СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока "М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Максим Максимыч»): загадка образа Печорина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока -"Печорин-самый любопытный предмет своих наблюдений" (В.Г.Белинский) Загадки образа Печорина: взгляд «со стороны». Смысл смены рассказчиков.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока "М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Максим Максимыч»): загадка образа Печорина"»

Литература

9 класс

Учитель Кудашева М.В.

Тема урока: М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Максим Максимыч»): загадка образа Печорина

Основное содержание урока: "Печорин-самый любопытный предмет своих наблюдений" (В.Г.Белинский) Загадки образа Печорина: взгляд «со стороны». Смысл смены рассказчиков.

Основные виды деятельности: выразительное чтение. Выявление характерных для реалистического романа тем, образов и приемов изображения человека. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм авторской позиции

Планируемые результаты:

Личностные: формирование доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку; развитие компетентности в решении моральных проблем

Метапредметные: развитие умения определять способы действий в рамках предложенных условий; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе

Предметные: развитие способности понимать произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; умения аргументировать свое мнение и участвовать в обсуждении прочитанного

Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись стихотворения «Дума», ментальная карта к уроку


Ход урока


1.Мотивация учебной деятельности:

  • Запись начала темы урока: «М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Максим Максимыч»)

-Какие человеческие качества вызывают Ваш живой интерес? (т.е., можно сказать о том, что человек вам интересен, с ним возможно объединиться во имя достижения общих целей) (пишут маркерами на отдельных листах, прикрепляем к магнитной доске)

-Вот такой набор человеческих качеств у нас получился. Интересно, а кто из героев романа М.Ю.Лермонтова вызвал интерес, симпатию? (обмен мнениями)

Вот, например, императору Николаю I очень после прочтения первых частей романа очень понравился… (как Вы думаете, кто?) Максим Максимыч.

Император увидел в этом герое здоровое народное начало. Мало того, он заключил, что Лермонтов имел в виду в качестве главного действующего лица старого штабс-капитана. Потом, прочитав вторую часть повествования, император испытал настоящую досаду из-за того, что Максим Максимыч отодвинут с переднего плана повествования и вместо него выдвинут Печорин. Вот, какой комментарий дает Николай: «Господин Лермонтов был не способен провести до конца этот благородный и простой характер и заменяет его жалкими, очень малопривлекательными личностями, которые, если бы они и существовали, должны были быть оставлены в стороне, чтобы не возбуждать досады. Счастливого пути, господин Лермонтов; пусть он очистит свою голову» (СЛАЙД №_____)

Так, почему же героем романа (который, кстати, первоначально назывался «Один из героев начала века») Лермонтов, этот гений, делает Григория Александровича Печорина?.. (вопрос остается открытым)

Интересный персонаж, необычный и загадочный…

-Можно ли утверждать, что в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» Печорин показан человеком-загадкой? Обоснуйте свое мнение

  • Запись окончания темы урока: загадка образа Печорина (СЛАЙД №_____)

"Печорин-самый любопытный предмет своих наблюдений," – так писал о Печорине литературный критик 19 века В.Г.Белинский (СЛАЙД №_____)

2.Целеполагание

Пусть Григорий Александрович сегодня послужит предметом наших с Вами наблюдений. Возможно, понимая его, нам удастся понять и себя…


3.Повторение и обобщение:

Повесть «Бэла» открывает роман «Герой нашего времени»

-От чьего лица ведется повествование в главе «Бэла»?

(О Печорине мы узнаём со слов Максима Максимыча)

3.1.Групповая практическая работа: (Приложение №1)

Микроитог: Максим Максимыч многое не понимает в характере Печорина, видит только внешнюю сторону событий. Характеристики, которые даёт Печорину Максим Максимыч, свидетельствуют не только о его наивности и чистоте, но и об ограниченности)

Комментарий к схеме-опоре «Образ Максим Максимыча» (Приложение №2) (СЛАЙД №_____)

4.Изучение нового материала:

4.1.Аналитическая беседа по главе «Максим Максимыч»:

-Кто является рассказчиком в повести «Максим Максимыч»? Что мы узнаем о нем из повести «Бэла»?

(Едет из Тифлиса; путешествует по Кавказу. Его чемодан набит путевыми записками о Грузии)

-Каков художественный смысл смены рассказчика?

  • (СЛАЙД №_____) «Таким образом, характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из этих отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя», - писал литературовед Ю.М. Лотман)

4.2. Задание: кратко перескажите начало повести

4.3. Групповая практическая работа

Группа 1: Задание: «Чтение в лицах» фрагмента «Мы вошли в коридор. В конце коридора»… «.. однако уверил Максима Максимыча, что он исполнит его поручение».

