СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока « Обличение свинцовых мерзостей жизни» по повести Максима Горького " Детство" в 7 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока по литературе в 7 классе является дополнением к презентации по заданной теме

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока « Обличение свинцовых мерзостей жизни» по повести Максима Горького " Детство" в 7 классе»

Урок

по литературе

на тему

« Обличение свинцовых мерзостей жизни»

по повести Максима Горького «Детство»

в 7 классе

подготовила Юлдожбаева О.С.,

учитель русского языка и литературы





















Сценарий урока литературы в 7 классе « Обличение свинцовых мерзостей жизни» по повести Максима Горького «Детство»

Цели урока:

1. Обучение умению составлять характеристику героя; работа с текстом; изобразительно-выразительные средства текста; анализ ключевых сцен, эпизодов.

2. Развитие навыков сравнения героев, умения выявлять авторскую позицию через портрет, речь, внутренние монологи.

3. Воспитание внимательного отношения к слову, умения оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимания других и себя.

Задачи урока:

Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к литературе;

-воспитание ценностного отношения к слову;

-развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

-воспитание сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.

Развивающие:

-осуществление системно-деятельностного подхода;

-развитие критического мышления (с помощью технологии критического мышления – синквейн, технологии ТРИЗ - кластер) ;

-развитие внимания;

-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-развивать умение применять новые знания;

-развитие творческих, речевых способностей учащихся;

-формирование логических умений;

-развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

-развитие умения работать в парах, группах;

-развитие умения формулировать проблему;

Образовательные:

-собрать и систематизировать необходимый материал по образу Алеши Пешкова и его окружения, определить идейную направленность и проблематику повести, учить понимать авторскую позицию, высказывать собственное мнение, принимать решения в нестандартных ситуациях;

-развить умение формулировать определение понятий;

-развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

-обогащать словарный запас учащихся;

-совершенствовать технику чтения.

Оборудование:

-ПК с мультимедийной установкой;

-мультимедийная презентация к уроку;

- портрет Максима Горького.

Предварительная подготовка

- индивидуальное задание :подготовить сообщение о биографии писателя; найти и выписать из толкового словаря значение слов « мерзость», «свинцовый»( з ученика)

- групповое задание : найти и выписать цитаты из художественного текста –источника по образам героев.































Ход урока :

  1. Организационный момент. ( 1 мин)

Учитель : Ребята, я рада приветствовать вас в этот весенний прекрасный день на уроке литературы и надеюсь, что вам сегодня будет интересно , так как урок будет необычный, это урок-исследование, а исследовать, как известно, всегда интересно. Результатом нашего исследования станет кластер - схема, отражающий тему и основные понятия нашего урока, который мы будем заполнять в течение всего урока.

  1. Мотивация ( Слайд-шоу «Несчастная семья» 1 мин, обсуждение 1 мин)

Учитель :

- Итак, обратите внимание на слайд-шоу. Что на нем изображено? ( сцены из семейной жизни)

- Скажите, в каком произведении вам встречались подобные сцены, ситуации? Кто автор этого произведения?( повесть « Детство» Максим Горький)

-Как сам автор назвал подобные сцены жизни? ( Свинцовые мерзости жизни).

- Ребята, понять почему он их так назвал нам поможет автобиографическая справка, которую подготовил ученик нашего класса :

Сообщение учащегося ( Слайд 2- 3 мин) « Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького .Он рано лишился родителей. Провел детство в семье деда. Учиться не пришлось. Он рано испытал тяготы жизни, много странствовал по Руси, узнал тяжелый труд рабочих и беспросветную нищету. Вот почему, став писателем, он взял себе псевдоним Максим Горький ( т.е. горькая судьба) Впечатления своих детских лет он отразил в автобиографической трилогии « Детство», « В людях», « Мои университеты .Это не только история души ребенка, но и русская жизнь в определенную эпоху, которая и сегодня имеет свои отголоски. Герой пытается понять истоки зла и враждебности, противостоит им и тянется к светлому. Горький писал : « Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя : да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе : стоит; ибо это – живучая . подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей нашей жизни, тяжкой и позорной…»

  1. Целеполагание. (2 мин)

Учитель :

