Сцена 1 Начало войны | Вариант 1 Декорации: 2 ширмы в глубине сцены скрывают декорацию комнаты, на ширмах рисунок – лес или улица села перед ширмой – скамейка, на ней сидят парень и девушка свет приглушен Звук: соловьи, парень и девушка разговаривают шепотом, смысл – осенью свадьба. За сценой играет гармошка, девичий голос поет страдание ( 1 куплет) Выходит гармонист и с ним группа девушек, они поют еще один куплет страданий, выходят парни, гармонист начинает играть плясовую, смешанная вокальная группа поет частушки, танцевальная – исполняет танец «Кадриль» После окончания танца девушки говорят: уже светает, пора домой – куда торопиться, завтра воскресенье – да у коров выходных нет, все равно доить и так далее. На этих словах звук бомбежки, потом голос Левитана... Декорация – на ширмах меняется рисунок: плакат “Родина –Мать зовет” или что-то подрбное К уже находящимся на сцене подходят женщины в платках, мужчины с вещмешками, старики...все слушают сообщение по радио. | Вариант (запасной) Декорации: ширмы стоят, но рисунок ? Звук : начальная фраза песни: “Поклонимся великим тем годам” Солист или вокальная группа в сопровождении танцевальной группы исполняет песню “Довоенный вальс ( 3 куплета, последний – как проигрыш для танца) По окончании танца – звук бомбежки, Левитан, все слушают, к ним присоединяются еще люди из-за сцены, тоже слушают |
Сцена 2 Прощание | Дуэт исполняет песню “Прощание славянки “ ( вариант 1912 г), на первом куплете остальные люди расходятся за кулисы и ширму ( кому играть в 3 сцене), на последних звуках фонограммы раздвигаются ширмы в стороны, за ними – декорация комнаты | Из стоящих на сцене остается солистка или женская вокальная группа, исполняет песню “Рязанские мадонны”, остальные потихоньку расходятся |
Сцена 3 театрализация | Декорация комнаты:печка, 2 скамейки, стол, на столе керосиновая лампа, хозяйка у печки, за столом сидят две женщины, штопают носки или делают что-то подобное. Могут петь страдания на тот же мотив, что пели под гармошку, частушку или 2 выбрать, заходит Лиза: - Я не опоздала? По домам ходила, в класс-то сегодня почти никто не пришел, обуви, говорят, нет, пришлось по домам ходить, уроки объяснять. А чего Петровна всех собирает-то? Заходит Петровна и далее театрализация по тексту от знака В ходе театрализации после письма, которое читает санитарка за сценой, мужская вокальная группа исполняет песню “Не для меня” После последних слов Петровны (пойдет наша танковая колонна...) на сцену под звук вступления выходят люди и хор исполняет песню “Прощание славянки”(вариант 70-х годов) под фонограмму дух оркестра |
Сцена 4 финал | Варианты финала: имеется фонограмма Левитана об окончании войны (?), и сразу: солист- ребенок “За того парня” , или солист и вокальная группа “Вальс победы” Ермолова и танцевальная группа ( песня не очень взрослая), или взрослый солист или вокальная группа – “Кино” О.Митяева, или “По высокой траве”, или что-нибудь о России (есть 3 варианта ) |
Театрализация:
На сцене: За сценой: 1
Петровна Вера
Анастасия Санитарка
Семеновна Девочка
Лиза Солдат
Катерина
Декорация: стол, печь, табуретки и скамейка.
У печки Семеновна, за столом Катерина и Анастасия.
Входит Лиза: Я не опоздала? Сегодня почти никто из ребятишек в класс не пришел. Остальных спрашиваю: почему? Отвечают: обуть нечего. Пришлось по домам ходить, уроки объяснять.А чего это Петровна всех собирает-то? Греется у печки.
Входит Петровна: А вот и я, бабоньки! Все бригады обошла. Одна ваша осталась.
Семеновна: Зачем, Петровна, собираешь всех? Пожар, что ли?
Петровна: Да нет, Семеновна. Все садятся к столу. Военный заем. Пауза. Вот так, подружки! И чтоб мне без непонимания!
Семеновна: Чего-то рано нынче… В прошлом году под новогодние только собирали.
Петровна: А нынче под октябрьские! А что сроки сдвинуты – это так диктует обстановка.
Это так надо понимать, что заем этот – на скорейшую Гитлеру петлю. Пауза. Чего замолчали? Стеснительные. Тогда начнем по дворам, кто где построился. С верхнего края, значит, и пойдем. По левую руку там будет Настена Сомова. Здесь Анастасия?
Анастасия: Я-то…Здесь…
Петровна: Так, не задерживай, отвечай, какую цифру поднимешь?
Анастасия: А на сколько я в прошлый раз подписывалась?
