СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока на тему: «Народы, языки, религии мира», география 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии в 7 классе на тему: "Народы, языки, религии мира". Цель урока: создать условия для формирования представления разнообразия народов, языков и религий мира. 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока на тему: «Народы, языки, религии мира», география 7 класс»

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Учитель Петрова Лилия Евгеньевна, 1 квалификационная категория.

Предмет: география

Класс: 7

Тип урока: Изучение нового материала

Тема: «Народы, языки, религии мира».

Цели: создать условия для формирования представления разнообразия народов, языков и религий мира.

Задачи: - познакомить уч-ся с численностью народов и языков. Картой народов. Мировыми религиями и числом людей, их исповедующих;

- развить умения читать картографические источники географической информации, делать выводы;

- развивать связь с науками: математикой, историей, краеведением, обществознанием;

- формировать толерантное отношение к религии других народов.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Учащиеся должны сформулировать тему урока, познакомиться с понятиями народ, языковая семья, мировая и национальная религии, продемонстрировать навыки работы с картой, поиска необходимой информации, проявить навыки самостоятельной работы по маршрутным листам.

Предметный:

- организовать представление об уже имеющихся знаниях и представлениях по теме «Земля – планета людей»

- помочь структурировать опорные и новые понятия в систему знаний

Метапредметный (УУД):

- организовать деятельность учащихся по отработке навыков самоконтроля

- создать условия для развития навыков самостоятельного «добывания» знаний

Личностный:

- способствовать социализации и личностному самоопределению обучающихся

- развивать умения работать в группе

Межпредметные связи: история, математика, иностранный язык, обществознание, музыка, основы православной культуры.

Обеспечение урока: карты, атласы, контурные карты, раздаточный материал (маршрутные листы) мультимедиа-проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, творческое задание.

Организационный момент:

Здравствуйте! Я рада видеть вас на уроке географии. У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель приветствует на нескольких языках:

GutenTag - Нем.

Дети:Hello – Англ.

Bonjour - Франц.,

Ребята как вы думаете, почему мы с вами так поздоровались?

Как бы вы сформулировали тему урока?

Дети формулируют тему урока: «Народы, языки, религии мира».

Ребята, запишите тему урока в тетрадь.

Вы никогда не задумывались, ребята, почему люди такие разные, не понимают друг друга, говорят на разных языках?

А ведь на этот счет есть даже легенда.

Учитель рассказывает легенду о Вавилонской башне.

Как вы думаете действительно причина разнообразия народов, языков в этом? Давайте найдем ответ на это вопрос?

Дети находят ответ на данный вопрос. (Учебник стр.44)

Совершенно верно так появились различные народы и сформировались разные языки.

А что такое народ? (Работа с учебником)

Дети отвечают на вопрос: Народ – совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке.

Запишите в тетрадь. (Работа с тетрадью)

Возникает вопрос. Сколько народов на Земле?

Число языков и народов в истории человечества постоянно изменяется. Ученые считают, что сейчас на Земле около 5 тысяч народов и языков. В большинстве случаев название народа и языка совпадают. Однако число людей, говорящих на данном языке и народов, для которых он является родным, различно.

Чем отличается один народ от другого?

Дети отвечают: Каждый народ имеет свой язык, свою культуру и традиции. Народы отличаются также культурой – материальной (одежда, жилище, утварь, питание) и духовной (искусство, народные предания, представления о жизненных ценностях), особенностями поведения.

Совершенно верно. Но единство языка – это главный признак, отличающий один народ от другого.

Языки по своему сходству и происхождению объединяются в языковые семьи. Таких семей около 20. Самая крупная их них – индоевропейская, на ее языках говорит почти половина всего человечества.

Работа с атласом. Определите на карте в атласе какие народы относятся к индоевропейской семье?

Дети отвечают.

Рассмотрим столбчатую диаграмму.

Какой язык самый распространенный?

Сколько человек говорит на этом языке?

На втором месте и тд.?

Какой мы сделаем ВЫВОД?

Дети делают ВЫВОД: Несмотря на то, что языков огромное количество, 2/3 населения мира говорит на 12 языках.

Есть язык КЕРЕК на котором говорят 2 человека в России, Беренговский район, на Чукотском полуострове, в Африке на языке БИКИА говорит одна женщина, проживающая на границе с Камеруном и Нигерией.

Есть языки которые выходят из употребления и забываются, называют их мертыми: ЕГИПЕТСКИЙ, ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКИЙ, ГОТСКИЙ, ГАЛЬСКИЙ, СТАРОСЛАВЯНСКИЙ и другие, их около 4 тысяч. Такой язык как ЛАТЫНЬ изучается до сих пор, хотя широко не используется.

Как вы думаете, почему изучают ЛАТЫНЬ?

Ответ детей.

Кроме различий по языку, народы различаются по численности. Численность большинства народов Земли невелика – менее 1 млн человек. При этом выделяются наиболее многочисленные народы: китайцы, хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские и др. Численность их более 100 млн. человек.

Работа по карте у доски (показ на карте многочисленных народов)

Ребята давайте сравним две диаграммы ЯЗЫКИ и НАРОДЫ.

Обратите внимание: среди крупных народов нет англичан. А в диаграмме английский язык стоит на 2 месте. Почему, как думаете?

Ответ учащихся: Англичане и испанцы, завоевывали новые территории, и приносили туда свою культуру, язык.

Да, нередко на одном языке, например английском, говорят несколько народов. Англичане, американцы США, Австралийцы и др.

Но есть примеры, когда один народ говорит на нескольких языках, например швейцарцы, на французском, немецком, итальянском и т. д.

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой – это честь.


Работа по контурной карте.

Задание: Штриховкой нанесите распространение многочисленных народов на карте.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

С древних времен люди объясняли происходящее вокруг них действиями сверхъестественных существ – духов, демонов, богов. Так появились религиозные верования.

Религия – это вера в реальное существование сверхъестественного. Она влияет на культуру и быт народов, на различные стороны их жизни, иногда бывает даже причиной войн между народами. Приводит к переселению части верующих в другие страны.

С помощью религии люди пытались понять окружающий их мир, постичь смысл жизни. Роль религии огромна и по сей день.         

На протяжении истории человечества в разных местах Земного шара сложилось множество религий.

Первобытные религии имели много общих черт. В них обожествлялась природа, люди верили в духов, поклонялись тотемам. Племена индейцев, австралийцев, пигмеев до сих пор являются приверженцами таких религиозных верований.

Около 95% всех верующих приходится на долю 12 наиболее распространенных религий.

Религии делятся на мировые и национальные.

Ребята, назовите мировые религии?

Назовите национальные?

Дети называют. Христианство, ислам и буддизм, их относят к категории мировых, национальные – индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм и др.

Работа в группах (Исследовательская работа)

У Вас на столах лежат маршрутные листы, и вы отправляетесь в теологическое исследование.

Прошу вас, используя карты атласов учебник, интернет ресурсы пройти задания маршрутного листа.

Ответ учащихся руководителей групп.

Сообщение уч-ся о Крещении Руси.

Итак, мы видим, что многие народы исповедуют различные религии.

Мы должны уважительно относится к различным народам, уважать их религию, обычаи, особенности и традиции.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Игра «Выбивала»

РЕФЛЕКСИЯ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: параграф 13, по желанию написать рассуждение на тему: «Близкая мне религия мира».

ИТОГ УРОКА. (оценка знаний учащихся).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!