СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока литературы в 6-м классе по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Нищий». «Слезы любви»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок прохождения новой темы. Интегрированный урок: литература + якутская литература, краеведение.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока литературы в 6-м классе по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Нищий». «Слезы любви»»

Разработка учителя русского языка и литературы МБОУ «Тамалаканская средняя общеобразовательная школа» Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия) Ивановой Агнии Афанасьевны



Сценарий урока литературы

по стихотворению М.Ю. Лермонтова в 6-м классе

«Слёзы любви»

Тема: “Слезы любви”

Тип урока: урок прохождения новой темы. Вид урока - интегрированный урок: литература + якутская литература, краеведение.

Технологии на уроке: системно-деятельностный подход (по ФГОС), информационные технологии, метод проекта (творческое домашнее задание).

Оборудование урока: тексты стихотворения М.Ю. Лермонтова “Нищий ” на русском и якутском языках, карточки для анализа, презентация по заданиям и по информации о Е.А. Сушковой, стихотворения М.Ю. Лермонтова, информация о С.Т. Руфове, звуковое приложение – чтение стихотворения в исполнении А. Кайдановского.

Цели:

1) Проанализировать системно-деятельностным подходом стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий»;

2) Совершенствовать навыки смыслового чтения, способствовать развитию творческого воображения;

3) Способствовать воспитанию познавательного интереса к лирике М.Ю. Лермонтова.

Этапы урока: 10

  1. Организационная часть

  2. Мотивация к учебной деятельности. Использование приема антиципации (угадывания).

На доске слово «Нищий». Прочтите и скажите, о чем будет идти речь.

Прочтите первую и вторую строки и скажите, какие вопросы могут быть рассмотрены.

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности:

обсуждение темы нищеты, сущности церкви, образа нищего.

Каким можно представить нищего?

- Прочтите 1-е четверостишие.

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

- Словарная работа: врата - ворота, обитель святая – святое место, т.е церковь, подаянья – то, что люди дают нищим: монетки, хлеб и т.д., глад - голод.

- Почему Лермонтов употребил устаревшую лексику (глад, подаянья, врат), разговорную (бедняк), книжную (нищий), высокую (взор, обитель), нейтральную (стоял, просил, положил, камень)?

  1. Построение проекта выхода из затруднения, первичное закрепление во внешней речи - работа по 2 четверостишию ( работа по тексту):

- Постановка учебной цели: заполнить текст подходящими словами;

Текст с пропущенными словами. Заполните текст словами, на ваш взгляд, подходящими.

Куска лишь …………..он просил,

И взор являл ………………муку,

И кто-то …………………положил

В его …………………….руку.

Какие слова написали? Почему? Теперь сравним с текстом стихотворения.


Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Поэт показал черствость, бездушие и безразличие людей, которые надсмеялись над бедным нищим. Как изображен нищий? (Святой / просящий / иссохший / чуть живой / живая мука / протянутая рука) Что в нем особенно подчеркивает поэт?


  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности:

как вы думаете, о чем будет третье четверостишие?

- (чтение 3-го четверостишия )

Так я просил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

- Теперь заполним таблицу по содержанию стихотворения


Кто?

Какой?

Где?

Когда?

Что делал?

Как?

Почему?


Бедняк








Кто-то







Лирический герой








Девушка








Сколько человек в стихотворении? (4) Кто они? (лирический герой и лирические персонажи)

Сколько частей можно выделить в этом стихотворении? Чем они связаны?

  1. Включение в систему знаний - обобщение знаний о любовной лирике, о прототипе стихотворения, об авторе. Прослушивание текста стихотворения в исполнении А. Кайдановского.

- Так о чем это стихотворение? Разлад между мечтой и действительностью проникает и в это прекрасное, светлое чувство: любовь приносит не радость, а боль и страдания. (Это стихотворение на тему любви, о страданиях в любви, об обмане, об отказе в любви. Это любовная лирика).

- Это стихотворение написал М.Ю. Лермонтов в 1830-м году, когда ему было 16 лет. Это стихотворение посвящено Екатерине Александровне Сушковой. Просмотр слайдов.

