Сценарий тематического вечера, посвященного жизни и творчеству великого русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова.
Негромко звучит «Баркарола» П.И. Чайковского («Июнь» из цикла «Времена года»)
На сцене три столика: два по краям сцены, за ними стоят ведущие; в центре столик А.П.Чехова.
1 вед. Дорогие друзья, мы рады видеть вас в нашей литературной гостиной «В гостях у А.П. Чехова».
2 вед.:(звучит музыка, зажигает свечу). Свеча – символ человеческой жизни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая; а пламя ее как человеческая душа. Она трепетна и робка, а свет ее беззащитен и нежен. Одаривая нас своим светом, свеча сгорает дотла, но, пока она горит, нам хорошо рядом с ней: она разделяет нашу боль и нашу радость.
1 вед. Говорят, что использовать свечи нерационально. Мало света от них. То ли дело - электрический светильник! Его свет проникает во все уголки.
2 вед. Но когда все вокруг освещено одинаково ярко, как отличить главное от второстепенного? Великое от малого? Ведь любая незначительная вещь на близком расстоянии и ярко высвеченная может показаться неимоверно важной и весомой и затмить собою то, что еще величественнее и выше.
1 вед. А что же выше?
2 вед. Да сам человек! Человек зажигает свечу. Слушая музыку и стихи, приходя в храм… И тогда все вторичное уходит во тьму, и остается он один на один со своей душой, со своим внутренним миром. И тогда…
Ведущие садятся у столиков .
музыка Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель"
Чехов(выходит из задних кулис, встает у своего столика): «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество… слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из 50 тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… …Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча… Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольно счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…» (уходит)
1 вед. Эти слова были написаны более ста лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни; в них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым «человеком с молоточком», который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
2 вед. Антон Павлович Чехов – последний из великих писателей русской литературы 19 века. Он жил во времена глубоких перемен во всем мировом искусстве и далеко опередил свое время. Поэт Серебряного века Саша Черный писал:
В наши дни трехмесячных успехов
И развязных гениев пера
Ты один, тревожно-мудрый Чехов,
С каждым днем нам ближе, чем вчера.
Сам не веришь, но зовешь и будишь,
Разрываешь ямы до конца
И с беспомощной усмешкой тихо судишь
Оскорбивших землю и Отца.
Вот ты жил меж нами, нежный, ясный,
Бесконечно ясный и простой,
Видел мир наш хмурый и несчастный,
Отравлялся нашей наготой…
1вед. «Меня будут читать лет семь, семь с половиной, а потом забудут», - писал А.П. Чехов.
2 вед. Пожалуй, ни один из великих писателей не был так скромен в оценке своего труда. Немало времени прошло со дня смерти Чехова, но каждое новое поколение, не только на родине писателя, но и за ее пределами, продолжает читать Чехова и видит в нем современника и друга.
1 вед. Фрагмент из рассказа «Студент».
Чехов. …Если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем я только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, в ту страшную ночь в тихом-тихом, темном-темном саду первосвященника, когда апостол Петр отрекся от Господа нашего Иисуса, имеет отношение к настоящему – к этим женщинам, к этой пустынной деревне, ко мне самому, ко всем людям. Прошлое, оказывается, связано с настоящим непрерывною цепью событий. Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. Как же восхитительна, чудесна, полна высокого смысла наша жизнь!
1 вед. Чехов жив, ибо жив писатель до тех пор, пока живут его произведения, пока его читают, а спектакли по его пьесам ставят на сцене и на них идёт зритель.
2 вед.И сейчас мы отправимся в гости к Антону Павловичу Чехову.
Играет музыка (из ф. О бедном гусаре замолвите слово)
Слайд ТАГАНРОГ
3 вед. Вот мы в маленьком южном городке Ростовской области – Таганроге. Именно там на одной из центральных площадей - памятник Чехову, установленный к 100-летию со дня рождения писателя, 26 января 1960 года. Расположение памятника не случайно: молодой Чехов "смотрит" на улицу, которая сегодня носит его имя, в его руках записная книжка.
Фото памятника
На этой улице сохранился дом, где он родился, здесь жили люди, ставшие героями его произведений. В нем сейчас расположен музей.
Фото дома
4вед..В этом доме 29 января 1860 года появился на свет великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Семья Чеховых к тому времени состояла из четырех человек. Отец Павел Егорович, купец 3-й гильдии, бывший крепостной из Воронежской губернии (дед писателя еще до освобождения крестьян выкупил на волю всю свою семью); мать Евгения Яковлевна, дочь моршанского купца Морозова, и два сына: Александр и Николай.
3вед.В Таганроге есть еще дом, связанный с именем великого писателя –сейчас это музей "Лавка Чеховых". В этот дом семья Чеховых переехалав связи с торговыми интересами отца. Младший брат А. Чехова - Михаил вспоминал: "...мы жили почти на самом краю города. Мы занимали большой двухэтажный дом, с двором и постройками. Внизу помещался магазин нашего отца, кухня, столовая и еще две комнаты, а наверху обитало все наше семейство, и были еще жильцы...".
4 вед. Это был, пожалуй, самый важный для Чехова период, полный первых открытий и разочарований, ярких впечатлений детства...Детства, которого, по выражению самого Чехова, не было.
