Народное ополчение в Московской битве 1941 года:
история подвига и искусство плаката
Сценарий метапредметного урока (история и изобразительное искусство). Преподаватели: Никандрова Е. В., Акимов С. П.
...Уходят, и строги, и опоясаны,
Веселые, смешные чудаки,
И затихают тополи и ясени,
И двери, и трамвайные звонки
Уходят неуемные и скромные,
Все, получивши звание солдат,
Ведь сказано: "Вставай, страна огромная!"
Садовое, Пречистенка, Арбат…
Б. Окуджава
Цели урока:
Образовательные:
Познакомиться с историей народного ополчения и его героев;
познакомить учащихся с историей и спецификой образного языка плаката;
выработать у учащихся интерес к военному плакату;
закрепить такие понятия, как силуэт, масштабность, ритм, композиция.
Развивающие:
внедрение новых технологий обучения и воспитания.
формирование умения объединять и систематизировать знания разных предметов – истории, изобразительного искусства, графики;
формировать умение выделять главное в композиции;
развивать навыки графического решения композиции военного плаката.
Воспитательные:
распространение передового педагогического опыта;
воспитание патриотизма и чувства гордости за подвиг нашего народа в Московской битве и Великой Отечественной войне:
продолжать воспитывать любовь к истории и изобразительному искусству;
повышать эстетическую культуру учащихся;
Метапредметные:
обучение переносу теоретических знаний по данным предметам в практическую жизнедеятельность учащегося-создании военных плакатов;
подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно- значимые проблемы, погружение в атмосферу урока;
формирование ключевых компетенций по истории и изо.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.
II. Рассказ и беседа по теме урока с опорой на интерактивные материалы: Звучит видеоролик с песней: Булат Окуджава - Песня московских ополченцев/ Из д/ф "Великая Отечественная: Битва за Москву".
Говорит преподаватель истории: тема урока: «Народное ополчение в Московской битве 1941 года: история подвига и искусство плаката».
В
ночь на 2-е июля 1941 года ЦК ВКП(б) предложил местным партийным организациям возглавить создание народного ополчения, и в тот же день Военный Совет Московского военного округа принял «Постановление о добровольной мобилизации жителей Москвы и области в народное ополчение».
История народного ополчения Подмосковья и Москвы в годы Великой Отечественной войны началась с постановления Военного совета Московского военного округа о добровольной мобилизации жителей Москвы и области в народное ополчение, принятого 2 июля 1941 года. 3 июля выступает И. В. Сталин. Демонстрация видео выступления Сталина. 1 Эта инициатива была закреплена постановлением Государственного комитета Обороны от 4 июля 1941 года № 10. Началось формирование дивизий народного ополчения в Москве и ее окрестностях. В Центральном архиве Министерства обороны, Центральном государственном архиве Московской области среди многочисленных документов, собственно «военных» документов немного, это воспоминания участников боев на территории Подмосковья, сохранившиеся в личных фондах и семейных архивах участников Великой Отечественной войны, книгах, созданных на основе этих данных.2
В июле 1941 года в Москве были сформированы первые 12 дивизий: уже до конца месяца они убыли в действующую армию. Во второй половине августа — первой половине сентября московские дивизии народного ополчения были переформированы и до конца сентября все переименованы в стрелковые дивизии. По самым скромным оценкам, в народное ополчение Москвы первого набора было призвано свыше 160 тыс. человек. До конца октября 1941 года в Москве было сформировано ещё пять дивизий народного ополчения: в ноябре — декабре числились в составе Войск обороны Москвы, в боях приняла участие только одна.3
Демонстрируется видеоролик: Народное ополчение. Москва 1941. 4
Говорит преподаватель изобразительного искусства:
С первых часов после объявления войны жизнь в столице перешла на новый лад. Москва превратилась в центр мобилизации сил, горожане вступали в ряды добровольцев, столичные заводы перестроились на производство техники и боеприпасов. Бои под Москвой шли днем и ночью непрерывно в течение 203 суток. Все это время основной удар на линии фронта принимали на себя дивизии добровольцев народного ополчения. Немецкие танки остановились в 370 метрах от границы города. Ополченцы понесли огромные потери, но не дали врагу прорваться к Москве. Численное преимущество противника было в несколько раз больше. Несмотря на это, вражеские войска удалось отбросить на десятки километров от столицы. Война затронула каждую московскую семью. В ряды народного ополчения вступали те, кто никогда до этого не держал оружия в руках. Женщины помогали строить линии обороны, а вчерашние школьники и студенты трудились в тылу, помогали тушить пожары и разбирать завалы после авианалетов.
