Сценарий урока математики
«Сложение вида + - 1»
Веселый счёт.
1. Четыре улитки
Гуляли по саду.
Вдыхали улитки
Ночную прохладу.
Гуляли улитки
Всю ночь до зари.
Одна потерялась-
Осталось их …(3)
3. Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечки.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?(4)
4. В кормушке сидели
Лишь две только птицы,
Но к ним прилетели
Еще три синицы.
Так столько же птиц
Здесь, в кормушке, у нас?
Давай-те же быстро
Ответил сейчас. (5)
5. Четыре зайца шли из школы.
И вдруг на них напали пчёлы.
Два зайчика спаслись едва.
А сколько не успело?...(2)
6. Пять синиц на ветку сели,
К ним два снегирёчка прилетели,
Сосчитайте быстро, детки.
Сколько птиц сидит на ветке?(7)
- Подчеркните зеленым карандашом самое большое число. (7)
- Подчеркните красным карандашом самое маленькое число. (2)
- Какие числа повторились несколько раз? (2)
Игра « Угадай число» (по числовому лучу)
– Какое число идет за числом 3? (4)
– Какое число идет за числом 6? (7)
– Какое число стоит перед числом 5? (4)
– Какое число стоит перед числом 2? (1)
Назови «соседей» числа 5? (4 и 6)
Назови «соседей» числа 7? (6 и 8)
Какое число называют при счёте после числа 8.
Как получили? (прибавили 1, на 1 больше, 8 да 1)
Значит, число 8 увеличили. На сколько увеличили? (на 1)
Какое число называют при счёте перед числом 5?
Как получили? (прибавили 1, на 1 больше, 5 без 1)
Значит, число 5 уменьшили. На сколько уменьшили? (на 1)
Покажите предшествующее число числу 4; 6.
Как получили? (вычли 1, на 1 меньше,4 без одного).
Значит уменьшили. На сколько уменьшили? (на 1).
Сколько белочек? (3)
- Обозначим их жёлтыми фишками. (Выкладывают фишки на парте)
- Что изменилось? (прибежала еще 1)
- Обозначим её красной фишкой.
- Итак, как обозначили их фишками. (3 – жёлтых, 1 - красная)
- Проверьте, верно, ли выложены фишки. (Фишек столько же сколько и рыбок)
- Сколько стало белок? (4)
Итак : к 3 + 1 получим 4.
- Какое число получили, если к числу прибавили 1?
- На сколько больше получили ответ? (на 1)
- Какое число получаем, если к числу прибавляем 1? (следующее)
Вывод: Если к числу прибавить 1, то получается следующее число.
- Посмотрите на числовой ряд. К 3 прибавили 1 получили следующее число 4.
3 и 1 это 4.
- На какое число увеличили числа? (на 1)
- Так какое же число будем учиться прибавлять? (1)
- Сколько дельфинов плавает? (5)
- Выложите их фишками желтого цвета.
- Проверь, верно, ли выложены фишки. (Фишек столько же сколько и
дельфинов)
- Что случилось? (один дельфин уплыл)
- Проверь, верно, ли фишками обозначено число дельфинов?
(Да, одну фишку зачеркнули).
- Сколько дельфинов осталось? (4)
- Итак: От 5 отнять 1 получится 4.
- На сколько стало меньше дельфинов? (на 1)
- Какое число получаем, если из числа отнимаем 1?
Вывод: Получаем число, которое при счёте встречается сразу перед ним.
- Посмотрите на числовой ряд.
От 5 отняли 1 получили 4.
Или 5 без 1 это 4
- Итак, на какое число уменьшали числа? (на 1)
Так какое же число мы будем учиться отнимать от чисел? (1)
ФИЗПАУЗА (для глаз)
Стр.56 №1 работа в парах: первые парты котята; вторые парты-утята; 3 парты-котята; 4 парты-утята; 5 парты-котята.
№2 запись в тетради примеров (проверка с помощью раздаточного пособия; линейки):5+1,5-1, 8+1, 8-1.
№3 отработка правила (получаем следующее при счете число/предыдущее) устно.
ФИЗПАУЗА (замочек)
Р.т. 2 часть стр.3 №1, 2,3 (самост.), стр.4 №4.
Итог урока.
– Что значит выражение «на 1 больше»?
– Что значит выражение «на 1 меньше»?
- Какие способы есть, чтобы посчитать? (с помощью фигур, линейки)