3 вед. В этой лавке по приказанию отца Антоша и должен был проводить целые часы – обслуживать покупателей, следить, чтобы служившие в лавке мальчишки не таскали товар…
4 вед. Антоша «не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить. На это не хватало времени, потому что всё свое свободное время он должен был проводить в лавке.
3 вед.Отец семейства, Павел Егорович, был коммерсантом по профессии и художником – по душе. Его одаренность была разносторонней – скрипка, живопись, но самым сильным увлечением Павла Егоровича был созданный им церковный хор. Певчие набирались из кузнецов, партии дискантов и альтов исполняли его сыновья. Все прихожане смотрели на братьев как на маленьких ангелочков, умилялись, а дети всё это очень не любили.
4 вед.День маленьких Чеховых распределялся между лавочкой, гимназией, опять лавочкой, которая торговала с 5 утра до 11 вечера, бесконечными спевками и репетициями и такими же бесконечными церковными и домашними молениями. Кроме того, дети учились ремеслу, Антоша, например, портняжному делу.
3 вед. Времени не хватало и на то, чтобы выучить и приготовить уроки, и это было гораздо хуже, потому что за плохие отметки Павел Егорович строго наказывал детей, и обычным средством здесь были розги.
4 вед.Став уже взрослым человеком, Чехов как-то сказал: «Я никогда не мог простить отцу своему, что в детстве он меня сёк». Унижение человеческого достоинства Чехов всегда, с самого раннего детства, воспринимал очень болезненно.
Инсценировка А П.Чехов «Размазня»
2 действующих лица.
Рассказчик:На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.
- Садитесь, Юлия Васильевна! Давайте посчитаемся. Вам, наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите... Ну-с... Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...
Гувернантка: - По сорока...
Р.- Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца...
Г.- Два месяца и пять дней...
Р. - Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника…
Р.Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..
Р.- Три праздника... Долой, следовательно, двенадцать рублей... Четыре дня Коля был болен и не было занятий... Вы занимались с одной только Варей... Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда... Двенадцать и семь - девятнадцать. Вычесть... останется... гм... сорок один рубль... Верно?
Р.Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но - ни слова!..
Р.- Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля... Чашка стоит дороже, она фамильная, но... бог с вами! Где наше не пропадало? Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... Долой десять... Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять... Десятого января вы взяли у меня десять рублей...
Г.- Я не брала, - шепнула Юлия Васильевна.
Р.- Но у меня записано!
Г.- Ну, пусть... хорошо.
Р.- Из сорока одного вычесть двадцать семь - останется четырнадцать...
Оба глаза наполнились слезами... На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!
Г.- Я раз только брала, - сказала она дрожащим голосом. - Я у вашей супруги взяла три рубля... Больше не брала...
Р.- Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... Вот вам ваши деньги, милейшая! Три... три, три... один и один... Получите-с!
И я подал ей одиннадцать рублей... Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.
Г.- Merci, - прошептала она.
Р.Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.
- За что же merci? - спросил я.
Г.- За деньги...
Р.- Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?
Г.- В других местах мне и вовсе не давали...
Р.- Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам... Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?
Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: "Можно!"
Я попросил у нее прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла... Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!
Слайд ТАГАНРОГ
1вед. В 1874 году Чеховы переехали в собственный дом. Новый дом был предметом гордости отца. Комнат было много, они были удобны, обставлены мебелью.
Фото дома
2 вед. В гостиной собирались родственники и знакомые. Здесь устраивались импровизированные спектакли; автором и исполнителем многих сценок и юморесок был Антон Чехов.
1 вед. История этого дома тесно связана с историей разорения отца писателя. Отсюда Павел Егорович уезжает в Москву, спасаясь от кредиторов.
2 вед. После отъезда в Москву Евгении Яковлевны с детьми, Антон остается в Таганроге один. При этом Антон, будучи учеником 6 класса, остался не просто без средств к существованию, без родителей, но и вынужден был стать главным добытчиком. А родители в письмах часто жалуются ему, что денег совсем нет, одеться не во что, просят продать все, что осталось еще в Таганроге, и приехать поскорее.
1 вед. В переписке с родными он так однажды оценил свою таганрогскую жизнь: «Я здоров, а коли здоров, то, значит и жив; одна только у меня болезнь секретная, которая мучит меня, как зубная боль, - это безденежье. Если только кончу гимназию, то прилечу в Москву на крыльях ...»
2 вед. Как в этой ситуации Чехов сумел выжить, непонятно. Он продолжал учиться, репетиторствовал, продавал имущество, выпускал рукописную газету, писал юмористические рассказы, успевал даже посещать театр, в который влюбился по-настоящему.
Слайд МОСКВА
3 вед. После окончания гимназии Чехов едет в Москву. С приездом Антона жизнь семьи сразу повернулась к лучшему: Чехов привез стипендию за четыре месяца и двух пансионеров на попечение матери.
4 вед. Когда настала пора определяться с профессией, Антон прислушался к совету отца. Павел Егорович предложил сыну стать врачом, ведь этим можно быстро и неплохо заработать. У юноши были и свои мотивы. Антон рос болезненным, туберкулез проявился еще в восемь лет, он знал, что такое физические страдания, и решил стать врачом, чтобы помогать другим исцелиться. В 1879 году Чехов - студент Московского университета.
3 вед. Параллельно с учебой в университете Чехов пишет, пишет ночи напролет, причем не столько ради творчества, сколько ради гонорара, ведь, по существу, он - единственный кормилец немалой семьи. Его небольшие рассказы публикуют юмористические журналы, правда, никто не знает тогда Чехова по имени и фамилии. Свои рассказы он подписывает как «человек без селезенки», «брат моего брата», «Дон Антонио». Всего у Чехова было около 50 псевдонимов, самым же известным из них является «Антоша Чехонте».
