов, кроме меня

2. Не делай из себя кумира …

3. Не произноси имя Господа своего всуе

4. Шесть дней трудись, а в седьмой - отдыхай

5. Почитай отца своего и мать

6. Не убий

7. Не прелюбодействуй

8. Не воруй

9. Не лжесвидетельствуй

10. Не желай имущества ближнего своего


Судья: Сегодня на заседании Петербургского городского суда рассматривается дело бывшего студента Петербургского университета Родиона Раскольникова по обвинению его в убийстве коллежской секретарши Алёны Ивановны и сестры её Елизаветы Ивановны и ограблении оных.

Прокурор: Родион Романович Раскольников обвиняется в убийстве Алёны Ивановны и Елизаветы Ивановны. На этот шаг его подтолкнула выдвинутая им так называемая теория «двух разрядов». Подсудимый делит людей на обыкновенных и необыкновенных — гениев. Само основание этого деления выдаёт его ненасытное и необузданное тщеславие, так как себя он относит к «высшему» разряду. Но теория «двух разрядов», с помощью которой подсудимый пытается обосновать и оправдать своё преступление, сама уже есть преступление. Взгляды Раскольникова насквозь пронизаны противоречиями:

  1. Если кто-нибудь другой, тоже исповедующий эту теорию, решит, что ему для самопроверки необходимо убить мать или сестру его, как отнесётся к этому подсудимый?

  2. Что он сделает, если кто-нибудь другой сочтёт Раскольникова за «вошь» и решит его убить, чтобы «своё новое слово» сказать? Всегда ведь среди «необыкновенных» найдутся желающие попасть в ещё более «необыкновенные»

  3. Если бы на месте Елизаветы Ивановны оказались сестра, мать преступника, убил бы он их?
    Следовательно, в теории нужны исключения для родственников подсудимого. А для детей? Но тогда ведь и лопнет вся монолитность бесчеловечного деления на два разряда. Опираясь на ложную теорию, Раскольников считал, что отвечать за своё преступление может и должен он один. Но жить в обществе и быть свободным от него - невозможно. В результате пострадали невинные люди - его родные и близкие. Господа критики пытаются оправдать преступление, назвав его индивидуалистическим бунтом Раскольникова против существующего строя. Они считают, что подсудимого толкнуло на это преступление нужда. Но на самом деле - это не бунт. Это эксперимент, в котором один человек хотел убедиться, сможет ли он убить другого. Р. не помышлял о собственном благополучии и шел на убийство сознательно: само преступление уже давно свершилось в его уме. Оно не может быть оправдано. Обвинение требует для подсудимого Раскольникова высшей меры наказания.

Судья: Слово защите.

Адвокат: Ваша честь, мой оппонент справедливо заметил и коснулся вопроса о причинах совершения преступления. Хочу обратить Ваше внимание на этого молодого человека, моего подзащитного. «Он замечательно хорош собой, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Они до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы выходить в таких лохмотьях на улицу.

Разрешите представить справку о жилищных условиях, подписанную самим Фёдором Михайловичем Достоевским. «Это крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоими, и до того низкая, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствует помещению: три старых стула, не совсем .исправных, крашенный стол в углу, на котором лежали несколько тетрадей и книг… и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину „ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях»

Хочу заметить ваша честь, что в таких условиях человек не может себя чувствовать себя членом; цивилизованного общества. Это мой ответ на замечание прокурора.

Судья: Начинаем слушанье свидетельских показаний. Вызываться первый свидетель: Раскольникова Дарья Романовна.

Напоминаем Вам об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

(Дуня присягает на учебнике «Литература»)

Адвокат: Что вы можете сказать о Раскольникове как о брате?

Дуня: Добрый, отзывчивый, заботливый. От природы честолюбивый; стремился к знаниям, мы даже не предполагали, что он бросил университет, но у него были на это причины: не мог оплатить учёбу.

Судья: Считаете ли вы, что Ваш брат совершил преступление ради Вас и вашей матери?

Дуня: Нет. Он думал в тот момент о всех «униженных и оскорбленных», как он. Адвокат: Каково было состояние вашего брата во время первой встречи в Петербурге.

