СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Юридические понятия семьи и брака

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока обществознания»

Сценарий открытого урока обществознания в 9 классе.


Тема урока: Юридические понятия семьи и брака.

Цели:

Формирование представлений у обучающихся о семье и браке в юридическом смысле;

обеспечить усвоение понятий, что такое семья в социальном плане; семья в юридическом плане; что такое брак в юридическом плане; что такое церковный брак; условия и порядок заключения брака;

совершенствовать умение учащихся давать характеристику семье и браку на основе анализа учебника и дополнительных источников знаний.


I. Мотивационно-целевой этап.

Встреча с проблемой.

Здравствуйте дети и уважаемые гости.

- Начать урок хотелось бы с одной притчи.

"В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов. 

Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует.

Говорит мужу: – Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы всё гладко и тихо. 

Пришёл тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается.

А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадёт. 

Но тут её мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. 

"Ох, что сейчас будет!", – думает сосед. 

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

– Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила. 
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу.

Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья. 

... Больно защемило сердце у соседа. Пришёл он домой расстроенный.

Жена к нему: 
– Ну что ты так долго? Посмотрел? 
– Да! 
– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы."

- О чём притча? Главный смысл этой притчи?

- Назовите ключевое слово темы нашего урока?


Организует постановку цели урока детьми.


- Какие цели мы перед собой поставим?


Актуализация опыта.

- Давайте вспомним, что собой представляет семья, кто является членами семьи и какие отношения существуют между членами семьи.

Затем учитель сообщает:

Семья играет большую роль в жизни человека и общества, в ней заключаются общественные отношения. Семья – это очаг хозяйствования, среда воспитания и культуры. Семья учит искусству жить вместе.

Организует работу по формированию понятия.

(Мозговой штурм).

- Ребята, давайте вспомним: Какой документ будет являться источником семейного права? (Семейный кодекс РФ)

- А ещё, самый главный, основной закон нашей страны?

Правильно, Конституция РФ. Откройте Конституцию и найдите ст. 19 и ст. 38. Что они закрепляют?

- А теперь назовите главный источник семейного права?

- А какие семьи бывают?

- А теперь давайте вместе рассмотрим «Виды семей».

Выделяют следующие классификации семьи.

Основа классификации.

Виды семьи.

По характеру распределения домашних обязанностей.

Традиционная.


Домашняя обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине.

К оллективистская.


Обязанности выполняются совместно (всей семьёй) или по очереди.

В зависимости от количества детей.

Бездетная.

Малодетная.

Многодетная.

В зависимости от родственной структуры.

Р асширенная.


Супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними.

Нуклеарная.

( лат. nucleus - ядро)


Супружеская пара с детьми.

М оногамная.


Муж и жена.

П олигамная.


Жена с мужьями или муж с жёнами.

В зависимости от распределения прав и обязанностей.

Патриархальная.


Где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется отец.

М атриархальная.


Где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать.

Э галитарная.


Ни один из супругов на претендует на власть, она делится поровну между мужчиной и женщиной. Тоже самое происходит и с социальными ролями и бытовыми обязанностями.

В зависимости от типа воспитания.

А вторитарная.


Основывается на авторитете родителей.

Л иберальная.


Строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек.

Д емократическая.


Характеризуется постепенным привитием детям такой черты, как сопричастность к судьбам других людей.


Функции семьи многообразны, вот несколько из них.

Функции семьи.

  • Репродуктивная.

  • Воспитательная.

  • Социализация.

  • Хозяйственно-экономическая.

  • Социально-статусная.

  • Защитная.

  • Духовного общения, досуга.


Итак, мы выяснили, что такое семья, узнали виды семей и функции семьи.

А теперь давайте обратимся к следующей ситуации.

Проблемная ситуация.

Ситуация.

Двадцатипятилетняя Ксения познакомилась с Алексеем – состоятельным разведённым мужчиной 45 лет. Вскоре он предложил ей уйти с работы и стать хозяйкой в его загородном доме. Союз пары казался благополучным. Она заботилась о нём, как о муже, проявляя такт и внимание. Он порой советовался с ней, баловал дорогими подарками, выводил в свет, знакомил с интересными, как ей казалось людьми. Но однажды после пяти лет совместной жизни Алексей заявил, что Ксения должна покинуть его дом, так как у него появилась другая, более молодая возлюбленная.


Можно ли назвать данную пару семьёй?

Проблемный вопрос: Может ли быть семья без брака, а брак без семьи?

Чтобы ответить на данный вопрос нам надо вспомнить, что означает семья в социальном плане?

Как вы думаете, что означает семья в юридическом плане?

