МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЮБИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
307051, Курская область, Медвенский район, с. Любицкое, д. 84
тел.: 8(47146) 4-45-10, адрес электронной почты: lubickaja shkola@ yandex.ru
Сценарий урока экологии и энергосбережения «Вместе ярче»
Автор: Молодцова Валентина Владимировна, учитель географии МОКУ «Любицкая средняя общеобразовательная школа» Медвенского района Курской области.
2019г.
Тема: Энергосбережение
Цели: -расширение и углубление знаний обучающихся о глобальных экологических проблемах;
- актуализация проблемы рационального использования энергии и энергоресурсов и поиск возможных путей энергосбережения;
- пропаганда идей энергосбережения среди школьников;
- формирование культуры энергосбережения у школьников для создания устойчивой положительной мотивации сбережения ресурсов и энергии.
Оборудование: карточки -задания, презентация, музыкальное сопровождение.
План мероприятия.
1. Слово ведущего: объявление темы, представление команд-участниц, игровые правила (до 5 минут).
2. Первый полуфинальный бой (10 минут).
3. Игровая пауза (игра с залом) (5 минут).(Презентация «Свет в моей жизни»)
4.Второй полуфинальный бой (10 минут).
5. Музыкальная пауза (5 минут).8
6. Финальный бой (5 минут).
7. Подведение итогов, заключительное слово ведущего (до 5 минут).
Время проведения: 1 академический час.
Ход мероприятия.
1.Вступительное слово ведущего.
Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Разница между человеком каменного века и современным человеком огромна, особенно в использовании энергии. Сначала надо понять что такое «энергосбережение». Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ, принятый ГД ФС РФ от 13. 03. 1996, говорит об этом так: «энергосбережение – это реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии» (Федеральный закон, глава I, статья 1).
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.
При реализации энергосбережения выделяются в том числе малозатратные мероприятия, которые сводятся к наведению порядка при использовании топлива и энергии: устранению потерь энергоносителей при транспортировке и хранении, соблюдению энергоэкомичных технологических режимов, замене энергооборудования избыточной мощности, оснащению потребителей счетчиками энергоносителей и т. п.
Основные энергосберегающие технологии можно разделить на два параметра: меньше тратить и разумнее тратить.
Сегодня мы проверим наши знания по теме «Экология и энергосбережение». А сделаем мы это в форме деловой игры «Что? Где? Когда?»
Правила игры
Турнир проводится по правилам: 1) представитель одной из команд (по очереди) выходит к столу, вращает колесо, стрелка указывает конверт с заданием. Ведущий задает вопрос для обеих команд; очко засчитывается той команде, которая первой дала сигнал и сформулировала правильный ответ. Цена правильного ответа – 1 очко, если он не получен ни от одной из команд, вопрос упрощается и задается снова. Один бой играется до 5 набранных командой очков.
Полное время обсуждения – 30 секунд. В случае фальстарта или неправильного ответа одной команды, другая имеет на обсуждение 10 секунд.
Капитан обязан представлять отвечающего игрока; ответы, данные с нарушением этого условия, не принимаются.
Не принимаются также ответы:
? данные более чем одним игроком;
? включающие два или более вариантов ответов, один из которых неправильный;
? не соответствующие форме вопроса (если спросили «кто», а игрок рассказывает о неодушевленном предмете, если просили закончить двумя словами, а игрок «выдает» распространенное предложение);
? включающие грубые ошибки, искажающие суть ответа;
? содержащие дополнительную неверную информацию (например, ответ на вопрос о первой атомной бомбе: в Хиросиме 9 августа 1945 года – на самом деле 6 августа);
? не раскрывающие суть вопроса с достаточной степенью конкретизации (так называемые «общие» ответы типа «Кто все эти люди?» – «Мужчины»).
В турнире участвует 2 команды. «Прометей», «Гефест»
2. Первый полуфинал.
1. Один – лампочка в елочной иллюминации, миллион – десятиэтажное офисное здание, миллиард – четыре Никарагуа. Миллиард чего?
Ответ: Ватт.
Упрощение: единица, названная в честь английского физика; единица мощности.
2. Цитата: «Реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование и экономное расходование топливно-энергетических ресурсов». Официальное определение какого термина сейчас прозвучало?
Ответ: энергосбережение.
Упрощение: вспомните тему!
3. Возобновляемые источники энергии – экологически чистые источники непрерывно возобновляемых в биосфере Земли видов энергии: солнечной, ветровой, океанической… А еще какой?
Ответ: гидроэнергии рек.
Зачет: термальной, биоэнергии. При одном из ответов обязательно назвать остальные!!!
4. ЭТО изначальный способ добычи энергии. Но с современной точки зрения, это не что другое, как использование биомассы, в которой благодаря фотосинтезу хранится солнечная энергия. Ответьте одним словом – что это за способ?
Ответ: костер.
Упрощение: известный людям с древности.
5. В одном фантастическом романе 50-х годов был описан быт народа этой планеты: везде плакаты: «Берегите влагу!» Что это за планета?
Ответ: Марс (вот не занимались марсиане ресурсо- и энергосбережением – и вымерли...)
Упрощение: с которой приходили завоеватели; названной в честь бога войны.
6. Власти Ирака рекомендуют своим жителям держать на солнцепеке сосуды с водой, примерно пять часов. Для экономии чего это делается?
Ответ: топлива.
Комментарий: вместо кипячения воды (от солнца за это время погибает 99% бактерий).
Упрощение: см. комментарий.