Рассказ «Злой мальчик» читает ученица.
3 вед. В 1884 году Чехов оканчивает университет и начинает работать уездным врачом. Он продолжает свою литературную деятельность и пишет многочисленные короткие рассказики: сценки, этюды, наброски.
4 вед. Квартиры в Москве, в которых жил тогда писатель с семьёй, и перечислить невозможно. Одна из них – на Садово-Кудринской улице. Сейчас здесь дом-музей А.П.Чехова.
Фото дома-музея
3 вед. Флигель, в котором в 1886 году поселились Чеховы, представляет собой двухэтажный каменный дом. Необычная планировка дома, а также красный цвет стен позволяли Чехову называть особняк «комодом». Чехов прожил в этом доме четыре года до своего знаменитого путешествия на остров Сахалин.
4 вед. Писатель получил возможность приглашать к себе в гости друзей, и многие литераторы, художники, артисты, музыканты побывали в «доме-комоде»: В. Короленко, В. Гиляровский, И. Левитан, Ф. Шехтель, П. Чайковский, В. Немирович-Данченко. Это было время его творческого расцвета: в этом особняке написаны пьесы «Иванов», повесть «Степь», «Скучная история», более ста рассказов, водевили «Свадьба»,«Предложение», «Медведь».
СЦЕНА ИЗ ВОДЕВИЛЯ А.П. ЧЕХОВА «МЕДВЕДЬ»
2 действующих лица
Смирнов. Сударыня, честь имею представиться: отставной поручик артиллерии, землевладелец Григорий Степанович Смирнов! Вынужден беспокоить вас по весьма важному делу...
Попова (не подавая руки). Что вам угодно?
Смирнов. Ваш покойный супруг, с которым я имел честь быть знаком, остался мне должен по двум векселям тысячу двести рублей. Так как завтра мне предстоит платеж процентов в земельный банк, то я просил бы вас, сударыня, уплатить мне деньги сегодня же.
Попова. Если Николай Михайлович остался вам должен, то, само собою разумеется, я заплачу; но, извините пожалуйста, у меня сегодня нет свободных денег. Послезавтра вернется из города мой приказчик, и я прикажу ему уплатить вам что следует. К тому же, сегодня исполнилось ровно семь месяцев, как умер мой муж, и у меня теперь такое настроение, что я совершенно не расположена заниматься денежными делами.
Смирнов. А у меня теперь такое настроение, что если я завтра не заплачу процентов, то должен буду вылететь в трубу вверх ногами. У меня опишут имение!
Попова. Послезавтра вы получите ваши деньги.
Смирнов. Мне нужны деньги не послезавтра, а сегодня.
Попова. Что же делать, если у меня сейчас нет!
Смирнов. Стало быть, не можете заплатить?
Попова. Не могу...
Смирнов. Это ваше последнее слово?
Попова. Да, последнее.
Смирнов.Последнее?…А еще хотят, чтобы я был хладнокровен! Как же мне не сердиться? Нужны мне до зарезу деньги... Выехал я еще вчера утром чуть свет, объездил всех своих должников, и хоть бы один из них заплатил свой долг! Наконец приезжаю сюда, за 70 верст от дому, надеюсь получить, а меня угощают «настроением»! Как же мне не сердиться?
Попова. Я, кажется, ясно сказала: приказчик вернется из города, тогда и получите.
Смирнов. Я приехал не к приказчику, а к вам! На кой леший, извините за выражение, сдался мне ваш приказчик!
Попова. Простите, милостивый государь, я не привыкла к этим странным выражениям, к такому тону. Я вас больше не слушаю. (Быстро уходит.)
Смирнов (один). Скажите пожалуйста! Настроение... Семь месяцев тому назад муж умер! Нет, какова логика! Человеку нужны до зарезу деньги, впору вешаться, а она не платит, потому что, видите ли, не расположена заниматься денежными делами!.. Настоящая женская логика! Потому-то вот я никогда не любил и не люблю говорить с женщинами. Для меня легче сидеть на бочке с порохом, чем говорить с женщиной. Брр!.. Стоит мне хотя бы издали увидеть поэтическое создание, как у меня от злости начинаются судороги. Просто хоть караул кричи.(Громко говорит) Ах, как я зол! Так зол, что, кажется, весь свет стер бы в порошок...
Попова (входит, опустив глаза). Милостивый государь, в своем уединении я давно уже отвыкла от человеческого голоса и не выношу крика. Прошу вас убедительно, не нарушайте моего покоя!
Смирнов. Заплатите мне деньги, и я уеду.
Попова. Я сказала вам русским языком: денег у меня свободных теперь нет, погодите до послезавтра.
Смирнов. В таком случае я остаюсь здесь и буду сидеть, пока не получу... (Садится.) Послезавтра заплатите? Отлично! Я до послезавтра просижу таким образом. Вот так и буду сидеть... (Вскакивает.) Я вас спрашиваю: мне нужно заплатить завтра проценты или нет?.. Или вы думаете, что я шучу?
Попова. Милостивый государь, прошу вас не кричать! Здесь не конюшня! Вы не умеете держать себя в женском обществе! Вы невоспитанный, грубый человек! Порядочные люди не говорят так с женщинами!