Петровна: Я, Анастасия, в своем кармане твою память не таскаю, сама за себя помнить должна. Давай быстрее, мне в твоем дворе до петухов торчать некогда, меня народ ждет.
Семеновна: Ничего, мы подождем…
Петровна: Товарищи! Подписка на заем – это важный политический акт! А мы здесь не чувствуем момента. Неужели не понятно, на что пойдут наши сбережения?
Семеновна: Какие сбережения! Если бы сбережения!..Хоть шаром покати дома.
Анастасия: Ну, пиши на триста…
Петровна: Запишем – пятьсот. С учетом, что живешь ты одна с внучкой, два сына – на фронте, дочка уехала, может и внучку скоро заберет. На, распишись. Да не реви ты!..
Катерина: Письмо она от Веры получила.
Петровна: Знаю, сама вручала. Ох и странный вы народ, девчонки. Нет письма – ревете, получила – опять ревете.
Лиза: Не сама Вера его прислала. Его Настене переслали.
Анастасия: Верочка!..( плачет за столом)
женщины поют:
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина,
Головой склоняясь до самого тына…
и вокализ
На фоне песни за сценой голос Веры : Я спрошу у кукушечки,
пусть в ответ прокричит она,
сколько верст мне отмерено,
сколько лет мне отсчитано,
сколько?
Анастасия встает с места и выходит на передний план, к залу: Доченька, Верочка моя! Я с тобой!
Голос Веры: Мама…не плачь, мама, и не ругай меня, иначе поступить я не могла. Береги себя для Аленушки, ты ей теперь и мама, и бабушка. Воспитай ее хорошим, содержательным человеком, любящим свою страну и свой народ.
женщины поют вокализ колыбельной
Анастасия на фоне пения: Может быть, тому, у кого никогда не было детей, кажется, что все младенцы – на один лад. Это неправда. Я была уверена, что узнаю свою девочку из тысячи новорожденных, что у нее свое, особенное выражение лица, свой, непохожий на других, голос 2. женщины поют:
баю, баюшки, баю, не ложися на краю,
придет серенький волчок, тебя схватит за бочок…
и вокализ
Анастасия: Я могла бы, кажется, часами, было бы только время, смотреть, как она спит…как сонная вытаскивает ручки из-под одеяла, как просыпаясь открывает глазки и смотрит…А затем пришел день, когда дочка стала узнавать меня…
Голос Веры: Ты не плачь, так страшней, лучше в голос кричать,
Лучше камень с дороги и с камнем на стражу!
Пулей в немца мы начали молодость нашу,
Жаль, что дважды невозможно начать…
Прощайте, мои дорогие мамочка и Аленушка! В ожидании казни решила написать письмо моей дочурке.( вокализ колыбельной) Дочка моя, Аленушка! Когда ты подрастешь, ты прочтешь это письмо… И ты узнаешь, что твоя мама казнена фашистами. Но ты не плачь, как не плачу я, которой осталось жить только до рассвета.Я сделала мало, но я и мало жила на земле. Я не успела больше. И я завещаю тебе всю мою непрожитую жизнь, и всю мою неистраченную любовь. Я завещаю тебе будущее. Идя на смерть, я благословляю тебя на большую и гордую жизнь.
Анастасия: Ты будешь замечательно жить, моя девочка! Будь же достойна этой жизни, она оплачена кровью твоей матери…
Семеновна: Горе-то какое…
Петровна: Ну…Как это… Подходит к Анастасии и ведет ее к столу .Значит, говоришь, триста? Хорошо, запишем триста. Вместе садятся. Дальше пойдем. Дальше, через баню, ты, Лизавета, живешь. Ну, на сколь?
Лиза: Ой, да я рада хоть на мильон, только где его взять? Я бы не знай на сколь рада…
Петровна: Эка, эка, остановись! Ты не в ту сторону поехала, заворачивай. У тебя фронтовик воюет?
Лиза: Воюет. А что?
Петровна: Хочешь ты, чтобы твой фронтовик домой вернулся?
Лиза: Как не хочу? Очумела ты, Степанида, что ли?!
Петровна: В таком разе – тыща.
Лиза: всплескивает руками Да ты в уме ли…
Петровна: Не маши крыльями-то, не полетишь. Помочь надо фронтовику.Да, кстати, тебе телеграмма. Вот, забыла совсем.
Лиза: подходит к Петровне«Проездом в Кирсанове пятого октября Федя» Так это же сегодня.
Семеновна:смотрит телеграмму Точно, сегодня пятое.
Катерина: встает, подходит к ним: Петровна , отпусти ее.
Анастасия: Какое счастье привалило Настене!
Лиза: Отпусти!
Петровна: А хлеб за тебя кто убирать будет?
Катерина: Отпусти ее мужа повидать! Отпусти, Петровна! Больше года как воюет.
