ОО (регион, город): г. Калининград, Калининградской области
Наименование ОО: МАОУ СОШ №28
Ф.И.О. директора ОО: Остроумов Борис Александрович
Ф.И.О. педагога: Вагабова Надежда Александровна
Электронный адрес педагога: nvagabova@mail.ru
Тип урока: урок ОНЗ
Класс: 1 класс
Тема. Учимся писать цифру 5
Цель: составить алгоритм написания цифры 5; научиться писать цифру 5 правильно и красиво по элементам и целиком, проговаривая вслух и «про себя».
Основные задачи:
1) Организовать открытие детьми под руководством учителя нового знания: правильного написания цифры 5.
2) Тренировать умение находить, показывать и называть места расположения точки – начала, элементов цифры 5 при этом сопровождать свое действие речью вслух.
3) Сформировать у учащихся первичный опыт:
• сопровождения своих практических действий речью вслух и про себя;
• работы в парах;
• самопроверки и самооценки (+ или ?) своей работы с помощью эталона.
4) Тренировать речь, мелкую моторику мышц руки, развивать эмоциональную сферу детей (радость открытия, общения, переживание ситуации успеха).
Демонстрационный материал:
- эталоны : «Элементы цифр» №3,10, 12
эталон №16 «Как научиться писать цифры»
эталон № 20 «Как писать цифру 5»
- изображение большой клетки с точками – опоры
- карточки - помощники со словами: «цели», «узнать», «научиться»
- Презентация
Раздаточный материал:
- конверт с вырезанным из Приложения к учебному пособию эталоном № 20 «Как писать цифру 5» .
-картинки с героями клетками
Краткая аннотация к работе:
Внеурочное занятие «Учимся писать цифру 5» разработано для учащихся 1 класса к прописям по математике «Открываю секреты письма. Мои цифры». Занятие разработано в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон. Обучаясь письму цифры, дети не просто копируют правильный образец, а открывают для себя правила ее написания. Опираясь на эталон написания новой цифры, сначала пишут ее, проговаривая свои действия вслух, а затем про себя.
Примерный ход занятия
Мотивация к учебной деятельности.(СЛАЙД 1)
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня мы продолжим встречу с нашими друзьями из волшебной страны Каллиграфии. Но сначала давайте подготовимся к красивому написанию цифр.
-Давайте сделаем разминку для пальчиков. (СЛАЙД 2)
-Посмотрите, ребята, к нам пришёл гость.
(СЛАЙД 3 , анимация)
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке
Это он! Это он
- Калининградский Почтальон!
- Нам прислали телеграмму с 5-самой большой планеты Солнечной системы- Юпитера!
(СЛАЙД 4)
-Интересно, что там написано?
ТЕЛЕГРАММА
-ДОРОГИЕ ПЕРВОКЛАССНИКИ! НА НАШУ ПЛАНЕТУ НАЛЕТЕЛ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР И РАССЫПАЛ ГЛАВНУЮ ЦИФРУ! МЫ НЕ МОЖЕМ САМИ ЕЁ СОБРАТЬ! ПОМОГИТЕ НАМ, ПОЖАЛУЙСТА! ИНАЧЕ НАМ ПРИДЁТСЯ ПОКИНУТЬ НАШУ ПЛАНЕТУ!
-Поможем?(Да)
-О какой цифре идёт речь, вы узнаете ,отгадав загадку:
Есть , друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мной моя семья!
Налитая, симпатичная,
Цифра самая отличная!
- Верно. Сегодня мы познакомимся с цифрой 5, научимся ее писать и поможем нашим друзьям .
- А чтобы узнать что – то новое, какие два этапа вы должны пройти? (Сначала мы должны понять, что мы не знаем, а потом сами найдем способ). (СЛАЙД 5)
Актуализация знаний и фиксирование затруднения в учебной деятельности
- С чего начинаем урок? ( С повторения элементов цифр)
-Сколько элементов вы знаете? Покажите на пальчиках.
- Какие элементы цифр вы знаете? (Стрела, копье, дуга вправо, дуга влево, качели вправо, качели влево, карандашик)
- Посмотрите на доску и назовите эталоны с элементами цифр, которые приготовили для вас Клеточки.