Наш метапредметный урок посвящен истории подвига людей, которые спасли нашу столицу. Их судьба вдохновила нас на создание музейной выставки в нашем колледже на основе вещей участников войны из семейных архивов наших студентов и преподавателей, и плакатов, посвященных 80-летию подвига народного ополчения в битве за Москву. Мы сегодня познакомимся с техникой и методикой изготовления Советских плакатов, посвященных этим героическим людям.
Плакат (нем. Plakat от фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Плакат – мощный инструмент формирования общественного сознания, катализатор экономического, культурного развития, воспитания патриотизма и эстетического вкуса человека.
Советские плакаты — наглядные пособия, направленные к разъяснению определенного вопроса, как, например, отношения советской власти к текущим событиям в доступной форме. Совместно с радио и газетами являлись средствами агитации и пропаганды, воздействующими на сознание и настроение людей с целью побуждения их к политической или другой деятельности, в данном случае к участию в боевых действиях, спасения Москвы и Родины. При создании макета плаката важно помнить, что он должен подходить для сильного увеличения и соответствовать технологическим возможностям печати. Каждый плакат по размеру должен быть рассчитан на восприятие с определенного расстояния. Для размера 120, 180 - около 15 метров, для размера 260-360 - около 25 метров, для плаката 300. 600 - около 100 метров.
Для повышения действенности рядом помещают два и более одинаковых плаката, т.к. повторение одних и тех же элементов действует сильнее, чем один большой плакат.
Основными составляющими плаката являются: визуальный образ, слоган и цвет. Главным компонентом плаката является шрифт. Особую роль в годы Великой Отечественной войны играл плакат.
Говорит преподаватель истории: «В тяжелейших условиях 1941 года, когда в приграничных боях погибли кадровые дивизии РККА и нечем и некем было прикрыть дорогу к жизненно важным центрам нашей страны, Москву спас патриотизм её жителей. Собранное буквально за несколько дней народное ополчение защитило столицу нашей Родины ценой своих жизней. Если бы не героизм московских рабочих, артистов и учёных, сменивших пиджаки на шинели и удержавших линию фронта, кто знает, насколько тяжелее обошлась бы Победа».5
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят. (Николай Майоров)
Мы сегодня вспоминаем героев Народного ополчения, их судьбы и подвиги.
Р
ассказы учащихся о героях ополчения: Петр Иванович Шаданов
До войны он преподавал историю в средней школе № 34 на улице Плющихе. Был классным руководителем 10-го "А" класса. В народное ополчение он ушел в июле 1941 года, попал в 5-ю дивизию народного ополчения Фрунзенского района столицы. Оборонял Москву в составе 113-й стрелковой дивизии. В октябре 1941 года пропал без вести.
На фронт ушел и весь класс, которым руководил Петр Иванович. В живых из них вернулись только шесть человек.
Валентин Николаевич Фоменко
В
ойна застала Валентина Николаевича на 3-м курсе "Бауманки". В октябре 1941 года в добровольцы записались все ребята из его студенческой группы. В одном из писем он рассказал, что пошел на фронт не из стадного чувства. "Еще давно я собирался, в случае если немцы близко подойдут к дому, пойти и для его защиты сделать что-нибудь", – написал Валентин Николаевич.
