Учитель: Пахолкова Татьяна Владимировна
Предмет: литературное чтение
Урок № 38
Класс: 3-а
Дата: 12.11.2024
Тема: Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий.
Цель урока: показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра; отметить фольклорную основу литературной сказки Пушкина.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- узнают о фольклорной основе сказки;
- будут учиться анализировать;
- научатся читать выразительно.
Метапредметные:
Познавательные:
- будут учиться применять свои знания при выполнении заданий.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему урока;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- уметь согласовывать позиции и находить общее решение, сотрудничать друг с другом.
Личностные результаты:
- определять правила поведения при совместной работе.
Оборудование: учебник, тетради; аудиозапись, репродукция картины Врубеля «Царевна Лебедь».
Ход урока
1. Мотивационный момент.
- Назовите качества необходимые вам для работы, чтобы наш урок был интересным, творческим? (Внимательность, активность, старательность...)
2.Актуализация полученных ранее знаний и умений.
Упражнение «Да, нет»
Отвечая на мои вопросы, вы должны поставить, + если вы мне верите, а - если не верите.
Царица благословила детей жить в совете и любви. +
Князь Гвидон остался на сей раз дома. +
Царя Салтана и в это раз отговорили навестить остров. -
Князь Гвидон сам вышел встречать отца.+
Царь засмеялся от счастья, когда узнал свою жену.-
Салтан приказал наказать обманщиков.-
Самопроверка + + - + - +
3.Определение темы и задач урока
Постановка проблемного вопроса.
-На какие две группы мы делим сказки? Какой является прочитанная сказка?
Сегодня мы займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Каким именно?
Поэт Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно народные… Прелесть невообразимая»
4. Работа по теме урока.
1) Волшебные сказки
- Какие жанры народных сказок мы знаем?
-Вспомним общие особенности волшебных сказок
Есть чудо.
Волшебные превращения.
Странствия, приключения героев
Кто-то мешает или помогает
Герой воюет с нечистой силой
Эпизоды повторяются по 3раза
Есть зачин, концовка
Добро побеждает зло
2) Работа в парах по пунктам «особенности волшебных сказок». Поиск доказательств по каждому пункту в тексте сказки.
1 Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Один из них- Врубель. Одна из самых известных картин «Царевна Лебедь»
Образ Царевны Лебеди создан редкостными по красоте, истинно сказочными красками… сказочность картины заключена в лебедином оперении царевны. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку. Врубель долго искал образ девичьей красоты юной царевны, образ прекрасный и загадочный.
- Как вы думаете, что олицетворяет образ Лебеди в сказке? (добро)
2 Римский-Корсаков к 100-летию написал оперу- сказку : «Полёт шмеля» стр.90
4 Почему мешали ?
6 (Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок.
3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свете.)
8 Добро и зло живут только в сказках? К сожалению, не только. Как вы думаете, что сильнее, добро или зло? А в наше время существует добро? А зло? Можно ли назвать эти понятия неизменными, вечными? Любовь к сказкам, в том числе и к сказкам А.С.Пушкина, любовь к музыке, живописи, ко всему прекрасному. И желание человека сделать этот мир прекрасным, свободным от зла, счастливым.
Мы с вами тоже можем делать добрые дела, совершать добрые поступки, делая мир добрее.
3) Исследовательская работа на тему «Пушкинская сказка – наследница сказки народной» (С.Я.Маршак)
- Нам с вами необходимо подтвердить или опровергнуть высказывание С.Я Маршака, проведя лексическую работу.
Лексическая работа в группах.
- Выпишите устаревшие слова, которые употребляются в сказке.
- Объясните, с какой целью А.С. Пушкин включил так много устаревших слов в сказку.
4) Что общим является для сказки литературной и народной?
Мораль
Какую мораль можно извлечь из этих слов?
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам:
Их нашли насилу там.
Тут они во всем признались,
Повинились, разрыдались
Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать
5) В чём отличие сказки Пушкина от народной сказки? (Сказка Пушкина отличается от народных тем, что написана в стихотворной форме)
5. Подведение итогов. Рефлексия.
-А легко ли и интересно вам было читать сказку? Почему?
6.Д/З стр.102 № 10