Как проявляется характер Максима Максимыча в диалоге с лакеем Печорина?

Группа 2: Задание: прочитайте фрагмент со слов «Ведь сейчас прибежит…» до слов «Он побежал…», найдите детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина; составьте цитатный план «Максим Максымыч в ожидании Печорина» (Приложение 3)

Группа 3: Задание: прочитайте портрет Печорина, описанный автором-повествователем, докажите, что портрет является психологическим. Какова роль портрета в ткани художественного произведения?

(СЛАЙД №_____) описывая портрет Печорина, Лермонтов обозначает социальную принадлежность героя (аристократ «бесцветная молодость» протекла в «бесценной борьбе со светом»). Через внешность показывает душу. Подчеркивает противоречивость героя: небрежность-сдержанность, стройность- расслабленность, «глаза его не смеялись, когда он смеялся», «в его улыбке было что-то детское». Портрет свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя)

Т.о., М.Ю.Лермонтов создает первый в русской литературе психологический портрет)

Группа 4: Задание: прочитайте в лицах и проанализируйте эпизод встречи Максима Максимыча и Печорина со слов «Я обернулся к площади и увидел…» и до слов «Глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами автор рисует психологическое состояние Печорина и Максима Максимовича? Прокомментируйте конфликт и подтекст диалога. Какова авторская оценка их поведения?

(Запись в тетрадь: (СЛАЙД №_____) По мнению М.М., люди, прослужившие вместе, становятся чуть ли не родными. Он переполнен радостью, взволнован, хотел «кинуться на шею» Печорину, «жадно схватил его руку обеими руками: он ещё не мог говорить», не знает, как называть: на «ты» - на «вы», пытается остановить Печорина, просит, чтобы тот не уезжал, речь сбивчивая, передаёт взволнованность, напоминает о Бэле, интересуется о жизни Печорина в Петербурге. Старается скрыть досаду. Напоминает о бумагах.

Печорину нечего сказать М.М., он холоден, погружен в себя, подавлен, задумчив: дает односложные ответы, прерывает старика, при первом упоминании о Бэле «бледнеет» и «отворачивается», «принужденно зевает»; чтобы не беспокоить себя воспоминаниями, он холоден со стариком, чтобы уберечь от боли свою душу, не задумываясь, ранит чужую. Отказ, хоть и вежливый. Берёт М.М. за руку. Успокаивает, дружески обнимает М.М. «Всякому соя дорога,»- говорит, сидя в коляске, находясь в состоянии задумчивости-едет в Персию. М.М. снова его не понимает: «Какой бес несет теперь его в Персию?». Полное безразличие к дневникам)

4.4. Работа с иллюстрацией: (СЛАЙД №_____)

Перед Вами иллюстрация Н.Н.Дубовского.

-Как вы думаете, какие строчки послужат ее названием?

("Коляска была уже далеко..." Уголь.1890)

-С помощью каких средств художнику удалось показать состояние М.М.?

(На рисунке Николая Никаноровича Дубовского Максим Максимыч изображён в тот момент, когда коляска Печорина, холодно распрощавшегося со своим бывшим приятелем, "была уже далеко". Очертанием горестно согбенной фигуры Максима Максимыча художнику удалось передать чувство недоумения и детской досады, охватившее доброго штабс-капитана после отъезда Печорина)


Микроитог: Вся манера поведения Печорина рисует человека подавленного, ничего не ждущего от жизни. Встреча Печорина с М.М. подчёркивает пропасть между ними – между простым человеком, обывателем и аристократом-интеллектуалом (Приложение №___)

5.Обобщающая беседа: (СЛАЙД №____)

  • Докажите, что в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» Печорин, по словам Белиинского, «самый любопытный предмет своих наблюдений»

  • Какие черты в характере Печорина можно считать типическими, выражающими «портрет поколения»?

  • Прослушивание художественного чтения «Дума» (1838 г.) (Приложение №4) ИЛИ отрывки «Монолог», «Дума». ЗВУЧАТ РЕВОЛЮЦИОННО и ПРОРОЧЕСКИ!!!! НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ


  • Какие черты характера Печорина делают его малопривлекательным?

  • Можно ли утверждать то, что Печорин – отрицательный герой? Обоснуйте свой ответ

  • Что необходимо сделать читателю, чтобы разобраться в образе? (Нужно понять душу героя, мотивы поступков. Разгадать эту тайну поможет «Журнал Печорина»)

  • Можно ли утверждать, что образ Печорина М.Ю.Лермонтов наделил своими собственными чертами? Обоснуйте свой ответ

  • Какие загадки образа Печорина показывает автор в главах «Бэла» и «М.М.»?