Смирнов. Ах, удивительное дело! Как же прикажете говорить с вами? По-французски, что ли? (Злится и сюсюкает.) Мадам, же ву при...Как я счастлив, что вы не платите мне денег... Ах, пардон, что обеспокоил вас! Такая сегодня прелестная погода! И этот траур так к лицу вам! (Расшаркивается.)
Попова (наступает с кулаками на Смирнова). Извольте убираться вон!
Смирнов. Не угодно ли вам быть повежливее?
Попова(сжимая кулаки и топая ногами). Вы мужик, грубый медведь! Бурбон, монстр!
Смирнов. Как? Что вы сказали?
Попова. Я сказала, что вы медведь, монстр!
Смирнов (наступая). Позвольте, какое же вы имеете право оскорблять меня?
Попова. Да, оскорбляю... Ну так что же? Вы думаете, я вас боюсь?
Смирнов. А вы думаете, что если вы поэтическое создание, то имеете право оскорблять безнаказанно? Да? К барьеру! Стреляться!
Попова. Если у вас здоровые кулаки и бычье горло, то, думаете, я боюсь вас? А? Бурбон вы этакий!
Смирнов. К барьеру! Я никому не позволю оскорблять себя и не посмотрю на то, что вы женщина, слабое создание!
Попова(стараясь перекричать). Медведь! Медведь! Медведь!
Смирнов. Пора, наконец, отрешиться от предрассудка, что одни только мужчины обязаны платить за оскорбления! Равноправность так равноправность, черт возьми! К барьеру!
Попова. Стреляться хотите? Извольте!
Смирнов. Сию минуту!
Попова. Сию минуту! После мужа остались пистолеты... Я сейчас принесу их сюда... (Торопливо идет и возвращается.) С каким наслаждением я влеплю пулю в ваш медный лоб! Черт вас возьми! (Уходит.)
Смирнов. Я подстрелю ее, как цыпленка! Я не мальчишка, не сентиментальный щенок, для меня не существует слабых созданий! Стреляться — вот это и есть равноправность, эмансипация! Тут оба пола равны! Подстрелю ее из принципа! Но какова женщина? (Дразнит.) «Черт вас возьми... Влеплю пулю в ваш медный лоб...» Какова? Раскраснелась, глаза блестят... Вызов приняла! Честное слово, первый раз такую вижу. Это — женщина! Вот это я понимаю! Настоящая женщина! Не кислятина, не размазня, а огонь, порох, ракета! Даже убивать жалко! Она мне положительно нравится! Положительно! Хоть и ямочки на щеках, а нравится! Готов даже долг ей простить... и злость прошла... Удивительная женщина! (Уходит со сцены.)
Слайд МОСКВА
Фото столовой из дома-музея
3 вед. Чеховы жили скромно, но дружно и весело. Три раза в день – за завтраком, обедом и ужином – все собирались в столовой, оживленно беседовали, обменивались новостями. Члены семьи были первыми читателями произведений Антона Павловича. Все гости Чеховых отмечали душевность, уют, тепло, одаренность этой семьи. Поэт Алексей Плещеев, часто бывавший в доме, ласково называл их «милой Чехией»:
Отрадно будет мне мечтой
Перенестись сюда порой, –
Перенестись к семье радушной,
Где теплый дружеский привет
Нежданно встретил я, где нет
Ни светской чопорности скучной,
Ни карт, ни пошлой болтовни,
С пустою жизнью неразлучной,
Но где в трудах проходят дни…
Фото кабинета
4 вед. Самое интересное в доме писателя – это, конечно, кабинет. Чехов проводил здесь много времени. Как вспоминал его друг, «он все сидит, пишет, пишет, пишет. Нет дня, когда бы он не писал… Порой, если нет медицинской практики, он по целому дню носу не показывает на улицу. Ужасный архитруженик». В этом кабинете Чехов не только создавал рассказы и пьесы, но и принимал больных – об этом свидетельствует табличка на стене дома: «Доктор А.П. Чехов».
Фото таблички
Слайд САХАЛИН
фото
1 вед. В 1890 году, когда Чехову исполнилось 30 лет, он неожиданно для родных и знакомых отправился в далёкое путешествие на остров Сахалин. В то время Сахалин был, пожалуй, самым страшным местом в России: на острове была каторга, там же селились отбывшие свой срок каторжане, которым запрещалось возвращаться на материк.
2 вед. На Сахалине есть музей, в его собраниях отражена история, жизнь и быт каторги. Большое внимание уделяется посещению Сахалина А.П. Чеховым. На острове он проводил перепись местного населения, оказывал медицинскую помощь, собрал большое количество сведений о каторге и ссыльной колонии, а возвратившись, написал книгу «Остров Сахалин».
1 вед. Поездка на Сахалин очень много дала Чехову-писателю. Он говорил, что теперь в его творчестве «всё просахалинено». Прежде всего, это сказалось в новом, более серьезном взгляде на жизнь, в более остром и мудром понимании её вопросов. Не случайно сразу же после Сахалина Чехов пишет: «Работать надо… Главное – надо быть справедливым, а всё остальное приложится».
Сахалин - это тоже Россия:
Ссыльно-каторжных злая юдоль.
Беспросветны там муки людские,
Безысходны страданья и боль!
Антон Павлович - тоже Россия:
И улыбка ее, и слеза...
Увлажнялись и самые злые
От его сочинений глаза!
