СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока литературного чтения в 3 классе на тему: Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка ориентирована на выявление фольклорной основы литературной сказки А.С. Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока литературного чтения в 3 классе на тему: Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."»

Учитель: Пахолкова Татьяна Владимировна

Предмет: литературное чтение

Урок № 38

Класс: 3-а

Дата: 12.11.2024

Тема: Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий.

Цель урока: показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра; отметить фольклорную основу литературной сказки Пушкина.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- узнают о фольклорной основе сказки;

- будут учиться анализировать;

- научатся читать выразительно.

Метапредметные:

Познавательные:

- будут учиться применять свои знания при выполнении заданий.

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему урока;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- уметь согласовывать позиции и находить общее решение, сотрудничать друг с другом.

Личностные результаты:

- определять правила поведения при совместной работе.

Оборудование: учебник, тетради; аудиозапись, репродукция картины Врубеля «Царевна Лебедь».


Ход урока

1. Мотивационный момент.

- Назовите качества необходимые вам для работы, чтобы наш урок был интересным, творческим? (Внимательность, активность, старательность...)

2.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Упражнение «Да, нет»

Отвечая на мои вопросы, вы должны поставить, + если вы мне верите, а - если не верите.

  1. Царица благословила детей жить в совете и любви. +

  2. Князь Гвидон остался на сей раз дома. +

  3. Царя Салтана и в это раз отговорили навестить остров. -

  4. Князь Гвидон сам вышел встречать отца.+

  5. Царь засмеялся от счастья, когда узнал свою жену.-

  6. Салтан приказал наказать обманщиков.-

Самопроверка + + - + - +

3.Определение темы и задач урока

Постановка проблемного вопроса.

-На какие две группы мы делим сказки? Какой является прочитанная сказка?

Сегодня мы займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Каким именно?

Поэт Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно народные… Прелесть невообразимая»

4. Работа по теме урока.

1) Волшебные сказки

- Какие жанры народных сказок мы знаем?

-Вспомним общие особенности волшебных сказок

  1. Есть чудо.

  2. Волшебные превращения.

  3. Странствия, приключения героев

  4. Кто-то мешает или помогает

  5. Герой воюет с нечистой силой

  6. Эпизоды повторяются по 3раза

  7. Есть зачин, концовка

  8. Добро побеждает зло

2) Работа в парах по пунктам «особенности волшебных сказок». Поиск доказательств по каждому пункту в тексте сказки.

1 Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Один из них- Врубель. Одна из самых известных картин «Царевна Лебедь»

Образ Царевны Лебеди создан редкостными по красоте, истинно сказочными красками… сказочность картины заключена в лебедином оперении царевны. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку. Врубель долго искал образ девичьей красоты юной царевны, образ прекрасный и загадочный.

- Как вы думаете, что олицетворяет образ Лебеди в сказке? (добро)

2 Римский-Корсаков к 100-летию написал оперу- сказку : «Полёт шмеля» стр.90

4 Почему мешали ?

6 (Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок.

3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свете.)

8 Добро и зло живут только в сказках? К сожалению, не только. Как вы думаете, что сильнее, добро или зло? А в наше время существует добро? А зло? Можно ли назвать эти понятия неизменными, вечными? Любовь к сказкам, в том числе и к сказкам А.С.Пушкина, любовь к музыке, живописи, ко всему прекрасному. И желание человека сделать этот мир прекрасным, свободным от зла, счастливым.

Мы с вами тоже можем делать добрые дела, совершать добрые поступки, делая мир добрее.


3) Исследовательская работа на тему «Пушкинская сказка – наследница сказки народной» (С.Я.Маршак)

- Нам с вами необходимо подтвердить или опровергнуть высказывание С.Я Маршака, проведя лексическую работу.

Лексическая работа в группах.

- Выпишите устаревшие слова, которые употребляются в сказке.

- Объясните, с какой целью А.С. Пушкин включил так много устаревших слов в сказку.


4) Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль


Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

5) В чём отличие сказки Пушкина от народной сказки? (Сказка Пушкина отличается от народных тем, что написана в стихотворной форме)

5. Подведение итогов. Рефлексия.

-А легко ли и интересно вам было читать сказку? Почему?

6.Д/З стр.102 № 10