6.Рефлексия: «Дождик» из аплодисментов


Перечитать новеллы «Тамань» и «Княжна Мери»; выучить одно из описаний Кавказа (10-15 строк) или создать монолог М.М. «Загадки личности Печорина»

Приложение 1

Работа над образом. Максим Максимыч

Вопросы для беседы

Цитатный материал

Выводы, наблюдения

1.Когда и при каких обстоятельствах впервые встречаем? О чем сообщает нам портрет Максима Максимыча?

«За нею (арбой) шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду. Я подошел к нему и поклонился: он молча отвечал мне на поклон и пустил огромный клуб дыма»;

Штабс-капитан. Встречаем в главе «Бэла», едет в Ставрополь. В первой повести является рассказчиком, во второй и заключительной – действующим лицом

2.Как давно служит на Кавказе? Отношение к горцам, их обычаям?

«— А вы давно здесь служите?— Да, я уж здесь служил при Алексее Петровиче 1, — отвечал он. — Когда он приехал на Линию, я был подпоручиком, — прибавил он, — и при нем получил два чина за дела против горцев.— А теперь вы?..— Теперь считаюсь в третьем линейном батальоне»;

«я лет десять стоял там в крепости с ротою, у Каменного Брода»;

«Ужасные бестии», «— Как же у них празднуют свадьбу? — спросил я штабс-капитана.— Да обыкновенно…»;

«Помилуйте, отчего же с тоски по родине. Из крепости видны были те же горы, что из аула, — а этим дикарям больше ничего не надобно»;

«Вы черкешенок не знаете, — отвечал я, — это совсем не то, что грузинки или закавказские татарки, совсем не то. У них свои правила: они иначе воспитаны»

Служит постоянно (упоминается Ермолов, близок к декабристам), в отличие от Печорина, хорошо знает местные обычаи, нравы, психологию горцев. Отдает должное коренным жителям, хотя многие их обычаи ему не по душе, лишен романтического восприятия Кавказа, трезво воспринимает природу и быт кавказских племен. Его восхищает то, что достойно восхищения

3.Отношения к службе, подчиненным

Черты характера

«Я взял его за руку и сказал: «Очень рад, очень рад. Вам будет немножко скучно... ну да мы с вами будем жить по-приятельски... Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста, — к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда в фуражке»;

«— Господин прапорщик! — сказал я как можно строже. — Разве вы не видите, что я к вам пришел?— Ах, здравствуйте, Максим Максимыч! Не хотите ли трубку? — отвечал он, не приподнимаясь.— Извините! Я не Максим Максимыч: я штабс-капитан…»

Служит без лишних вопросов-старый служака. Не чинится, ведет себя по-приятельски; если служат вместе, значит, людей, по мнению Максим Максимыча, связывает дружба;

Командир, начальник берут в нем верх тогда, когда подчинённые, по его разумению, совершают дурные поступки


«стоя за дверью, также заплакал, то есть, знаете, не то чтобы заплакал, а так — глупость!..»;

«Я к ней наконец так привык, как к дочери, и она меня любила»; «бегал за нею (Бэлой), точно какая-нибудь нянька»; «я ее любил как отец»;

«— Плохое дело в чужом пиру похмелье, — сказал я Григорью Александровичу, поймав его за руку, — не лучше ли нам поскорей убраться?»; ««Не стреляйте! — кричу я ему, — берегите заряд; мы и так его догоним». Уж эта молодежь! вечно некстати горячится»

Мягок и добросердечен; практичен, действует разумно, действует по законам здравого смысла

4.Отношение к Печорину

«Его звали... Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..»;

«Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи»;

«…Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, бог даст, в последний... Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, — продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, — вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошная молодежь вся такова?»;

«я во все время не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать, или владел собою — не знаю; что до меня, то я ничего жальче этого не видывал»; «Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся... У меня мороз пробежал по коже от этого смеха...»

Интеллектуальный герой оценивается человеком обыкновенным, не привыкшим рассуждать, а принимающим судьбу как должное. Печорин кажется ему странным, не понимает сложности современных людей, не понимает, почему тот скучает



Приложение 1

Работа над образом. Максим Максимыч

Вопросы для беседы

Цитатный материал

Выводы, наблюдения

1.Когда и при каких обстоятельствах впервые встречаем? О чем сообщает нам портрет Максима Максимыча?

«За нею (арбой) шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.»;


2.Как давно служит на Кавказе? Отношение к горцам, их обычаям?

