Сценарий тренинга для родителей «Мой конфликтный подросток»
Подготовила: педагог-психолог МОУ «СШИ № 2» Письменная О.Н.
Конфликты у родителей чаще всего возникают с детьми подросткового возраста. Как в этой ситуации поступить родителям, чтобы приемлемым способом разрешить ситуацию. Воспользуйтесь готовым конспектом тренинга. На тренинге родители смогут осознать возможность саморазвития и изменить стратегию поведения в конфликтных ситуациях.
ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК
Участники: родители подростков, 10–12 человек.
Цель: помочь родителям осознать собственные переживания, связанные с взрослением подростков, и найти приемлемые способы разрешения конфликтов.
Задачи:
- помочь интегрировать личные рациональные, эмоциональные и поведенческие реагирования на конфликтную ситуацию в целостный образ;
- провести анализ ситуаций, в которых возникают конфликты с подростками;
- разработать стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Материалы и оборудование: проектор, канцтовары, связка ключей.
Время проведения: 1,5-2 часа.
Этап 1. Вступительная часть Цель: познакомить участников группы с предстоящей работой, обсудить тему и ее значимость. Педагог-психолог:
Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о наших детях-подростках, а также проведем упражнения, которые помогут осознать собственные переживания, связанные с взрослением подростка, и найти приемлемые способы, чтобы разрешить конфликты.
Участники по очереди представляются и приветствуют друг друга.
Педагог-психолог: Иногда вы можете заметить, что отношения со взрослеющим подростком стали меняться, и не всегда в лучшую сторону. Возникают конфликты и недопонимание. Предлагаю вместе обсудить: почему случаются конфликты, как вести себя в такой ситуации и можно ли их избежать. Вопросы для обсуждения:
Как часто происходят конфликты в вашей жизни?
Между кем происходят конфликты чаще всего?
Этап 2. Основная часть Цель: познакомить участников с арт-терапевтической методикой, которая поможет выявить свои внутренние переживания. Упражнение «Мой внутренний подросток» Педагог-психолог: Каждый из нас в детстве переживал, как нам казалось, несправедливость, определенного рода насилие физического или психологического характера. Мы вступали в конфликты с ровесниками, учителями, чаще с родителями. И если наши родители не умели или не хотели показать грамотное разрешение конфликтных ситуаций, то мы сегодня часто не умеем это делать по отношению к собственным детям.
Прошу обратить внимание на название тренинга «Мой конфликтный подросток». Мы сейчас будем знакомиться не с вашими детьми, а с вашим внутренним подростком, с его чувствами, переживаниями, обидами. Прошу положить перед собой лист бумаги, закрыть глаза, взять листок в руки и начать медленно сминать его. Мысленно вспомнить себя в образе подростка, кем-то обиженного или чем-то расстроенного.
Во время упражнения звучит спокойная музыка. Через 1–2 минуты предложите открыть глаза и помятый листок расправить на столе. Далее карандашом обведите предмет, который каждый увидит на листе. Затем этот предмет разукрасить цветными карандашами. У участника получится предмет, который обозначает определенный образ: бабочка, цветок, домик, сердце, скелет, камень.
Педагог-психолог: Ответьте письменно на три вопроса: «Что делает?», «Что чувствует?», «Чего хочет?». Далее каждый из вас будет рассказывать о своем образе, начиная со слов «Мой внутренний конфликтный подросток…», и зачитывать ответы на вопросы.
Важно оказывать психологическую поддержку участникам, так как эта процедура вызывает эмоциональные переживания.
Вопросы для обсуждения:
Узнали вы что-то новое о себе?
Какие чувства вы сейчас переживаете?
Доп.материалы: Карточки «Четыре типа конфликтов подростка с родителями», «Три реакции подростка во время конфликта».
Цель: ознакомить с понятием «конфликт»; провести анализ рационального и эмоционального реагирования на конфликтные ситуации.
Далее расскажите родителям о понятиях «конфликт» и «конфликтная ситуация», а также ознакомьте с причинами, по которым возникают конфликты, и типами поведения подростка в конфликтной ситуации.
Четыре причины по которым возникают конфликты между родителями и детьми
1. Неустойчивость родительской оценки – постоянная смена критериев оценки одних и тех же действий ребенка.
2. Родители проявляют сверхзаботу – излишняя опека и сверхожидания от ребенка.
3. Родители проявляют неуважение прав на самостоятельность – тотальность указаний, контроля и доминирование «над» ребенком.
4. Конфликт «отцов и детей» – стремление добиться своего в конфликте любой ценой.
Три реакции подростка во время конфликта
1. Оппозиция – демонстрируют действия негативного характера.
2. Отказ – не подчиняются требованиям родителей.
3. Изоляция – стремятся избежать нежелательных контактов с родителями, скрывают информацию и совершенные действия.
Рефлексия в конце тренинга.
Дата: 22.04.2019
3