-Какой элемент может быть лишним? (копье) Почему?
-Что общего в эталонах?
- На какие две группы можно их разделить? Почему?
- Для повторения я предлагаю поработать с нашей прописью. Выполните задание №2. (СЛАЙД 7).
-Подчеркните красным карандашом элемент «копье». Покажите на пальчиках, сколько цифр нашли. (анимация)
-Давайте назовем их. (1,4,7)
-А теперь найдите часть элемента копьё (4,5,6,9) (анимация)
-Подчеркните цифры, в которых встречается элемент «копьё». Покажите на пальчиках, сколько цифр подчеркнули.
-Рассмотрите цифру 3 и обведите элемент «дуга». Скажите, как пишется элемент «дуга» в цифре 3.
- Теперь обведите «качели» и скажите, как он пишется.
Часть «копья», «дуга» вправо, «качели» влево.
-Что мы повторили?(элементы, часть элемента.
-Если мы сегодня будем учиться писать цифру , какой ещё эталон нам надо повторить? (Как научиться писать цифры)
-В паре расставьте шаги этого эталона. (СЛАЙД 8)
- Обобщите, что мы повторили.
-Я вам предлагаю задание, которое поможет вам понять, что вы пока не знаете.
Задание на пробное действие.
-У вас на парте лежат конверты с элементами цифр.
-Попробуйте самостоятельно выложить из элементов цифру 5, отметив звёздочкой место точки начала.
-Поднимите руку, кто не смог выполнить задание и отметить точку начала.
-А теперь поднимите руку, кто смог?
-Посмотрите на место начала.
-Назовите место точки начала.
-У вас точка начала находится в разных местах .
-Что вы пока не смогли? (Вы пока не смогли точно определить место точки начала письма цифры 5)
-Столкнулись с затруднением.
-Что надо сделать, если возникает затруднение? (Надо остановиться и подумать)
-Давайте остановимся и подумаем.
- Чего вы не знаете? (место точки начала)
- Какое задание вы выполняли? (Надо было выложить цифру 5 правильно и отметить точку начала)
- Почему возникло затруднение? (Мы пока не знаем место точки начала цифры 5;не знаем, как правильно писать цифру 5; не можем обосновать правильность написания цифры, у нас нет эталона)
4. Построение проекта выхода из затруднения.(СЛАЙД 8, анимация)
- Какую же цель вы перед собой поставите? (Узнать место точки начала цифры 5, как писать цифру 5, а потом научиться писать цифру 5 правильно и красиво) (цели выносятся на доску)
НАУЧИТЬСЯ
УЗНАТЬ
(На доске ребятам предлагаются карточки - помощники со словами: «узнать», «научиться», которые помогут сформулировать цель урока)
- Уточните тему урока. (Учимся писать цифру 5) (учитель фиксирует тему на доске)
- Составьте план своих действий.
- Какой эталон вам поможет? (Эталон № 16 «Как научиться писать цифры») (СЛАЙД 9)
- Что вы будете делать сначала? (Сначала поставим точку начала)
- Какой шаг следующий? (Выделим знакомые элементы цифры)
- Что будете делать дальше? (Составим и запишем цифру из элементов)
- Откройте ваши прописи «Открываю секреты письма. Мои цифры»
5. Реализация построенного проекта.
- В прописи найдите задание 3. (СЛАЙД 10, анимация)
- Работая в парах, рассмотрите образец написания цифры в большой графленой клетке.
- Поставьте точку начала.
- Назовите ее место расположения. (В верхней рабочей клетке, на середине правой границы).
- Вы выполнили первый шаг по изучению написания цифры 5. Какой следующий шаг? (Выделить элементы)
- Задание 4. Работать будем вместе.
- Сколько элементов можно выделить в цифре 5? (4 элемента)
- Назовите эти элементы цифры 5 и их направление? (Элемент «часть копья» -прямая линия вниз., «дуга» вправо, «качели» влево, маленькие «качели» вправо)
- Синим карандашом обведите элемент «часть копья».
-Сколько таких элементов вы обвели? (1)
- Давайте покажем пальчиком в прописях, где мы обвели элемент «часть копья».
