Сказки народов Амура (сценарий )
Цель мероприятия:
формировать уважительное отношение к культуре, традициям коренных малочисленных народов Хабаровского края
Подготовка к мероприятию:
-Экскурсия в краеведческий музей города Комсомольска – на- Амуре, Амурска.
-Коллективное чтение сказок и мифов, прослушивание бесед в детской городской библиотеке имени Горького о своеобразии народного творчества малочисленных народов Хабаровского края.
-Прослушивание народной музыки, разучивание народных игр
-Изготовление аппликаций, рисунков, костюмов.
Сцена № 1: Под музыку выходят девочки в нанайских костюмах и изображают деревья. В такт музыки они качают "ветвями". Выходят на сцену три девочки, собирают ягоды.
1-я девочка: Много ягоды мы набрали.
2-я девочка: Вкусные лепёшки нам напечёт бабушка.
3-я девочка: Душистый чай заварит к ужину.
1-я девочка Скоро наступит вечер, а пойдемте к шаману. Он добрый, он знает много сказок. (девочки уходят)
Сцена №2 Под музыку и удары бубна шаман исполняет ритуальный танец, входят девочки.
1-я девочка: Дедушка расскажи нам сказку.
Шаман :Некогда мне, я прошу хозяина реки послать нам много рыбы, много рыбы нам надо , долгая зима будет.
2-я девочка: Расскажи, расскажи нам сказку, ты много сказок знаешь.
Шаман: Там за рекой, на берегу живет старый рыбак Чориль, он каждый вечер рассказывает сказки. Отправляйтесь к нему.
2-я девочка: Широка река, глубока река, нет у ,нас лодки, не добраться нам до берега.
Шаман: Не мешайте мне… Однако помогу вам.(бьёт в бубен, девочки в такт бубна поднимают руки. ( На руках находятся ленточки с вырезанными из бумаги перьями). Девочки танцуют, демонстрируют свои крылья, затем « улетают»
Шаман: Летите белокрылые чайки быстрее ветра, а коснётесь земли родной, упадут перья и крылья станут руками. А вы дети хотите сказки послушать?
Сцена №3:Исполняется шуточный танец "Рыбалка". Девочки в национальных костюмах изображают рыбок, они водят хоровод. Два рыбака натягивают сетку, а старый рыбак пытается загнать в неё рыбу да сам попадается. Рыбки смеются над ним, но потом им становится жалко рыбака. Старый рыбак сердится, а тем временем рыбаки вытаскивают сетку не с рыбой, а с рыбаком.
Сцена № 4: Вечер. Рыбаки сидят вокруг костра
Рыбак:
Над Амуром чайка птица,
Словно пёрышка легка
С кем мне, с кем мне поделиться
Сказкой древней, как века?
Пусть она не лисья шкура
И не будешь ею сыт,-
Сказа древнего Амура
Вам, друзья принадлежит
Появляются девочки, они кружатся, как птицы, « сбрасывают» перья и садятся у костра.
Девочка: Дедушка, сколько ты знаешь сказок?
Рыбак: А сколько рыбы в Амуре? Сколько деревьев в тайге? Сколько звёзд в небе?
Девочка: Не знаем.
Рыбак: И я не знаю. Не помню сколько сказок рассказал (закуривает трубку, звучит музыка)
1 СКАЗКА (под музыку выходит девочка в национальном костюме, читают загадку о героях сказки " Чориль и Чольчинай")
Был из рода Тахта он, отважен и смел,
Многое в жизни сам делать умел.
Неводы плёл, вырезал он чумашки-
Из бересты узорные чашки.
Даже зеркало смог смастерить,
Чтобы невесту свою удивить.
Как звали героев скорее узнай?
Конечно (Чорилем и Чольчинай)
РЫБАК: И любовь и дружба с трудом даётся. Что трудом даётся, то люди берегут.
РЫБАЧКА: Да, искусный мастер Чориль, да не один он такой. У охотника Сольдинга из племени Удэ есть дочка.
2 СКАЗКА: (девочка читает загадку)
Хотя она совсем мала,
Хозяйкой в доме быть могла:
Варила кашу, юколу сушила.
И шкуры мяла и отлично шила,
А как умела вышивать-
И в сказке- то не рассказать!
В узорах её расцветала тайга!
С душою трудилась..(Маленькая Эльга)
РЫБАЧКА: Такую мастерицу, как Эльга , узнать не трудно. О ней все знают.
Природа награждает её за трудолюбие, доброту, терпение.
РЫБАК: А вот а таком чуде слыхали? Выскочил нож из чехла, принялся лодку долбить. Только стружки кольцами в разные стороны завиваются, да бревно кряхтит, с боку на бок переворачивается, то одну сторону, то другую подставляет.
3 СКАЗКА: ( мальчик в национальном костюме читает загадку)
Умелым рукам все вещи послушны:
И нож, и огниво, и острога
Ему помогли победить врага.
Узнать вам героя этого нужно!
Скажи, это был кто?
Конечно…(Бедняк Монокто)
РЫБАЧКА: У Монокто руки всё делать умеют, оттого нож, острога, огниво их слушаются. Хорошая работа не пропадает, людям пользу приносит.
РЫБАК: В род у Бельды смелыми да умелыми были и мальчики, и девочки. У одного мальчика отец надолго уехал. Сын за это время научился ножом владеть. Сидит стругает, ложку, лодку маленькую сделал, оленей из дерева вырезал, нарты, медведя, собачек, много разных игрушек сделал. А отца всё нет… И пошёл мальчик отца искать.