Дуня: Его состояние заставило нас с мамой волноваться. Раскольников всегда был открытым, честным человеком, гордым. А в тот момент перед нами был человек рассеянный, мысленно отсутствующий при разговоре. Это наводило на разные мысли, но ни в коем случае не об убийстве.

Прокурор: Ваша мама заметила, в одной из бесед, что Вы с Раскольниковым похожи. В чем, по-вашему, это сходство? Значит, вы тоже совершили бы преступления?

Дуня: В жертвоприношении. Я собиралась замуж за Лужина, желая тем самым помочь Раскольникову (материально) окончить университет. А он принес себя в жертву обществу. Я убеждена, что только исключительные обстоятельства могли привести к столь трагичным последствиям. А совершить преступления я бы не смогла. У нас с братом есть совесть.

Судья: Вопросы у обвинения (защиты) есть.

Достоевский: Моё произведение представляет собой странное обвинение, брошенное в лицо буржуазному обществу истинный убийца, гибель человеческих душ - это ты.

Но это не значит, ваша честь что я оправдываю своего героя. Я позволил себе дать пояснение к этому пункту.

Судья: Приглашается Свидетель: Мармеладова Софья Семёновна.

(напоминает об ответственности за дачу заведомо ложных показаний)

Прокурор: При каких обстоятельствах вы познакомились с господином Раскольниковым?

Соня: В день, когда мой несчастный отец попал под лошадь. Этот гражданин помог довести его домой, отдал остаток своих денег, чтоб мы могли похоронить несчастного отца.

Прокурор: В каких отношениях вы состояли с подсудимым?

Адвокат: Протестую. Это не относится к делу. Судья: Протест отклонен. Продолжайте.

Соня: В дружеских. Я увидела в нем человека, у которого болит душа (заблудшая душа). Это человек, который совершил грех и не находит в себе силы раскаяться. Это человек, вызывающий у меня сочувствие.

Адвокат: Всегда ли Вы замечали у моего подзащитного признаки психологического расстройства. Не замечали ли вы в моем подзащитном противоречивых поступков.

Соня: В одной из бесед с Родионом я пыталась получить ответ на вопрос: «Как же вы сами последнее отдаете, а убили, чтоб ограбить?» Поняла, что он отдает, чтоб помочь, и убил, чтоб обществу помочь. Он мучается оттого, что не хочет принять страдания как расплату за преступление, т.е. не хочет признать себя виновным.

Прокурор: Вы, как нам известно, человек верующий. С этой позиции ответьте: нарушил ли Родион заповеди Бога.

Соня: Конечно. Но, ваша честь, я верю в него, в то, что моя любовь сумеет очистить душу этого человека, возродить его к жизни.

Прокурор: У меня сомнения в том, можно ли доверять этому свидетелю? Намой взгляд, ее стоит привлечь к ответственности за недонесение попреступлению.

Адвокат: Я протестую.

Судья: Протест принят.

Адвокат: Софья Семеновна, в чем состоит ваша правда?

Соня: В отрицании права на убийство.

Судья: Как вы думаете, когда Раскольников испытывает кульминационный момент?

Соня: В тот вечер, когда он мне признается в убийстве. Ваша честь, обращаю ваше внимание на то, что он сам перечисляет, переосмысливает, осуждает мотивы преступления. Наказание, которое определит суд, будет благом для него, т.к. позволит ему страданием искупить вину. А я буду всегда рядом с ним.

Адвокат: Ваша честь, обращаю ваше внимание еще на одну деталь, подтолкнувшую моего подзащитного к преступлению.

Сам Достоевский (будучи арестованным с петрашевцами) заявлял: «Зачем же я учился, зачем наукой возбуждена во мне любознательность, ежели я не имею права сказать моего личного мнения». Я считаю, что эти слова могли бы принадлежать и Раскольникову. Судья: Приглашается свидетель Лужин.

(напоминает об ответственности за дачу заведомо ложных показаний)

Прокурор: Скажите: в какие отношения были у вас с подсудимым?

Адвокат: Протестую.

