1. Слово учителя о жизни А.Блока. Александр Александрович Блок – одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство. Родился А. А. Блок 28 ноября 1880 года в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, А. Н. Бекетова, профессора-ботаника. Каждое лето будущий поэт проводил в его подмосковном имении, в «благоуханной глуши» Шахматова. Детство его было почти безоблачным – он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, в атмосфере литературы и музыки. Поэтому так музыкальны. Так проникновенны стихи А.Блока. 2. Чтение и анализ стихотворения А. А. Блока «Погружался я в море клевера…» Погружался я в море клевера, Окружённый сказками пчёл. Но ветер, зовущий с севера, Мое детское сердце нашёл. Призывал на битву равнинную - Побороться с дыханьем небес. Показал мне дорогу пустынную, Уходящую в тёмный лес. Я иду по ней косогорами И смотрю неустанно вперёд, Впереди с невинными взорами Мое детское сердце идёт. Пусть глаза утомятся бессонные, Запоёт, заалеет пыль… Мне цветы и пчёлы влюблённые Рассказали не сказку — быль. -Какова тема стихотворения? Тема: дорога. - Какова основная мысль стихотворения? Главная мысль: человек может оставаться ребёнком даже став взрослым. -Какое настроение царит в стихотворении? Настроение: мечтательность, радость. -Какие средства выразительности поэт? Средства художественной выразительности: Эпитеты: детское; равнинную; пустынную; тёмный; невинными; бессонные; влюблённые. Метафоры: море клевера; сказками пчёл; дыханьем небес. Олицетворения: ветер зовущий; сердце нашёл; призывал; уходящую в лес; сердце идёт; запоёт пыль; цветы и пчёлы рассказали. Гипербола: неустанно вперёд. - Вы уже знакомы со стихотворением Бунина "Помню – долгий зимний вечер»", в котором поэт обращается к воспоминаниям о детском восприятии природы. В прочитанном вами стихотворении Блок обращается к той же теме. Сопоставьте эти два стихотворения. Чем различаются настроения и чувства, преобладающие в каждом стихотворении? (В стихотворении "Помню – долгий зимний вечер»" герой испытывает беззаботную радость, счастье В стихотворении Блока герой - романтик и мечтатель. В этом стихотворении преобладает мистическое чувство, мечтательность. Героя волнуют тайны, которые его окружают, "зовущие с севера".) Физкультминутка для глаз Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза) Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами) Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу) Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами) Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами) Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться). 3. Чтение и анализ стихотворения А. А. Блока «Белой ночью месяц красный…» Белой ночью месяц красный Выплывает в синеве. Бродит призрачно-прекрасный, Отражается в Неве. Мне провидится и снится Исполненье тайных дум. В вас ли доброе таится, Красный месяц, тихий шум?.. -Какова тема стихотворения? Тема: волшебство ночи, ожидание. - Какова основная мысль стихотворения? Главная мысль: ночь рождает в человеке мечты о прекрасном. -Какое настроение царит в стихотворении? Настроение: мечтательность, томление. -Какие средства выразительности поэт? Средства художественной выразительности: Эпитеты: красный; призрачно-прекрасный; тайных. Метафоры: месяц выплывает. Олицетворения: месяц бродит. - Кто из вас бывал в Петербурге во время белых ночей, согласится, что картины города в это время таинственны, сказочны, навевают мысли об исполнении заветных дум и мечтаний. На какое исполнение тайных дум надеется герой стихотворения? (Стихотворение лирическое, город Петербург - романтичный. А значит тайные думы поэта скорее всего связаны с прекрасной незнакомкой, с любовным томлением). - Какие прилагательные в стихотворении можно считать эпитетами, а какие - простыми определениями? (Эпитетами можно считать прилагательные: красный, призрачно-прекрасный, тайных, тихий. Прилагательное Белый можно отнести к простому определению, оно констатирует факт). 4. Чтение и анализ стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» - Какой пейзаж рисует Блок в своём стихотворении? Докажите это примерами из текста. (Поэт показывает пейзаж позднего лета — «сжатая рожь», «некошеная межа», «песня жницы», «последние лучи заката».) - Какое время суток рисует поэт? Укажите приметы вечера… (Последние лучи заката, засыпающее поле, вечерняя тишина, диск луны, навстречу ночи, дремотой розовой, красный диск луны.) - Какова композиция стихотворения? (Стихотворение состоит из трёх четверостиший, или трёх катренов.) Каким предстаёт перед нами лирический герой? (Смело, без оглядки рвущимся «навстречу ночи и луне».) - Назовите средства художественной выразительности, используемые в этом стихотворении, и объясните их роль. (Олицетворения "лучи ... лежат", "дремотой ... трава объята"; Метафора "красный диск луны" — обозначает не столько цвет луны, сколько ощущение тревоги дня. Кровавый, тревожный, беспокойный. Эпитеты "последние лучи", "луговые дали", "вечерней тишины", "дремотой розовой" означают умиротворённость, мечтательность, покой.) - Какое настроение запечатлено в стихотворении? (Несмотря на то, что начало стихотворения ленивое, томное, его финал показывает иное настроение - весёлое, задорное, бесшабашное). Как вы думаете, почему в описании летнего вечера преобладают красный и розовый цвета? (Розовый - нежный цвет вечера, ленивый, который прекрасно показывает дремоту. Красный - цвет тревожный, символ подступающей ночи, полный тайн и страхов. Поэт так воспринимал это время суток). |