- Жёлтым карандашом обведите элемент «дуга». Сколько таких элементом в цифре 5? (1)
- Давайте вместе покажем пальчиком в прописях, где мы обвели элемент «дуга».
- Красным карандашом обведите «качели» влево.
- Давайте вместе покажем пальчиком в прописях, где мы обвели элементы «качели влево». – Обведите зелёным карандашом маленькие «качели вправо».
- Покажите еще раз на пальчиках, сколько элементов можно выделить в цифре 5? (4)
- Вы умеете писать эти элементы? (да)
- Напишите каждый элемент в воздухе.
- Какой следующий шаг? (Составить и записать цифру из элементов.)
- Задание 5.(СЛАЙД 11, анимация)
- Запищите цифру 5 в клетке, проговаривая написание.
(Сначала ставлю точку начала в верхней рабочей клетке, на середине правой границы . Пишу элемент «часть копья» вниз, затем пишу элемент «дуга вправо», элемент «качели влево» и маленький элемент «качели» вправо.)
- Получилась цифра 5.
- Возьмите эталон- «секретик»№20, который приготовили для вас наши помощники - Клеточки .
Давайте выполним задание №6.
Учитель открывает на доске новый эталон № 20 «Как писать цифру 5».
(Дети приклеивают эталон в рамочку задания 6)
-Кто хочет по эталону рассказать о том, как надо писать цифру 5?
- Вы узнали, как писать цифру 5? (Да)
- Теперь что мы должны сделать? (Научиться правильно и красиво писать цифру 5).
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Для этого я предлагаю выполнить задание №7.
-В каких клетках будем писать сначала? (в больших графлёных клетках, проговаривая вслух).
- Давайте послушаем, как проговаривает написание цифры 5 Петя. (Петя у доски.)
-(работа в парах) А теперь расскажите написание цифры 5 своему соседу по парте по очереди. ( «автор» и «понимающий». Пишут цифру в неграфленых клетках. )
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Вы познакомились с написанием цифры 5, потренировались её писать. Что теперь надо сделать? (Проверить себя, научились ли мы писать цифру 5 правильно и красиво.)
- Найдите задание 8 учебного пособия.
-Постарайтесь выполнить задание так, чтобы мы смогли отправить письмо на пятую планету Солнечной системы, чтобы спасти наших друзей. (СЛАЙД 12)
-А кто помнит, как называется эта планета?(Юпитер) (СЛАЙД 13)
- Прочитайте задание : пиши цифру 5 целиком, проговаривая «про себя».
- Напишите цифру в двух графлёных , двух неграфлёных клетках и в двух тетрадных клетках.
- Сравните ваши результаты с эталоном. Подчеркните правильные и красивые цифры.
- Поднимите руку, у кого не все цифры получилось написать правильно и красиво.
-Что вам на сделать? (потренироваться)
- У кого получилось написать цифру 5 правильно, поставьте себе «+».
8. Включение в систему знаний.
- Ребята, которые поставили себе «?», напишите еще несколько цифр с проговариванием «про себя» в тетрадных клетках.
А те, которые поставили себе «+» - выполнить задание 9
(Это задание можно использовать и для самостоятельной работы учащихся с самопроверкой.)
- Какая закономерность в первом ряду?
- 4 меньше 5( пяти) на 1, затем пропускаем клеточку и т.д.
-Какая закономерность во втором ряду?(расставлены от меньшего к большему по порядку)
9.Рефлексия деятельности на уроке.
- Итак, наш урок подходит к концу.
- Какое новое знание вы сегодня открыли? (Узнали, как писать цифру 5 и научились писать цифру 5 по элементам и целиком.)
- Какую цель вы перед собой ставили?
- Достигли ли вы цели? Докажите. (Мы составили эталон, узнали, как правильно писать цифру 5 и научились ее писать.)
- Поднимите руки, кому удалось помочь нашим друзьям с планеты Юпитер?
- А кому из ребят ещё надо потренироваться?
- Молодцы. Большое спасибо за работу!(СЛАЙД 14)
Литература
Поурочные рекомендации к прописям «Каллиграфия цифр» https://www.sch2000.ru/ploshchadki/rabota-laboratoriy/2017/lab7.php