МАДОУ «Детский сад «Волшебная сказка» корпус № 4
Муниципальный фестиваль «Методическая разработка внеклассного
мероприятия, культурно – досуговой деятельности
«День памяти. День славы!»,
посвящённая 75-лению Победы в Великой Отечественной войне
1941- 1945 г.г.
СЦЕНАРИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО ДОСУГА
«ДЕНЬ БЕЗ ВЫСТРЕЛА НА ЗЕМЛЕ»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Зубова Татьяна Валерьевна,
музыкальный руководитель
г. Краснокамск, 2020 год.
Пояснительная записка.
«Без правильно понятого прошлого
не жди правильно устроенного будущего».
Тема: «День без выстрела на земле».
Цель: Формирование патриотических чувств через историческое и
героическое прошлое нашей Родины в годы Великой Отечественной войны посредством языка искусства.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и углублять представление детей о Великой Отечественной войне через музыкальный и литературно - поэтический материал.
Приобщать детей к образцам музыкального искусства и поэзии, мировой и русской культуры, раскрывающие тему войны.
Способствовать формированию исполнительских и творческих навыков детей с учётом их индивидуальных возможностей.
Развивающие:
Обогатить палитру детских эмоций такими чувствами, как
чувство личной и коллективной ответственности и сопричастности к происходящему в стране и мире: чувством сострадания, сопереживания, милосердия и неравнодушия, находящих воплощение в пении, художественном слове, танцевальных композициях, игре.
Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы, самостоятельно искать решения предложенных задач.
Воспитательные:
Активизировать проявления интереса и уважения к героическому прошлому советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Воспитывать интерес к музыке и поэзии, как средствам самовыражения и самообразования.
Возраст: старший дошкольный
Продолжительность мероприятия: 35 минут
Единичное мероприятие: тематический досуг
2
Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна:
Темы войны и патриотизма, как принято не только в нашей стране, неразлучны. Но всё меняется. Меняются и смыслы, вкладываемые в эти слова, хотя они ещё сравнительно недавно казались незыблемыми.
Для определения такого понятия, как патриотизм, обычно принято было упоминать о любви к родным и близким, любови к тому месту, где ты родился и вырос.
Однако, мы живём в такое время, когда стало возможным выбирать себе место жительства и за пределами той страны, где ты родился и вырос, и это не считается предосудительным.
Так что же такое патриотизм?
Может, это система общечеловеческих ценностей?
Может быть, верность этой системе общечеловеческих ценностей больше подходит под определение понятия «патриотизм», и оно не ограничивается местом твоего проживания и рождения?
Надо признаться, что вопросов гораздо больше, чем ответов, и эти вопросы насущны, как никогда, так как мир на волосок от пропасти, которая в состоянии поглотить не одно какое-нибудь государство, а весь мир.
В этом году российский народ празднует День Победы в Великой Отечественной войне, и это является очередным поводом попытаться ответить на столь животрепещуще вопросы, ответы на которые способны изменить этот мир.
Надо ли вовлекать детей в этот процесс?
Безусловно, надо! Ведь, наверное, не зря говорят, что устами младенца глаголется истина. Детское сознание ещё не замутнено сомнительными «истинами», часто безапелляционно преподносимыми нами, взрослыми.
Наше признание детям в том, что у нас, взрослых, тоже есть много вопросов, на которые у нас нет ответов, и что мы очень надеемся на них, детей, которым предстоит жить в этом мире, изменяя его к лучшему.
Это признание нисколько не умаляет нашего авторитета, а только умножает доверие их к нам и «включают» в них чувство ответственности за происходящее в этом мире.
Именно такова «тональность» намеченного мероприятия.
Форма тематического досуга: музыкально - поэтическая композиция.
Интеграция образовательных областей:
художественно–эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Ожидаемые результаты: Дети проявляют любознательность, интересуются причинно - следственными связями происходящих в мире событий.
3
Так же дети предпринимают попытки анализировать собственные поступки, опираясь на веками накопленную мудрость: «что посеешь, то и пожнёшь».
Дети проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах музыкальной – литературной деятельности, исполняя песни и стихи, оказывающие воспитательное действие, развиваясь при этом и интеллектуально, и художественно, и физически.
Дети способны выбирать вид музыкальной деятельности, участников по совместной деятельности, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, осознанно применяя нравственные законы.