Он любил всех живущих в России:
Даже злобных, бесчестных, тупых...
Будь они сколь угодно плохие,
Но не топчет - жалеет он их!
У него нет героев, злодеев -
Все лишь жертвы неправды земной:
И прощая, любя и жалея,
Как бы просит: жалейте со мной!
Будто Совесть больная стучится
К нам в сердца со страниц его книг...
И живою водою струится
Слов его драгоценный родник!
Слайд МЕЛИХОВО
Фото дома, сада, комнат, флигеля «Чайка» (по порядку)
3 вед. Но чаще всего, говоря о Чехове, мы вспоминаем, конечно, Мелихово. В 1892 году, вернувшись из поездки на Сахалин, Чехов поселился под Москвой, в небольшом имении Мелихово.
4 вед. Чехов писал: «Дом и хорош, и плох. Он просторнее московской квартиры, светел, тепел, крыт железом, стоит на хорошем месте, имеет террасу в сад, итальянские окна и проч., но плох он тем, что недостаточно высок, недостаточно молод, имеет снаружи весьма глупый и наивный вид».
3 вед. С первых дней Чехов лично занялся садом и цветами. Как-то Антон Павлович написал: «Мне кажется, что я, если бы не литература, мог бы быть садовником». Только в первый год жизни в Мелихове Антон Павлович посадил 60 вишен, 80 яблонь, 100 кустов сирени. Любимым временем года Антона Павловича Чехова была весна, когда распускались вишня и сирень. Чеховский дом и в наше время утопает весной в цветущей сирени.
4 вед. Очень любил Чехов свой кабинет. Это светлая комната с большим окном, книжными стеллажами до потолка, турецким диваном, милыми сердцу фотографиями, картинами. У окна письменный стол. На нем керосиновая лампа, свечи в бронзовых подсвечниках, перьевая ручка, чернильница, простой карандаш.
3 вед. А вот «гостиная с пианино и террасой в сад». На стенах - картины брата Николая и его друзей – Левитана и Шехтеля.
4 вед. Традиционным местом, где собиралась вся чеховская семья, была столовая. Чеховы знали толк в еде. Провизию закупали в Москве: рябчики, индейки, куропатки, салаты. На Новый год всегда пекли пирог «со счастьем». Запекали гривенник (10 копеек), разрезали пирог на части и смотрели, кому досталась монета.
3 вед. Писатель надеялся обрести в жизни на лоне природы душевный покой, который так необходим для творчества. Хотя этот покой был весьма относительным. С первых же дней, как Чехов поселился в Мелихове, все кругом узнали, что Антон Павлович – врач. Приходили, привозили больных в телегах и далеко увозили самого писателя к больным. С самого раннего утра перед его домом уже стояли бабы и дети и ждали от него врачебной помощи. А когда в 1892 году в центральных губерниях России началась эпидемия холеры, им был открыт временный врачебный участок, где он регулярно вел прием.
4 вед. На его средства в Мелихове и двух других соседних селах были построены школы для крестьянских детей. Чехов организовал пожарный пункт для крестьян, колокольню, позаботился о прокладке шоссейной дороги, засеял прореженные лесные участки вязами, дубами, лиственницами и высадил более тысячи вишневых деревьев.
3 вед. И можно только поражаться тому, как много замечательных произведений, составивших славу русской литературы, было написано им в Мелихове! Творческая жизнь тут поистине цвела, как и его сад. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения, но главным творением стала печальная комедия «Чайка» – самая загадочная пьеса русского театра и символ чеховской драматургии.
4 вед. Если идти по дорожке от главного дома можно увидеть маленький, почти игрушечный флигель. На домике висит табличка «Мой флигель, где была написана Чайка».
1 вед. В Мелихове писатель пережил большую любовь. На создание великой драмы Чехова вдохновил долгий и болезненный роман с Ликой Мизиновой. Лика была подругой его сестры Маши, часто бывала в их доме и страшно нравилась Чехову: невероятно женственная, остроумная и веселая, с умными серыми глазами и пышными пепельными волосами. Чехов и Лика виделись почти каждый день, а когда расставались, переписывались. Известно 67 писем Чехова к Лике и 98 Лики к писателю. Они вместе посещали выставки и концерты, ходили в церковь и в гости к общим знакомым.
Фото Лики Мизиновой
2 вед. Никто не сомневался, что Антон Павлович и Лика в конце концов поженятся. Но отношения их были столь сложны, что в конце концов запутались до невозможности. «Обострение» любви никогда у них не совпадало. То Антон Павлович ощущал, что жить не может без Лики, а она сомневалась, следует ли ей заточить себя в семейной кабале. То Лика все же решала, что боготворит Чехова, и осыпала его нежными письмами, а он жестоко отшучивался.
Романс «Нет, не любил он…»
Выходят из задних кулис Лика и Чехов, стоят с противоположных сторон
Лика.Я познакомилась с Чеховым в Москве, в доме на Садово-Кудринской, где их семья снимала квартиру. Сестра Антона Павловича Маша привела меня в дом, мне было 19 лет, Антону Павловичу-29.
Чехов.Лика стала прототипом Нины Заречной в моей пьесе «Чайка».Она мечтала быть актрисой, певицей. «Золотая, перламутровая, фильдекосовая, очаровательная, изумительная, златокудрая, Ликиша, блондиночка, адская красавица, злодейка души моей, кукуруза души моей», - обращался я к ней в письмах. Лика была слишком горяча, влюблена в меня, а я боялся женитьбы, избегал страстей.
