СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока "Длина окружности. Площадь круга"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока геометрии в 9 классе по теме "Длина окружности. Плащадь круга".

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока "Длина окружности. Площадь круга"»

Сценарий урока математики по теме «Длина окружности. Площадь круга»

Составитель: Ольга Ильинична Кадочникова

Тип урока: тренировочно – рефлексивный

Основные цели (планируемые результаты обучения):

Личностные:

  • развитие учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • развитие умения осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Метапредметные: развитие у учащихся универсальных учебных действий

Регулятивные:

  • умения соотносить свои действия с полученными результатами.

Коммуникативные:

  • умения работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

  • умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Познавательные:

  • умения ставить вопрос для исследования;

  • умения проводить исследование, под руководством учителя;

  • умения представлять, анализировать и обобщать информацию, полученную в ходе исследования;

  • умения делать выводы, формулировать алгоритм.

Предметные:

  • развитие умения находить длину окружности, площадь круга;

  • развитие умения учащихся решать простейшие задачи на использование формул длины окружности и площади круга;

  • организация контроля умения находить длину окружности, площадь круга.


Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, учебники по геометрии, раздаточный материал (лист самооценки, карточки с заданиями для работы в группах, карточки с заданием для самостоятельной работы), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Лист самооценки (для этапа рефлексии).

Оценочный лист (ФИ) _________________________________________________________


Выполнение домашнего задания

Опрос по теории

Выполнение самостоятельной работы

Активность на уроке (работа в группе)

Оценка

за урок

3 б – 5 «+» за задания

2 б – 4 «+» за задания

1 б – 1-3 «+» за задания

3 б – верно 5 вопросов

2 б – верно 4 вопроса

1 б – верно 1-3 вопроса

5 б – верно выполнены 3 задания

4 б – верно выполнены 2 задания

3 б – верно выполнено 1 задание

1 – 3 баллов

10 – 12 б – «5»

7 – 9 б – «4»

3 – 6 б – «3»



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Прогнозируемые действия и ответы учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность;

2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока: длина окружности, площадь круга;

3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.


− Доброе утро!



- Какой темой вы занимались на прошлых уроках?











− Сегодня вы продолжите работать с данной темой. Определите, чему будет посвящён сегодня урок?


- С чего надо начать урок?

Приветствуют учителя, контролируют собственную готовность (на партах - тетради, учебники, ручки, карандаши, линейки, дневники).

- Мы работаем с темой «Длина окружности, площадь круга». Мы вывели формулы для нахождения длины окружности, площади круга, длины дуги окружности, площади кругового сектора. На прошлом уроке мы научились работать по формулам.

- Нам нужно отработать навык решения задач по данной теме. Затем проверить, как мы научились использовать формулы.

Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог

Личностные:

Умение выделять нравственный аспект поведения

2

Самостоятельная деятельность по известной норме

Цель:

1) организовать самостоятельное воспроизведение известных способов действий, достаточных для выполнения тренировочных заданий;

2) зафиксировать воспроизведённые способы действий в речи и знаках (формулы);

3) организовать представление спектра заданий, требующих тренировки.


1. Откройте, пожалуйста, тетради. Проверим выполнение домашнего задания. Дома вы выполняли задания № 1101(4-5 ст.), № 1114 (3-5 ст.). На слайде появляются правильные ответы.





2. Новые задачи нам будет очень трудно решать без повторения некоторых вопросов.

Закончите предложение:

- Часть плоскости, ограниченная окружностью называется … (кругом)

- Часть круга, ограниченная дугой и двумя радиусами, соединяющими концы дуги с центром круга называется …

(круговым сектором)

- Как вычислить длину окружности l радиуса R? (l=2 )

- Как вычислить площадь S круга радиуса R?

(S= R2)

- Чему равно приближенное значение числа ? (3,14)

3. - Попробуйте сформулировать тему и цель урока.

- Запишите в тетрадях дату. Тема нашего урока «Решение задач по теме «Длина окружности, площадь круга».

1.Учащиеся выполняют самопроверку домашнего задания, за каждое правильно выполненное задание ставят +, можно заработать 1-3 баллов.

Результат выполнения фиксируется в листе самооценки (Приложение 1).

2. Учащиеся работают с заданием, дописывая предложения. После этого выполняют самопроверку, проверяя ответы по слайду, который появляется на экране (Приложение 2).

Результат выполнения фиксируется в листе самооценки (Приложение 1).













3. Пытаются сформулировать тему и цели урока, дополняют и уточняют друг друга.