Судья: Протест отклонен.

Лужин: Недавно между Раскольниковым и мной произошла ссора. Он был против моего брака с его сестрой. Это человек, думающий только о себе - эгоист. Он лишил счастья Авдотью Романовну.

Адвокат: На сколько я могу судить, Авдотья Романовна по своей воле расторгла помолвку с вам. Ведь вы ее брали не как жену, а как вещь, напоминая ей при случае о своей «благодетели».

Прокурор: Протестую. Это не имеет отношения к вопросу.

Судья: Протест принят.

Прокурор: Считаете ли Вы, что Раскольников совершил преступление в здравом уме?

Лужин: Конечно, такой, как Раскольников способен на все. Что значат его слова: «Человек - вошь»? Кто дал ему на это право?

Адвокат: В отличии от вас, многоуважаемый свидетель, Раскольников не был подлым человеком. Ваша честь, прошу взять во внимание тот факт, что господин Лужин, с целью мщения Раскольникову совершил подлость по отношению Соне Мармеладовой, подсунув своеручно ей деньги в карман, а затем публично оклеветав ее.

Судья: Каков ваш жизненный принцип?

Лужин: Мое кредо: «Я для себя». А что здесь плохого?

Достоевский: Прошу заметить, что я неслучайно в произведение ввел двойников. Лужин является в какой-то степени «двойником» Раскольникова. Он впитывает в себя теорию «разумного эгоизма», которая лежит в основе теории Раскольникова. Так что позвольте сказать словами классика: «А судьи кто?»

Лужин: Да, я отрицаю жертвенность ражи общего блага, утверждаю бесполезность «единичных щедрот и считаю, что забота о собственном благосостоянии есть забота и о «всеобщем преуспевании». А что касается женитьбы на бедной девице, уже испытавшей жизненное горе, по-моему, выгоднее в супружеском отношении, чем на испытавшей довольство, ибо полезнее для нравственности».

Прокурор: Считаете ли вы, что Раскольников опасен для общества?

Лужин: Я считаю, что Раскольников не только виновен в убийстве, а и для общества опасен: своим поведением он оскорбляет окружающих (в частности меня), он порочный человек. Я настоятельно прошу суд, призываю не прислушиваться особо к показаниям «девки», ведущей сомнительный образ жизни. Эта «падшая» Соня все равно рано или поздно украдет.

Адвокат: Если у вас есть деньги, то вы правы? Почему? Решал этот вопрос и мой подзащитный: «Бедность не порок, это истина, - говорил Мармеладов Раскольникову, - Но нищета... - порок. В бедности вы еще сохраняете свое благородство враждебных чувств, в нищете же никогда и никто... ибо в нищете я первый сам готов оскорбить себя».

Как по-вашему: Какой закон создали бы вы, позволяющий обществу навсегда избавиться от нищеты?

Лужин: А чего выдумывать? Кто-то должен быть волком, а кто-то овцой» Нужно уметь подчиняться.

Адвокат: Заметьте, ваша честь, что в высказываниях свидетеля прослеживается неприятие людей бедных.

Достоевский: К людям обездоленным нужно относиться не свысока, не с пренебрежением, а прежде всего с сочувствием и жалостью.

Адвокат: Хочу не согласиться со словом «жалость». Именно это слово заставило гордость моего подзащитного восстать против общественного зла. Страшен мир тупого грубого молчания. Все блага жизни здесь захвачены богатыми дармоедами. А он молод, красив, умен, полон энергии. Жаждет переделать эту жизнь. Найти в ней для себя достойное место. Ради этого придумывает свою теорию.

Прокурор: Заметьте, античеловеческую по своей сущности.

Адвокат (продолжает) проводит страшный эксперимент, чем обрекает себя на невыносимые душевные муки. Он страдает даже во сне. И нет конца этой боли. Жестокость эпохи - еще один повод совершить «суд» над угнетателями.

Судья: Общественный строй может быть каким угодно, но человек должен воспитывать в себе совестливость (история Клода Изерги, сбросившего атомную бомбу на Хиросиму; который не смог жить, осознав, какое совершил преступление)

Адвокат: Ваша честь, хочу заметить, что у Родиона Романовича совесть есть, именно она наказывает его.