Лика. Чехов был моей настоящей любовью.
Лика Мизинова и А.П.Чехов подсаживаются к разным столикам. Они читают отрывки из писем под музыку В.Лобоса «Бразильская бахиана».
Чехов.Перед отъездом дарю Вам свое фото с надписью: «Добрейшему созданию, от которого я бегу на Сахалин и которое оцарапало мне нос. Прошу поклонников носить на носу наперсток». Позвольте моей голове закружиться от Ваших духов, и помогите мне крепче затянуть аркан, который Вы уже забросили мне на шею».
Лика «Ах, как бы я хотела затянуть аркан покрепче. Да не по Сеньке шапка!»Январь,1891 год, Москва.
Чехов«Лика, лютый мороз на дворе и в моем сердце. Когда же весна?» 1892 год, Мелихово.
Лика. «Где Вы? Зашла в ресторан и поела какой-то немецкой гадости, вот пишу Вам. До свидания, мучитель души моей».Берлин,1894 год,
Чехов «В Вас, Лика, сидит большой крокодил. Хорошо, что я слушаюсь здравого смысла, а не сердца, которое Вы укусили. До свидания, кукуруза души моей.Завидую Вашим старым сапогам, которые каждый день Вас видят».
Лика. «Ваши портреты расставила, к ним иногда обращаюсь с некоторыми теплыми словами, которые начинаются на букву С.»Париж, 1894.
Чехов. «Милая Лика, в Ялте мне скучно . Мой идеал: быть праздным и любить полную девушку. Я так измочалился мыслями о работе, что мучаюсь перебоями сердца». Ялта, 1894
Лика. «Приезжайте. Я каждый день вычеркиваю в календаре, и до моего блаженства остается 310 дней. Все говорят, что «Чайка» заимствована из моей жизни»
Чехов.«Милая Лика, поздравляю Вас с Новым 1898 годом, желаю Вам здоровья, денег, жениха с усами. Не будьте кислы, как клюква, будьте рахат-лукумом»
Лика.«Я хотела бы послать Вам свое фото, где я как старая ведьма, но хочу иметь вашу, где вы толстый. Вы знаете, что я Вас люблю гораздо больше, чем вы этого заслуживаете».
Афиша «Чайки»
1 вед. Премьера пьесы состоялась 17 октября 1896 года в Александринском театре в Санкт-Петербурге, в роли Заречной была изумительная В.Ф.Комиссаржевская, но и ее блестящая игра не спасла положения – провал был громок и унизителен. Чехов долго не мог оправиться от неудачи.
2 вед. Однако, когда через два года, в 1898, прогрессивный Немирович-Данченко поставил «Чайку» в новом Московском художественном общедоступном театре, Чехова-драматурга ждал полный триумф.
Монолог Нины Заречной
На сцене Нина и в стороне Чехов
Я - чайка.. . Нет, не то. Я - актриса. Ну да!
И он здесь.. .
Ну, да.. . Ничего.. . Да.. . Он не верил в театр, все смеялся над моими мечтами, и мало-помалу я тоже перестала верить и пала духом.. .
А тут заботы любви, ревность, постоянный страх за маленького.. . Я стала мелочною, ничтожною, играла бессмысленно.. . Я не знала, что делать с руками, не умела стоять на сцене, не владела голосом. Вы не понимаете этого состояния, когда чувствуешь, что играешь ужасно.
Я - чайка. Нет, не то.. Помните, вы подстрелили чайку? Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил.. . Сюжет для небольшого рассказа.
Это не то.. . (Трет себе лоб. ) О чем я?. . Я говорю о сцене. Теперь уж я не так... Я уже настоящая актриса, я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасной. А теперь, пока живу здесь, я все хожу пешком, все хожу и думаю, думаю и чувствую, как с каждым днем растут мои душевные силы.. .
Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле - все равно, играем мы на сцене или пишем - главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни.
Романс «Чайка», запись Погудин
Слайд ЯЛТА
3 вед. Как ни любил Чехов Мелихово, но состояние здоровья диктовало иные условия. Обострение туберкулеза вынуждало писателя часто покидать имение, уезжая на юг. Но поездки в Крым давали лишь временное облегчение, и летом 1899 года Чехов продал имение Мелихово и окончательно перебрался в Крым вместе со своей матерью и сестрой Марией.
4 вед. Писатель купил небольшой участок и построил двухэтажный дом с мезонином, названный современниками «Белой дачей». В этом доме он прожил с 1899 по 1904 год. После гражданской войны здесь также будет открыт музей писателя.
Фото дома
3 вед. Стены этого дома слышали голос Федора Шаляпина. Здесь исполняли на фортепиано свои произведения Сергей Рахманинов и Александр Спендиаров, Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Вера Комиссаржевская и многие другие замечательные представители русской культуры того времени бывали гостями Антона Павловича.
Фото Шаляпина, Рахманинова, Станиславского, Немировича-Данченко, Комисаржевской
Фото гостиной.
Фото Чехова 1899 г.
4 вед. Писатели Куприн и Бунин описывают внешность Чехова именно такой, как он изображен на фотографии 1899 года, которая висит в гостиной над диваном.
3 вед. Из столовой через застекленную веранду виден сильно разросшийся сад. Многие деревья писатель посадил сам. В саду с начала лета до декабря и теперь цветут розы, которые так любил Чехов.