- Цель урока: Нам нужно отработать навык решения задач по теме «Длина окружности. Площадь круга». Затем проверить, как мы научились использовать формулы.

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, темы урока.

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные:

Смыслообразование.


3

Построение плана работы

Цель:

1) организовать постановку учащимися цели деятельности;

2) организовать определение учащимися средств (алгоритмы, модели, справочники и т.д.) для выполнения тренировочных заданий;

3) учащиеся строят план работы с тренировочными заданиями.


− Что вы будете использовать при работе с тренировочными заданиями?


− Как вы будете работать?

- Формулы, учебник, при необходимости будем обращаться к группе за помощью.


- Будем выполнять предложенные задания в группе. Если возникнут затруднения, вместе обсудим и исправим ошибки.


Учащиеся работают в группах по 4 человека. У каждого учащегося карточка рефлексии, где учащиеся будут фиксировать результаты работы на каждом этапе.

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.




4

Реализация плана работы

Цель:

1) организовать реализацию построенного плана;

2) организовать анализ полученных результатов в форме коммуникативного взаимодействия;


3) организовать фиксацию полученных результатов.



- Ребята, сейчас мы работаем в группах.


Решите данные задачи:

1 группа: № 1111.

2 группа: № 1112.

3 группа: № 1113.

4 группа: № 1120.

5 группа: № 1121.

6 группа: № 1122.


Учитель раздаёт задания для групповой работы;

указывает время для решения задач;

контролирует деятельность учащихся, оказывает им (при необходимости) дифференцированную помощь.

- Приступают к выполнению задания в группах смешанного состава (Приложение3);

- Решают предложенные задачи с применением изученных формул;

- представители групп готовятся к выступлению;

- на доске оформляют решения задач;

- остальные подводят итоги работы в группе.

Результат выполнения фиксируется в листе самооценки (Приложение 1).

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Регулятивные: Целеполагание, выдвижение гипотез.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5

Обобщение возникших затруднений во внешней речи.

Цель:

организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.


− Давайте разберем решение задач, посмотрим, какие задачи вызвали затруднения.

Формулы, которые использовались, озвучиваются.


Решения задач проговариваются представителями групп.

Все учащиеся в тетрадь записывают краткие решения задач.

Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Личностные:

Ориентация в межличностных отношениях

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на тренируемые способы действия;

2) организовать самостоятельное соотнесение работы с эталоном для самопроверки;

3) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать составление текста рефлексии деятельности по применению нового способа действия.


− Вы работали все вместе, а сейчас я предлагаю поработать самостоятельно.



Самостоятельная работа.

1 вариант

1. Найдите длину окружности, у которой диаметр равен 12 см.

2. Найдите площадь круга, радиус которого равен 4,5 дм.

3. Найдите площадь кругового сектора радиуса 6 м, если градусная мера его дуги равна 150о.


2 вариант

1. Найдите радиус окружности, если ее длина равна 88 м.

2. Найдите площадь круга, диаметр которого равен 12,6 дм.

3. Дуга в 117о имеет радиус 20 см. Найдите длину этой дуги.


Учащиеся выполняют самостоятельную работу (Приложение 4).


Проверяют по эталону для самопроверки (появляется на слайде) (Приложение 5); разбираются ошибки.


Результат выполнения фиксируется в листе самооценки (Приложение 1).


Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные: Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

Личностные:

Смыслообразование, развитие логического мышления.

7

Рефлексия деятельности на уроке

Цель:

1) организовать фиксацию тренируемого материала на уроке;

2) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

3) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.


− Проанализируйте работу всей группы и ответьте на вопросы:

- Какие умения вы сегодня тренировали?

- Какую цель вы ставили перед собой?

- Вы достигли поставленной цели?

- Какие знания вы использовали при выполнении заданий?

- Какие затруднения возникали в процессе работы над заданиями?

- Какие достижения вы можете отметить


− А теперь каждый из вас проанализируйте свою работу.



Учащиеся отвечают на вопросы учителя.











Учащиеся самостоятельно заполняют лист самооценки, ставят себе отметку за урок с учетом предоставленных критериев

(Приложение 1).

Регулятивные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

Личностные:

нравственно-этическая ориентация

8

Домашнее задание

Цель:

организовать обсуждение и запись домашнего задания.


Задает дозированное домашнее задание:

1) повторить формулы для нахождения длины окружности, площади круга, длины дуги окружности, площади кругового сектора (стр.283-287);

2) № 1118, 1119.

3) По желанию (на дополнительную отметку) № 1125.

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня усвоения темы урока.