Хорошо, а сейчас я вам предлагаю поработать с учебником на стр. 142-143. Прочитать текст и заполнить следующую таблицу.


Прочитать текст учебника на стр. 142-143 и заполнить следующую таблицу.


Понятия «семья» и «брак».

Семья в социальном плане.

Семья и брак в юридическом плане.
























Понятия «семья» и «брак».


Семья в социальном плане.

Семья и брак в юридическом плане.

Малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой. Уделяется больше внимания духовной общности семьи, во главу угла ставятся фактические семейные отношения, регулируемые нормами морали.

Семья – это союз лиц, соединённых правами и обязанностями, вытекающими прежде всего из официально оформленного брака.

Брак – это союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключённый в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности супругов.


Итак, может ли быть семья без брака, а брак без семьи?

Возвращаясь к проблемной ситуации. Эта и подобные ей истории, к сожалению, не редкость в современной России. Давайте попытаемся проанализировать ситуацию. Фактически Ксения и Алексей создали семью: они жили вместе, под одной крышей, проявляли заботу друг о друге, были связаны общим бытом. Однако в юридическом понимании данный союз семьёй не являлся, так как он не был официально зарегистрирован и поэтому не порождал юридических прав и обязанностей мужа и жены, а значит, был лишён правовой защищённости. С распадом фактической семьи один из супругов чаще всего женщина, как в нашем случае остаётся, как правило, у разбитого корыта. Собственником имущества считается тот, кем оно приобретено или на чьё имя зарегистрировано.


Кстати, по мнению одного из российских специалистов в области семейных отношений В.И. Зацепина, фактический брак или сожительство люди рассматривают по-разному: подавляющее большинство женщин его считаю «настоящим», равным юридическому браку, а большинство мужчин фактический брак считают безбрачием, временным сожительством.


- Что такое брак и какую цель брак несёт в себе?

Обратите внимание на характеристики брака: на стр. 143.

    1. Брак – это союз мужчины и женщины. В России признаются только разнополые браки.

    2. Цель брака – создание семьи. Брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений (например, получить возможность проживать в квартире супруга), называется фиктивным и поэтому признаётся недействительным.

    3. Брак – это союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа (записи актов гражданского состояния).

Следовательно, гражданский брак – это официальный, законный, а не фактический брак, как думают многие.

  1. Брак – это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности.

С принятием христианства на Руси правовое значение приобрёл церковный брак – венчание, который был заменён в 1917 г. браком гражданским в связи с принятием Декрета ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния.


Задание установить соответствие между Видами браков и их характеристикой.


Наименование вида.

Его характеристика.

Церковный брак.

Брак, который в России не влечёт юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного (канонического) права.

Фактический брак (сожительство).

Это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Такой брак порождает лишь отношения материнства и отцовства, которые создают определённый объём прав (например, право детей наследовать имущество любого из родителей). Сожители (с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут по закону наследовать имущество друг друга.

Юридический (гражданский) брак.

Союз мужчины и женщины. Добровольный союз. Союз, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Союз, целью которого является создание семьи. Союз, который порождает взаимные права и обязанности супругов.



Итак, предпосылкой возникновения семьи является законный брак (от древнерусского «братичи» - отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое).

Однако государственная регистрация брака возможна только при соблюдении определённых условий и порядка.


(Если достаточно времени, то предложить поработать с текстом) Семейный Кодекс РФ.

Поэтому я вам предлагаю поработать с документом и заполнить схему «Условия заключения брака».









Заполните схему:















Семейный кодекс Российской Федерации. Извлечения.

«Раздел II. Заключение и прекращение брака Статья 11

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц,
вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявле­ния в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданс­кого состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а так­же может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ре­бёнка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других об­стоятельств) брак может быть заключён в день подачи заявления.

  1. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

  2. Отказ органов записи актов гражданского состояния в регистра­ции брака может быть обжалован в суде лицами, желающими всту­пить в брак (одним из них).

Статья 12

  1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное со­гласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

  2. Брак не может быть заключён при наличии обстоятельств, ука­занных в статье 14 настоящего Кодекса.

Статья 13

  1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

  1. При наличии уважительных причин органы местного самоуп­равления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в ви­де исключения с учётом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены за­конами субъектов Российской Федерации.

Статья 14

Не допускается заключение брака между:

- лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом за­регистрированном браке;

- близкими родственниками (родственниками по прямой восходя­щей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сёстрами);

- усыновителями и усыновлёнными;

- лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспо­собным вследствие психического расстройства».

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. Какие условия согласно Семейному кодексу РФ не­ обходимы для заключения брака?