Прокурор: Но Родион не хочет прислушиваться ни к голосу совести, ни к советам Разумихина, Дуни. Значит, он думает только о себе.

Адвокат: Осмелюсь не согласиться. Путь, предложенный Соней, он не отвергает. Раскольников - ранимый человек. Мир, в котором живет герой, - это мир погибших и погибающих, для человека нет никакой надежды на перемены. Чудовищная преступность общества прежде всего проявляется в том, что льются детские слезы. Обвиняя мир в жестокости, Раскольников прежде всего говорит о детях. Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей действительности и укрепляют уверенность в правильности его теории: в обществе, где царит зло, во имя его искоренения разрешается пролитие крови по совести. Тема детских слез и детской чистой души звучит как обвинение преступному миру.

Достоевский: Хочу заметить, что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков.

Прокурор: Теория Раскольникова антигуманистическая, она обрекла бы большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия всеобщего преступления. Многие захотели бы доказать, что они «наполеончики». Эта теория привела бы к разобщению людей, к войне всех, против всех.

Адвокат: Раскольников — трагическая фигура. Он гуманный по природе человек, пытается уничтожить идею человечности («Я не человека, я принцип бил»). Его преступление оборачивается и духовным самоубийством («Я себя убил, а не старушонку»)

Прокурор: Он мучается оттого, что переступить-то он переступил, да на этой стороне и остался т.е. оттого что он обыкновенный. К нему приходит сознание ею ничтожества.

Судья: Теперь послушаем самого подсудимого. Что заставило Вас преступить закон. Вы это сделали ради близких, ради денег?

Раскольников: Ради оправдания своей теории.

Судья: Почему совершили двойное убийство?

Раскольников: Избавлялся от свидетелей.

Прокурор: Включается цепная реакция, в которую включаются все.

Судья: Почему избрали орудием убийство топор?

Раскольников: Это орудие защиты от угнетателей.

Прокурор: Это СИМВОЛ СЛЕПОЙ СИЛЫ, символ насилия и неважно ради каких целей его применили.

Судья: Смогли бы вы отказаться от своего задуманного преступления?

Раскольников: Нет. Это противоречило моей теории.

Судья: Вопросы у обвинения есть?

Прокурор: Разделяете ли вы взгляды социалистов (т.е. это был индивидуалистический бунт или согласованный коллективный поиск пути преобразования мира «передовыми людьми».

Раскольников: то моя теория. И не в какой общественной организации я не участвовал.

Судья: Вопросы у защиты есть?

Адвокат: Почему не воспользовались украденными вещами.

Раскольников: Это не моя цель. Эти вещи не аргумент в пользу моей теории. На чужом не разбогатеешь.

Адвокат: Что заставило Вас прийти с повинной?

Раскольников: Совесть, которая не дает покоя.

Судья: Вопросы у обвинения есть.

Прокурор: Опустили бы вы топор на свою мать, сестру, окажись они на месте Лизаветы в момент убийства старухи.

Раскольников: Нет, не убил бы. Я слишком слаб для этого. Я не смог стать человеком «высшего» разряда. Не надо было брать топор и кровавиться.

Прокурор: Вам не жаль ваших жертв?

Раскольников: Нет. Как говорят христиане: «Каков человек — такова его смерть...»

Прокурор: А как тогда насчет смерти Мармеладова, Катерины Ивановны, Лизаветы?

Раскольников молчит.

Судья: Считаете ли Вы, подсудимый, что угрызения совести - удел всех преступников?

Раскольников: Спорный вопрос. Наверное, нет.

Достоевский: В этом весь Раскольников, с его муками совести, с его убежденностью в справедливости своей теории и сознанием своей слабости.

Судья: Уважаемый Федор Михайлович, зачем вы «заставили» своего героя убить Лизавету.

Достоевский: Чтобы Раскольников на себе убедился в глубине и правильности акмеистов: «Для того, чтобы подняться, нужно упасть». Он поймет позже цену жизни и счастья, но для этого ему пришлось упасть «На самое дно».