- Действительно, эти слова стали ведущей нитью повести. Горький показывает мрачное и трагическое в жизни героя, обличая, осуждая это, называя такие проявления «мерзостями жизни», и делает он это для того, чтобы с корнем вырвать из нашей жизни подобные проявления. Итак, как же будет звучать тема нашего урока-исследования? ( Тема « Обличение свинцовых мерзостей жизни»),

- А цель урока ? ( Цель: исследовать , как отражены свинцовые мерзости в повести, как они повлияли на характер героя, чему они противопоставлены.) Кластер- ( Слайд 3 )

  1. Актуализация знаний. ( 6 мин)

Учитель :

- Прежде чем мы приступим к исследованию. Я предлагаю поиграть в игру : «Ассоциации». Для этого нужно ответить на вопрос, как вы понимаете слова и с чем ассоциируются у вас слова «Мерзость, свинцовый» ( грязь, пакость, тяжелый, черный и т.д. ) Кластер-( Слайд 4)

- А теперь обратимся к толковому словарю, узнаем толкование этих слов. Сравним его с нашим пониманием.

Обращение к словарю ( 2 ученика с подготовленными словарными статьями)

Слово Мерзость в словаре Ожегова ( Слайд 5)

МЕРЗОСТЬ, -и, ж. (разг.). 1. см. мерзкий. 2. Предмет, вызывающий омерзение. Убери со стола эту м. 3. Гадкий поступок; отвратительные слова. Говорить мерзости.* Мерзость запустения (устар. и ирон.) - полное опустошение, разорение.

Синонимы :пакостность, неприятность, грязь, паскудность, омерзительность, отвратительность, гадость, свинство, пакость

Слово Свинцовый в словаре Ожегова ( Слайд 6 )

СВИНЦОВЫЙ, -ая, -ое; -ов. 1. см. свинец. 2. перен. Синевато-серый, цвета свинца. Свинцовые тучи. Свинцовые волны. 3. перен. Очень тяжелый. С. удар. Свинцовые кулаки (очень сильные). С. сон (непробудный). Свинцовая голова (о тяжести и боли в голове). С. взгляд (пристальный и недобрый). Свинцовая тоска (давящая). || сущ. свинцовость, -и, ж.

Кластер- ( Слайд 7)

Учитель :

- Ну что ж, мы можем прийти к выводу, что словосочетание « свинцовые мерзости жизни» значит отвратительные жизненные ситуации, в которых люди проявляют себя некрасиво, вызывая в окружающих обиду и боль ; это бессмысленная злоба людей, зависть к добру, желание навредить другому, сделать его жизнь несчастной.

- Нам понадобилось много слов, чтобы объяснить, как мы понимаем это выражение , а Горькому понадобилось всего три слова, чтобы его так ёмко описать. Какое художественное средство использовал Горький для этого? ( метафора, эпитет).

- Правильно, молодцы. Я бы его назвала - метафорический эпитет. Кластер-( Слайд 8)

  1. Создание проблемной ситуации, Работа в парах ( 1 вариант- по горизонтали),(2 вариант- по вертикали) (5 мин) :

Учитель :

- Ребята, героев в повести очень много, а все ли герои проявляют в своем поведении свинцовые мерзости или есть герои, поведение которых положительно влияло на душу нашего героя? ( есть положительные и отрицательные герои, называют их) ( Слайд 9)

- Для того , чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю разгадать кроссворд « Герои повести « Детство». заполнив ответами соответствующие графы таблицы :




































4

















2










































































5






































3




















3











































1






















1



















































































2
























































































По вертикали 1. «Она не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой». 2. «Меня учила тихонькая, пугливая тётка ..., женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что, мне казалось, сквозь них можно было видеть всё сзади её головы». 3.Это был худощавый, сутулый человек, с белым лицом в чёрной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках. Был он молчалив, незаметен и, когда его приглашали обедать, чай пить, неизменно отвечал: «Хорошее дело»4. Старший дядька героя, «черный гладковолосый, сухой, как дед , принюхиваясь ко всему носом дятла, вкусно чмокая губами, сладко жмуря беспокойные глаза, сухой, похожий на отца, но выше его ростом и черный, как головня. 5.Друг и защитник героя, «Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой.» По горизонтали. 1.Главный герой. «Я тоже начал зарабатывать деньги: по праздникам, рано утром, брал мешок и отправлялся по дворам, по улицам собирать говяжьи кости, тряпки, бумагу, гвозди». 2. Он казался ещё более рыжим, чем был раньше; голова его беспокойно качалась; яркие глаза искали чего-то на стене. Вынув из кармана пряничного козла, два сахарных рожка, яблоко и ветку синего изюма, он положил всё это на подушку, к носу моему. 3. Сын дяди Якова. «Худенький, темный, с выпученными, рачьими глазами, говорил торопливо, тихо, захлебываясь словами, и всегда таинственно оглядывался, точно собираясь бежать куда-то, спрятаться.» 4. Младший дядька героя. «Встряхнув кудрями, он сгибался над гитарой, вытягивал шею, точно гусь; круглое, беззаботное лицо его становилось сонным; живые, неуловимые глаза угасали в масляном тумане, и, тихонько пощипывая струны, он играл что-то разымчивое, невольно поднимавшее на ноги»
Обсуждение, проверка по шаблону ( Слайд10)




