Главной задачей данного мероприятия является пробуждение интереса к истории не только своей страны, но и мировой истории и культуре во всём их многообразии.
Оборудование для мероприятия:
1. Музыкальный центр.
2. Электронное пианино.
3. Экран.
4. Проектор.
Атрибутика, элементы костюмов:
1. Пилотки для «лётчиков».
2. Матросские фуражки,
3. Синие платочки.
4. Цветы.
4
Сценарий тематического досуга
«
День без выстрела на земле»,
посвящённого 75- летию Победы нашего народа
в Великой Отечественной войне.
Слайд № 1
Под песню «День Победы» [1] в зал заходят сначала дети старшей группы, а потом подготовительной, выполняя перестроения.
Ведущий:
Дорогие ребята, вы только что прошли по залу под песню «День Победы».
В этой песни есть удивительные строки: «Это праздник со слезами на глазах». Как вы думаете, почему?
(Дети дают ответы)
Ведущий: Да, враг был побеждён, но цена этой победы оказалась очень велика: миллионы жизней отданы за неё, так что этот день не только день победы над фашистскими захватчиками, но и день памяти и великой скорби по погибшим в этой войне. Отсюда и слёзы на глазах.
После этого начинает тихо звучать «минусовка» песни
«День без выстрела на земле» [2].
Слайд № 2
Ведущий:
Обращаюсь ко всем живущим,
Разных стран и наречий разных,
Ради жизни веков грядущих
Объявить повсеместный праздник:
День без выстрела на Земле,
День без выстрела на Земле! [3]
Ребёнок:
Чтоб никогда не повторилась
С любимой Родиной беда,
Должны мы так прожить достойно,
Чтоб обошла наш дом она. 5
Ребёнок:
И в мирной жизни пригодится
Отвага, мужество и честь;
Кто ложь не любит, любит правду,
В том свет души и совесть есть.
Ребёнок:
От злости, зависти, упрямства
Должны сердца свои хранить,
И если вдруг случится ссора,
До драки уж не доводить!
Ребёнок:
Уметь должны мы примириться,
Прощать, прощения просить,
Нам понимать друг друга надо,
И в мире сердце, ум хранить!
Ведущий:
Но всё же все вспомним, как в июне
Внезапно ворвалась война,
Ничто её не предвещало:
Гуляла мирно детвора…
С
лайд № 3
Дети подготовительной группы исполняют танцевальную композицию под песню «Город детей» [4].
В самом конце композиции раздаётся вой сирен (фонограмма), дети разбегаются и рассаживаются на свои стульчики.
Сразу же, после этого на экране появляются документальные кадры с уходящими на фронт солдатами. На протяжении всего видео звучит песня «Вставай страна огромная!» [6]
Ребёнок:
И вот уже, чеканя шаг,
Полк за полком идёт на битву,
И только матери в слезах
Губами шепчут вслед молитву. 6
Слайд №4
Девочки подготовительной группы исполняют танец
«Синенький, платочек» [5]
Ребёнок:
Да, велика цена Победы:
Не все вернулись по домам,
А кто вернулся, помнить будет
Все ужасы, что были там:
Ребёнок:
В окопах, в грохоте снарядов,
В тылу, где крошки хлебной нет,
И лишь надежда, что когда-то
Победы вдруг забрезжит свет…
Слайд № 5
В
исполнении педагогов детского сада звучит первый куплет песни
«Землянка» [6].
Ребёнок:
Ну, а в тылу своя война:
Разруха, голод и бомбёжка,
И шепчет мать, прижав дитя:
« Ну, потерпи ещё немножко!»
7
С
лайд № 6
Слайд № 7
Ребёнок:
Забыв про мирную игру,
В войну играют ребятишки,
Л
ишь только слышат звук сирен,
В подвалы прячутся мальчишки.
Видео «Дети войны» [7].
Ребёнок:
Они в войну в госпиталях
Перед бойцами выступали,
Мечтая Родине служить,
Хоть так кого-то утешая.
Слайд № 8
8
Слайд № 9
Детьми подготовительной группы исполняется
«Матросский танец» [8].
Слайд № 10
Детьми старшей группы исполняется
Песня – танец
«Первым делом самолёты!» [9].
Ребёнок:
Мы заплатили за победу
Огромной, страшною ценой…
В
едь миллионы не вернулись
С войны живыми в дом родной.