23. Какой брачный возраст установлен на территории России согласно Семейному кодексу РФ? Кто в Российской Федера­ции обладает правом снижения брачного возраста.


Задание. Распределите условия заключения брака и условия, при которых брак признаётся недействительным.


Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак.

Достижение вступающими в брак брачного возраста (18 лет).

Дееспособность вступающих в брак.

Отсутствие других браков.

Отсутствие близкого родства.

Отсутствие душевной болезни и слабоумия.


Один из супругов против своей воли был принуждён к вступлению в брак.

Супруг или оба супруга не достигли брачного возраста и он не был снижен в установленном законом порядке.

У вступивших в брак лиц (или одного из них) имелся другой нерасторгнутый брак.

Брак между близкими родственниками; усыновителем или усыновлёнными.

Брак между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Одним из лиц, вступающих в брак был сокрыт факт наличия заболевания, передающегося половым путём, или ВИЧ-инфекции.


Задача 1.

Анастасия Никифорова (19 лет) и Виктор Кузнецов (17 лет) решили пожениться. Работники ЗАГСа, в котором они решили зарегистрировать свой брак указали на необходимость несовершеннолетнему Кузнецову получить согласие на заключение брака в органах местного самоуправления по месту жительства.

Кузнецов считал, что такое разрешение ему не нужно, так как он решением суда объявлен полностью дееспособным.

Правы ли работники ЗАГСа?



Предполагаемые ответы обучающихся.

Эмансипированный согласно ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний не приобретает брачную дееспособность в силу только одного факта эмансипации. Для вступления в брак он должен получить соответствующее разрешение в органах местного самоуправления на общих основаниях.


Возможные случаи расторжения брака.


Через органы ЗАГС.

В суде.

Нет общих несовершеннолетних детей.

В семье есть несовершеннолетние дети.

Обоюдное согласие.

Один из супругов не хочет расторгать брак.

Объявление одного из супругов судом недееспособным, безвестно отсутствующим.

Один из супругов уклоняется от расторжения брака (например не приходит в ЗАГС, ссылаясь на занятость).

Один из супругов приговорён к лишению свободы на срок свыше трёх лет.

Если брак зарегистрирован без намерения создать семью.

В случаи смерти супруга.



Проанализировать диаграмму.

В городе Z в ходе социологического опроса пар, расторгнувших брак, им задавали вопрос:

«Кто из супругов виноват в разводе?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется а) сходство и б) различие.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


В городе Z в ходе социологического опроса пар, расторгнувших брак, им задавали вопрос: «Кто из супругов виноват в разводе?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется а) сходство и б) различие.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.


Ну а теперь, давайте проверим, на сколько вы усвоили тему нашего сегодняшнего урока, а для этого я вам предлагаю выполнить задания.

Проверить, обсудить вместе.


V. Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия.

Учитель предлагает ученикам вернуться к задачам, которые они решали в начале урока и ещё раз попытаться ответить на возникшие у них вопросы после того как ученики прошли тему «Юридические понятия семьи и брака» и сделать выводы уже после того как они узнали новые для себя факты.

Учащиеся пишут эссе, начав его с фразы: «Оказывается, семья с юридической точки зрения - это…». Затем тексты зачитываются соседу по парте, а затем один из учеников класса подводит итог всего урока (читает свое сообщение перед всем классом, а остальные его внимательно слушают и осознают для себя, что узнали на сегодняшнем уроке). Составление синквейна на понятия семья и брак.

Синквейн на тему Семья

семья

большая дружная

любят заботятся живут

все вместе под одной крышей

ячейка общества

Синквейн на тему Брак

брак

добровольно, торжественно

преобразуется, упорядочивается, реализуется

регулируемая обществом постоянная связь

семья

Домашнее задание: §18 до стр. 145, читать записи в тетради, выполнить задания 1 рубрики «В классе и дома»

Работа с цитатой.

«Жить в браке – это большой труд, духовный труд, напряжение, для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости».

В. А. Сухомлинский.


Ребята, перед вами дерево. Вы видите, что оно сухое, безжизненное. На ваших столах вы видите по 2 листочка разного цвета. Коричневый выберут те, кто считает, что семья человеку не нужна, а зеленый, те, кто считает, что семья необходима. Давайте попробуем оживить наше дерево, т.е. подарить ему листву, ну а цвет, каждый выберет по своему усмотрению.
Я очень рад, что на нашем дереве нет ни одного коричневого увядшего листка. Оно зазеленело, ожило, и это вселяет в меня уверенность, что вы создадите здоровые, полноценные семьи на благо нашего государства.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!