Его взвод разместили в туберкулезном санатории, на южном берегу канала Москва – Волга. На третьем этаже здания бойцы оборудовали пулеметную точку, им приказали стоять насмерть. Ночью 28 ноября взвод подняли и повели в сторону Крюкова. Через шесть километров окопались на перекрестке дорог. Утром на санях привезли бетонный колпак, в котором Валентин Николаевич и его сослуживцы приняли первый бой. Пулеметным огнем им удалось отогнать немецких мотоциклистов-разведчиков.
Как утверждал сам Валентин Николаевич, это была ближайшая к Москве точка, до которой смог добраться враг.
А
лександра Александровна Морозова
Призвалась добровольцем в октябре 1941 года и попала в 3-ю Московскую коммунистическую стрелковую дивизию. Александра Александровна принимала участие в обороне Москвы. Защищала подступы к городу со стороны Ленинградского и Волоколамского шоссе.
В начале войны Александра Александровна была санинструктором, но в конце 1941 года получила специальность телефонистки. В боях в районе Сутоки в августе – сентябре 1942 года и под деревней Козлово в декабре 1942 года трудилась на коммутаторе командного пункта командира дивизии. Она обеспечивала бесперебойную связь с полками под бесконечным минометным и артиллерийским огнем противника. В апреле 1944 года в боях на Ленинградском фронте, несмотря на разрыв линии связи, использовала все обходные пути, чтобы обеспечить управление дивизией. Александра Александровна награждена медалями "За оборону Москвы" и "За боевые заслуги", а также орденом Красной Звезды.
Владимир Ефимович Никонов
Д
о войны Владимир Ефимович окончил Московскую государственную консерваторию по классу валторны. Прошел стажировку в оркестре Большого театра. В мае 1941 года у него родился сын, а через месяц грянула война. Чтобы защитить близких и свою страну, Владимир Ефимович ушел добровольцем на фронт.
Он попал в 8-ю Краснопресненскую дивизию народного ополчения. Ту самую, что в шутку называли "батальоном имени Чайковского", так как ее костяк составляли консерваторцы. Полк Владимира Ефимовича занял линию обороны, которая проходила через деревню Уварово. Руководство консерватории и военкомата направило туда грузовик с продовольствием и теплыми вещами, который вызвалась сопровождать возлюбленная нашего героя Антонина Дмитриевна Закатимова. Там они увиделись в последний раз. Тогда он отдал ей свой солдатский медальон. В конце 1941 года Антонину Дмитриевну увидел капитан батальона, в котором служил Владимир Ефимович. Он рассказал, что видел своими глазами, как Никонов, будучи бойцом медсанбата, 4 октября 1941 года выскочил подобрать раненого и тут же был убит.6
Преподаватель изо: Сегодня мы с вами побеседуем о том, что такое художественный плакат. Беседа наша будет сопровождаться показом образцов плакатного искусства, в том числе представленных на нашей выставке «80 лет народного ополчения».
В современном городе плакаты окружают нас со всех сторон, встречаются на каждом шагу, но художественного плаката среди них мало.
Посмотрите на представленные на выставке плакаты и скажите, к какому виду изобразительного искусства они относятся?
Учащиеся: К графике.
Преподаватель изо: Да, плакат относится к графике, точнее, выделяется в самостоятельную область графики. В настоящее время это самый массовый вид графического искусства. Назовите, какие плакаты вам встречались?
Учащиеся: Плакаты, рекламирующие товары; плакаты к выборам; плакаты к праздникам; спортивные плакаты; рекламы кино и цирка; учебные плакаты.
Преподаватель изо: Плакаты военного времени вызывали такие сильные чувства, как ненависть и любовь, гордость и презрение. Особую популярность в годы войны приобрел сатирический плакат. Несомненно, среди сатирических плакатов выделялись работы Кукрыниксов (творческий коллектив художников - графиков и живописцев, М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова).
