Внеклассное занятие о культуре поведения
в 3 классе «Турнир вежливости».
Цель занятия: привитие детям навыков культурного поведения.
Задачи:
◊ Развивать навыки культурного поведения в общественных местах.
◊ Формировать положительные моральные качества.
◊ Формировать умение давать само - и взаимооценку поступкам, высказывать свое
мнение по теме.
◊ Развивать творческие способности детей.
Использованная литература
1.Сценарии школьных праздников. Методическое пособие. Н.Б.Троицкая, Г.А.Королева, Москва: «Дрофа», 2004.
2.Классные часы в начальной школе. 1-4 классы. Изд. «Учитель», Волгоград.,2007.
3.Газета для учителей начальной школы «Педсовет».
Оборудование:
● проектор, экран, компьютер.
● таблички «ВХОД», «ВЫХОД», таблички с названиями команд.
● электронная презентация.
● бумага, маркеры, ручки для жюри, призы для команд.
● запись мелодий песен «Улыбка», «Если добрый ты».
Х О Д Т У Р Н И Р А
Участвуют 2 команды «Джентльмены» и «Рыцари».
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, добрый день, уважаемые гости!
Я рада видеть вас! Меня зовут Наиля Хакимьяновна Гирфанова. Я работаю учителем начальных классов Кунашакской средней школы. Обучаю 3 «В» класс.
Предлагаю вам начать нашу встречу со всем известной песни «Улыбка».
Все поют песню Шаинского «Улыбка»
Вед. Настроенье каково?
Раньше мы на этот вопрос отвечали «ВО!»
Настроенье каково? -
--- «ВО!»
-Сегодня у нас состоится
На экране слайд №1.
ТУРНИР ВЕЖЛИВОСТИ.
Представляю участников:
Команда «РЫЦАРИ» и команда «ДЖЕНТЛЬМЕНЫ».
Поприветствуем команды апплодисментами.
Уважаемое жюри будет оценивать понравившиеся ответы команд.
ВЕД. Что такое этикет? Кто нам сможет дать ответ?
Дети отвечают.
ВЕД. Что такое этикет? Это каждый знает.
То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?
Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья,
А теперь серьезное дадим определенье.
Дети хором читают слова на слайде №2:
«ЭТИКЕТ - это правила поведения человека среди других людей».
ВЕД. Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом. Как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила и назвали их этикетом.
-А как называют человека, который знает правила этикета и их соблюдает?
ДЕТИ:
- его называют культурным.
- его называют воспитанным человеком.
ВЕД. Но какие правила этикета, к сожалению, часто нарушаются в школе?
1 ТУР. «СЛУЧАИ ИЗ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
1Чтец:
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…, а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
2чтец:
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»,
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
3чтец:
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы простое слово.
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
4 чтец:
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего…»
5чтец:
Не скажет он друзьям по школе:
«Алёша, Петя, Ваня, Толя».
Своих друзей зовет он только
«Алешка, Петька, Ванька, Толька».
6чтец:
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем
ВЕД: Но может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы …Мы скажем вам «СПАСИБО»
Дети: ---это НЕВЕЖА.
ВЕД. До 16 века слово «ВЕЖА» обозначало «знаток» -- тот, кто знает правила приличия. Ну, а тот, кто их не знает назывался «НЕВЕЖА».
2 ТУР. «РЫЦАРИ» и «ДЖЕНТЛЬМЕНЫ»
ВЕД.: Команде «РЫЦАРЕЙ» вопрос: Кого называли рыцарями в прошлом?
- Кого называют рыцарями сейчас?
Такой же вопрос команде «Джентльменов».
Слово дается капитанам команд.
Рыцарь в средневековой Европе – это тяжеловооруженный конный воин в металлических доспехах.
Самоотверженный , смелый, благородный человек
Слайд №4
Кто такой «Джентльмен»? - Джентльмен в Англии – это человек строго соблюдающий правила и нормы поведения, принятые в обществе.
Человек подчеркнутой вежливости, корректности.
3 ТУР СЛОВАРЬ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ.
ВЕД.: А вы знакомы со словарем вежливых слов?
Назовите эти слова.
ДЕТИ: СПАСИБО, ПОЖАЛУЙСТА, ИЗВИНИТЕ, ПРОСТИТЕ , ДО СВИДАНИЯ, СЧАСТЛИВОГО ПУТИ, ДОБРОЕ УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Слайд №
ВЕД,: Добрые слова – это цветы человеческой души.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.
Не зря мы сегодня с вами пели:
Поделись улыбкою своей
и она к тебе не раз ещё вернется.
Давайте поиграем, Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее
по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро—
При встрече здороваться ….
( «Доброе утро!»)
Доброе утро! – солнцу и птицам.
Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ….
(«Добрый день!»)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит при встрече … («Здравствуйте!»)
Растает даже ледяная глыба
От слова доброго…. («Спасибо!»)
Когда бранят за шалости,
Мы говорим: ….(«Прости, пожалуйста!»)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы :…(«Спасибо!»)
