СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий "Сказки народов Амура"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий сказки  по мотивам сказок народов Хабаровского края

Просмотр содержимого документа
«Сценарий "Сказки народов Амура"»


Сказки народов Амура (сценарий )


Цель мероприятия:

формировать уважительное отношение к культуре, традициям коренных малочисленных народов Хабаровского края


Подготовка к мероприятию:

-Экскурсия в краеведческий музей города Комсомольска – на- Амуре, Амурска.

-Коллективное чтение сказок и мифов, прослушивание бесед в детской городской библиотеке имени Горького о своеобразии народного творчества малочисленных народов Хабаровского края.

-Прослушивание народной музыки, разучивание народных игр

-Изготовление аппликаций, рисунков, костюмов.


Сцена № 1: Под музыку выходят девочки в нанайских костюмах и изображают деревья. В такт музыки они качают "ветвями". Выходят на сцену три девочки, собирают ягоды.

1-я девочка: Много ягоды мы набрали.

2-я девочка: Вкусные лепёшки нам напечёт бабушка.

3-я девочка: Душистый чай заварит к ужину.

1-я девочка Скоро наступит вечер, а пойдемте к шаману. Он добрый, он знает много сказок. (девочки уходят)


Сцена №2 Под музыку и удары бубна шаман исполняет ритуальный танец, входят девочки.

1-я девочка: Дедушка расскажи нам сказку.

Шаман :Некогда мне, я прошу хозяина реки послать нам много рыбы, много рыбы нам надо , долгая зима будет.

2-я девочка: Расскажи, расскажи нам сказку, ты много сказок знаешь.

Шаман: Там за рекой, на берегу живет старый рыбак Чориль, он каждый вечер рассказывает сказки. Отправляйтесь к нему.

2-я девочка: Широка река, глубока река, нет у ,нас лодки, не добраться нам до берега.

Шаман: Не мешайте мне… Однако помогу вам.(бьёт в бубен, девочки в такт бубна поднимают руки. ( На руках находятся ленточки с вырезанными из бумаги перьями). Девочки танцуют, демонстрируют свои крылья, затем « улетают»

Шаман: Летите белокрылые чайки быстрее ветра, а коснётесь земли родной, упадут перья и крылья станут руками. А вы дети хотите сказки послушать?

Сцена №3:Исполняется шуточный танец "Рыбалка". Девочки в национальных костюмах изображают рыбок, они водят хоровод. Два рыбака натягивают сетку, а старый рыбак пытается загнать в неё рыбу да сам попадается. Рыбки смеются над ним, но потом им становится жалко рыбака. Старый рыбак сердится, а тем временем рыбаки вытаскивают сетку не с рыбой, а с рыбаком.

Сцена № 4: Вечер. Рыбаки сидят вокруг костра

Рыбак:

Над Амуром чайка птица,

Словно пёрышка легка

С кем мне, с кем мне поделиться

Сказкой древней, как века?

Пусть она не лисья шкура

И не будешь ею сыт,-

Сказа древнего Амура

Вам, друзья принадлежит


Появляются девочки, они кружатся, как птицы, « сбрасывают» перья и садятся у костра.

Девочка: Дедушка, сколько ты знаешь сказок?

Рыбак: А сколько рыбы в Амуре? Сколько деревьев в тайге? Сколько звёзд в небе?

Девочка: Не знаем.

Рыбак: И я не знаю. Не помню сколько сказок рассказал (закуривает трубку, звучит музыка)


1 СКАЗКА (под музыку выходит девочка в национальном костюме, читают загадку о героях сказки " Чориль и Чольчинай")

Был из рода Тахта он, отважен и смел,

Многое в жизни сам делать умел.

Неводы плёл, вырезал он чумашки-

Из бересты узорные чашки.

Даже зеркало смог смастерить,

Чтобы невесту свою удивить.

Как звали героев скорее узнай?

Конечно (Чорилем и Чольчинай)

РЫБАК: И любовь и дружба с трудом даётся. Что трудом даётся, то люди берегут.


РЫБАЧКА: Да, искусный мастер Чориль, да не один он такой. У охотника Сольдинга из племени Удэ есть дочка.

2 СКАЗКА: (девочка читает загадку)

Хотя она совсем мала,

Хозяйкой в доме быть могла:

Варила кашу, юколу сушила.

И шкуры мяла и отлично шила,

А как умела вышивать-

И в сказке- то не рассказать!

В узорах её расцветала тайга!

С душою трудилась..(Маленькая Эльга)

РЫБАЧКА: Такую мастерицу, как Эльга , узнать не трудно. О ней все знают.

Природа награждает её за трудолюбие, доброту, терпение.


РЫБАК: А вот а таком чуде слыхали? Выскочил нож из чехла, принялся лодку долбить. Только стружки кольцами в разные стороны завиваются, да бревно кряхтит, с боку на бок переворачивается, то одну сторону, то другую подставляет.

3 СКАЗКА: ( мальчик в национальном костюме читает загадку)

Умелым рукам все вещи послушны:

И нож, и огниво, и острога

Ему помогли победить врага.

Узнать вам героя этого нужно!

Скажи, это был кто?

Конечно…(Бедняк Монокто)

РЫБАЧКА: У Монокто руки всё делать умеют, оттого нож, острога, огниво их слушаются. Хорошая работа не пропадает, людям пользу приносит.

РЫБАК: В род у Бельды смелыми да умелыми были и мальчики, и девочки. У одного мальчика отец надолго уехал. Сын за это время научился ножом владеть. Сидит стругает, ложку, лодку маленькую сделал, оленей из дерева вырезал, нарты, медведя, собачек, много разных игрушек сделал. А отца всё нет… И пошёл мальчик отца искать.

