Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 9 «Сказка»
Сценарий
театрализованного представления
кукол-марионеток
по мотивам русской народной
сказки «Заюшкина избушка»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Подготовила
воспитатель
Иванова И.В.
Мирный, 2025
Действующие лица: Рассказчица, марионетки: Заяц, Лиса, Собака, Медведь, Волк, Гусеницы, Петушок. Весна (платковая кукла). Куклы-прыгунки и висунки: солнышко, птички, бабочки, белочка, еж и т.д.
Декорации: весенние деревья, ширма, домик Зайки, домик Лисы.
Звучит мелодия «В гостях у сказки»
Сказочница:
Добрый день! Спешу опять
Сказку детям рассказать.
По тропинке шла я, шла,
И корзиночку нашла.
Она лежала в лесу под ёлкой,
Не попала в руки волку!
Корзиночка – то не простая,
Она волшебная! Вот какая!
Сказка в корзиночке живет.
Вот возьмет, да оживёт!
Но сначала вы, ребятки, отгадайте-ка загадки!
Загадки
1. Глазки с косинкой,
Одежда в два цвета –
На зиму и лето. (Заяц)
2. Рыжая хозяюшка из лесу пришла,
всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса)
3. Зимой спит,
Летом улья ворошит (Медведь)
4. К своим ласкается,
на чужих ругается.
у своего теремочка
Сидит на цепочке. (Собака)
5. Не ездок, а со шпорами,
не сторож, а всех будит (Петух)
Ведущий поочередно достает игрушки из корзиночки, ставит их на стол
Сказочница: Молодцы, всех угадали! А вот из какой сказки эти необычные герои?
Сегодня ребята группы «Репка» приготовили для вас кукольное представление по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка». Смотрите и слушайте внимательно, мы надеемся, что вам понравится. Давайте все вместе позовем сказку (повторяйте за мной): «Раз, два, три, сказка к нам приди»
1. Музыка «В гостях у сказки»
На сцене из окошка одного домика выглядывает Лиса, а из другого домика Заяц
2. Музыка «Выход зайца»
Сказочница: У леса на опушке,
Стояли две избушки.
В деревянном домишке
Жил зайчик-трусишка.
Заяц встает, кланяется зрителям, скачет возле домика
3. Музыка «Выход лисы»
Сказочница: А в избушке изо-льда
Жила красавица Лиса.
Лисичка встает и тоже кланяется зрителям
Лиса. Зайчик, зайчик, ты пугливый,
Дом твой - вовсе не красивый.
Заяц. Ах, Лиса, зачем дразниться?
Может лучше помириться!
Лиса. Помириться? Ни за что!
Лиса уходит к себе домой.
Сказочница: Но вот пришла весна - красна,
Лес встрепенулся ото сна,
Птички весело запели
И сосульки зазвенели.
4. Музыка «Выход весны» на сцену выходит Весна, танцует. Весна снимает с деревьев белую ткань («снег») и бросает перед домом Лисы.
Весна. Утром солнышко пригрело,
Все вокруг зазеленело.
Лисий домик ледяной,
весь растаял, стал водой.
На сцену вылетают птички, они летают.
Сказочница: Почуяли лесные звери, что пришла весна и стали выбираться из своих норок. Первой прибежала Белка.
5. Музыка белочки
Белочка. Белка бантик повязала, и зверушек подзывала:
Эй, зверушки вы мои, приходите на блины!
На сцену выходят все остальные звери и весело играют на полянке.
Куклы-прыгунки играют, пляшут.
5.1 Веселая весенняя музыка
Сказочница: Долго зверушки играли и веселились, но устали и отправились отдыхать в свои домики. В это время убирают домик Лисы. Лиса ищет свой домик. Она удивляется, где же ее домик.
5.2 Музыка ухода зверей
Лиса. Что случилось? Где мой дом? Караул. Украли.
Заяц. Что случилось соседка? Почему ты так кричишь?
Лиса. Вот посмотри, заяц, домик мой пропал. Караул. Украли.
Заяц. Лисица-мастерица,
Избушка изо льда!
От солнышка растаяла,
Осталось лишь вода!
Лиса. Ой, беда, беда, беда, Вместо терема-вода!
Что же делать, как мне быть? Где теперь я буду жить? (плачет) говорит в зал
Лиса. Знаю, кто поможет мне,
Хитрой Лисоньке-Лисе.
Сказочница:
Лиса недолго горевала —
К дому Зайца побежала.
Лиса жалобно
Зайка, дверь открой скорей,
Мне, соседушке твоей
Я вот-вот схвачу простуду...
(Кашляет)
Не откроешь — (в зрительный зал) будет худо.
Зайчик
Я бы рад впустить, сестрица,
Да с тобой нельзя водиться,
Ты ведь хитрая плутовка,
Проведешь меня ты ловко.
Лиса укладывается на спину, складывает «лапки» на груди.
Лиса.
Помираю, так и знай...
Заяц- Братец, выручай!..
Заяц
Раз беда с тобой случилась,
Так и быть, я помогу!
