СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока "Чудо в жизни христианина"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока "Чудо в жизни христианина"»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ МЕДВЕНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КИТАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

307052, Курская область, Медвенский район, с. 2-я Китаевка, д.16А

тел. 8 (47146) 4 – 47 – 15, e-mail: [email protected]



Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе по теме

«Чудо в жизни христианина»





Подготовила учитель ОРКСЭ и ОДНКнр

Катунина Любовь Геннадьевна



С. Китаевка, 2021 год

Цель урока: сформулировать понятия чуда, добродетели и определить соотношение их в понимании православных христиан.

Задачи урока:

Обучающая:  ознакомить детей с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо не бывает без веры в жизни христианина.

Воспитательная:   содействие формированию и развитию у детей отношения к истинным и  ложным чудесам, а также развитию духовной  основы личности. Осознать, что для верующего в Бога человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека.

Развивающая:  развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи, умения высказывать свои мысли, вести диалог, умения работать в группах.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Ключевые понятия: чудо, доброделание, добродетель: вера, надежда, любовь.

Виды деятельности: Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, групповая работа, инсценировка.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, презентация, рабочая тетрадь, цветные карандаши, учебник, ., костюмы для инсценирования притчи, учебник Кураева А.В. «Основы православной культуры», 4-5 класс.

Ход урока

  1. Орг. момент.(Возмитесь за руки, закройте глаза,расслабтесь и сконцентрируйтесь на тепле рук. Вот мы стоим все вместе, со своими друзьями, нас окружают тепло, свет и добрые отношения. Помните что каждый из вас любим близкими людьми и от этого вам хорошо и комфортно. Дайте почувствовать это и тем, кто рядом с вами. Вместе вы сила, и вам по плечу любые трудности)

Беседа на тему предыдущего урока: «Зачем творить добро?»  (Радость для своего сердца)

На прошлом уроке вы размышляли «Зачем творить добро?». К какому выводу вы пришли?

(За тем, что 1. мы христиане и должны быть благодарны за подвиг Бога.

2.когда творишь добро , то переживаешь необычную внутреннюю духовную радость.)

  1. Введение в тему урока. Подготовка учащихся к восприятию

материала урока. (Метод эмоционального погружения)

слайд 1

Чтение стихотворения пол музыку. Ф.Шопен. Симфония №5 «Нежность» .

-Я нашла в интернете стихотворение неизвестного поэта и название не знаю, послушайте пожалуйста и придумайте ему своё название:


Я каждый раз о чуде говорю,
Осознавая, как прекрасна сущность
Тех мест, где я бываю и творю
Свой каждый день, опровергая скучность.

Как можно унывать или хандрить
В том мире, что Господь для нас придумал.
Он дал нам - жить, любить, и говорить
Возможность. Да еще и думать.


Все реже говорим о добре.
Все меньше видим в каждом вдохе чудо.
Я не хочу болтать о суете.
О чудесах - твержу, твердил и буду.

Учитель: 

  1. Как бы вы озаглавили это стихотворение?

  2. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Чудо в жизни)

Актуализация знаний. (Метод опоры на жизненный опыт)

  1. Где впервые человек встречается с чудом? (В детстве, в сказках.)

Слайд

2.Как называются эти сказки (Золушка превратилась в принцессу и поехала на бал благодаря своей доброте, трудолюбию, терпению. Ведь не были вознаграждены также ее злые и жадные сестры, а наоборот, опозорены.

Сильный, добрый, смелый, русский богатырь Илья Муромец победил Соловья Разбойника, Русь защищал.

Добрый и простой Емеля ездил на печи в лес дрова рубить.



Что вы понимаете под словом «чудо»? Слайд 3.

Учитель: Послушайте притчу «Вера в чудеса».http://pritchi.ru/id_3548

  1. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.

Слайд  4.

Учитель: Тема урока « Чудо в жизни христианина»

Слайд 5.

Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса.

  1. Но и взрослый человек, тоже часто соприкасается с чудесами.

Учитель : Христиане стремятся творить добро не только из желания получить духовную ра­дость. Они верят в то, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни.

