Сценарий совместного блока по ознакомлению с искусством «Этот удивительный мир искусства»
(подготовительная группа)
Составила: воспитатель Терещенко О.А.
Цель: Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
Вызвать у детей интерес к изобразительному искусству.
Продолжать учить воспринимать виды и жанры изобразительного искусства. Развивать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, потребность в восприятии изобразительного искусства.
Продолжать обучать детей высказывать развернутые эмоционально-эстетические суждения, использовать приобретенные знания в собственной творческой деятельности.
Образовательные задачи:
1. Приобщать детей к народной культуре.
2. Уточнить и закрепить представление детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создает произведения искусства.
Развивающие задачи:
1. Развивать эстетическое восприятие.
2. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук.
3. Активизировать словарь детей: декоративно-прикладное искусство, скульптор, скульптура, оригиналы, подлинники.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к картинам, предметам быта, игрушкам.
2. Вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание всматриваться в них.
3. Закреплять навыки рисования акварелью, работы с пластилином.
Материал:
Репродукции картин с изображением пейзажей, натюрмортов, сюжетной живописью, иллюстрации художников – Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина; предметы или изображения предметов народно-прикладного искусства.
Краски акварельные, кисти, палитра, бумага, салфетки.
Аудиозапись Ф. Шуберт «Серенада», П. И. Чайковский из цикла «Времена года», ноутбук.
Предварительная работа: знакомство с жанрами изобразительного искусства; беседа о видах живописи: пейзаже, портрете, натюрморте;
Ход мероприятия.
Дети свободно располагаются на ковре.
- Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие – в волшебный мир искусства.
- Кто мне ответит, мир искусства, что это за мир? (Ответы детей)
- Предлагаю вам послушать сказку о тех, кто создает этот мир. (звучит Ф Шуберт «Серенада»)
Жил-был художник. Однажды он увидел цветок. Цветок был такой красивый, красный, как огонек, а капельки росы светились на его лепестках,
как драгоценные камешки. Художник не мог налюбоваться цветком и решил нарисовать его. Стало два цветка, одинаково красивых. Потом он увидел вазу и тоже нарисовал ее красками на холсте. А потом ему захотелось нарисовать все, что было в комнате. На улице художник рисовал деревья, небо, дома, людей – весь мир. Художник нарисовал много красивых картин, в которых рассказал, как удивительна окружающая нас жизнь. Нужно только внимательно всматриваться в предметы, природу, людей – и тогда волшебный мир красоты откроется.
Рядом с художником жил скульптор. Он тоже радовался красоте окружающего мира и высекал образы людей и животных из камня, вырезал из дерева, лепил из глины. И они получались, как живые и тоже радовали людей своей удивительной красотой.
На соседней улице жил другой художник. Он любил читать книги, а, читая, представлял себе героев этих книг – добрых и злых, хитрых и простодушных, умных и глупых. Он видел, как они одеты, как ходят, говорят, где живут. Он хотел помочь другим людям увидеть это и поэтому начал их рисовать, делать иллюстрации в книгах.
- Вы знаете, как называют такого художника? Правильно, ребята, художник иллюстратор.
Художник-иллюстратор старался так украшать книги, чтобы они доставляли людям радость.
В этом городе жили и другие художники и мастера. Они украшали посуду, одежду, ткали ковры, оформляли витрины магазинов так, что вокруг было празднично и нарядно. Город строили и украшали красивыми зданиями, площадями и мостами архитекторы и строители. И город стал таким красивым, что люди назвали его «Мир искусства». Потому что искусство – это и есть мир, красиво изображенный художником, скульптором, иллюстратором, мастером прикладного искусства – волшебниками, которые видят, слышат, чувствуют красоту и рассказывают о ней красками на бумаге, холсте, резцом в мраморе, камне, дереве.
Этот мир называют «изобразительным искусством», т. к. это искусство изображает видимый нами мир.
- А теперь ответьте мне на вопрос: кто создает мир изобразительного искусства? (ответы детей) правильно, это художник, скульптор, мастер прикладного искусства. Молодцы!
- Сегодня мы будем говорить об изобразительном искусстве, о живописи.
Воспитатель показывает детям несколько пейзажей разного жанра. Дети их рассматривают.
- Что же изображают художники? (ответы детей)
- К каким жанрам изобразительного искусства они относятся? (Отвечают: портрет, пейзаж, натюрморт). Почему вы так решили? (Объяснения, рассуждения детей.)
Воспитатель включает ноутбук и демонстрирует мультфильм "О картинах" М. Яснов.
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется : (пейзаж).
Если видишь: на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это :(натюрморт).
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется :(портрет).
- Да, художники рисуют природу, портреты, натюрморты, животных, сцены из жизни людей.
- А чем рисуют художники? (ответы детей)
- Да, художники рисуют красками на холсте, а точнее говоря, художники пишут картины. Изображения получаются, как живые, а картины называются живописными.
- Ребята, мы с вами увидели разные произведения изобразительного искусств. Поиграем в игру «Составь картину»?
Вам нужно выбрать фон и определиться, какую картину вы будите создавать, картину какого жанра: портрет, натюрморт, пейзаж. К каждой картине подберите соответствующие элементы. (Дети делятся на три команды. Каждая создает свою картину. На выбор детям даются фоновые листы различного содержания и картинки для выкладыванию на будущих «полотнах».
-Расскажите теперь, что изображено на ваших картинах.
Дети рассаживаются за столы.
- А сейчас мы с вами превратимся в художников. Попробуем создать свои произведения искусства, которые будут радовать всех, доставлять удовольствие всем, кто придет в наш музей. Подумайте, что бы вам хотелось изобразить? Пожалуйста, приступайте к работе.
Детям на выбор даются игры «Закончи картину», «Раскрась картину, пейзаж». Если воспитанник хочет нарисовать картину самостоятельно, он выбирает краски и кисточки по своему желанию. Во время работы детей может звучать спокойная музыка.
Итог: дети оформляют выставку своими работами, выступают в роли экскурсоводов, рассказывая о своих произведениях.