4 СКАЗКА: (мальчик в нанайском костюме читает загадку)

В работе любой проявляя смекалку,

Мог починить он и вертел и прялку,

Сменить черенок колотушки

И вырезать чудо игрушки…

Имя героя (Мальчик Чокчо)

РЫБАЧКА: Вызволил отца из беды Чокчо. За себя как не постоять, за родича не постоять!


РЫБАК: Но не только об умелых руках и добрых делах рассказывает сказка.

Вот у охотника Чумдаги из рода Дунгу родилась дочка…

5 СКАЗКА: (девочка в нанайском костюме читает загадку)

Красива была, как весенний багульник в тайге,

Но не хотела огонь разводить в очаге,

И не пыталась узор вышивать на халате шелками,

И весла не желала коснуться руками,

Не уставала лишь красою своею гордится,

И вдруг превратилась в дикую птицу.

Сказка сказала: "Так ей и надо!"

Ведь это была недобрая …(Ладо)

РЫБАЧКА: Превратилась Ладо в птицу лебедя из-за того, что не умела и не хотела трудиться, злилась на мать, на людей.


РЫБАК: Похожая история случилась и с девушкой из рода Самар.

6 СКАЗКА: Очень красивой и нежной была

Юная дочка у старого Ла.

У костра не стояла она с поварёшкой,

Но первой тянулась за мягкой лепёшкой.

Иглы не брала: "Уколоться боюсь я!"

За то превратилась из девушки в гуся.

Летит над селом и кричит :"Га-га-га"

Чтоб мы не забыли, что звали её …(Айога)

РЫБАЧКА: Вот какие ленивые были Ладо и Айога, много слёз пролили родители неблагодарных детей.


РЫБАК: Но всё же хороших людей на Амуре больше. Ещё в колыбели один из них за весло да стрелу схватился. А коли так, значит ни врага, ни работы не боится. Да ещё музыкантом отменным был, в самый трудный момент вспомнил он про свою костяную пластинку кунгахкеи.

7СКАЗКА: (мальчик в нанайском костюме читает загадку)

Ещё в колыбели вместо игрушки,

Вместо обычной смешной погремушки,

В руки он взял и стрелу, и весло.

А вырос-сумел накормить всё село

Кетой, осетрами, калугой,

Морскому хозяину сделался другом,

Гордится отец его, старый Плетун,

Сыном, по имени…(Храбрый Азмун)


РЫБАЧКА: Смелому никакая беда не помеха. Азмун счастье людям принёс. Про многих с тех пор позабыли, а про Азмуна до сих пор помнят. Смелый сквозь огонь и воду пройдёт, только крепче станет!

НА СЦЕНУ ВЫХОДЯТ ВСЕ ГЕРОИ СКАЗОК,

РЫБАК: Сказки в памяти держите

От забвения храня,

Коль придётся расскажите

Всем, кто не был у меня!


Учащиеся делятся на команды, выбирают название для своих команд. Проводится игры Игры народов Амура разучиваются во время подготовки к мероприятию. Команда, победившая в игре, получает награду в виде рыбки (она сделана из бумаги и фольги), рыбка вывешивает на сети.



Приложение


Над Амуром чайка птица,

Словно пёрышка легка

С кем мне, с кем мне поделиться

Сказкой древней, как века?

Пусть она не лисья шкура

И не будешь ею сыт,-

Сказа древнего Амура

Вам, друзья принадлежит


Был из рода Тахта он, отважен и смел,

Многое в жизни сам делать умел.

Неводы плёл, вырезал он чумашки-

Из бересты узорные чашки.

Даже зеркало смог смастерить,

Чтобы невесту свою удивить.

Как звали героев скорее узнай?

Конечно (Чорилем и Чольчинай)


Хотя она совсем мала,

Хозяйкой в доме быть могла:

Варила кашу, юколу сушила.

И шкуры мяла и отлично шила,

А как умела вышивать-

И в сказке- то не рассказать!

В узорах её расцветала тайга!

С душою трудилась..(Маленькая Эльга)



Умелым рукам все вещи послушны:

И нож, и огниво, и острога

Ему помогли победить врага.

Узнать вам героя этого нужно!

Скажи, это был кто?

Конечно…(Бедняк Монокто)



Красива была, как весенний багульник в тайге,

Но не хотела огонь разводить в очаге,

И не пыталась узор вышивать на халате шелками,

И весла не желала коснуться руками,

Не уставала лишь красою своею гордится,

И вдруг превратилась в дикую птицу.

Сказка сказала: "Так ей и надо!"

Ведь это была недобрая …(Ладо)



: Очень красивой и нежной была Смелому никакая беда

Юная дочка у старого Ла. не помеха.(нивхи)

У костра не стояла она с поварёшкой,

Но первой тянулась за мягкой лепёшкой.

Иглы не брала: "Уколоться боюсь я!"

За то превратилась из девушки в гуся.

Летит над селом и кричит :"Га-га-га"

Чтоб мы не забыли, что звали её …(Айога)


Ещё в колыбели вместо игрушки,

Вместо обычной смешной погремушки,

В руки он взял и стрелу, и весло.

А вырос-сумел накормить всё село

Кетой, осетрами, Калугой,

Морскому хозяину сделался другом,

Гордится отец его, старый Плетун,

Сыном, по имени…(Храбрый Азмун)



Сказки в памяти держите

От забвения храня,

Коль придётся расскажите

Всем, кто не был у меня!



Что трудом даётся, Хвастуну верить –

то люди берегут! беды себе наживать

(нивхи) (нивхи)



Хорошая работа даром Богатство ума не приносит.

не пропадёт, людям А жадность последнего

пользу принесёт. ума лишает.

(ульчи) (нанайцы)