4 СКАЗКА: (мальчик в нанайском костюме читает загадку)
В работе любой проявляя смекалку,
Мог починить он и вертел и прялку,
Сменить черенок колотушки
И вырезать чудо игрушки…
Имя героя (Мальчик Чокчо)
РЫБАЧКА: Вызволил отца из беды Чокчо. За себя как не постоять, за родича не постоять!
РЫБАК: Но не только об умелых руках и добрых делах рассказывает сказка.
Вот у охотника Чумдаги из рода Дунгу родилась дочка…
5 СКАЗКА: (девочка в нанайском костюме читает загадку)
Красива была, как весенний багульник в тайге,
Но не хотела огонь разводить в очаге,
И не пыталась узор вышивать на халате шелками,
И весла не желала коснуться руками,
Не уставала лишь красою своею гордится,
И вдруг превратилась в дикую птицу.
Сказка сказала: "Так ей и надо!"
Ведь это была недобрая …(Ладо)
РЫБАЧКА: Превратилась Ладо в птицу лебедя из-за того, что не умела и не хотела трудиться, злилась на мать, на людей.
РЫБАК: Похожая история случилась и с девушкой из рода Самар.
6 СКАЗКА: Очень красивой и нежной была
Юная дочка у старого Ла.
У костра не стояла она с поварёшкой,
Но первой тянулась за мягкой лепёшкой.
Иглы не брала: "Уколоться боюсь я!"
За то превратилась из девушки в гуся.
Летит над селом и кричит :"Га-га-га"
Чтоб мы не забыли, что звали её …(Айога)
РЫБАЧКА: Вот какие ленивые были Ладо и Айога, много слёз пролили родители неблагодарных детей.
РЫБАК: Но всё же хороших людей на Амуре больше. Ещё в колыбели один из них за весло да стрелу схватился. А коли так, значит ни врага, ни работы не боится. Да ещё музыкантом отменным был, в самый трудный момент вспомнил он про свою костяную пластинку кунгахкеи.
7СКАЗКА: (мальчик в нанайском костюме читает загадку)
Ещё в колыбели вместо игрушки,
Вместо обычной смешной погремушки,
В руки он взял и стрелу, и весло.
А вырос-сумел накормить всё село
Кетой, осетрами, калугой,
Морскому хозяину сделался другом,
Гордится отец его, старый Плетун,
Сыном, по имени…(Храбрый Азмун)
РЫБАЧКА: Смелому никакая беда не помеха. Азмун счастье людям принёс. Про многих с тех пор позабыли, а про Азмуна до сих пор помнят. Смелый сквозь огонь и воду пройдёт, только крепче станет!
НА СЦЕНУ ВЫХОДЯТ ВСЕ ГЕРОИ СКАЗОК,
РЫБАК: Сказки в памяти держите
От забвения храня,
Коль придётся расскажите
Всем, кто не был у меня!
Учащиеся делятся на команды, выбирают название для своих команд. Проводится игры Игры народов Амура разучиваются во время подготовки к мероприятию. Команда, победившая в игре, получает награду в виде рыбки (она сделана из бумаги и фольги), рыбка вывешивает на сети.
Приложение
Над Амуром чайка птица,
Словно пёрышка легка
С кем мне, с кем мне поделиться
Сказкой древней, как века?
Пусть она не лисья шкура
И не будешь ею сыт,-
Сказа древнего Амура
Вам, друзья принадлежит
Был из рода Тахта он, отважен и смел,
Многое в жизни сам делать умел.
Неводы плёл, вырезал он чумашки-
Из бересты узорные чашки.
Даже зеркало смог смастерить,
Чтобы невесту свою удивить.
Как звали героев скорее узнай?
Конечно (Чорилем и Чольчинай)
Хотя она совсем мала,
Хозяйкой в доме быть могла:
Варила кашу, юколу сушила.
И шкуры мяла и отлично шила,
А как умела вышивать-
И в сказке- то не рассказать!
В узорах её расцветала тайга!
С душою трудилась..(Маленькая Эльга)
Умелым рукам все вещи послушны:
И нож, и огниво, и острога
Ему помогли победить врага.
Узнать вам героя этого нужно!
Скажи, это был кто?
Конечно…(Бедняк Монокто)
Красива была, как весенний багульник в тайге,
Но не хотела огонь разводить в очаге,
И не пыталась узор вышивать на халате шелками,
И весла не желала коснуться руками,
Не уставала лишь красою своею гордится,
И вдруг превратилась в дикую птицу.
Сказка сказала: "Так ей и надо!"
Ведь это была недобрая …(Ладо)
: Очень красивой и нежной была Смелому никакая беда
Юная дочка у старого Ла. не помеха.(нивхи)
У костра не стояла она с поварёшкой,
Но первой тянулась за мягкой лепёшкой.
Иглы не брала: "Уколоться боюсь я!"
За то превратилась из девушки в гуся.
Летит над селом и кричит :"Га-га-га"
Чтоб мы не забыли, что звали её …(Айога)
Ещё в колыбели вместо игрушки,
Вместо обычной смешной погремушки,
В руки он взял и стрелу, и весло.
А вырос-сумел накормить всё село
Кетой, осетрами, Калугой,
Морскому хозяину сделался другом,
Гордится отец его, старый Плетун,
Сыном, по имени…(Храбрый Азмун)
Сказки в памяти держите
От забвения храня,
Коль придётся расскажите
Всем, кто не был у меня!
Что трудом даётся, Хвастуну верить –
то люди берегут! беды себе наживать
(нивхи) (нивхи)
Хорошая работа даром Богатство ума не приносит.
не пропадёт, людям А жадность последнего
пользу принесёт. ума лишает.
(ульчи) (нанайцы)