я

д

я

я

к

о

в














Я

















А





Д

















Т





Я

















А





М
















Л





И



Ы














ь




Х



Г














к

О

в

с

А

ш

к

А
















Р



Й



Н















О



Л



О













л

е

Ш

а


о



к













Б



Е



















У



Е



















Ш



Д














е

д

у

ш

К

а


Е



















а



Л






















о




































(Слайд 11 )

- Заполните ответами соответствующие графы таблицы ( 2 мин):

Люди, которые дали Алёше «жизненную силу, насытили крепкой любовью к миру»

Герои, в поведение которых автор «обличает свинцовые мерзости жизни»

Главный герой повести «Детство»



Обсуждение, проверка по шаблону. (Слайд 12)

Люди, которые дали Алёше «жизненную силу, насытили крепкой любовью к миру»

Герои, в поведение которых автор «обличает свинцовые мерзости жизни»

Главный герой повести «Детство»

Бабушка

Дедушка

Алеша

Цыганок

Дядя Яков

Хорошее Дело

Дядя Михайло

Наталья

Сашка Яков



(Кластер –слайд 13)



6. Физминутка ( 2 мин) : Сейчас мы с вами немного отдохнем. Вы можете закрыть глаза или просто расслабиться ,глядя на монитор и представляя себя в счастливом детстве, где царит любовь, взаимопонимание и радость. Вы- маленький ребенок, вас глядят по головке ласковые родные руки мамочки, она вам улыбается, ее глаза смотрят на вас с любовью и теплотой. Рядом ваш папа , брат и сестра. Они тоже любят вас. Вы ощущаете их заботу друг о друге, добро и радость. Вы любите весь мир, а мир любит вас.

7. Нахождение выхода из проблемной ситуации . Работа в группах.( 10 мин)

Учитель:

- Мы с вами определили, круг людей, поведение которых осуждается в повести . Теперь вам предстоит в группах , исследуя художественный текст и используя цитаты, описать портрет и поведение героев повести , отвечая на вопросы , т.е составить образную характеристику в цитатах, результат своего исследования каждый заполнит в кластере-схеме . ( Слайд 14)



Группа : Дедушка


Группа : Дядя Яков

Группа: дядя Михайло


Группа: Сашка Яков

План образной характеристики в цитатах:

- Как выглядит герой? Какие художественные средства использует автор, чтобы описать его портрет?

- Какие свинцовые мерзости обличает автор в поведении героя?

- О каких качествах характера героя они говорят?

- Как к герою относится Алеша?


Примерные ответы групп:

Группа «Дедушка»:

-Сухонький старичок с рыжей бородкой, птичьим носом и зелеными глазками, опрятно одетый, складный, острый, с кривыми птичьими ногтями, похожий на козла и хорька. Эпитеты (сухой кулак; острые, обжигающие глаза), сравнения (точно козел)

- Деньги дороже детей, отказывается содержать бабушку – своенравный, упрямый, жадный; Говорит со всеми насмешливо, стараясь рассердить – злой ; Избивает домочадцев, получая от этого удовольствие – злой, жестокий, суровый; Завидует чужому добру, бабушке, что она лучше его – завистливый; бросает слепого Григория на произвол судьбы и внука после смерти бабушки – неблагодарный, безразличный; раздел имущества между детьми и бабушкой – мелочный;

- Герой осуждает, презирает, боится, не понимает дедушку. ( Кластер-слайд 15)

Группа « Дядя Яков»