4 вед. В последние ялтинские годы написаны последние чеховские шедевры, среди которых рассказы «В овраге», «Дама с собачкой», «Невеста», «Архиерей». Писались они тяжело: здоровье писателя таяло с каждой строчкой.
3 вед. В этом доме Чехов написал пьесы «Три сестры», «Вишневый сад». В них главные роли были написаны специально для актрисы Художественного театра Ольги Леонардовны Книппер, которая стала в 1901 году женой Антона Павловича Чехова.
Сцена из «Трех сестер».
На сцену выходит Тузенбах. Он в костюме, шляпе и с букетом цветов.
начинает звучать вальс «Осенний сон». Тузенбах подходит к Ирине, целует ей руку и дарит цветы.
Тузенбах (поглядев на часы). Милая, я сейчас приду.
Ирина. Куда ты?
Тузенбах. Мне нужно в город, затем... проводить товарищей.
Ирина. Неправда... Николай, отчего ты такой рассеянный?
(Пауза.)
Что вчера произошло около театра?
Тузенбах (делая нетерпеливое движение). Через час я вернусь и опять буду с тобой. (Целует ей руки.) Ненаглядная моя... (Всматривается в лицо.) Уже пять лет прошло, как я люблю тебя, и все не могу привыкнуть, и ты кажешься мне все прекраснее. Какие прелестные, чудные волосы! Какие глаза! Я увезу тебя завтра, мы будем работать, будем богаты, мечты мои оживут. Ты будешь счастлива. Только вот одно, только одно: ты меня не любишь!
Ирина. Это не в моей власти. Я буду твоей женой, и верной, и покорной, но любви нет, что же делать! (Плачет.) Я не любила ни разу в жизни. О, я так мечтала о любви, мечтаю уже давно, дни и ночи, но душа моя, как дорогой рояль, который заперт, и ключ потерян.
(Пауза.)
У тебя беспокойный взгляд.
Тузенбах. Я не спал всю ночь. В моей жизни нет ничего такого страшного, что могло бы испугать меня, и только этот потерянный ключ терзает мою душу, не дает мне спать... Скажи мне что-нибудь.
(Пауза.)
Скажи мне что-нибудь...
Ирина. Что? Что сказать? Что?
Тузенбах. Что-нибудь.
Ирина. Полно! Полно!
(Пауза.)
Тузенбах. Какие пустяки, какие глупые мелочи иногда приобретают в жизни значение вдруг, ни с того ни с сего. По-прежнему смеешься над ними, считаешь пустяками, и все же идешь и чувствуешь, что у тебя нет сил остановиться. О, не будем говорить об этом! Я точно первый раз в жизни вижу эти ели, клены, березы, и все смотрит на меня с любопытством и ждет. Какие красивые деревья, и, в сущности, какая должна быть около них красивая жизнь!
Надо идти, уже пора... Вот дерево засохло, но все же оно вместе с другими качается от ветра. Так, мне кажется, если и я умру, то все же буду участвовать в жизни так или иначе. Прощай, моя милая... (Целует руки.) Твои бумаги, что ты мне дала, лежат у меня на столе, под календарем.
Ирина. И я с тобой пойду.
Тузенбах (тревожно). Нет, нет! (Быстро идет, потом останавливается) Ирина!
Ирина. Что?
Тузенбах(не зная, что сказать). Я не пил сегодня кофе. Скажешь, чтобы мне сварили... (Быстро уходит)
(Ирина в задумчивости бродит по сцене. Выходит Ольга.)
Ольга. Ужасный сегодня день... Я не знаю, как тебе сказать, моя дорогая...
Ирина. Что? Говорите скорей: что? Бога ради!
Голос за сценой. Сейчас на дуэли убит барон.
Ирина. Я знала, я знала...
(Сестры, обнявшись, уходят со сцены, вальс звучит громко.
3 вед. Они познакомились на репетиции в 1898 году в тогда ещё молодом Московском художественно-общественном театре, основанном Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Книппер - 30, Чехову - 38.
4 вед. Отношения на расстоянии стали единственным возможным вариантом для обоих. Жизнь Ольги Книппер проходила в Москве - она не могла без сцены. Чехову, наоборот, нельзя было оставаться в городе. Их роман, а затем и брак представлял собой вереницу редких встреч и мучительных расставаний.
3 вед. «Дайте мне такую жену, которая, как луна, будет являться на моём небе не каждый день», - то ли в шутку, то ли всерьёз просил Антон Павлович Чехов.
Романс «Он говорил мне: будь ты моею»
4 вед. Со своей болезнью Чехов жил долгие годы, казалось, что она то отпускала его, то, наоборот, подступала все ближе. Многие современники Чехова в своих воспоминаниях не раз подтвердят одну и ту же мысль: Антон Павлович никогда не говорил о своей болезни и не жаловался на здоровье, даже в самые тяжелые моменты делал вид, что все в порядке.
3 вед. В 1903 году Антон Павлович Чехов драматург задумал и написал пьесу «Вишнёвый сад». Премьера «Вишнёвого сада» была превращена в Художественном театре в торжественное чествование автора. Это произошло 17 января 1904 года, в день рождения Чехова. Премьера одной из самых лучших пьес мирового репертуара походила на прощание с автором. Самому же «Вишнёвому саду», как и всеми произведениям Чехова, предстояла долгая жизнь.
Инсценировка «Вишнёвый сад».