Петровна: Помочь ничем не могу, прости, Лиза
Катерина: Может, тебе Феде записку написать?
Петровна: И то дело. А записку я с обозом перешлю. И бумажку тебе дам, вот и карандаш есть. Пиши.
Лиза выходит из-за стола на передний план: Феденька, прости, из колхоза выехать не могу, надо к сроку выполнить план хлебозаготовок…пишет записку, задумывается
женщины поют:
Ты ждешь, Лизавета, от друга привета
все не спишь до рассвета, все грустишь обо мне
одержим победу, к тебе я приеду
на горячем боевом коне…
За сценой голос Санитарки: Не умирай, солдат! Не умирай! Миленький, потерпи немного! Мы выберемся. И зачем берут на войну таких огромных мужиков! Мне же не вытащить тебя из этой проклятой воронки! Не умирай! Прошу тебя, солдат, не умирай!.. Конечно, миленький, я перешлю 3 это письмо…Прости меня, солдат! Прости!
Голос Солдата: Дорогая Лиза! Я редко пишу тебе, но не потому, что не хочу, а потому, что не могу писать часто. Ты знаешь, моя жизнь всегда в опасности, и я не хочу тешить тебя напрасной надеждой. Очень жаль, что мы не повидались, когда я был проездом в Кирсанове. Я всегда думаю о тебе, моя далекая и близкая подруга. И если мне суждено погибнуть, помни до конца своих дней о моей любви к тебе, о том невыразимом чувстве, которое давало мне силу в борьбе, делало меня бесстрашным, когда было страшно.
Последние слова Солдата звучат уже на начале вступления к песне «Не для меня», одновременно отодвигается ширма, скрывающая инструментальную группу, и выходят по одному участники вокальной группы. Четвертый куплет( про Пасху) исполняется с участием и женщин, занятых в театрализации, затем они отходят на свои места, на первом плане остается одна Лиза.
По окончании песни Лиза: Не могу! Не могу я к тебе приехать! Надо к сроку выполнить план хлебозаготовок! плачет, к ней подходит Катерина
Катерина: Лиза, возьми платок! Вынимает платок из кармана, оттуда высыпается зерно. Господи!
Петровна: подходит Что это? Зерно? Ах, Катерина, Катерина, от кого, но от тебя я этого не ожидала. А ну, высыпай! Да за такие дела под суд полагается!
Катерина: Не сироти детей, бригадир. Корова-кормилица еще весной за плугом пала, молока детям нет. Из-за них это я. Младшенький вовсе плох, беленткий,как картофельный росток из подполья.Как проснется, хлеба просит. Глупенький, не понимает еще. Где я ему хлеба-то возьму!
Петровна: А вот я вам сейчас газету зачитаю. Вот здесь в «Правде» напечатано. Я почитаю, а вы послушайте. И ты, Катерина, послушай. Читает. Дорогой добрый папенька. Пишу тебе из немецкой неволи. Когда ты прочтешь это письмо, меня в живых уже не будет И моя просьба к тебе, отец, покарай немецких кровопийц. Когда вернешься, маму не ищи, ее расстреляли немцы.
женщины поют:
То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит,
то мое сердечко стонет, как осенний лист, дрожит.
и вокализ…
За сценой голос Девочки: Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, но если бы тыменя сейчас встретил, ты бы не узнал свою дочь. Я стала очень худенькая, косички мои остригли наголо, руки высохли и похожи на грабли.Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие. Папа, я рабыня немецкого барона.Работаю много, очень много, а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой, так зовут хозяйских свиней. Двараза я убегала от хозяина, но меня находил ихний дворник. Тогда сам хозяин срывал с меня платье и бил ногами. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Завещаю, папа, отомсти за меня и маму! Прощай, добрый папенька!
женщины поют:
то мое сердечко стонет, как осенний лист, дрожит.
Петровна ( читает) : Отомсти, отомсти за меня, папа!
Семеновна: Давить их, гадов, фашистов проклятых! Танками, танками! Пятьсот даю на танк! Нет, тысячу!
Лиза: Где же ты ее возьмешь, Семеновна?
Семеновна: Я ее отработаю. Я ее зубами вырву!
Анастасия: И на меня, Петровна, пиши две тысячи. Я и за Веру мою отработаю! На окончательную и бесповоротную победу!
Петровна: Так, женщины! Так, родненькие! Давить будет фашистов нашим танком!
Лиза: А почему одним танком? Если всей Тамбовщиной поднажать, так и на танковую колонну соберем!
Катерина: И назовем ее «Тамбовский колхозник»
Петровна: И пойдет наша танковая колонна в самое логово фашистов – в Берлин!
Звучит фонограмма «Прощания славянки», женщины – участницы театрализации выходят на передний план, за ними строится хор, на паузе в музыке хор: «Ура!», начало фонограммы - и песня