«— А вы давно здесь служите?— Да, я уж здесь служил при Алексее Петровиче 1, — отвечал он. — Когда он приехал на Линию, я был подпоручиком, — прибавил он, — и при нем получил два чина за дела против горцев.— А теперь вы?..— Теперь считаюсь в третьем линейном батальоне»;

«я лет десять стоял там в крепости с ротою, у Каменного Брода»;

«Ужасные бестии», «— Как же у них празднуют свадьбу? — спросил я штабс-капитана.— Да обыкновенно…»;

«Помилуйте, отчего же с тоски по родине. Из крепости видны были те же горы, что из аула, — а этим дикарям больше ничего не надобно»;

«Вы черкешенок не знаете, — отвечал я, — это совсем не то, что грузинки или закавказские татарки, совсем не то. У них свои правила: они иначе воспитаны»


3.Отношения к службе, подчиненным

Черты характера

«Я взял его за руку и сказал: «Очень рад, очень рад. Вам будет немножко скучно... ну да мы с вами будем жить по-приятельски... Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста, — к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда в фуражке»;

«— Господин прапорщик! — сказал я как можно строже. — Разве вы не видите, что я к вам пришел?— Ах, здравствуйте, Максим Максимыч! Не хотите ли трубку? — отвечал он, не приподнимаясь.— Извините! Я не Максим Максимыч: я штабс-капитан…»



«стоя за дверью, также заплакал, то есть, знаете, не то чтобы заплакал, а так — глупость!..»;

«Я к ней наконец так привык, как к дочери, и она меня любила»; «бегал за нею (Бэлой), точно какая-нибудь нянька»; «я ее любил как отец»;

«— Плохое дело в чужом пиру похмелье, — сказал я Григорью Александровичу, поймав его за руку, — не лучше ли нам поскорей убраться?»; ««Не стреляйте! — кричу я ему, — берегите заряд; мы и так его догоним». Уж эта молодежь! вечно некстати горячится»


4.Отношение к Печорину

«Его звали... Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..»;

«Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи»;

«…Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, бог даст, в последний... Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, — продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, — вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошная молодежь вся такова?»;

«я во все время не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать, или владел собою — не знаю; что до меня, то я ничего жальче этого не видывал»; «Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся... У меня мороз пробежал по коже от этого смеха...»





Приложение №2




















Приложение 3

Цитатный план «Максим Максымыч в ожидании Печорина»


  • «— Ведь сейчас прибежит!.. — сказал мне Максим Максимыч с торжествующим видом, — пойду за ворота его дожидаться…;

  • «— Максим Максимыч, не хотите ли чаю? — закричал я ему в окно.— Благодарствуйте; что-то не хочется»

  • «— А ведь вы правы: все лучше выпить чайку, — да я все ждал... Уж человек его давно к нему пошел, да, видно, что-нибудь задержало»;

  • «Он наскоро выхлебнул чашку, отказался от второй у ушел опять за ворота в каком-то беспокойстве: явно было, что старика огорчало небрежение я Печорина»;

  • «он что-то пробормотал сквозь зубы; я повторил приглашение, — он ничего не отвечал»;

  • «Он бросил трубку на стол, стал ходить по комнате, шевырять в печи, наконец лег, но долго кашлял, плевал, ворочался»;

  • «отвечал он, тяжело вздохнув»;

  • «На другой день утром я проснулся рано; но Максим Максимыч предупредил меня»;

  • «Он побежал, как будто члены его получили вновь юношескую силу и гибкость»


















Приложение 3

Цитатный план «Максим Максымыч в ожидании Печорина»


  • _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение №4

ДУМА 1838 г.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом

ДУМА 1838 г.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом

ДУМА 1838 г.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом





Приложение№5


Г рупповая практическая работа

Группа 1: Задание: «Чтение в лицах» фрагмента «Мы вошли в коридор. В конце коридора»… «.. однако уверил Максима Максимыча, что он исполнит его поручение».

Как проявляется характер Максима Максимыча в диалоге с лакеем Печорина?


Групповая практическая работа

Группа 2: Задание: прочитайте фрагмент со слов «Ведь сейчас прибежит…» до слов «Он побежал…», найдите детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина; составьте цитатный план «Максим Максымыч в ожидании Печорина»


Групповая практическая работа

Группа 3: Задание: прочитайте портрет Печорина, описанный автором-повествователем, докажите, что портрет является психологическим. Какова роль портрета в ткани художественного произведения?


Групповая практическая работа

Группа 4: Задание: прочитайте в лицах и проанализируйте эпизод встречи Максима Максимыча и Печорина со слов «Я обернулся к площади и увидел…» и до слов «Глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами автор рисует психологическое состояние Печорина и Максима Максимовича? Прокомментируйте конфликт и подтекст диалога. Какова авторская оценка их поведения?

















































4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!