Для христиан чудо по-своему логично: ес­ли есть Бог, а мир и его история — это кни­га, которую пишет Бог, то Бог как Автор может вносить поправки в сюжеты земной жизни.

Понятно, что единица не может равняться трём. Но христианин убеждён, что для Самого Творца это не так. Он выше тех ограничений, которые Он же наложил на мир. В Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Од­ного, Единого Бога, который тем не менее есть СВЯТАЯ ТРОИЦА: Отец, Сын (вопло­тившийся во Христе) и Дух Святой. Объ­яснить это невозможно, но Бог свободен от законов школьной арифметики.

Любое чудо не может быть объяснено, иначе оно перестаёт быть чудом. Поэтому просто послушаем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх, ныне возглавляющий Русскую православную церковь, рассказал о чуде в жизни его семьи:

(Чтение по ролям)

-Скажите появление муки вы можете объяснить?

-Тогда как этот случай можно назвать? (Чудом)

Значит, что такое чудо? Дайте определение этому понятию (чудо - это необычное дело, которое человек своими силами совершить не может и которое может быть совершено особой, Божественной силой)

Учитель: На уроке поговорим о том, что такое чудо? Какие бывают чудеса?, Как бог творит чудеса?, Чему нас учат чудеса?

Постановка проблемы.

Учитель: В конце нашего урока, я хотела бы, чтобы вы ответили на вопрос:

Какое чудо (доброе дело) каждый из вас может совершить уже сейчас?

(прикрепляю лист с вопросом на доске)

  1. Проблемное объяснение нового знания. (Метод создания ситуации интереса при преподавании определенного учебного материала)

Учитель: Как бы вы объяснили, что такое чудо?

Слайд 6.

Учитель: Кругом творятся чудеса – их надо вовремя увидеть.

Слайд 7.

Естественные чудеса окружают нас каждый день, мы даже не задумываемся над этим, не замечаем их. А ведь солнце на небе, рассвет, закат- разве это не чудо..? А зелёный росток, пробившийся сквозь асфальт на дороге, разве это не чудо..? Весь окружающий мир – это чудесное творение БОГА.

Послушайте притчу «В поисках чуда»

Слайд 8.

Видеоклип «Как прекрасен этот мир».

Молитва благодарности к природе

Учитель: о каком чуде говорится в этой притче? (О естественном)

Богу доступны все чудеса.

Кроме естественных чудес, давайте вспомним о сверхъестественных чудесах Христа. (Дети называют)

Бог может сотворить самое настоящее чудо, которое никак нельзя объяснить  исходя из научных представлений. Такими чудесами поистине являются Сотворение мира, Богоявление, воскресение Христово

Слайд 9.

Мгновенное исцеление слепого человека, хождение по водам.

Типичная черта подобных чудес – невозможность ни человеку, ни миру совершить что-либо подобное.

Сверхъестественные чудеса продолжаются и в наши дни.

  1. Какие чудеса вы можете вспомнить? (Ответы детей)

Слайд 10.

Например, появление Креста над храмом Христа Спасителя

Слайд 11.

Ежегодное чудо схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем

Слайд 12-13.

Кровоточащий кувшин, икона Спасителя

Чудеса мироточения и обновления икон.

Чудеса Господни

Слайд 14.

Подытожим. Чудеса: естественные и сверхъестественные. Уловить причинно-следственную связь действий Божиих, угадать её невозможно. Часто можно сказать только так: человек молится – и происходит чудо.  

  1. Первичное закрепление. (Метод учебной дискуссии)

Учитель: Как же Бог творит чудеса? ( Бог творит чудеса сам и через людей)

Слайд 15.

Представьте себе, что вы неожиданно попали в современный мир из 18 века. Посмотрите на компьютер, выполняющий огромное количество операций, или операция на сердце, где хирург спасает жизнь человека, заменяя больное сердце искусственным. Разве это не чудеса? А ведь эти «чудеса»  - не результат какого-то сверхъестественного вмешательства, они дело рук человека, использовавшего данные ему Богом способности, чтобы действовать в рамках законов природы.

  1. А знаете ли вы, какое самое главное чудо в жизни ваших родителей и каждого взрослого человека? (Ответы детей)

Слайд 16.