Судья: Слово обвиняемому.

Раскольников: Видя страдания простых людей, понимая, что причина их - в социальной несправедливости. Что же делать? Смириться? Бороться? Я думаю, вступить в единоборство с этим безумным и грязным миром может только необыкновенная личность. Власть мне нужны для того, чтобы спасти Сонечку, Полечку, Катерину Ивановну - все страдающее человечество. Но ОШИБКА моя в том, что причины общественного зла я вижу не в устройстве общества, а в самой природе человека. Вместо того, чтобы бороться против безнравственного строя и его законов. Я следую им. В результате теряю веру в себя, в свои убеждения, испытываю отвращения к себе. Вместо счастья я приношу зло себе, своим близким, безвинным людям. Отсюда отчаяние «Я себя убил, а не старушонку». Мое преступление в том, что я не вынес душевных мук и сделал явку с повинной.

Достоевский: Преступник твердо, точно и ясно поддерживал свое показание, не запутывая обстоятельств, не смягчая их в свою пользу, не искажая фактов; преступник не только не хотел оправдываться, он даже как бы изъявил желание сам еще более обвинить себя.

Судья: Защита просит слова.

Адвокат: Что заставило господина Раскольникова пойти на преступление? По показаниям сестры подсудимого мы видели, в каком бедственном положении он оказался: без средств к существованию, без любимого дела, без близких и друзей. Толчком послужило благополучное, на первый взгляд, письмо матери. Но любящее сердце сына умело читать между строк. Он увидел вместо ожидаемого счастливого замужества сестры - жертву, совершаемую ради него, вместо уверений в относительном благополучии - полунищенское существование семьи. Господа судьи, примите во внимание то, что деньги убитой старухи-процентщицы Раскольников хотел употребить не для себя, а для других, он считал, что сумеет сделать тысячи добрых дел. Он даже не воспользовался украденными ценностями. Раскольников мучается, страдает. У него глубокая, добрая, чуткая душа. Он горячо любит своих родных, не раздумывая, по движению сердца, отдает последние деньги семье Мармеладовых, вступается за обиженную девочку. Из рассказа Разумихина мы видим, как Раскольников помогал бедному чахоточному товарищу, содержал его в течение полугода. Суд должен также принять во внимание тот факт, что господин Раскольников явился с повинной.

Судья: Суд удаляется на совещание.



Достоевский: Ждем с нетерпением решения суда присяжных. Как оценят все происходившее, согласятся ли со мной, наказавшим своего героя и нравственно и юридически, или вынесут другой приговор.

РЕШЕНИЕ ПРИСЯЖНЫХ

(поднимают сигнальные карточки «убийца», «спаситель» и обосновывают)

Судья: Прошу всех встать. Оглашается приговор по делу Раскольникова.

Суд Постановил:

  1. Считать Раскольникова Родиона Романовича виновным по статье «Умышленное убийство».

  2. Приговорить Раскольникова Родиона Романовича к 15 годам каторжных работ в лагере строгого режима с пожизненным выселением из столицы.

  3. Приговор окончательный. Обжалованию не подлежит.


Присяжные читают стихотворение В. Дашкевича:

Как не просили бы,

Не грозили

И не ругали бы исступленно,

Я все равно бы в музее Человека

На самое видное место

Положил топор Раскольникова Родиона,

Чтоб и старый, и малый глядели

На окровавленный обух,

Чтоб в глубине глаз никогда

К силе слепой, вероломной

Гнева огонь не гас,

Да что топор, террористская бомба...

Хоть встань в пространстве

Со звездами вровень,

Все равно никак, никогда

Не уменьшить цены человеческой крови.


Достоевский: В эпилоге романа все, что теснило душу героя, ушло в прошлое: каторжник, видя широкий простор вокруг себя, слушая песню, почувствовал себя свободным.

Песня «Молитва» в исполнении Жанны Бичевской

Учитель: Мы живем в сложное, драматическое время. Мир стал жестоким, люди тоже. Жизнь человека обесценилась. Но при любых обстоятельствах нельзя допускать, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, исключительность, право на насилие. Ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!