Назовите, что является основным выразительным средством графики?
Учащиеся: Это линия, штрих, контур, пятно и тон. Может также использоваться и цвет. В графике всегда ощущается плоскость листа бумаги. Плакат, как правило, рассчитан на самые широкие массы зрителей, обычно он вывешивается на улицах и в общественных местах.
Преподаватель изо: Плакатное искусство имеет несколько задач.
Первая задача – привлечь внимание зрителя.
Вторая задача – донести до зрителя смысл плаката. Зрителю, остановившемуся на мгновение перед плакатом, в предельно короткий срок должно стать ясно, к чему плакат призывает, какова его цель. Именно такими задачами продиктованы относительно большие размеры плакатов. Во имя краткости, доходчивости и выразительности в плакате применяются ясные символы и знаки, условность, обобщение изображения, упрощение цветовых отношений.
В композиции плаката необходимо выделение главного и отказ от второстепенных деталей. Часто используется силуэт, совмещение различных масштабов. Давайте вспомним, что такое масштаб?
Учащиеся: Это отношение двух линейных размеров.
Преподаватель изо А что такое силуэт?
Учащиеся: Это очертание предмета, а сам предмет представляется цветовым пятном.
Преподаватель изо: Так как внимание зрителя к плакату длится секунды, то за это время плакат должен передать нужную информацию. Поэтому необходим зрительный образ. Восприятие образа моментально. Именно из-за дефицита времени восприятия в плакате часто используется художественная метафора, краткий текст. А что такое метафора?
Учащиеся: Это переносный смысл, переносное значение.
Преподаватель изо: Плакат – это синтез текста и изображения, одно невозможно без другого. Текст, составляющий обязательный элемент плаката, должен быть кратким и понятным с первого прочтения (исключение составляют лишь инструктивно-учебные плакаты). Вы знаете, что такое шрифт?
Учащиеся: Это манера начертания букв.
Преподаватель изо: Да, и характер шрифта должен соответствовать содержанию плаката, хорошо читаться. Надпись является элементом композиции плаката. Разумеется, помня о соблюдении всех этих требований, вы должны стремиться сохранить цельность, собранность плаката в пределах листа бумаги.
Самое главное в искусстве плаката - это композиционное решение. Вспомните, что такое композиция?
Учащиеся: Композиция – это объединение отдельных элементов в единое художественное целое.
Преподаватель изо: Композиция в плакате решает все: выбор художественного языка, перспективы, реального или условного соотношения фигур и предметов, плоскостного или объемного изображения, ритм, соотношение цветовых пятен, выбор нужного шрифта. В хорошем плакате все должно быть взвешенно и осознанно.
Политический плакат является одной из самых действенных форм политической агитации, воплощает изобразительными средствами политические задачи и лозунги. Необычайно широка тематика политических плакатов: борьба за мир, пропаганда политических партий, движений, разоблачение врагов. Многие плакаты создаются в честь праздников, важных международных событий. Учебные плакаты служат хорошим наглядным пособием в учебном процессе. Как вы уже убедились, тематика плаката чрезвычайно разнообразна.
Преподаватель изо: Теперь я попрошу вас резюмировать, каким должен быть плакат?
Учащиеся: Плакат должен быть ярким, броским, выразительным, лаконичным по композиции. Изображение должно сочетаться с кратким текстом. Шрифт текста должен хорошо читаться и соответствовать содержанию плаката, создавая единую композицию. Плакат должен привлекать к себе внимание.
III. Задание для самостоятельной творческой работы учащихся:
Преподаватель изо: Для выполнения творческой работы я хочу вас нацелить на заданную военную тематику «Памяти подвига народного ополчения в битве за Москву», посвященную 80-летию народного ополчения.
