Сценарий урока:
1. ГК РФ Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
2. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Прошу выключить мобильные устройства.
2.Сегодня мы перемещаемся в к темам связанным с социальной сферой жизни общества вы уже в 8 классе познакомились с рядом понятий. Предлагаю провести небольшую разминку и проверить остаточную память:
Мы будем играть в крестики-нолики:
Да-+; нет -0
Вопросы:
Каждый человек принадлежит к какой-либо из социальных групп или занимает промежуточное положение.(да)
В примитивном обществе много статусов и мало групп.(нет)
Раньше общество жило хуже и численность бедных была ниже.(нет)
Племя – историческии не первая ступенька формирования этноса.(нет)
Социальная структура общества - это совокупность социальных групп, классов, страт , других общностей, а также отношений между ними, возникающих на основе разделения труда.(да)
Самый трудный случай – решение политических конфликтов.(нет)
Чем выше общественное положение человека, тем ниже его доход.(нет)
Народность – высший исторический тип этноса.(нет)
Социальный статус– это положение человека в обществе.(да)
Вывод:
Мы с вами вспомнили понятия: социальная группа, социальная структура, социальный статус.
Сегодня я предлагаю вам обсудить следующее высказывание и подготовить опорный конспект для написания эссе:
Возможно, равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом. О.де Бальзак (1799- 1850гг.),французский писатель.
Вопрос: Какую проблему поднимает писатель?
Смысл высказывания:
Достигнуть равенства в обществе невозможно.
Цели урока:
актуализировать знания о социальной сфере жизни общества.
Развивать умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации;
Совершенствовать умение рационально решать познавательные задачи;
Формировать отношение к социальным проблемам.
Метапредметные результаты:
Оборудование урока: схемы, пакет документов, презентация.
Оценивать результат мы будем с использованием критериев для данного типа задания при сдаче ЕГЭ:
К1 – Раскрытие смысла высказывания
К2 - Избранная тема ( в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника ) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы
К3 - Качество фактической аргументации
Задание:
Прошу вас сформулировать вопросы, которые помогут нам получить планируемый результат во время работы над данной проблемой.
Предполагаемые ответы:
Причины появления неравенства
Время появления неравенства
Критерии дифференциации
Способы ликвидации неравенства
Работа в группах:
Для экономии времени я вам распечатала шаблон опорного конспекта, который мы и заполним во время урока.
1 группа – аналитики (актуальность темы по статистическим материалам)
1. Проанализируйте данные диаграммы, свидетельствующие об экономической стратификации общества в стране Z
Какие выводы можно сделать о состоянии общества по данной диаграмме ? ( Запишите выводы на лист разборчивым почерком)
2 группа – знатоки терминов:
Задание: Решить и записать какие понятия есть в ответе( словами):
1.Касты, сословия, классы — это
1) типы социальной стратификации
2) этапы развития государств в новое время
3) социальные группы, присущие средневековому обществу
4) элементы социального статуса личности
Пояснение.
Социальная стратификация — это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.
Правильный ответ указан под номером 1.
4. В обществоведении под социальной стратификацией понимают
1) наличие в обществе различных сфер
2) разделение общества на группы, занимающие различное положение
3) социальную поддержку малообеспеченных групп населения
4) повышение социального статуса
Пояснение.
Наличие различных сфер — структура общества.
Соц. поддержка — социальная политика государства.
Повышение соц. статуса — социальная мобильность.
Правильный ответ указан под номером 2
5
6. Привести в соотвествие :
1.социальное неравенство | .объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений... |
2.социальные группы | 2. форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. |
3.социальная дифференциация | 3. это разделение общества нагруппы, занимающие разное социальное положение |
3 группа – теоретики ( причины социального неравенства)
Задание: Прочитать текст и заполнить таблицу( писать разборчиво):
Причины социального неравенства
Имя ученого или название направления (если указано в тексте) | Причина |
| |
| |
| |
| |
| |
Основой причиной неравного положения людей в обществе, некоторые представители социологической мысли, считают общественное разделение труда. Однако, ученые объясняют по-разному, вытекающие из этого последствия и, особенно, причины воспроизводства неравенства
Герберт Спенсер считает, что источником неравенства являются завоевания. Тем самым, господствующий класс – победителей, и низший класс – побежденных. Военнопленные становятся рабами, вольные хлебопашцы – крепостными. С другой стороны, частые или постоянные войны приводят к заведомому доминированию тех, кто функционирует в государственной и военной сфере. Таким образом, действует закон естественного отбора: более сильные господствуют и занимают привилегированное положение, а слабые им подчиняются и находятся на низших ступенях социальной лестницы.
Карл Маркс считал, что первоначально разделение труда не ведет к подчинению одних людей другими, а, являясь фактором овладения природными ресурсами, вызывает профессиональную специализацию. Но усложнение процесса производства способствует разделению труда на физический и умственный. Это разделение исторически предшествовало образованию частной собственности и классов. С их появлением определенные сферы, виды и функции деятельности закрепляются за соответствующими классами.
В противовес этому утверждению Макс Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе.
Как считал Эмиль Дюркгейм, причина неравенства — это необходимость поощрять самых лучших. Во всех обществах одни профессии считаются более важными, чем другие.
С точки зрения теории конфликта, причина неравенства — это защита привилегий власти, кто контролирует общество и власть, тот имеет возможность извлекать выгоды лично для себя, неравенство — результат уловок влиятельных групп, стремящихся сохранить свой статус.
Роберт Михельс вывел железный закон олигархии: олигархия складывается всегда, когда численность организации превышает определённую величину.
4 группа – теоретики(типы неравенства):
Задание:
Прочитать документ и ответить на вопрос №1 .
( ответ записать разборчивым почерком) - параграф в учебнике №14, с.160, вопрос №1.
5 группа – теоретики( взгляды ученых на ликвидацию неравенства)
Задание:
Прочитать текст в учебнике и выписать на лист возможные способы ликвидации неравенства (параграф №14 , с.154)
Как вы считаете - есть ли необходимость в ликвидации неравенства ?
Работа класса : оформление опорного конспекта.
Задание классу:
1.Прошу привести примеры наличия социального неравенства в современном обществе. (обсуждение примеров)
2. Прошу определить свое отношение к мнению писателя и аргументировать свою точку зрения.
ДЗ: написать эссе, используя опорный конспект.