Сценарий урока для детей с ОВЗ на тему: "Парные согласные г-к"
Цель урока: Ознакомить учащихся с парными согласными звуками г и к, их произношением и отличиями.
Задачи:
- Развить навыки правильного произнесения звуков г и к в словах.
- Закрепить знание парных согласных в речи, улучшить навыки слухового восприятия.
- Формировать навыки коммуникативной деятельности.
Оборудование:
- Карточки с изображениями предметов, начинающихся на г и к.
- Таблица с изображениями звуков г и к.
- Мультимедийные материалы (если есть).
- Плакаты с изображениями и текстами для чтения.
Ход урока:
1. Организационный момент (2-3 минуты):
- Приветствие.
- Проверка готовности детей к уроку.
- Объяснение темы урока: «Сегодня мы будем учиться различать звуки г и к, а также произносить их правильно. Мы также поиграем с интересными картинками и словами!»
2. Введение в тему (5 минут):
- Учитель показывает картинки с изображениями предметов, начинающихся на звуки г и к: «гусь», «кот», «гитара», «корова».
- Задача: «Посмотрите на эти картинки. Какие звуки мы слышим в начале слов?» (Ответы детей).
- Учитель объясняет: «Мы слышим два похожих звука: г и к. Но это парные согласные звуки. Давайте попробуем разобраться, чем они отличаются.»
3. Объяснение теоретического материала (7 минут):
- Учитель объясняет разницу между звуками г и к.
- Звук «г» (глухой и звонкий) – это звонкий звук, при его произношении голосовые связки вибрируют.
- Звук «к» – это глухой звук, при его произношении голосовые связки не вибрируют.
- Учитель говорит и демонстрирует: «Когда я говорю «г» (гусь), чувствуете, как вибрирует горло? Это звук г. А когда я говорю «к» (кот), мы не чувствуем вибрацию. Это звук к.»
- Задание для детей: «Повторите за мной: г-г-г — к-к-к. Чувствуете разницу?»
4. Закрепление материала через практическую деятельность (10 минут):
- «Игра "Угадай звук»:
- Учитель произносит по очереди слова с г и к (например, «коза», «гора», «кошка», «гриб») и просит детей сказать, какой звук слышится в начале слова.
- Учитель объясняет: «Слушаем внимательно и говорим, какой звук мы слышим — г или к».
- «Игра "Найди пару»:
- На столе лежат карточки с изображениями предметов, начинающихся на г и к (например, «гусь» и «кот»).
- Дети по очереди берут карточку и говорят, на какой звук начинается слово. Нужно найти пару к каждой карточке: если на карточке изображен «гусь», нужно найти пару с «кот» и наоборот.
5. Практическая работа с текстами (7 минут):
- Учитель дает детям карточки с короткими текстами или стихотворениями, в которых встречаются парные согласные г и к.
Пример текста:
- «Гусёнок с котёнком гуляли в лесу.»
- «Корова и коза паслись на лугу.»
- Задание: «Прочитайте эти строки и найдите все слова с звуками г и к. Попробуйте произнести их правильно.»
- Дети читают вслух. Учитель следит за произношением и помогает детям, если нужно.
6. Заключение и подведение итогов (5 минут):
- Учитель спрашивает: «Что нового мы узнали на уроке? Чем отличаются звуки г и к?»
- Дети дают ответы.
- Учитель подводит итог: «Сегодня мы познакомились с парными согласными г и к. Научились различать их, правильно произносить и использовать в словах. Отличие этих звуков заключается в том, что г — это звонкий, а к — глухой звук.»
- Заключительное задание: «Теперь давайте все вместе скажем: г-г-г — к-к-к! Молодцы, вы отлично справились!»
Домашнее задание:
- Найти в домашних предметах два объекта, один с буквами «г», а другой с буквами «к», и записать их.