Преподаватель истории: в нашем колледже на базе Информационно-технологического отделения совместными усилиями преподавателей и студентов была создана выставка плакатов и артефактов, посвященных битве за Москву и подвигу дивизий народного ополчения. Мы ее сейчас посетим и закрепим полученные знания по истории и изобразительному искусству.
IV. Итоги урока
Выставка работ учащихся
Анализ и оценка выполненных работ на выставке.
|
Работа студентки ДИ-3А Рыбалкина Милена |
|
Работа студентки ДИ-3А Рыбалкина Милена |
|
Работа студентки ДИ-3А Бацких Елизаветы |
Источники и литература
Ополчение на защите Москвы. - М.,1978.
Зылев Б., Дарков А. В вяземском окружении. - М.,2020
Розов В. В Московском ополчении. - М.,2020
https://arch.mosreg.ru/opolchenie
https://www.mos.ru/city/projects/bitva/#rec304608305 /Государственное казенное учреждение Московской области
«Центральный государственный архив Московской области»
https://duma.mos.ru/ru/0/news/novosti/v-ramkahpatrioticheskoy-
programmyi-pamyati-moskovskogo-narodnogoopolcheniya-
v-parlamentskoy-biblioteke-mosgordumyipredstavili-
knigu-oni-otstoyali-moskvu-v-obyektive-fotoapparata
http://pobeda.mosmetod.ru/narod
Мастер – класс Акимов С.П. «Графический плакат» https://youtu.be/iUN7igr0nzo Жанна Кедрова. Народное ополчение. Москва 1941.
https://www.youtube.com/watch?v=fp-W4bgHyIg&ab_channel=%D0%96%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0%9A%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0 Булат Окуджава - Песня московских ополченцев/ Из д/ф "Великая Отечественная: Битва за Москву", реж. И.Гутман, ЦСДФ, 1979
https://www.youtube.com/watch?v=VUl9L2GcDrI&ab_channel=%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BF https://www.youtube.com/watch?v=UQpvIW7Az1g&ab_channel=FATUM1963
Повесть о московском ополчении. Писательская рота. Документальный фильм (2021) @Телеканал Культура
https://www.youtube.com/watch?v=ot_kdV4Fgok&ab_channel=%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
Анатолий Воронин о народном ополчении Москвы в 1941 году.
https://www.youtube.com/watch?v=Ox2MpzTKplM&ab_channel=TacticMedia
Речь И.В. Сталина 3 июля 1941 года
https://www.youtube.com/watch?v=Jn3Xrc7-Voo&ab_channel=%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF.%D0%A0%D0%A4
ДИВИЗИЯ МОСКОВСКОГО ОПОЛЧЕНИЯ
https://www.youtube.com/watch?v=6X7D0UjkeLY&ab_channel=%D0%A1%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%8F%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC
ПОДПУСТИМ ПОБЛИЖЕ - История Московского ополчения
https://www.youtube.com/watch?v=gvjscQ83Mow&ab_channel=%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%D0%9E%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 https://opolchenie.m24.ru/
Оборудование: ноутбук, проектор, образцы плакатов, стойки, доска, материалы выставки «80 лет народному ополчению»
1
Речь И.В. Сталина 3 июля 1941 года
https://www.youtube.com/watch?v=Jn3Xrc7-Voo&ab_channel=%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF.%D0%A0%D0%A4
2 https://arch.mosreg.ru/opolchenie
3 http://pobeda.mosmetod.ru/narod
4
Жанна Кедрова. Народное ополчение. Москва 1941/
https://www.youtube.com/watch?v=fp-W4bgHyIg&ab_channel=%D0%96%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0%9A%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0 5Афанасьев В., Центральный музей Вооруженных сил http://pobeda.mosmetod.ru/narod#:~:text=%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%90%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%8C%D0%B5%D0%B2,%D0%92%D0%BE%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%A1%D0%B8%D0%BB%20%D0%A0%D0%A4
6 https://opolchenie.m24.ru/