Слайд о судьбе Е.А. Сушковой:

Екатерина Александровна родилась 18 марта 1812 года в Симбирске. В 1820 году родители Екатерины разъехались. Отец, посчитав, что жена не может воспитывать детей, силой забрал и отдал Екатерину и её младшую сестру Елизавету (1815-1883) на воспитание своей сестре.

Слайд о встрече М.Ю. Лермонтова с Е.Сушковой:

Лето 1830 г. он провёл в Середникове, подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина. Недалеко жили другие родственники Лермонтова — Верещагины. Александра Верещагина познакомила его со своей подругой, Екатериной Сушковой, также соседкой по имению.

Слайд о стихотворениях Сушковского цикла:

В 1830 г. Лермонтов посвящает Екатерине Александровне 11 стихотворений, составивших «сушковский цикл» его любовной лирики. Сушкова, принимая стихи влюбленного в нее поэта, не скрывала своего насмешливого отношения к его любви. Первое стихотворение , посвященное ей, было стихотворение “Черноокой” (Лермонтов шутливо называл Сушкову miss Blaсk eyes).

- чтение учащимися стихотворений «сушковского цикла».

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности: работа с текстом стихотворения на якутском языке, поиск информации о переводе и об авторе перевода.

- Теперь, ребята, мы прочитаем это стихотворение на якутском языке. Перевел его С.Т. Руфов. Найдите и прочтите информацию о нем, какие еще произведения перевел С.Т. Руфов?

- Чтение стихотворения “Умнаһыт”

Таҥаһа-саба тырыттан

Таҥара дьиэтин аттыгар,

Утатан, тоҥон, аччыктаан

Умнаһыт оҕонньор турар.


Ыра хаппыт илиитинэн

Ыстал килиэби эрэйэр,

Ким эрэ ону элэктээн

Кирпииччэни ууран биэрэр.


Иэйэ-куойа ытаан туран

Эн тапталгын көрдөспүппэр,

Эмиэ оннук тоҥ тааһынан

Элиппитиҥ мин сүрэхпэр!

- Теперь сравним и найдем, что не совпадает при переводе.(бедняк – о5онньор, камень – кирпииччэ, чувства обмануты – тоҥ тааһынан элиппитиҥ мин сүрэхпэр). Почему С.Руфов сделал нищего стариком? Почему камень перевел – кирпииччэ? (образ старика-нищего вызывает более жалости, кирпииччэ – потому что это слово созвучно слову ким). А что совпадает? (содержание – о страданиях и разочарованиях, идея стихотворения – страдания душевной муки равны страшно-обидному разочарованию бедного нищего, рифма - перекрестная).

  1. Включение в систему знаний – обобщение знаний об особенностях якутского стихотворения.

По законам якутского стихосложения должно быть созвучие первых строк в стихотворении. Такое созвучие строк в поэтических текстах распространено у всех тюркоязычных народов. Оно называется аллитерация. Если есть созвучие в начале строки, это называется начальная аллитерация, а если в середине строки - внутристрочная аллитерация. Эта особенность якутского стиха ярко проявляется в таких жанрах якутского устного народного творчества, как олонхо, народная песня-тойук, осуохай и чабыр5ах. Например, в отрывке якутской народной песни:

Анды куһум

Аҥаарыйа көтөн сиппэт,

Арыы-сыа таҥнары таммалыы турар

Алаастардаах эбит;

Туруйа кыылым

Тула көтөн

Тулатын булбат,

Туой маҕан

Туруу хочолордоох эбит.

  1. Домашнее задание - сложение листка, на котором работали, в виде сердца. Прикрепление текстов стихотворения «Нищий» на русском и якутском языках, других стихотворений «сушковского цикла» к сердечку. На обратной стороне сердца учащиеся могут написать стихотворения о любви на русском или якутском языках, это могут быть стихотворения о счастливой или о страданиях безответной любви.

  2. Рефлексия деятельности.

  • Обобщение урока. Так, как мы назовем тему нашего урока? Что вы поняли и что узнали на этом уроке? Варианты темы урока: “Уважай чувства другого человека”, “Любовь – не только радость, но и страдания”, “Слезы любви”.

  • Рефлексия: понравился ли урок? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

  • Кластер: дерево с листочками желтыми и зелеными (желтый – не понравилось, зеленый - понравилось).