Лишь память может и должна
Навеки в сердце сохранить
Всех тех, кто жизнь свою отдал
За всех, кто будет дальше жить.
За вас, ребята, что бы вы
Спокойно радовались жизни,
И помогали, чем могли
Всегда во всём своей отчизне!
Видео «На Мамаевом кургане тишина» [10].
9
Слайд № 11
Дети старшей и подготовительной группы исполняют стоя песню
«Над могилой в тихом парке»[11].
Слайд №12
Ребёнок:
Странный народ эти взрослые,-
Часто их трудно понять:
Учат нас с детства жить дружно,
А подрастём – убивать.
Ребёнок:
Нет, уже маленьким крошкам
Формы военные шьют
И на парады Победы
В танках – колясках везут.
Ребёнок:
Может, вам нравятся войны?
Там же людей убивают!
Вы же учили прощать нам,
Если тебя обижают.
10
Ребёнок:
Так почему же гордимся
Тем, чем всем надо стыдиться:
Танками и автоматами,
С этим нам как примириться?
Ребёнок:
Если спросить по отдельности,
Каждого здесь на планете,
- Вы за войну? - Нет! Мы – против!
Все без раздумья ответят.
Ребёнок:
Так почему мы воюем,
Не бережём свои жизни?
Может быть, как – то иначе
Будем служить мы Отчизне?
Ребёнок:
Хватит бояться и верить
Тем, кому войны нужны,
Просто любить и трудиться
Нам для родных и страны?
Ребёнок:
Шарик земной, как ты терпишь
Нас, заигравшихся в войны,
Мы так ведём себя плохо,
Званья людей недостойны…
Ребёнок:
Дело за нами, мы знаем,
Каждый пусть спросит с себя:
надо сделать для мира,
Мир этот дивный любя?
Ребёнок:
Пусть взрывы больше никогда
Над головами не гремят,
Пусть на планете нашей все
Ночами мирно, тихо спят!
11
Ребёнок:
Пусть аист вьёт своё гнездо
На крыше дома, там, где счастье,
Закроет дом своим крылом
От бурь, напасти и ненастья!
Дети подготовительной группы исполняют танцевальную композицию с цветами «Как прекрасен этот мир» [12].
Ведущий:
Пусть скорей придёт то время,
Эх, застать бы его и мне,
Когда всё ж она настанет,
Жизнь без выстрела на земле!
Как нам хочется, ребята,
Чтоб планету вы любили,
И на наших и не наших
Вы людей уж не делили.
Ведь планета – общий дом,
Дом, в котором мы живём,
Будем мы его беречь,
Он для радости и встреч!
Победным маршем на прощанье
Пройдёмся с вами мы сейчас,
Друг другу нежно улыбнёмся!
Мы встретимся ещё не раз!
Слайд №1.
Дети уходят маршем из зала по песню «День Победы».
12
Ссылки:
[1] – Песня «День Победы», сл. В. Харитонова, муз. А. Пахмутовой.
[2] – Песня «День без выстрела на земле», сл. М. Дудина, муз. Д. Тухманова.
[3] – Слова первого куплета песни «День без выстрела на земле».
[4] – Песня «Город детей», сл. И. Зубкова, муз. К. Арсенева.
[5] – Песня «Синий платочек», сл. Я. Галицкого, муз. Ежи Петерсбурского.
[6] - Песня «Землянка», сл. А. Суркова, муз. К.Листова.
[7] – Видео на песню «Дети войны» в исполнении Тамары Гвардцители,
сл. И. Резника, муз. О. Юдахиной.
[8] – Музыка к «Матросскому танцу» - «Яблочко», мел. народная.
[9] – Музыка В. Соловьёва - Седого к песне «Первым делом самолёты»,
сл. припева А. Фатьянова, слова куплетов Зубовой Т.В.
[10]- Песня «На Мамаевом кургане тишина» (2 куплета), сл. В. Бокова,
муз. А. Пахмутовой.
[11]- Песня «Над могилой в тихом парке», сл. Д. Чибисовой,
муз. А. Филиппенко.
[12] - Песня «Как прекрасен этот мир», муз. Д. Тухманова.
Организационное обеспечение:
1.Навицкая М. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», Москва 2003,
2.Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов.
3. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду : для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение, 1984.
13