7. Архитекторы говорят о своих коллегах, которые проектируют здания без достаточной теплоизоляции: «Они греют бороду…». А кому?
Ответ: Господу богу.
8. После того, как одна женщина из русской освещаемой свечами избы эмигрировала в пылающий электричеством Нью-Йорк, она была ошеломлена таинством электричества. Ее племянник попытался объяснить эту тайну, сравнив электрический провод со шлангом, по которому бежит вода. С тех пор и до конца своих дней она применяла некие меры предосторожности, дабы сберечь электричество. Какие?
Ответ: затыкала розетки, «чтобы электричество не пролилось на пол».
9. В России к началу ХХ века использовалось около 2500 тысяч, как бы сейчас сказали, альтернативных источников энергии общей мощностью миллион киловатт. После 1917 года многие из них остались без своих зажиточных хозяев и постепенно разрушились. А как обычно называли этих хозяев?
Ответ: мельники.
Упрощение: пришли из Голландии, сражался Дон-Кихот.
10. Уже после изобретения электрогенератора, электромотора и лампочки распространение электричества в быту тормозилось, пока в 1890 г. не было изобретено необходимое устройство. Какое?
Ответ: электросчетчик.
3.Игровая пауза: презентация «Свет в моей жизни»
4. Второй полуфинал.
11. Как утверждают ученые, энергетический потенциал ЕГО во много раз превышает потребности земной энергетики. Этот потенциал НЕ неисчерпаем, на следующие 4 млрд. лет его должно хватить. О каком потенциале идет речь?
Ответ: Солнца.
12. Энергосбережение, как известно, это «реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование и экономное расходование топливно-энергетических ресурсов». Кроме того, оно подразумевает вовлечение в хозяйственный оборот источников энергии. А каких источников?
Ответ: возобновляемых.
13. Среди возобновляемых источников энергии – биогаз. Наиболее эффективно производство биогаза из этого продукта животноводства. Из одной тонны его можно получить 10-12 куб. м метана. Что это за продукт, если в древности его называли «батюшкой»?
Ответ: навоз.
Комментарий: земля – матушка, навоз – батюшка.
14. На автомобилях сейчас используется более 80 лампочек. Специалисты фирмы «Дженерал электрик» предлагают радикально сократить их число. А как же тогда будет вы-глядеть вся система освещения?
Ответ: одна лампочка – и от нее световоды.
Упрощение: лампочка – одна…
15. Наиболее распространенный способ экономии электроэнергии – оптимизация потребления электроэнергии на освещение. Ключевыми мероприятиями оптимизации потребления электроэнергии на освещение является максимальное использование дневного света – например, увеличение площади окон, дополнительные окна. А еще – повышение… А какого свойства окон?
Ответ: прозрачности.
16. Электрическая лампочка… Подсчитано, что для приведения её в действие необходимы 150 миллионов животных. Что за животные и что с ними нужно делать?
Ответ: кошки, гладить (суммарное электричество в шерсти).
17.Из советов по энергосбережению: «Не выбрасывайте деньги в окно! Окно, часами остающееся приоткрытым, вряд ли обеспечит Вам приток свежего воздуха, но большой счет за отопление оно обеспечит наверняка». А как лучше проветривать?
Ответ: чаще, но при этом открывать окно широко и всего на несколько минут.
18. Множество ученых предрекают расцвет энергетики, основанной на нем: ведь ЕГО источник практически неисчерпаем. ЕГО можно сжигать как топливо и использовать для по-лучения электричества. ЕГО достаточно удобно хранить: в виде сжатого газа в танкерах или в сжиженном виде в криогенных контейнерах при температуре -203 С. А из чего его нужно извлечь?
Ответ: из воды (речь о водороде).
19.Один из минусов современных энергосберегающих ламп: разбивать такую лампу категорически не рекомендуется. А если такое случилось, то нужно незамедлительно и тщательно проветрить помещение. Почему?
Ответ: в трубке содержатся пары ртути.
20.Из соображений экономии в конце позапрошлого века Московская дума распорядилась уличное освещение включать не каждую ночь. По какому же графику работало освещение, если на улицах порой была непроглядная тьма?
Ответ: фонари не включают, когда должна светить луна.
5.Музыкальная пауза.
6. Финальная игра.
21.Хорошие хозяйки предупреждают: плита и ОН – плохие соседи! Назовите ЕГО!
Ответ: холодильник или морозильник.
Комментарий: из-за теплоотдачи плиты холодильный агрегат потребляет больше энергии.
22.Один из сайтов, посвященных энергосберегающим техническим системам и оборудованию выдвинул такой лозунг: «Энергосберегающие лампы и светильники: ТАКИМ головам – меньше ватт». А каким – ТАКИМ?
Ответ: светлым.
23.Законы энергосбережения на кухонной плите: если ИХ диаметры совпадают, то тепло используется оптимально. Назовите ИХ – и ту, которая сверху, и ту, которая снизу!
Ответ: кастрюля и конфорка.
7.Подведение итогов, заключительное слово ведущего.
Награждение победителей.
Сегодня на нашем занятии мы попытались посмотреть на энергосбережение с различных позиций. Очень надеюсь, что вы сделаете выводы, поделитесь своими впечатлениями с родителями и близкими и измените свое отношение к сбережению энергии.
В заключении хочу остановиться на одной интересной акции, проводимой каждый год во всем мире. Это «Час Земли». Каждый год в последнюю субботу марта миллионы людей выключают свет на час, потому что им важно будущее нашей планеты Земля. «Час Земли» – это символ бережного отношения к природе, заботы об ограниченных ресурсах нашей планеты.