И в свою избу простую
Я тебя, лиса, пущу!
Лиса: Ах, спасибо, зайчик милый,
Будем жить с тобой вдвоем.
Дом твой, правда, тесноват,
Для двоих он маловат!
Зайчик, вижу я, в кладовке
У тебя запасов нет.
Ты сходи, нарви морковки
Нам на праздничный обед.
6. Музыка для зайца веселая
Сказочница:
Наперевес с большой сумой,
Вернулся заинька домой,
Стучит, а дверь закрыта.
Заяц. Лисонька, открой! Я хочу к себе домой!
Лиса. Это мой дом уходи и сюда не приходи! Убирайся, цел пока, А не то намну бока!
7. Грустная музыка зайца
Под грустную музыку, Заяц идет, вытирая «глаза», лапками.
Сказочница: Заинька идет, грустит, слезы утирает, Провела его Лиса, вот ведь как бывает. Он уселся на пеньке, куда идти не знает. Вдруг услышал: вдалеке кто-то громко лает!
8. Музыка для собаки Под музыку на сцену выбегает Собачка.
Собака
Привет, косой! Как жизнь твоя?
Чего льешь слёзы в три ручья?
Заяц.
Помочь Лисе я поспешил,
Я в дом к себе ее пустил!
Она же, не прошло и дня
Из дома выгнала меня!
Из домика слышно пение лисы.
Лиса. Ля-ля-ля, я Лиса! Я красива и умна! В теплом домике живу. К себе Зайца не пущу.
Собака
Беду твою поправлю
Уйти лису заставлю!
Собачка подходит к Лисе.
Собачка. Гав! Уходи Лиса, Я буду сердиться. Гав-гав, уйди Лиса, прошу,
А то возьму и укушу! (подходит к избушке Зайца и говорит Лисе. Заяц стоит рядом)
Лиса. Нет! Сердиться буду я! Как выскачу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!
Собака
Ой, как страшно,
Ой- ой- ой
Убегу скорей домой.
Заяц прижимает ушки, а Собака убегает. Лиса исчезает в доме.
9. Музыка «Грустная мелодия»
Зайчик: Ох, и злющая Лисица,
И собаки не боится!
Буду здесь сидеть на пне,
Кто теперь поможет мне?
10. Музыка птичкам Под музыку вылетают птички.
Птичка. Чик-чирик! Чик-чирик! Солнышко сверкает!
Давай песенку споем или поиграем!
Заяц. Вздыхает, плачет Не до песен мне сейчас
Лиса поёт Лиса. Ля-ля-ля, я Лиса! Я красива и умна! В теплом домике живу.
К себе Зайца не пущу.
Птичка. В твоем домике Лиса, вот беда так уж беда! Я медведя разбужу он тебе поможет!
Птички улетают. Заяц садится на пенек. Выходит медведь.
11. Музыка медведя
Медведь.
Тебе я, братец, удружу,
Держи-ка выше ушки!
Лисе сейчас я покажу,
Как отнимать избушки!
Стучит в избушку
Я - большой и страшный зверь,
Открывай, Лисица, дверь!
Уходи ка поскорей
Не серди меня поверь.
Лиса. Нет! Сердиться буду я! Как выскачу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!
Медведь оторопел
Больно злющая Лисица,
С нею лучше не водиться...
В лес, однако, побегу,
Шкуру я поберегу...
Торопливо уходит. Заяц прижимает ушки, а Медведь убегает за деревья. Лиса прячется.
12. Музыка «Грустная мелодия»
Заяц. Ну, вот и медведь испугался!
Под музыку вылетают бабочки. Танцуют. Бабочки подлетают к Зайцу, который сидит на пеньке.
13. Музыка бабочки
Бабочка. Хочешь Заинька капусты?
Заяц. Все равно мне очень грустно - Лиса в домике моем!
Бабочка. Мы тебе Волка позовем! Улетают
14. Музыка волка
Волк.
Здравствуй, друг. Скажи-ка мне,
Разве ты не рад весне?
Поиграем в прятки вместе? Заяц плачет
Волк. Ой, Зайчишка, что с тобой?
Заяц. Помочь Лисе я поспешил,
Я в дом к себе ее пустил!
Она же, не прошло и дня
Из дома выгнала меня!
Волк. Что, не пускает, рыжая?
Прогоним мы бесстыжую!
Помочь я рад стараться,
А ну, пошли сражаться!
Кричит Лисе
Лисица, быстро выходи! Смотри меня ты не серди.
Лиса. Нет! Сердиться буду я! Ну, погоди! Как выскачу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!
Волк. Ой, как страшно,
Ой- ой- ой
Убегу скорей домой.
16. Грустная музыка
Зайчик.
Кто прогнать Лисицу сможет?
Кто мне, бедному, поможет?
Садится под куст, плачет.
Сказочница: Слышно где-то вдалеке что-то хрумкает, шуршит,
Это гусеницы к Зайке торопятся, спешат.