Лопахин:
Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, веселое.(взглянув на часы) Сейчас уеду, некогда разговаривать… ну, да я в двух-трех словах. Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть… Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.
Любовь Андреевна: Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.
Лопахин:
Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, все разберут. Одним словом поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить… например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…
Любовь Андреевна: (уходящему Лопахину)
Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.
Варя:(подходит к окну) Взгляните, мамочка: какие чудесные деревья! Боже мой, воздух! Скворцы поют!
Любовь Андреевна: (приближается к Варе, смотрит в окно, Варя садится на стул)
О, мое детство! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (смеется от радости) Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья… (мечтательно, садится рядом с Варей)
Любовь Андреевна:
Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…
Лопахин:
Надо окончательно решить, – время не ждет. Вопрос ведь совсем пустой. Согласны вы отдать землю под дачи или нет? Ответьте одно слово: да или нет? Только одно слово!
Лопахин:
Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете (уходит)
………………………
(Лопахин возвращается)
Любовь Андреевна: Что на торгах? Рассказывайте же! Продан вишневый сад?
Лопахин:Продан.(сконфуженно, боясь обнаружить свою радость)
Любовь Андреевна: Кто купил?
Лопахин:Я купил. (Любовь Андреевна угнетена. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит)
Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… (смеется) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреича было только пятнадцать тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он значит, по пяти надбавляет, я по десяти… Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (хохочет) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, все это мне представляется… (топочет ногами) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже на кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…
(поднимает ключи, улыбаясь; звенит ключами)
Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, Как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй!
(с укором)
Отчего же, отчего вы меня не послушали?...
(уходя) Что ж такое? Музыка, играй отчетливо! (с иронией) Идет новый помещик, владелец вишневого сада! (толкнул нечаянно столик, едва не опрокинул канделябры) За все могу заплатить!
(к Любови Андреевне подходит Аня)
Аня: Мама!… Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, я люблю тебя… я благословляю тебя. Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!
(уходят)
Фото спальни
1 вед. Последний раз Чехов ночевал в этой комнате 30 апреля 1904 года. Он едет в Москву. К лету 1904 года здоровье Чехова ухудшилось настолько, что врачи потребовали немедленной поездки на немецкий горный курорт Шварцвальд. 3 июня Чехов вместе с женой выехал в курортный городок Баденвейлер. Видевшие его перед отъездом вспоминали, что он прямо говорил: «Еду умирать!»
2 вед. В Баденвейлере Чехов провел последний месяц жизни и скончался 2 июля 1904 г.
По свидетельству жены Ольги Книппер, в начале ночи Чехов проснулся и попросил послать за доктором. После он велел дать шампанского. «Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки: «Ich sterbe». Потом повторил для студента или для меня по-русски: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского…», покойно выпил всё до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».
1 вед. В августе 1998 г. В Баденвейлере открылся единственный на Западе музей А.П. Чехова. Музей получил название "Чеховский салон". Здесь ежегодно проводятся авторские чтения, дискуссии, творческие встречи литераторов разных стран, театральные представления.
Фото
Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой.
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Чуткий мой доктор, нижайший поклон Вам земной,
Тело и души людей вы лечили своей добротой.
Грустная желтая лампа в окне мезонина.
Чай на веранде, вечерних теней мешанина.
Белые бабочки вьются над желтым огнем
Дом заколочен, и все позабыли о нем
Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
2 вед. Это ружье еще выстрелит — о, непременно!
Съедутся гости, покинутый дом оживет,
Маятник медный качнется, струна запоет.
Дышит в саду запустелом ночная прохлада.
Мы старомодны, как запах вишневою сада.
Нет ни гостей, ни хозяев, покинутый дом.
Мы уже были, но мы еще будем потом.
Старые ружья на выцветших, старых обоях.
Двое идут по аллее — мне жаль их обоих.
Тихий, спросонья, гудок парохода в порту.
Зелень крыжовника, вкус кисловатый во рту
1 вед. Чехов предчувствовал будущее, иногда поражаешься его предвидениям. Помните: он говорил, что его будут читать лет семь или семь с половиной. Сегодня, более чем через сто лет после смерти писателя, людей, воспитанных его книгами, уже десятки, сотни миллионов. И сейчас имя Чехова и его книги – одни из самых популярных в мире.
Песня «Читайте Чехова, читайте»
Чтец (Чехов)
Тисненый том волнующих рассказов
Прочитан от начала до конца…
Метель свистит, поет и плачет сразу.
Метель доносит звуки бубенца.
Никто об этом больше не расскажет!
Закрой глаза – и вновь перед тобой
Знакомые по книгам персонажи
Возникнут зримо длинной чередой.
Пройдут, как тени, через тихий город!
За Софьей Львовной – ведьма, почтальон,
Миллионер – кутила Пятигоров,
Пришибеев и Хамелеон,
Профессоров усердных вереницы,
Храня и важность, и мундиров честь,
Пройдут со службы рядышком с больницей,
Где страшная палата №6.
За ними вслед, в мечтах о славной Варе,
Но скупо освещенный поворот,
До глаз укутан, человек в футляре
С сугубой осторожностью пройдет.
А там, где площадь выметена чисто,
При фонарях в вечерней тишине
Увидишь на прогулке беллетриста –
Знакомую бородку и пенсне.
Благодари, встречай его с поклоном,
Ведь многое он людям рассказал.
(Е. Евстигнеев «Над книгой Чехова»)