И во Франции и в Дании
Говорят прощаясь:….(«До свидания!»
Всем вам с большою любовью
Желаю…. («Крепкого здоровья!»).
Доброта – самое ценное нравственное качество человека.
Сколько пословиц и поговорок создала народная мудрость! Вспомните их:
1. Доброе слово и кошке приятно.
2 .Не одежда красит человека, а добрые дела.
3. Не ищи красоты – ищи доброты.
4. Доброе братство сильнее богатства.
Молодцы! Ребята! Не жалейте добрых слов для окружающих вас людей.
4 ТУР. МЫ ПЕШЕХОДЫ И ПАССАЖИРЫ.
На экране 6 слайд презентации.
Ведущий описывает ситуации, команды по очереди отвечают.
1. Представьте себе, что вы едете в автобусе!
( стоят в ряд стулья, таблички «вход» и «выход»).
- «Джентльмены», покажите, как войдёте в автобус.
(Дети входят в заднюю дверь, все места заняты).
2. Остановка. (входят девочка и «старушка» в очках с палочкой).
- «Рыцари», как следует поступить?
(Дети уступают место вошедшим).
3. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
Обращаясь к прохожему, мальчик допустил четыре ошибки. Какие?
- «Джентльмены» - ваше мнение?
( спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?» «Не сколько часов», а «который час?» После ответа надо сказать «спасибо!». Не кричать.)
4. Одна девочка возмущенно жаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый – зовёт меня Танька». – «А ты как его зовёшь? – спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!» - ответила Таня.
- Права ли Таня? - Как думают «Рыцари» ? (нет)
- Почему?
5. Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись Кто из них должен уступить, если возраст мальчиков 8 и 11 лет. Вопрос для «Джентльменов».
(обычно дорогу уступает тот, кто вежливее.)
6. По улице шли два прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, три книги и большой свёрток. Одна книга упала. «У вас упала книга», - закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» - удивился тот. «Конечно, у вас было 5 предметов: три книги, портфель и свёрток, а теперь осталось четыре предмета», - объяснил мальчик.
«Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, - сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть ещё правила, которые ты ещё не усвоил».
- Что должен был сделать мальчик? Вопрос для «Рыцарей».
(Поднять книгу и помочь прохожему.)
ЭКСКУРСИЯ В САЛОН МОДЫ.
ВЕД: Культурный человек, прежде всего, аккуратен в одежде.
Он знает, как нужно одеваться в разных случаях, чего не скажешь о герое стихотворения В. Лившица.
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик!
Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Слез ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться неприятно –
Что он делал?
Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
КТО ОН ЭТОТ УЧЕНИК?
ВЕД. Как можно назвать такого ученика? …….(«НЕРЯХА»
Так стих и называется «НЕРЯХА».
На экране 8 слайд
ВЕД: Ребята, я вам предлагаю посмотреть демонстрацию моделей одежды, которую надо носить в школе и на уроках физкультуры. А показывать её вы будете сами.
Демонстрация по 2-3 человека мальчиков и девочек.
5 ТУР. ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР.
На экране слайд №9
ВЕД. « Рыцари» и «Джентльмены»! Какие надо помнить правила при разговоре по телефону?
ВЕД,: Воспитанный человек никогда не будет заводить длинный разговор по телефону. Он всегда помнит, что могут позвонить по очень срочному делу.
6 ТУР «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА»
ВЕД. Командам дается 2 минуты, чтобы написать на листах бумаги как можно больше «волшебных» слов.
Звучит музыка «Если с другом вышел в путь»
Когда дети сдадут листы -
на экране слайд «Волшебные слова»
Жюри подводит итоги.
Вед: слово предоставляется жюри.
1чтец: Клянемся рыцарями быть,
Всегда спасибо говорить,
Добрый день, до свиданья-
Нет в мире выше званья!
2 чтец:
Клянемся рыцарями быть!
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету-
Науку помнить эту.
3 чтец:
Клянемся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть,
Невежу разить мечом волшебным,
И строгим словом и целебным.
ВЕД. Наш турнир окончен, но хочется верить что всегда среди вас, ребята, будут настоящие друзья, мужественные и благородные люди, которые смогут всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые и благородные – настоящие РЫЦАРИ ДЖЕНТЛЬМЕНЫ.
ВЕД.:
Этикет - не этикетка
И не новенький костюм,
Это жизненная сметка,
И воспитанность, и ум.
Во дворе и в школьном классе,
Дома и когда в гостях,
Прост и вежлив оставайся-
Это вовсе не пустяк.
Вместо окрика злого
Лучше доброе слово
И улыбку не надо стеречь..
Жизнь устроена мудро:
Это вовсе не трудно -
Берегите, пожалуйста, речь!
На экране слайд «Музыкальная пауза» .
ВЕД. Ребята, а сейчас я спою песенку «Если добрый ты».
Помогите, пожалуйста, подпевайте.
На экране заключительный слайд.