И главное чудо в восприятии взрослого христианина – это детская колыбелька. Глядя на нее, мама и папа думают: «Неужели еще год назад моего малыша не было на свете? Какое же чудо, что он пришел к нам!». И многие молодые мамочки говорят: «Пока я смотрела на чужих детей, мне казалось, тут нет загадки. Но когда у меня родился мой – я поняла, что это чудо!».

 

Учитель: Теперь, когда вы знаете, что вы – чудо, какова будет логика вашего поведения:

  1. Я – чудо, и родители должны постоянно дарить мне за это подарки и выполнять все мои желания.

  2. Я – чудо, и это возлагает на меня большую ответственность, ведь я должен соответствовать тому, что называется чудом.  (Рассуждения детей)

Физминутка  для глаз. Слайд 17-18.  Самостоятельная работа в группах.

Учитель: Как вы думаете, что же лежит в основе чуда? ( Ответы детей)

Послушайте притчу о Божьей коровке. (Инсценировка)

 Слайд 19.

Учитель: Нет чуда без добра.

  1. Как вы понимаете эти слова? (рассуждения детей)

  2. Как вы считаете, для чего человек совершает добрый поступок, чудо: чтобы все заметили и похвалили его, или …ваше мнение..?

  3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить чудо?

 Учитель: В православии главное – изменение твоего внутреннего мира. Истинность православия доказывается не столько чудесами, сколько тем, что люди меняются.

Для того, чтобы точнее ответить на эти вопросы, разобраться что же такое чудо для верующего человека, какими качествами должен обладь христианин, познакомимся с текстом учебника.

Учитель: Работать будем по группам.

Вспомним правила работы в группах.

Слайд 21.

Каждая группа получит задание, над которым будет работать.

Слайд 22.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Выберите слова, раскрывающие смысл понятия «ЧУДО»

Составьте кластер с этим словом

Составьте схему

«Христианские добродетели»

Составьте 3 вопроса по тексту учебника для одноклассников

Учитель: Прочтите текст учебника на с.70-71 и выполните свои задания.

(Дети работают в группах, используют фланелеграфы для составления схем)

Учитель: Подведём итоги вашей работы.

  1. Начнём с третьей группы. ( Дети отвечают на поставленные вопросы)

Итог. Чудо - в том, что творит каждый день человек, открывая глаза и любуясь миром, в котором он живет. Чудо - в том, что человечество способно любить и делать мир вокруг прекрасным - настолько прекрасным и совершенным, насколько совершенна Душа...
Чудо - в том, что вопреки всему Человек живет и сердце его способно объять весь мир - если он захочет ...

Слайд 23.

  1. Вторая группа познакомит с результатами своей работы.

Мы убедились в том, что чудо случается не только в сказках, но в жизни. А чудо может случится,  только тогда, когда верующий христианин в своей жизни творит только добро и приобретает добродетель. Три христианские добродетели  это: вера, надежда, любовь.

  1. Третья группа представит свой кластер.

Что же такое чудо? Для этого мы составили кластер со словом «чудо»  и раскрыли его значение.

Добрые дела формируют характер человека. Если у некоего человека какая-то добрая черта стала постоянной чертой его жизни, христиане говорят, что он «стяжал» (приобрел, обогатился) такую-то добродетель. 

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Учитель: Какой же вывод мы можем сделать, после этой работы? (Ответы детей)

Итак, верующий человек знает, что за доброе отношение к людям он может быть вознагражден от Бога.

Христианин знает, что если хочешь помощи от Бога, то и сам должен постараться исполнить Его заповеди, призывающие к добрым делам. Если хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань ангелом для другого.

Добрые дела формируют характер человека.

Не жди, когда в твоей жизни появится чудо. Сотвори его сам.

Учитель: Давайте вернёмся к вопросу, который я поставила вам в начале урока.

  1. Какое чудо (доброе дело) каждый из вас может совершить уже сейчас?

(Ответы детей)

Учитель:  А вот ещё примеры чудес,  которые совершают добрые, верующие люди.

Слайд 24.

  1. Многие люди берут в свои семьи детей из детских домов.

Слайд 25.