- Младший сын деда, его дед любит больше, светлый, кудрявый, растрепанный . Эпитеты ( светлый, кудрявый, неуловимые глаза) сравнения ( точно гусь, похожий на изработанную метлу) Их с братом называют дикое племя, зверье, волки, злыдни, дикари, сволочи, окаянные

- Враждует с братом из-за любви отца, из-за наследства – злой, корыстный, завистливый; Забил насмерть свою жену – жестокий, злой; Виноват в смерти Цыганка – хитрый, ленивый; Надоумил сына поиздеваться над слепым мастером ради смеха– жестокий, глупый;

- автор осуждает, презирает, не понимает героя. ( Кластер-слайд 16)



Группа «Дядя Михайло»

- Старший сын деда, черный , гладковолосый, сухой, как дед, похожий на отца, но выше его ростом. Эпитеты ( черный, сухой, беспокойные глаза, принюхиваясь ко всему носом дятла, ) Сравнения ( как дед, как головня, ) Их с братом называют дикое племя, зверье, волки, злыдни, дикари, сволочи, окаянные

- Постоянно избивает свою жену, детей , устроил в доме пожар, когда все спали, жестоко шутит над слепым Григорием, получая от его страданий удовольствие - злой , жестокий, коварный, хитрый; Ругается с домочадцами, грубит на улице людям , грозится убить деда из-за наследства– грубый, глупый; Завидует брату, отцовскому наследству – завистливый, злопамятный; Виновен в смерти цыганка – ленивый, хитрый;

- Герой осуждает, презирает, боится. ( Кластер-слайд 17)



Группа «Сашка Яков»

- Сашка Яков - сын дяди Якова, злой хитрый мальчик, как и его отец, держался со взрослыми серьезно, ласково, готовый всегда и всячески услужить. Худенький, темный, с выпученными, рачьими глазами. Эпитет ( подхалим, рачьи глаза,) Сравнения ( как взрослый, точно старенький нищий)

- Выполнял жестокие поручения отца и дядьки, чтобы посмеяться над слепым Григорием – глупый, жестокий; Надоумил Алешу взять для окраски праздничную скатерть специально, чтобы того высекли – хитрый, злой, рассказал про скатерть деду – ябеда, доносчик, вредный;

- автор осуждает, презирает героя. ( Кластер-слайд 18)



Обсуждение. Представление результата.

- Вывод : « Свинцовые мерзости жизни» - это бессмысленная злоба людей, зависть к добру, желание навредить другому, сделать его жизнь несчастной.

8. Беседа. Заключительный этап исследования, заполнение кластера: ( 2 мин- Слайд 19)

Учитель:

- Чему и кому противопоставлены « Свинцовые мерзости» в повести? ( Они противопоставлены людям, которые дали герою жизненную силу, научили быть добрым, отзывчивым, любить жизнь, проявлять сочувствие)

- Как они повлияли «Свинцовые мерзости» на характер героя ? ( научили осуждать плохое поведение людей, ему было стыдно за некрасивое, омерзительное поведение родственников, воспитали умение стойко переносить тяготы жизни ).

( Кластер-слайд 20)

9. Рефлексия. « Вопрос-ответ»

Учитель:

- Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу: (Слайд 21)

Какую цель ставили?


Удалось достичь поставленной цели?


Каким способом?


Какие получили результаты?


Где можно применить новые знания?


Продолжите предложение : Я работал(а) сегодня ..

А)отлично, Б) хорошо, В) удовлетворительно, но буду стараться в следующий раз работать лучше, г) с удовольствием, д) с интересом











Обсуждение таблиц, объявление оценок.

10. Заключительный этап.( Слайд-шоу «Счастливая семья» 1 мин, обсуждение 1 мин) )

- Обратите внимание на слайд-шоу. Что на нем изображено? ( счастливые лица, счастливые семейные пары, в жизни которых царит любовь и взаимопонимание.)

- Я желаю вам , чтобы в ваших семьях возникали только такие картины, и никогда не было места свинцовым мерзостям.

11. Объявление домашнего задания.( 1 мин – Слайд 22) Творческая индивидуальная работа(на выбор).Учитель :

- Напишите синквейн «Свинцовые мерзости жизни», или сочинение-миниатюру на тему «Зачем нужно обличать свинцовые мерзости жизни».

Вспомни !!! Синквейн :

Существительное, словосочетание

2. прилагательных

3 глагола

Предложение

Словосочетание- ассоциация


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!