16. Музыка гусениц
На ширме появляются гусеницы. Они играют друг с другом.
Гусеница. Зайка, зайка, не грусти, вытри слезы, не сопи.
Мы с тобой сейчас вдвоем друга Петю позовем! Петя, Петя петушок!
Петя, славный наш дружок. Ты сюда скорей иди!
И Зайчишке помоги!
Гусеницы уходят, а на сцену выходит Петушок.
17. Звучит музыка для петушка
Петушок. Лечу, лечу! Спешу, спешу! Я другу Зайке помогу!
Покажу лисе косу -
Живо выгоним лису!
Заяц
Собака прогоняла,
Сама же убежала.
Прогнать Медведь старался,
Но тоже испугался!
И серый волк боевой
не справился с лисой,
Ты, Петя, не пытайся
Спасать избу для Зайца.
Петушок:
Ты, Зайчик, успокойся,
И за меня не бойся.
Петух подходит к дому.
Петух: На плече несу косу
Зарубить хочу лису.
Кукареку вон Лиса
Уходи пока цела.
Лиса не выглядывает. Голос Лисы
Лиса: Кто там еще?
Как выскачу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!
Петух. На плече несу косу
Зарубить хочу лису.
А за мной идет пехота –
Косолапых мишек рота,
Сто голодных злых волков,
Двести бешенных щенков.
Будем мы Лису топтать,
Лисью шубу в клочья рвать
Лиса испуганно:
Лиса. Что ты, Петя, не спеши, мне одеться разреши!
Подожди ещё часок,
Мой любезный Петушок!
Петух: Ты, Лисица, не хитри,
А в окошко посмотри!
Шпоры брякают, гремят,
Проколоть Лису хотят!
Лиса: Ой, не надо, Петушок,
Надеваю сапожок,
Натяну платок на ушки…
Оставляю вам избушку!
Ой, спасите! Ой, убили!
По миру меня пустили!
Лиса убегает. Заяц обнимает Петушка
Сказочница.
Выгнал Петушок Лису, теперь живет она в лесу!
А Зайчишка уж не плачет, веселиться он и скачет!
18. Музыка песенка друзей
Все дети исполнители выходят на сцену, кланяются
Сказочница.
Вот и сказочке конец, а кто смотрел и слушал – молодец!
Заключительная часть:
Артистами «Репки» побывали,
И сказку вам сегодня показали
Все старались, молодцы.
Похлопаем им от души!
Сказочница.
Вам понравилась сказка? А наши артисты и их куклы? Вы знаете, как называются такие куклы? А хотите попробовать управлять марионетками. Можно подойти к артистам, они вам все расскажут и покажут.
Использовала материалы для составления сценария:
1. М.И. Родина А.И Буренина «Кукляндия» «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург 2008 «Сценарий театрализованного представления «Заюшкина избушка»
Самоанализ
Театрализованного представления по мотивам русской народной
сказки «Заюшкина избушка»
(с использованием кукол-марионеток)
Присутствовало: 18 человек
Данное мероприятие является итоговым занятием в рамках темы самообразования: «Инсценирование сказок (потешек) с использованием кукол-марионеток, как форма работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста».
Цель:
- развитие речи и осознанного отношения к исполнению роли в кукольном представлении (развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности)
Задачи:
- обучать детей диалоговому общению, формировать умение рассказывать сказку по ролям, умение действовать в соответствии с текстом, умение перевоплощаться.
- развивать интонационную выразительность речи: силу голоса, темп речи, дикцию, эмоциональность.
- развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
- совершенствовать у детей навыки кукловождения (куклы-марионетки)
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, чувство сопереживания, желание помочь, чувство ответственности перед коллективом.
Мероприятие строилось с учетом ранее проведенной деятельности, велась активная предварительная работа: знакомство с текстом сказки, продумывание качеств, поступков и характера героев, настроения сказки, учились подражать повадкам героя, меняли тональность голоса (заяц или медведь), разучивали монологи, диалоги, разыгрывали сценки для постановки сказки, большое внимание уделялось работе по освоению техники управления куклой. В кукольном представлении «артистами» являлись игрушки - марионетки, а дети, управляли «артистами». Кукловоды-артисты активно и с желанием сыграли свою роль сказочного персонажа, согласовывая действия с другими героями сказки.
В занятие учитывались индивидуальные способности детей этого возраста. Сюжет кукольного представления не утомлял, а вызывал любопытство и создал положительный настрой, способствовал повышению результативности. Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я подобрала такой сценарий, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли.
Постановка по сказке «Заюшкина избушка» стала эффективным средством социализации детей в процессе осмысления ими нравственного подтекста сказки. Участие в представлении, которое имеет коллективный характер, создало благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. Процесс подготовки мероприятия способствовал эмоциональному развитию: дети познакомились с чувствами, настроениями сказочных героев, повлиял на речевое развитие детей – это освоение выразительности речи и совершенствование диалогов и явился средством самовыражения и самореализации детей.
Я считаю, что поставленная мною цель и задачи реализованы.