  1. 14 марта игроки баскетбольного клуба "Локомотив-Кубань" в рамках благотворительной акции "Добро своими руками" посетили детскую краевую клиническую больницу в Краснодаре.

Слайд 26.

  1. С 23 по 30 апреля в рамках благотворительной программы «Цветик-Семицветик. Вместе поможем детям» на территории Краснодарского края стартует масштабная акция «Сделай подарок сироте и себе к Пасхе».

  1. Рефлексия. Итог урока.

Учитель: В начале урока мы ставили вопросы: что такое чудо?, Какие бывают чудеса?, Как бог творит чудеса?, Чему нас учат чудеса?

(Ответы детей)

Слайд 27, Слайд 28.

Учитель:  Что вы узнали для себя нового, интересного, над чем, возможно, задумались?

Что хотели бы пожелать своим сверстникам, которые не были на нашем уроке?

Слайд 29.

Рефлексия. Закончи предложения:

  1. Я узнал…

  2. Я смог…

  3. Я попробую…

Учитель: Закончить наш урок я хотела бы музыкальным клипом.

Слайд 30.

Домашнее задание: в рабочей тетради.

В поисках чудес

Один человек очень хотел увидеть чудо. Так хотел, что отправился в далекое и опасное путешествие.

Где он только не был! В безводной пустыне и штормящем море, в плену у разбойников и на вершине проснувшегося вулкана. Однажды едва льву в пасть не попал, но ни одного, даже самого маленького чуда так и не увидел.

Так ни с чем и вернулся домой.

Переступил родимый порог и, оглянувшись, сказал:

- Это просто чудо, что я вернулся живым!..

Сказал и ахнул. Потому что вдруг понял, что чудеса всегда вокруг нас.

Только мы их почему-то не замечаем...


Вера в чудеса

Христианская притча

Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?

— Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут — к добрым людям они приходят сами.

 







Притча о божьей коровке.

Наш мир великолепен! Он полон ярких всевозможных красок!
И вот среди всего этого многообразия цветов жила на свете маленькая серенькая букашка.
Никто не замечал её, и она очень страдала от одиночества. Букашка очень много трудилась.
Она одна могла победить полчища злой, вредной тли. Она помогала всему живому, но никто не ценил её усилия.
Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и
не обращали на неё никакого внимания, а вредный колорадский жук всё время насмехался над ней.
Так жила маленькая букашечка и горевала:
"Как же так! Бог такой мудрый, такой щедрый неужели он не даст немного красок и мне?"
Утром она проснулась от ласкового прикосновения.
Это доброе солнышко гладило её своим лучиком и приговаривало:
"Милое дитя, просто поверь в себя, в свои силы! Ты необыкновенная букашка, всё у тебя будет хорошо!"
Маленькая букашечка так обрадовалась, что её кто-то любит, что кто-то верит в неё,
что с большим рвением приступила к работе.
Она подумала: "Если я все листочки очищу от серой тли, то они станут зелёными,
и тогда на их ярком фоне даже мой неприметный серенький окрас будет виден".
Она так старалась! С каждым днём она работала всё больше. Листик за листиком, веточка за веточкой букашка очистила все деревья. Потом она огляделась, чтобы полюбоваться проделанной работой.
Перед ней был красивый, чистый сад. И каждый листочек на дереве шелестел только для неё:
"Спасибо, ты спасла нас! Ты подарила нам новую жизнь, ты самая лучшая!"
Маленькой серенькой букашечке ещё никто и никогда не говорил таких слов.
Она была так поражена, что ... покраснела.
Теперь и все другие насекомые обратили внимание на яркую красную букашку. Она была так счастлива!
Она просто сияла и излучала такое счастье, добро, радость, что все стали называть её "Божья коровка".
Особенно она подружилась с детьми. И теперь всегда, когда люди берут её на руки и просят полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она - "божья", и она точно знает, что каждый в жизни может получить всё, о чём мечтает, нужно просто
поверить в себя!


1. Сегодня на уроке я узнал (а)_________________________________________________

_____________________________________________________________________________


2. Меня удивило ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3.Я хотел бы узнать_______________________________________________________________________________________________________________________________




9